Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий





Скачать 162.79 Kb.
НазваниеРазработка и стандартизация программных средств и информационных технологий
Дата публикации10.11.2014
Размер162.79 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По дисциплине

Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий




По направлению подготовки

230700 « Прикладная информатика»





Курс

3




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен




Кафедра

Информационного обеспечения экономической деятельности


Архангельск, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является сформировать у студентов четкое представление и понимание теоретических и прикладных знаний о современных методах разработки и стандартизации информационных экономических систем в инфраструктурах государственных и частнопредпринимательских предприятий и организаций.

Актуальность изучения дисциплины «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» обусловлена необходимостью обучения бакалавров применению в управленческой деятельности современных инструментальных компьютерных средств и специального программного обеспечения в условиях массовой компьютеризации современного общества.

Создание конкурентоспособной программной продукции невозможно без использования соответствующих стандартов на всех этапах ее разработки. В рамках данной программы освещаются методические вопросы стандартизации создания и функционирования информационных систем, рабочих мест и новых технологий управленческой деятельности.

Цель дисциплины - дать студентам, будущим специалистам в области управления социально- экономическими системами, комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности средствами информационных технологий. Подготовка студентов к управлению экономическими системами на базе анализа хозяйственной деятельности, определению экономической эффективности научно-технических разработок и их практического освоения, решению задач количественного и качественного развития материально-технической базы производства на основе новейших достижений науки и техники.

Задачами изучения дисциплины являются:

- ознакомление с жизненными циклами программных средств, его

процессами;

- рассмотрение содержания и применения действующих российских и международных стандартов в области создания программных средств;

- изучение вопросов адаптации стандартов к конкретным проектам;

- рассмотрение надежности и качества программных средств, принципов организации и методик тестирования при испытании надежности сложных программных средств;

- рассмотрение предпосылок создания и условия реализации автоматизированных информационных технологий применительно к процессам управления;

- рассмотрение теоретических основ проектирования экономических информационных систем на различных стадиях жизненного цикла;

- рассмотрение методов и средств проектирования экономических информационных систем, а также управления процессом проектирования;

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки

230700 « Прикладная информатика»

Данная дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу ООП.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-5

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию

ОК-8

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ПК-№

Профессиональные компетенции

ПК-1

способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

ПК-4

способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ПК-6

способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла

ПК-7

способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании и отладке программных средств

ПК-8

способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов

ПК-9

способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы

ПК-13

способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать

– понятийный аппарат ИЭС;

– теоретические и концептуальные основы ИС;

– принципы информационного обеспечения;

– технологию построения и адаптации ИС;

– требование к надежности и эффективности ИС;

– перспективы развития ИС и эффективность их функционирования;

– методы научных исследований по теории, технологии и разработки ИС в экономике;

уметь

– формулировать и решать задачи стандартизации ИС с использованием различных методов и решений;

– ставить задачу системного стандартизирования ИС обслуживания пользователей в экономике;

– проводить выбор ИС при построении сложных профессионально-ориентированных ИС;

– выбирать и внедрять профессионально-ориентированные ИС в предметной области;

владеть

– навыками создания информационно-логических ИС с разработкой программного информационного обеспечения в предметной области;

– навыками стандартизации ИС из разных предметных областей в связи с появлением новых задач применения;

– навыками перевода ИС на новые аппаратные и информационные платформы;

– навыками оценки эффективности разработки или приобретения ИС и информационных баз данных.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

51

6

В том числе:







Лекции (Л)

15

6

Практические занятия (ПЗ)

36

6

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

57

6

Экзамен

36

6

Общая трудоемкость (час.)


144

6


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3



Общие положения о стандартах

Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Стандарты в области программного обеспечения. Международные организации, разрабатывающие стандарты. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Объединенный технический комитет (ПС 1). Национальные организации, разрабатывающие стандарты. Росстандарт. Американский национальный институт стандартов и технологий. Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты. Назначение и классификация внутри-корпоративных стандартов. Организация разработки внутрифирменных стандартов. Пример стандарта организации хранения аналитической информации. CALS – технологии. Виртуальное предприятие. Применение CALS – технологий.



Жизненный цикл программных средств

Основные процессы жизненного цикла программного средства. Вспомогательные процессы жизненного цикла программного средства. Организационные процессы жизненного цикла программного средства. Стандарты комплекса ГОСТ 34. Стандарт IEEE 1074-1995. Процессы жизненного цикла для развития программных средств. Адаптация стандарта к конкретному проекту Модели жизненного цикла программных средств.



Стандарты документирования программных средств

Общая характеристика состояния в области документирования программных средств. Единая система программной документации. ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов. ГОСТ 19.102-77. ЕСПД. Стадии разработки. ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы. ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка. Требования к содержанию и оформлению. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р).



Надежность и качество программных средств

Основные понятия и показатели надежности программных средств. Дестабилизирующие факторы и методы обеспечения надежности функционирования программных средств. Предупреждение ошибок. Обнаружение ошибок. Исправление ошибок. Устойчивость к ошибкам. Обработка сбоев аппаратуры. Модели надежности программного обеспечения. Аналитические модели надежности. Эмпирические модели надежности. Обеспечение качества и надежности в процессе разработки сложных программных средств. Требования к технологии и средствам автоматизации разработки сложных программных средств. Качество программного обеспечения



Тестирование программного средства

Экономика тестирования. Тестирование программы как «черного ящика». Тестирование программы как «белого ящика». Аксиомы (принципы) тестирования. Философия тестирования. Тестирование модулей. Пошаговое тестирование. Восходящее тестирование. Нисходящее тестирование. Метод «большого скачка». Метод сандвича. Модифицированный метод сандвича. Комплексное тестирование. Проектирование комплексного теста. Выполнение комплексного теста.



ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000

Работы по тестированию. Протоколы тестирования. Отчет о тестировании. Дополнительное тестирование. Требования к средствам обеспечения тестирования. Организация и этапы тестирования при испытаниях надежности сложных программных средств. Методика тестирования при испытаниях надежности сложных программных средств. Тестирование и отладка программных компонентов в реальном времени. Тестирование и испытания комплекса программ по данным имитаторов внешней среды. Тестирование и испытания надежности комплекса программ при воздействиях операторов-пользователей. Испытания комплекса программ в реальной внешней среде. Тестирование программного обеспечения. Цель тестирования. Тестирование и качество. Виды тестирования. Место тестирования в процессе разработки ПО. Специалист отдела тестирования квалификационные требования. Инструментарий специалиста по тестированию. Передовые технологии в тестировании (автоматизация тестирования).


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Общие положения о стандартах

2

6










10

18



Жизненный цикл программных средств

4

8










10

22



Стандарты документирования программных средств

3

8










10

21



Надежность и качество программных средств

2

6










10

18



Тестирование программного средства

2

4










10

16



ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000

2

4










7

13



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)



Общие положения о стандартах

лекция-визуализация


2




Жизненный цикл программных средств

лекция-визуализация

кейс-метод


2

2



Стандарты документирования программных средств

лекция-визуализация


2



Надежность и качество программных средств

лекция-визуализация

кейс-метод


2

4



Тестирование программного средства

кейс-метод

4

Итого (час.)

18

Итого (% от аудиторных занятий)

35


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля



Общие положения о стандартах

Подготовка к практическому занятию. Ответы на контрольные вопросы

Проверка журнала практикума.

Опрос.

Подготовка реферата

проверка реферата

Написание отчета к практическому занятию по теме

Проверка отчета

Подготовка к тесту

Тест



Жизненный цикл программных средств

Подготовка к практическому занятию. Решение задач

Проверка журнала практикума.

Проверка задач

Подготовка к тесту

Тест



Стандарты документирования программных средств

Подготовка к тестам

Тест



Надежность и качество программных средств

Решение задач

Проверка задач



Тестирование программного средства

Подготовка к практическому занятию. Ответы на контрольные вопросы


Проверка журнала практикума.

Опрос.

6.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000

Написание отчета к практическому занятию по теме

Проверка отчета

Защита журнала практикума

Опрос


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля:

Тесты, опрос студентов, защита практических работ, проверка решения задач.

8.2. Формы промежуточной аттестации.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
1. Благодатских В.А., Волин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных средств: Учеб. пособие / Под ред. О.С. Разумова. - М.: Финансы и статистика, 2009. —288 с.: ил.

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метроло¬гии: Учебник для вузов. — 3-е изд.,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. —671 с.

3. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических ин-формационных систем: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009. —352 с.

4. Крылов Е.В., Острейковский В.А., Типикин Н.Г. Техника разработки программ. Книга 2. Технология, надежность и качество программного обеспечения — М.: Высшая школа. – 2008.

5. Котляров В.П., Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения. – М.: Бином. – 2006. – 288.
9.2. Дополнительная литература

  1. Александровский А.Д. Delphi 5.0. Разработка корпоративных приложений. – М.: ДМК, 2000.

  2. Шумаков П.В. Delphi 5 и разработка приложений баз данных. - М.: “Нолидж”, 2002.

  3. Липаев В.В. Качество программных средств. Методические рекомендации. М.: «Янус-К». 2002. – 298с.

  4. Боэм Б.У. Инженерное проектирование программного обеспечения: Пер. с англ./Под ред. А.А. Красилова. М.:Радио и связь, 1985.

  5. В.В. Липаев, А.И. Потапов. Оценка затрат на разработку программных средств. М.: Финансы и статистика. 1988.

  6. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. Учебник для вузов. М., Санкт-Петербург: «Питер». 2002.

  7. Г. Коллинз, Дж. Блей. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. М.: «Статистика», 1980. 260с.:ил.

  8. ГОСТ Р ИСО 9127 – 94 «Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке потребительских программных пакетов».

  9. ГОСТ 34601 – 90. «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».

  10. ГОСТ 34601 – 89. «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

  11. ГОСТ 34601 – 92. «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».

  12. Информационные системы в экономике. Под ред. Проф. В.В. Дика. Учебник для вузов, М., «Финансы и статистика». 1996. – 270 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы


  1. www.comcon-2.com

  2. http://subscribe.ru/catalog/business.school.marketing1

  3. http://gallupmedia.ru

  4. http://www.intuit.ru

  5. http://www.onmanager.ru



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Класс ПЭВМ не ниже Intel Pentium 128 RAM, 80 GB HDD с установленным программным обеспечением: Microsoft Windows XP, Microsoft Windows 2000 Professional, Rasional Rose, Стандарты ГОСТ, ГОСТ Р ИСО/МЭК.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Владимирова Т.М.
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconРабочая программа по курсу «Разработка и стандартизация программных...
«Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» для специальностей
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электронный учебник «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бухаров М. Н. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий: Учебное пособие. М.: Московский университет...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconУчебно-методический комплекс дисциплины разработка и стандартизация...
Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика (по областям)» Форма подготовки (очная)
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconОсновные направления внедрения средств информационных и коммуникационных...
Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconРеферат Тема: «Стандартизация и сертификация лекарственных средств»
Минздрава России. Предлагаем вниманию читателей доклад “Стандартизация в сфере обращения лекарственных средств” начальника Управления...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconФонд оценочных средств по дисциплине
Стандартизация сетей: понятие «открытая система»; модульность и стандартизация. Структура Интернет
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных...
Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Пм 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск