Скачать 1.17 Mb.
|
ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России Кафедра физиологии А.А. Кромин, Ю.П. Игнатова ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМсборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности 060103 «Педиатрия» Тверь 2012 Авторы-составители: зав. кафедрой физиологии ТГМА, профессор А.А. Кромин доцент кафедры физиологии ТГМА, к.м.н. Ю.П. Игнатова Рецензенты: зав. кафедрой фармакологии и клинической фармакологии ТГМА, профессор, д.м.н. С.Б. Марасанов зав. кафедрой патологической физиологии ТГМА, доцент, к.м.н. О.В. Волкова Кромин, А.А. Физиология висцеральных систем: сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности 060103 «Педиатрия» [Электронный ресурс] / А.А. Кромин, Ю.П. Игнатова. - Тверская гос. мед. акад., [Тверь]:; 2012 г. 1 эл. опт. д.(CD–ROM). Сборник заданий для промежуточной аттестации рекомендован ЦКМС ТГМА для использования в учебном процессе по специальности 060103 «Педиатрия». Сборник предназначен для самостоятельной подготовки студентов 2 курса, педиатрического факультета к зачету по дисциплине «Физиология висцеральных систем». Предисловие………………………………………………………………….………………….41. Критерии оценок………………………………………….……………………………….....5 1.1 Формы промежуточной аттестации…………………………………………………....5 1.2. Оценка уровня сформированности компетенций………………………….…………5 1.3. Критерии оценки на собеседовании по контрольным вопросам……………………5 1.4. Критерии оценки решения ситуационных (учебных) задач…...…………………….5 1.5. Критерии оценки контрольной работы…………………….…...…………………….5 1.6. Критерии оценки реферата………………………………….…...…………………….6 1.7. Итоговая оценка…………..………………………………….…...…………………….6 2. Оценочные средства промежуточного контроля..………………………………………7 2.1. Вопросы для собеседования…………………………………………………….………...7 2.2. Примеры ситуационных (учебных) задач ……………………………………….…...8 2.2.1. Эталоны правильных ответов к ситуационным (учебным) задачам……………..9 2.3. Вопросы-задания для контрольных работ…………………………………………...9 Предисловие Сборник заданий для промежуточной аттестации составлен в помощь студентам 2 курса педиатрического факультета при подготовке к зачету по дисциплине «Физиология висцеральных систем». Он включает в себя: характеристику используемых форм промежуточного контроля, критерии оценок и оценочные средства для зачета. Сборник заданий составлен в соответствии с требованиями Федерального ГОС по специальности 060103 «Педиатрия» (Москва, 2011 г.) рекомендациями Центра тестирования (Москва, 2006 г.). 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 1.1. Формы промежуточной аттестации В соответствии с основной образовательной программой и учебным планом по завершению обучения по дисциплине проводится:
1.2. Оценка уровня сформированности компетенций
Студент, получивший не удовлетворительную оценку на одном из этапов зачета, к следующей форме контроля сформированности компетенций не допускается. 1.3. Критерии оценки на собеседовании по контрольным вопросам «Зачтено»: - студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы («отлично» - 5). – студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем («хорошо» - 4). – студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает не достаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем («удовлетворительно» - 3). «Не зачтено»: - студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать («неудовлетворительно» - 2). 1.4. Критерии оценки решения ситуационных (учебных) задач Студентом правильно решено (из 5 задач): - 0, 1, 2 задачи - оценка «2» (не зачтено) - 3 задачи – оценка «3» (зачтено) - 4 задачи – оценка «4» (зачтено) - 5 задач - оценка «5» (зачтено) 1.5. Критерии оценки контрольной работы Студентом даны правильные ответы в письменной форме на вопросы-задания (из 70 максимально возможных баллов – 100%): - 70% и менее - оценка «2» (не зачтено) - 71-80% заданий – оценка «3» (зачтено) - 81-90% заданий – оценка «4» (зачтено) - 91-100% заданий – оценка «5» (зачтено) 1.6. Критерии оценки реферата 1.6.1. Общие критерии оценки:
1.6.2. Частные критерии оценки относятся к отдельным структурным элементам реферата:
Критерии оценки основной части:
Критерии оценки заключения:
1.6.3. Итоговая оценка за реферат «Зачтено», если - выполнены все требования к написанию реферата (оценка «5»); - основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты - имеются неточности в изложении материала; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении (оценка «4»); – имеются существенные отступления от требований к реферированию (тема раскрыта лишь частично; отсутствует логическая последовательность в суждениях; допущены ошибки в оформлении реферата) (оценка «3»). «Не зачтено», если – требования к реферату не выполнены - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, не соблюдены правила оформления (оценка «2»). 1.7. Итоговая оценка «Зачтено» - положительные итоговые оценки на всех этапах контроля уровня сформированности компетенций (или положительные итоговые оценки по результатам рубежного контроля на практических занятиях); оценка за реферат «зачтено». «Не зачтено» - не удовлетворительные оценки на этапах контроля уровня сформированности компетенций (или не удовлетворительные итоговые оценки по результатам рубежного контроля на практических занятиях); оценка за реферат «не зачтено». 2. Оценочные средства ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 2.1. Вопросы для собеседования
2.2. Примеры ситуационных (учебных) задач Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задачи, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Укажите номера правильных ответов. Объясните Ваш выбор Задача 1. У эмбриона взяли полоску сердца и поместили ее в раствор трипсина. Через некоторое время отдельные клетки самопроизвольно стали генерировать ПД. Какие клеточные структуры сердца эмбриона взяли для исследования? 1) типичные кардиомиоциты предсердий 2) типичные кардиомиоциты желудочков 3) атипичные кардиомиоциты Задача 2. Раствор сердечных гликозидов для внутривенного введения назначают в 5% растворе глюкозы. Изменится ли функция эритроцитов в этих условиях? 1) происходит набухание эритроцитов 2) происходит сморщивание эритроцитов 3) происходит осмотический гемолиз эритроцитов 4) функция эритроцитов не изменяется Задача 3. У ребенка при грудном вскармливании гидролитические ферменты поступают в пищеварительный тракт в составе молока матери. Как называется такой тип пищеварения? 1) симбиотное 2) аутолитическое 3) собственное Задача 4. У ребенка в возрасте 6 лет дыхательный объем составляет 150 мл, а ЖЕЛ равна 1000 мл. Соответствуют ли такие показатели средне-статистической возрастной норме? Чему равна величина ДО и ЖЕЛ у ребенка в 6 лет? 1) соответствуют возрастной норме 2) не соответствуют возрастной норме 3) ДО = 140 мл 4) ДО = 175 мл 5) ЖЕЛ = 1,2 л 6) ЖЕЛ = 1,8 л Задача 5. В первые дни после рождения насыщение крови кислородом достигает 98%. За счет каких факторов обеспечивается высокий уровень насыщения крови кислородом? 1) высокое содержание эритроцитов 2) низкое содержание эритроцитов 3) высокий уровень содержания фетального гемоглобина 4) низкий уровень содержания фетального гемоглобина 5) высокая частота дыхания 6) низкая частота дыхания 2.2.1. Эталоны правильных ответов к ситуационным (учебным) задачам 1-3. 2-4. 3-2. 4-2, 4, 5. 5-1, 3, 5. 2.3. Вопросы-задания для контрольных работ Инструкция. Вашему вниманию предлагаются задания-вопросы, на которые надо ответить в письменной форме. В скобках для каждого задания указано максимальное число баллов, которые можно получить при полном и правильном ответе. Модуль 1. Система крови 1.1. Внутренняя среда организма 1. Дайте определение гомеостаза. (2) 2. Что является необходимым условием для оптимального протекания клеточного метаболизма и осуществления физиологических функций? (1) 3. Дайте определение внутренней среды организма. (2) 4. Перечислите основные биологические жидкости внутренней среды организма. (4) 5. Укажите объем каждой из основных биологических жидкостей внутренней среды организма. (4) 6. Какие биологические жидкости относятся к интравазальным жидкостям? (2) 7. Какие биологические жидкости относятся к экстравазальным жидкостям? (2) 8. Укажите объем воды, содержащейся в организме взрослого здорового человека. (1) 9. Перечислите основные водные пространства организма. (4) 10. Укажите объем каждого из основных водных пространств организма. (4) 11. Дайте определение крови. (2) 12. Назовите составные части крови. (2) 13. Назовите основные компоненты системы крови по Г.Ф. Лангу. (4) 14. Назовите основные функции крови. (4) 15. Перечислите основные виды транспортной функции крови. (4) 16. Какой вид транспортной функции крови обеспечивает перенос О2 и СО2 кровью? (1) 17. Какой вид транспортной функции крови обеспечивает перенос кровью пластических и энергетических веществ к тканям? (1) 18. Какой вид транспортной функции крови обеспечивает перенос кровью метаболитов к органам выделения? (1) 19. Какой вид транспортной функции крови обеспечивает взаимодействие между всеми частями организма? (1) 20. Какая функция крови обеспечивает поддержание относительного постоянства внутренней среды организма? (1) 21. Какая функция крови обеспечивает нейтрализацию токсических веществ, разрушение антигенов, предупреждение и остановку кровотечения? (1) 22. Какая функция крови обеспечивает поддержание относительного постоянства температуры тела и внутренних органов? (1) 23. Укажите величину объема крови у взрослого здорового человека. (1) 24. Как называется увеличение объема крови? (1) 25. Как называется уменьшение объема крови? (1) 26. Дайте определение гематокрита. (1) 27. Укажите величину гематокрита у здоровых мужчин и женщин. (2) 28. Как называется увеличение количества форменных элементов крови выше нормы? (1) 29. Как называется уменьшение количества форменных элементов крови ниже нормы? (1) 30. Перечислите основные группы органических веществ, входящих в состав плазмы крови. (5) 31. Чему равно общее содержание белков плазмы крови у здоровых взрослых людей? (1) 32. Назовите основные функции белков плазмы крови. (4) 33. Перечислите основные группы белков плазмы крови. (3) 34. Укажите концентрацию каждой группы белков плазмы крови. (3) 35. Назовите основные функции альбуминов. (4) 36. Назовите основные функции альфа-глобулинов. (3) 37. Назовите основные функции бета-глобулинов. (2) 38. Назовите основную функцию гамма-глобулинов. (1) 39. Перечислите основные классы иммуноглобулинов. (5) 40. Назовите основную функцию фибриногена. (1) 41. Дайте определение вязкости. (2) 42. Укажите величину вязкости цельной крови. (1) 43. Укажите величину вязкости плазмы. (1) 44. Назовите причины уменьшения вязкости крови в сосудах диаметром менее 150 мкм (эффект Фареуса-Линдквиста). (3) 45. Дайте определение осмотического давления. (2) 46. Укажите величину осмотического давления плазмы крови. (1) 47. От каких факторов зависит величина осмотического давления плазмы крови? (2) 48. Какое вещество в плазме крови обеспечивает свыше 60% ее осмотического давления? (1) 49. Дайте определение изотонического (физиологического) раствора. (1) 50. Укажите концентрацию физиологического раствора NaCl. (1) 51. Почему 0,9% раствор NaCl называют изотоническим? (1) 52. Как называют раствор, осмотическое давление которого ниже, чем осмотическое давление плазмы крови? (1) 53. Как называют раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови? (1) 54. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится осмотическое давление крови? (1) 55. Какой вид отека возникает при снижении осмотического давления плазмы крови? (1) 56. Что происходит с эритроцитами при помещении их в гипертонический раствор? (1) 57. Дайте определение гемолиза. (2) 58. Перечислите виды гемолиза. (5) 59. Назовите причину осмотического гемолиза эритроцитов. (1) 60. Дайте определение осмотической резистентности эритроцитов. (1) 61. Укажите верхнюю и нижнюю границы осмотической резистентности эритроцитов. (2) 62. Составной частью какого давления является онкотическое давление плазмы крови? (1) 63. Дайте определение онкотического давления. (2) 64. Назовите среднюю величину онкотического давления плазмы крови. (1) 65. Содержание какой группы белков плазмы крови вносит основной вклад в создание онкотического давления? (1) 66. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится онкотическое давление плазмы крови? (1) 67. Какой вид отека возникает при снижении онкотического давления плазмы крови? (1) 68. Дайте определение коллоидного раствора. (2) 69. Чем обусловлена коллоидная стабильность плазмы? (2) 70. Что является мерой устойчивости коллоидного раствора плазмы крови? (1) 71. Какой группой белков в основном определяется коллоидная стабильность плазмы крови? (1) 72. Дайте определение суспензии. (2) 73. Чем обусловлены суспензионные свойства крови? (1) 74. Какая зависимость существует между коллоидной стабильностью плазмы и суспензионными свойствами крови? (1) 75. Какой показатель позволяет оценить суспензионные свойства крови? (1) 76. Дайте определение СОЭ. (3) 77. С какой целью при определении СОЭ используют цитратную кровь? (1) 78. Укажите величину СОЭ у здоровых мужчин и у здоровых небеременных женщин. (2) 79. Повышение содержания какой группы белков в плазме крови увеличивает коллоидную стабильность плазмы, суспензионные свойства крови и уменьшает значения СОЭ? (1) 80. Повышение содержания каких групп белков в плазме крови уменьшает коллоидную стабильность плазмы, суспензионные свойства крови и повышает значения СОЭ? (2) 81. Какой показатель отражает кислотно-щелочное равновесие внутренней среды организма? (1) 82. Дайте определение водородного показателя (рН). (1) 83. К какому виду релаксоконстант по амплитудному критерию относится рН крови? (1) 84. Укажите величину рН артериальной и венозной крови. (2) 85. Дайте определение ацидоза. (1) 86. Дайте определение алкалоза. (1) 87. Назовите совместимые с жизнью пределы изменений рН крови. (2) 88. Назовите пределы колебаний значений внутриклеточного рН. (1) 89. Какое звено саморегуляции в функциональной системе, поддерживающей оптимальный уровень кислотно-щелочного равновесия крови, имеет ведущее значение? (1) 90. Перечислите буферные системы крови. (4) 91. Какие буферные системы находятся в плазме крови? (3) 92. Какая буферная система крови имеет ведущее значение и обеспечивает 75% буферной емкости крови? (1) 93. Назовите вещества, образующие гемоглобиновую буферную систему крови. (2) 94. Назовите вещества, образующие карбонатную буферную систему крови. (2) 95. Назовите вещества, образующие фосфатную буферную систему крови. (2) 96. Какая буферная система крови обусловлена амфотерными свойствами белков плазмы? (1) 97. Какое звено саморегуляции имеет ведущее значение в деятельности функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма уровень осмотического давления крови? (1) 98. В каких ядрах ЦНС расположены центральные осморецепторы? (2) 99. Что представляют собой центральные осморецепторы гипоталамуса? (2) 100. Где расположены инициативные питьевой и солевой центры? (1) |
Российской Федерации Кафедра педиатрии №2 производственная практика... Рекомендовано фмс гбоу впо игму минздрава России Минздрава России в качестве методических материалов для преподавателей по проведению... | Минздрава России Кафедра анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии фпк и ппс | ||
19 октября 2000 года Дата введения Методические указания подготовлены сотрудниками Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского... | Дипломного образования Кафедра акушерства и гинекологии ипо Минздрава России Н. Н. Володина, 2000; приказа №23 от 17. 02. 93 г. Мз РФ об утверждении «Положения о клинической интернатуре», Стандарта... | ||
Приказ Минздрава России от 12. 11. 2012 n 907н Порядок оказания медицинской... Закон n 323-фз с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской... | Гбоу впо уральская государственная медицинская академия Минздрава... Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Гбоу впо уральская государственная медицинская академия Минздрава... Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | Учебное пособие Краснодар 2008 В. А. Оробец); кафедра паразитологии и ветсанэкспертизы Донского государственного аграрного университета (зав кафедрой, проф., к... | ||
Клинические рекомендации Разработаны по поручению Минздрава России,... Разработаны по поручению Минздрава России, утверждены Российским медицинским обществом по артериальной гипертонии и профильной комиссией... | Согласовано рекомендовано Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России | ||
Минздрава россии Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова | Тестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы» Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу Использование интернет-технологий в учебном процессе экономического факультета мгу им. М. В. Ломоносова | Вирусные гепатитывиси особенности их серологической диагностики Ведущая организация: Московский нии эпидемиологии и иммунологии им. Г. Р. Габричевского Минздрава России | ||
Общие принципы организации медицинской помощи больным окс Фгбу «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Минздрава России | Общие принципы организации медицинской помощи больным окс Фгбу «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Минздрава России |