А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу





Скачать 86.82 Kb.
НазваниеА. Ю. Кромин Экономический факультет мгу
Дата публикации18.11.2014
Размер86.82 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА

А.Ю.Кромин

Экономический факультет МГУ
ВВЕДЕНИЕ

Создание группой энтузиастов во главе с Алексеем Ламыкиным (lamykin@econ.msu.ru) и Владимиром Пшенкиным (pshenkin@econ.msu.ru) в 1995 году сайта экономического факультета МГУ в сети Интернет явилось первым опытом общения факультета с внешним миром через «Всемирную паутину». В настоящее время официальный Web-сервер (http://www.econ.msu.ru) экономического факультета МГУ (дизайн и содержимое которого недавно претерпели значительные изменения в связи с предстоящим празднованием 60-летия факультета) являет собой не только статичный источник информации о факультете, событиях и новостях из жизни кафедр и лабораторий, всевозможной справочной информации, но все чаще становится инструментом интерактивного общения со студентами и преподавателями факультета.

Следующей вехой явилось объединение к началу 1999 года шести разрозненных учебных компьютерных классов факультета в единую учебную локальную вычислительную сеть, имеющую доступ через общеуниверситетскую сеть MSUNet в сеть Интернет. Это позволило многим преподавателям использовать для занятий со студентами не только информационные ресурсы, расположенные на учебном сервере факультета, но и через сеть Интернет во время занятий в режиме «Online» работать с оперативной экономической информацией, а также с различными базами данных, особенно теми, где информация постоянно обновляется.

Одновременно в 1999 году было закончено построение общефакультетской компьютерной сети, объединившей деканат, кафедры, лаборатории и другие подразделения факультета. Эта сеть также сопряжена с общеуниверситетской сетью MSUNet.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Наиболее простым способом использования возможностей Интернет-технологий для образовательных целей является применение электронной почты. С ее помощью происходит дополнительное общение преподавателя со студентами вне стен лекционной аудитории. Ярким примером такого подхода может служить читаемый с 1998 года доцентом кафедры политической экономии экономического факультета А.В.Сорокиным (soral@online.ru) для студентов в третьем семестре курс «Экономические системы в структуре хозяйства». Содержание курса - знакомство студентов с особенностями традиционной, командной и рыночной экономики и функционированием государственных, «народных» предприятий и классических рыночных фирм в российской экономике. Особенностью авторского курса является его чтение в большой лекционной (более 200 человек) аудитории без проведения семинарских занятий. Эта задача была в значительной степени решена в результате использования электронной почты.

При использовании Интернет-технологий учитывалась степень обеспеченности студентов доступом в Интернет с домашнего компьютера. Так в 1998 году всего 49 студентов из 220 записавшихся на курс студентов (23%) имели такой доступ, в 1999 году – 66 из 267 (24%), в 2000 году – 102 из 232 (44%), а в 2001 году имели доступ в Интернет почти 90% студентов. Опыт показывает, что доступ с домашнего компьютера (при том, что студенты имеют доступ в Интернет в компьютерных классах факультета) более эффективен, учитывая загруженность студентов на факультете. Исходя из этих обстоятельств, Интернет-технологии дублировались распространением информации стандартным способом (распечатки), созданием электронной библиотеки курса на студенческом сервере факультета, более того, в отдельных случаях преподавателю приходилось записывать информацию на дискеты студентов.

В основе текущего контроля был рейтинг, который складывался из трех основных позиций. (1) Учет посещаемости. Студенты расписывались на «явочном листе», данные о неявке вносились в рейтинг. (2) Сумма мест по тестам. (3) Баллы по основным рефератам. Студентам было предложено два обязательных реферата. Введение четвертой, дополнительной позиции рейтинга было связано с тем, чтобы дать возможность студентам, пропустившим занятия по различным причинам, «компенсировать» свой пропуск, а, с другой стороны, получить преимущество на экзамене. В эту позицию входили баллы за дополнительные виды работ: переводы, факультативные рефераты, факультативные тесты. Важно, что студенты получали информацию о своем месте по рейтингу еженедельно: во-первых, по списку рассылки по электронной почте, во-вторых, в виде распечатки. Постоянная информация о месте по рейтингу позволяла каждому студенту скорректировать свое поведение и добиться улучшения своего положения: такая возможность была предоставлена каждому студенту.

Итоговый рейтинг перед экзаменом включал как три основные, так и четвертую – дополнительную позицию: т.н. «предполагаемая оценка» базировалась на основных видах работ, в то время как дополнительные виды работ учитывались в индивидуальном порядке. На экзамене преподаватель беседовал со студентом, имея в руках тесты, обязательные рефераты и дополнительные письменные работы. Помимо ответов на экзаменационные вопросы студент должен был подтвердить самостоятельную работу над рефератом. Особенностью контрольных работ был их творческий характер, т.е. студент не воспроизводил содержания лекций, а должен был сделать логические выводы, основываясь на содержании лекций. Литературу для обязательных рефератов студенты получали по электронной почте, но могли получить ее и в компьютерном классе факультета из электронной библиотеки студенческого учебного сервера.

В наибольшей степени Интернет-ресурсы использовались при написании дополнительных рефератов и подготовке переводов. Необходимая информация подбиралась из электронных библиотек европейских и американских университетов. Студентам были предложены тексты известных экономистов на английском и французском языках, которые ранее не были переведены на русский язык. Тексты отбирались с целью дать представление о стиле того или иного автора (как правило, это небольшие статьи, иногда – монографии). За перевод (каждому студенту предлагалось перевести от 5 до 10 страниц) давалось не так много баллов и для преподавателя было некоторой неожиданностью то, что переводами ежегодно заинтересовывалось около 30% студентов. Не обошлось и без студенческой изобретательности, поскольку были попытки механического перевода с использованием компьютерных программ, но такие попытки пресекались. Качество переводов было неравноценно, но задача знакомства студентов с оригинальными текстами была выполнена. Перевод был «пробным шаром» и студентам, сделавшим его, предлагалось подготовить небольшой дополнительный реферат по тексту перевода с привлечением либо работ данного автора, либо работ других авторов по той же теме.

ЭТАП ВТОРОЙ – СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИТОТЕК

С целью эффективного информационного обеспечения учебного процесса многие кафедры экономического факультета МГУ самостоятельно или совместно с другими кафедрами не только экономического факультета, но и других подразделений МГУ разрабатывают информационные сайты, формируют электронные библиотеки, создают и поддерживают научные базы данных.

Например, в январе 2000 года был открыт сайт Центра по изучению проблем народонаселения (http://dmo.econ.msu.ru). Это был первый демографический сервер в России, содержащий статистическую информацию о естественном движении населения Российской Федерации, анализ современной демографической ситуации в России, данные о публикациях по проблемам народонаселения, анонсы различных событий в демографическом мире и пр.

Свои сайты открыли кафедры: математических методов анализа экономики (http://mmae.econ.msu.ru), экономики предприятия и основ предпринимательства (http://eed.econ.msu.ru), финансов и кредита (http://fc.econ.msu.ru) и т.д.

Для будущих студентов экономического факультета МГУ открыли свои сайты: Экономико-математическая школа (http://www.emsch.ru), Школа молодого предпринимателя (http://shmp.econ.msu.ru), Школа финансов (http://fs.econ.msu.ru) и т.д.

Кафедрой управления рисками и страхования (risks@mail.econ.msu.ru) совместно с сотрудниками Управления информационных и телекоммуникационных технологий МГУ создана база данных страховой статистики по Российской Федерации, при этом данные приводятся в текущих ценах, а также в сопоставимых ценах и в сравнимой валюте. Подобные издания о российском рынке отсутствуют, поэтому созданная база данных может послужить основой для исследований о динамике развития молодого российского страхового рынка.

Кафедра макроэкономического регулирования и планирования принимает активное участие вместе с другими подразделениями МГУ в разработке двух Интернет-проектов: «Университетская информационная система РОССИЯ» (http://www.cir.ru) и «Бюджетная система РФ» (http://www.budgetrf.ru).

ЭТАП ТРЕТИЙ – СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ

Более продвинутым шагом является создание преподавателями собственных сайтов для учебных курсов и налаживание работы со студентами через Интернет.

В качестве удачного примера можно привести созданные под руководством доцента кафедры математических методов анализа экономики В.И.Черняка (che@crow.academy.ru) сайты: курса «Дискретная математика» (http://crow.academy.ru/dm), читаемого для студентов бакалавриата 1-го курса, и курса «Прикладная эконометрика» (http://crow.academy.ru/econometrics), читаемого для студентов магистратуры 1-го года обучения. В ходе чтения и проведения курсов осуществлялась интенсивная интерактивная связь со студентами. В течение семестра студенты прислали по электронной почте более 1200 писем с выполненными заданиями и своими вопросами. Каждое письмо было прочитано, задания проверены, и на все вопросы посылались необходимые ответы. По отзывам студентов, они особенно ценили эту возможность персонального общения с преподавателем и возможность получить дополнительную информацию по своему запросу. Идея интерактивного обучения в Интернет была с энтузиазмом поддержана студентами, часть из которых разработали и разместили в Интернет свои собственные сайты с решениями и обсуждениями заданий курса, а также с реализацией общения между студентами, например, http://www.dddd.mailru.com.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ – ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Внедрение профессиональных систем дистанционного обучения на экономическом факультете МГУ началось благодаря тому, что в 2000 году факультет стал участником реализации проекта «Реформа экономического образования с использованием технологий дистанционного обучения», осуществляемого по инициативе и совместными усилиями Института Всемирного Банка и Министерства образования Российской Федерации при поддержке Московского Общественного Научного Фонда (Институт «Открытое общество»). На первой стадии реализации проекта зарубежными и российскими специалистами (в числе которых были преподаватели экономического факультета МГУ) был подготовлен учебник «Экономика: вводный курс», включающий разделы «Микроэкономика» и «Макроэкономика», который совсем недавно был дополнен еще одним пособием «Макроэкономика: промежуточный уровень», предназначенным для углубленного изучения макроэкономики. Электронные версии учебников стали основой для создания дистанционного курса «Экономическое образование для российских университетов». Оболочка электронного курса, программное обеспечение которой разработано специалистами Института Всемирного Банка, имеет следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов. Электронная оболочка полностью адаптирована как к среде Интернет, так и Интранет, а имеющиеся в ней электронные средства отличаются гибкостью, что позволяет реализовать весь комплекс образовательных функций в системе дистанционного обучения.

Благодаря внедрению в рамках этого проекта дистанционного курса в образовательный процесс госуниверситетов Омска, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска, Уфы стало допустимым проведение между ними Интернет-конференций, поскольку все ВУЗы – участники проекта получили идентичные программные пакеты. Первым шагом в этом направлении стала проведенная в апреле 2000 года Первая Всероссийская студенческая научная Интернет-конференция «Пути активизации инвестиционной деятельности в регионах России». Успешный опыт решено было продолжить с расширением круга участников и привлечением ведущих университетов стран СНГ. В мае 2001 года при организационно-методической поддержке Института Всемирного Банка прошла Первая Евразийская студенческая научная Интернет-конференция «Становление информационно-сетевой экономики», в которой приняла участие команда студентов 2-3 курсов экономического факультета МГУ под руководством доцентов кафедры политической экономии О.Н.Антипиной и Н.А.Миклашевской. В качестве участников этой конференции выступили также команды Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов, Саратовского госуниверситета, Омского госуниверситета, Ташкентского государственного экономического университета, Бизнес-школы ТашГУ, Международного университета Кыргызстана и Казахского госуниверситета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconМинздрава России Кафедра физиологии А. А. Кромин, Ю. П. Игнатова
Кромин, А. А. Физиология висцеральных систем: сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности...
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconМонография / Под редакцией К. В. Папенова, М. М. Крюкова, К. А. Хубиева....
Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета мгу имени М. В. Ломоносова за 2005—2006 гг
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconПрограмма учебного курса Инженерная геология, часть 2
Москва, Воробьевы горы, мгу, геологический факультет мгу, кафедра инженерной и экологической геологии
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес редакции: 119992, Москва, Ленинские горы, мгу, III учебный корпус, экономический факультет, к. 331, тел. (495)939-4183, факс...
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес редакции: 119992, Москва, Ленинские горы, мгу, III учебный корпус, экономический факультет, к. 331, тел. (495)939-4183, факс...
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconБелаякнига
Единый государственный экзамен. Белая книга. М.: Факультет журналистики мгу, 2008
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconМ. В. Дмитриев (мгу, Истор факультет)
Православие, католицизм, протестантизм в культуре Европы: специфическое и общехристианское
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconСоциологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова
V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconНазвание доклада иванов И. И. 1, Петров П. П. 2, Сидоров С. С. 1,2...
Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconДиссертации: “Анализ разнообразия антитело-образующих клеток в иммунном ответе на овальбумин”
Высшее образование: биолог, специальность “Микробиология” 1989, Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, Москва
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconФакультет «Экономический» «утверждаю»
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconУроки : Тема «Макрорайоны сша»
Образование: Башкирский Государственный Университет, экономический факультет, 1996 год
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconАссоциация российских географов-обществоведов (арго) Институт географии...
Комиссия по кристаллохимии и рентгенографии минералов Российского Минералогического Общества
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу iconЭкономический факультет
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск