H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся





Скачать 98.83 Kb.
НазваниеH. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся
Дата публикации19.06.2013
Размер98.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УДК 681.3.06

Е.В. ГРЯЗНОВА

H.V. GRYAZNOVA
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной статье освещается проблема компьютеризации образования, внедрения современных информационных технологий в учебный процесс. Анализируется функция контроля знаний с применением современных информационных технологий.

Ключевые слова: компьютеризация образования; современные информационные технологии; обучающие программы; электронные учебники; контроль знаний тестовая система компьютерного контроля
In given article is shining a problem of computerization and introduction of modern information technologies in the educational process. Analyzes the function of the control of knowledge with with the use of modern information technology.

Keywords: computerization of education, modern information technology, tutorials, online tutorials, knowledge control test system for computer control
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности. Компьютеризация образования становится частью глобального информационного пространства, частью мирового информационно-образовательного пространства. В технологии обучения необходимо вносить коррективы, чтобы компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и повышали его уровень и эффективность. С каждым годом растет количество детей, которые умеют пользоваться компьютером. Но не смотря на это, в образовательных учреждениях компьютер используется недостаточно для решения учебных и познавательных задач. На это влияет низкий уровень знаний компьютерных технологий преподавателей (например, недостаточные знания в области техники безопасности при работе с компьютерами, неумение использовать ПК в обучении).

Проблему компьютерной технологии образования изучали такие ученые, как: О.А. Кривошеев, В.И. Гриценко, Г.Р. Громов, и др. Изучались проблемы компьютеризации обучения дидактические (Т.А. Сергеев, А.П. Ершов, и др.), психологические (В.В. Тихомиров, В.В. Рубцов, и др.), методические (Н.Ф. Талызин, Б.С. Гершунский, и др.)

Поэтому в связи с намечающимися тенденциями в системе образования необходимо приобщать студентов к перспективным образовательным технологиям, их использовании в учебе, профессиональной деятельности, самообразовании, повышении квалификации.

Процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта), называют информационной технологией. Операции по сбору, продуцированию, хранению, накоплению, передаче информации, обработке, возможность доступа к информационным ресурсам сети возможны благодаря средствам современных информационных технологий: ЭВМ, ПВЭМ, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства архивного хранения больших объемов информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно, и др. А также: системы искусственного интеллекта, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, операционные системы и др.), машинная графика, и др. [1]. Безусловно, для создания условий перехода образовательных учреждений на современные информационные технологии нужно: создать технологические условия, телекоммуникационные системы, аппаратные и программные средства; подготовить квалифицированные кадры; принимать участие в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование; создать на базе современных ИТ единую систему дистанционного образования; оснастить образовательные учреждения техническими средствами информатизации; своевременно проводить переподготовку преподавателей в области современных ИТ; совершенствовать базовую подготовку обучающихся по информатике и современным ИТ.

Компьютеризация образования позволяет совершенствовать, повышать качество и эффективность процесса преподавания. Можно выделить направления внедрения компьютерной техники в образовании: использование средств современных ИТ для организации интеллектуального досуга; организация коммуникаций с помощью ИТ передача и приобретение педагогического опыта, учебной и методической литературы; использование средств компьютерной техники для автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, тестирования; использование ИТ как средства творческого развития обучаемого; рассмотрение компьютера и других современных средств ИТ в качестве объектов изучения; и др. [2] Возможности компьютера (вычислительные, комбинаторные, графические, моделирующие и др.) помогают: выявлению и развитию у обучающегося способностей, формированию желания и умения учиться. Когда компьютеру делегируются полномочия обучающего управления, у преподавателя появляется возможность наблюдать, фиксировать у учащихся такие качества, как: осознание цели поиска, воспроизведение ранее изученного материала, интерес к поиску недостающих знаний, самостоятельный поиск. Доступ обучающихся до эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), до анализа причин ошибок, помогают формированию у обучающихся таких качеств, как самоконтроль и самокоррекция учебно-познавательной деятельности.

Педагогические цели использования средств современных ИТ можно классифицировать следующим образом: интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности, оптимизация поиска нужной информации, и др.); развитие и подготовка индивида к жизни в условиях информационного общества (развитие видов мышления, коммуникативных способностей, формирование способности принимать и предлагать варианты решения задач, эстетическое воспитание и формирование информационной культуры, формирование умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность); работа по выполнению социального заказа общества (подготовка информационно грамотной личности, проведение профориентационной работы в области информатики) [3]. Однако, процесс информатизации образования является постепенным и непрерывным. Переход на последующие этапы информатизации связан с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план, согласован с учебным планом. Поэтому необходимо создание методологии проектирования современных учебных ИТ применимых к образованию.

В настоящее время программные средства учебного назначения (ПСУН) можно условно классифицировать на: электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, компьютерные контролирующие программы; учебные справочники и базы данных; компьютерные сборники задач и генераторы примеров; компьютерный наглядный материал для поддержки разных видов занятий; программно-методические комплексы; и др.

Наиболее широко в системе образования используются такие программные средства учебного назначения, как обучающие программы. Обучающие программы представляют собой учебное пособие для самостоятельной работы учащихся с целью активизации обучающихся, индивидуализации их работы, предоставления возможности самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. Необходимо, чтобы обучающие программы были согласованы с учебным материалом. Обучающими эти программы называют благодаря наличию в них пояснений, правил, образцов выполнения заданий и др. Такие программы составлены с учетом 5 принципов программированного обучения: наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; пошаговая информационная разбивка учебной работы; завершение каждого шага самопроверкой и возможностью самокоррекции; использование автоматического устройства; дозированная индивидуализация обучения. При создании таких программ необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Это позволяет избежать монотонности заданий; учитывать смену деятельности (узнавание, воспроизведение, применение); возможность работать с обучающимися разного уровня подготовки; учитывать фактор памяти (долговременная, кратковременная, оперативная) [4].

Электронные учебники также являются программным средством учебного назначения. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические, информционно-справочные материалы по учебной дисциплине, программное обеспечение позволяющее комплексно использовать их для самостоятельного получения контроля знаний. Изначально электронные учебники были разработаны для организации дистанционного образования. В настоящее время, электронный учебник на лазерном диске может использоваться самостоятельно и автономно как обычный учебник. Электронный учебник должен быть содержательным, высоко информативным, хорошо написанным. Использование его возможно как обучающимися для самоподготовке, так и преподавателями для проведения зачетов и экзаменов по предметам. Такие преимущества как быстрый поиск, гиперссылки, наличие мультимедиа, моделирование изучаемых процессов и явлений, наличие системы самопроверки знаний, системы контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой делают электронный учебник универсальным средством обучения.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой важной функции обучающих программ, как система контроля. Безусловно, использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную работу по проверке тестов и контрольных работ. В качестве преимущества можно отметить тот факт, что контроль компьютерной программы значительно снижает уровень субъективного подхода при проверке знаний, количество споров по-поводу субъективного контроля преподавателя. Контролирующие программы, равно как и комбинированные (контролирующие с элементами обучения, игры, и др.) необходимо разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Качественные контролирующие программы должны: использовать компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; обеспечивать возможность изменения трудности заданий; позволять обучаемому работать в индивидуальном темпе; должны быть открытыми системами для возможности их модернизации. Таким образом, дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом» (например, важной характеристикой «интеллекта» является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых). Интеллектуальная программа позволяет автоматически или автоматизировано генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, т.к. обучаемы получают разные задания. Преимущества интеллектуальной контролирующей программы: возможность анализировать ответы разных типов (например, выборочный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым); распознавание различных синонимов правильных ответов; проведение синтаксического и семантического анализа ответов обучаемых; различение технических и существенных ошибок; локализация местонахождения ошибки; возможность компьютера задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки. Система компьютерного контроля знаний по пройденному материалу позволяет реализовать более эффективную технологию контроля, минимизируя затраты рабочего времени экзаменатора [5].

Тестовая система является одной из самых распространенных компьютеризированных систем организации контроля знаний. Ее характеризуют: тестовые вопросы и понятные ответы на них; простота в использовании (минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действия обучающихся); достаточное количество тестовых вопросов, рассматривающих весь пройденный материал; вопросы должны быть в случайном порядке, исключающие возможность случайного запоминания их последовательности; должен быть учет и ограничение времени, затраченного на ответы. Тестовый контроль условно можно разделить на тестовые вопросы (предполагает знание изученного материала учебника и варианты предложенных ответов) и тестовые задания (ответ дается после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий). Тестовые вопросы являются наиболее распространенными и легкими в программировании, в то время как тестовые задания менее разработаны на сегодня и более сложны в реализации. В настоящее время наиболее популярны следующие 5 типов тестовых вопросов [6]:

  1. Наиболее простой: в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме с вариантами ответов: «да», «нет». Один из них является верным, другой нет.

  2. Нужно выбрать один из предложенных вариантов ответов. Среди них есть несколько правильных и несколько ложных.

  3. Необходимо заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами предложенными в качестве ответа. В предложенных вариантах есть несколько правильных и несколько ложных ответов.

  4. Требуется установить и указать соответствие между элементами 2-х списков. Списки имеют одинаковое количество элементов, и необходимо подобрать правильные пары вопросов-ответов.

  5. Требуется представить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Порядок следования типов тестовых вопросов соответствует уровням трудности их анализа компьютерной системой.

Безусловно, компьютерные технологии имеют свои сильные и слабые стороны. Компьютер не может заменить полностью работу преподавателя, поскольку педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности (происходит посредством живого общения). Но компьютер дает возможность релаксации обучающихся в процессе познавательной деятельности, что ведет к активизации мышления и усвоению изучаемого материала.

Таким образом, использование информационных технологий в системе образования дает преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающегося обучения к совместному творческому поиску и дискуссиям; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучающему к широкому спектру образовательных услуг; и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.:Школа-Пресс, 1994. – 362 с.

2. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991. – 248 с.

3. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997. – 172 с.

4. Курманова Д.Т., Шефер Н.М. «Программные средства как дидактический материал для выполнения лабораторных работ», Журнал: Вестник КАСУ №1 – 2009. Издательство: казахстанско-американский свободный университет, 2009. С. 47-54.

5. Информатика / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хённер. - М.: Academia, 2004. - 140 c.

6. Карпенко, А.П., Домников А.С., Белоус В.В. «Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор». «Наука и образование»: электронное научно-техническое издание, 2012. С 34-42.



Грязнова Елена Валерьевна

Пермский филиал РАНХиГС, г. Пермь

Специалист УМО

Тел: +7 (919) 719 59 69

e-mail: gryaznova1977@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconПрограмма дисциплины использование современных информационных и коммуникационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconРеферат Анализ применения современных автоматических систем геодезического...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconЗарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании
Выработка национальной политики по использованию информационных и коммуникационных технологий в системе образования. 3
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся icon«Анализ применения информационных технологий (ИТ) в сфере политической социализации молодежи»
Целью его является воспитание самостоятельной, ответственной и активной личности. При этом необходимо учитывать как положительные...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconФакультет информационный технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся icon4 Достижения обучающихся в олимпиадах и конкурсах
Использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconРазработка и стандартизация программных средств и информационных технологий
Целью дисциплины является сформировать у студентов четкое представление и понимание теоретических и прикладных знаний о современных...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в исследовании проблемы дворянских собраний на территории беларуси в последней четверти XVIII...
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
H. V. Gryaznova анализ проблемы компьютеризации образования и применения современных информационных технологий для контроля знаний обучающихся iconОсновные направления внедрения средств информационных и коммуникационных...
Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск