Скачать 211 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» для специальностей 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» 080801 «Прикладная информатика (в юриспуденции)» Шахты 2006 г. Федеральное агентство по образованию Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по ОиНД _______________А.Ю.Прокопов (должность, фамилия, инициалы) ”___” ______________ 2006 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» для специальностей 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» 080801 «Прикладная информатика (в юриспуденции)» Факультет технологий и информатизации Факультет очно-заочного и дистанционного обучения Кафедра «Математика, информационные системы и технологии»
2006 г. Рабочая программа по курсу «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)», утвержденного 14 марта 2000г. №52 мжд/сп, на основании рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом ЮРГТУ(НПИ) протоколом № 5 от «_05_» __07___ 2002 г., и примерной программы ___________________________________________________________ наименование программы, дата утверждения Код дисциплины по ГОС – ОПД.Ф.07
утверждена «19» октября 2006г. Протокол № 2 Заведующий кафедрой МИСТ профессор, доктор техн. наук /Безуглов А.М. /
Председатель НМК , декан факультета ФТИ Титов Н.В. / / «______»________________ 2006 г.
Начальник УМО Ю.Н.Попков «______»________________ 200 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цели и задачи изучения дисциплиныЦель преподавания дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по проблемам технологии разработки программных средств и применения стандартов программной инженерии в информационных системах в экономике. Задачи при изучении дисциплины: Студент должен знать:
Студент должен уметь:
1.2. Краткая характеристика дисциплины и её фундаментальных основВ процессе развития компьютерной индустрии весьма актуальной стала проблема разработки качественных программных систем (ПС) в различных областях приложений. Для ее решения требуется грамотная организация процесса создания ПС, реализация технологических принципов и методов (формирования требований, анализа, синтеза и тестирования) промышленного конструирования. Такой подход сложился за последнее десятилетие в мировой программной инженерии. Для успешной работы в области прикладной информатики, при создании информационных систем в экономике студенты должны владеть современными знаниями и навыками по комплексу вопросов, связанному с проектированием программного обеспечения. Данный учебный курс построен согласно требованиям ГОС ВПО РФ для специальности 080801 (351400) и c учетом международных стандартов по компьютерному образованию Computing Curricula 2001, IEEE/ACM Software Engineering Body of Knowlege SWEBOK 2001. 1.3. Место дисциплины в учебном процессе и основополагающие интеграционные связи с другими дисциплинами учебного плана.Данная дисциплина базируется на знаниях дисциплин: «Информатика и програм-мирование», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Программ-мирование в интегрированных средах» «Объектно-ориентированное программирование». Знания, приобретенные в данном курсе, будут использованы студентами при изучении дисциплин «Информационные технологии» и в дипломном проектировании. 1.4. Связь с предшествующими дисциплинами, общность фундаментальных основ и гуманитарной подготовки
1.5. Связь с последующими дисциплинами, фундаментализация, гуманитаризация и интеграция естественно-научных, гуманитарных и технических знаний1. «Информационные технологии» – 9 семестр 2. «Проектирование информационных систем» - 9 семестр 3. «Предметно-ориентированные информационные системы» - 9 семестр 4. «Распределенные объектно-ориентированные базы данных» - 8 семестр 5. Дипломный проект ( разделы 1,2,3) 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ И ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО СЕМЕСТРАМ В соответствие с учебным планом изучение дисциплины «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» проводится в 5 семестре.
Примечание: данные для ОЗФО приведены в скобках. 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Наименование модулей дисциплины, их содержание и объём в часахМОДУЛЬ 1. СТАНДАРТЫ И МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГОЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ (12 часов) Тема 1. 1 . Введение. Проблемы и особенности разработки программных систем2 час., УЗ – 2Проблемы и особенности разработки программных систем. Прикладные программы с высокой степенью автоматизации управления. Адаптируемость пакетов программ. Стандартизация информационных технологий. Действующие стандарты и проблема программных интерфейсов. Понятие рынка программных средств. Литература раздел 4 [1-4, 13-17] Тема 1.2. Организация процесса разработки сложных программных систем2 час.-лек, 4 час. - лаб. занятий УЗ – 3Типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры. Организация проектирования программного обеспечения (ПО); этапы процесса проектирования. Модели жизненного цикла ПО. Классический жизненный цикл. Макетирование. Инкрементная модель. Быстрая разработка приложений (RAD). Спиральная модель. Компонентно-ориентированная модель. Тяжеловесные и облегченные процессы. ХР-процесс. Инструментальные программные средства для работы над проектами на протяжение жизненного цикла ПО. Литература раздел 4 [1-5] Тема 1.3. Обеспечение адаптивности пакетов прикладных программ 2 час., УЗ – 2Способы формального представления знаний, основы устройства и использование экспертных систем в разработке адаптируемого программного обеспечения. Основные направления интеллектуализации ПО. Литература раздел 4 [10 ] МОДУЛЬ 2. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ (14 часов) Тема 2.1. Структурный анализ и проектирование программных систем2 час., УЗ – 3Структурный анализ и проектирование (SADT). Диаграммы потоков данных (DFD). Описание потоков данных и процессов. Методы анализа, ориентированные на структуры данных. Метод анализа Джексона. Методика Джексона. Шаг объект-действие. Шаг объект-структура. Шаг начального моделирования. Проектирования программ сложной структуры. Метод структурного проектирования. Типы информационных потоков. Проектирование для потока данных типа «преобразование». Проектирование для потока данных типа «запрос». Метод проектирования Джексона. Доопределение функций. Учет системного времени. Литература раздел 4 [1-5] Тема 2.2. Объектно-ориентированный анализ и проектирование программных систем 3 час. .-лек, 8 час. - лаб. занятий , УЗ – 3Особенности проектирования программного обеспечения на основе объектно-ориентированного подхода. Обзор основных понятий UML - унифицированного языка моделирования. Диаграммы сценариев использования (Use Case diagram) как средство описания взаимодействия моделируемой системы с внешней средой. Средства языка UML для описания статической структуры модели системы. Диаграммы классов и объектов. Стереотипы как средства расширения языка UML. Пакеты. Средства языка UML для описания поведения моделируемой системы. Диаграммы взаимодействия объектов. Диаграммы последовательности. Средства языка UML для моделирования систем с дискретным числом состояний. Диаграммы переходов и состояний. Диаграммы деятельности. Диаграммы реализации моделируемой системы. Диаграммы компонент системы. Современные программные инструментальные средства, поддерживающие архитектуру, управляемую моделью (MDA). Литература раздел 4 [1,2,4-9] МОДУЛЬ 3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (12 часов) Тема 3.1. Тестирование программного обеспечения2 час. -лек, 5 час. - лаб. занятий УЗ – 3Основные понятия и принципы тестирования ПО. Стуктурное тестирование «белого ящика». Способ тестирования базового пути. Потоковый граф. Цикломатическая сложность. Шаги способа тестирования базового пути. Способы тестирования условий. Тестирование ветвей и операторов отношений. Тестирование циклов. Функциональное тестирование программного обеспечения. Особенности тестирования «черного ящика». Способ разбиения по эквивалентности. Способ анализа граничных значений. Способ диаграмм причин-следствий. Нисходящее и восходящее тестирование интеграции. Особенности объектно-ориентированного тестирования модулей. Тестирование объектно-ориентированной интеграции. Современные инструментальные средства автоматизации тестирования (Rational Suite TestStudio, Borland OptimizeIt, DUnit, NUnit и др.) Литература раздел 4 [1,3] Тема 3.2. Оценка характеристик программного обеспечения 2 час., УЗ – 2Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения. Математические модели оценки характеристик качества и надежности программного и информационного обеспечения. Оценка эффективности программных средств. Декомпозиция подсистем на модули. Модульность. Информационная закрытость. Связность модуля. Функциональная связность. Информационная связность. Коммуникативная связность. Процедурная связность. Временная связность. Логическая связность. Связность по совпадению. Определение связности модуля. Сцепление модулей. Сложность программной системы. Характеристики иерархической структуры программной системы. Сертификация программного обеспечения. Литература раздел 4 [1,4] Тема 3.3. Метрики объектно-ориентированных программных систем2 час., УЗ – 2Метрические особенности объектно-ориентированных программных систем. Локализация. Инкапсуляция. Информационная закрытость. Наследование. Абстракция. Эволюция мер связи для объектно-ориентированных программных систем. Связность объектов. Сцепление объектов. Набор метрик Чидамбера и Кемерера. Метрики Лоренца и Кидда. Метрики, ориентированные на классы. Операционно-ориентированные метрики. Метрики для ОО проектов. Набор метрик Фернандо Абреу. Метрики для объектно-ориентированного тестирования. Метрики инкапсуляции. Метрики наследования. Метрики полиморфизма. Литература раздел 4 [1] 3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах Практические (семинарские) занятия учебным планом не предусмотрены. 3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
3.4. Курсовой проект, курсовая работа, реферат, домашнее задание, их содержание и характеристика. Учебным планом не предусмотрены. 3.5. Учебная практика по дисциплине, краткая характеристика Практика по данной дисциплине учебным планом не предусмотрена. 3.6. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа по учебному плану распределяется следующим образом
4. Учебно-методические материалы по дисциплине Литература Основная 1. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник. – СПб: Питер, 2002.-464с. 2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономческих информационных систем - М.: Финансы и статистика, 2000.-386с. 3. Благодатских В.А. и др. Стандартизация разработки программных средств; Учеб. пособие / В.А. Благодатских, В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов; Под ред. О.С Разумова. — М.: Финансы и статистика, 2003. —288 с Дополнительная 4. Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.- 320с. 5. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем - М.: Финансы и статистика, 2002.- 192с. 6. Трофимов С.А. CASE – технологи: практическая работа в Rational Rose.- М.: ЗАО БИНОМ, 2001.-272с. 7. Х. Гома. UML Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений.- М.: ДМК Пресс, 2002.-704с. 8. Мацяшек А.А. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML. – М.: "Вильямс", 2002.-432с. 9. Бобровский С.И. Технологии Delphi 2006. Новые возможности.- СПб.: Питер,2006.-288с. 10. Липаев В.В. Системы проектирования сложных программных систем.-М.: СИНТЕГ, 1999 11.Трофимов С.А. CASE-технологии: практическая работа в Rational Rose- М.: ЗАО «Издательство БИНОМ»,2001.-272 с. 12. Бек К. Экстремальное программирование: Разработка через тестирование // Библиотека программиста.- СПб.: Питер, 2003. 13.ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. 14.ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции, характеристика качества и руководство по их применению. 15.ГОСТ Р ИСО/МЭК 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользоввателя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. 16.ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994. Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания. 17.ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Процессы жизненного цикла программных средств. Печатные и рукописные методические указания, рекомендации, инструкции по изучению дисциплины (разработанные в ЮРГТУ(НПИ)): К лабораторным занятиям 18. Зуев В.А. Методические указания к лабораторным занятиям по курсам «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий», «Технология программирования», ЮРГТУ,2006. – 32c. 5. РЕЙТИНГ - ПЛАН
Преподаватель В.А. Зуев Зав. кафедрой МИСТ доктор техн. наук А.М. Безуглов |
Учебно-методический комплекс дисциплины разработка и стандартизация... Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика (по областям)» Форма подготовки (очная) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Электронный учебник «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» | ||
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий Целью дисциплины является сформировать у студентов четкое представление и понимание теоретических и прикладных знаний о современных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бухаров М. Н. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий: Учебное пособие. М.: Московский университет... | ||
Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | Рабочая программа по курсу «Правоведение» составленная по кредитно-модульно-рейтинговому... Юргту (нпи), кроме 050101(032300), 050203(032200), 080801(--), 230101(220100), 230201(171900), 230102(220200), 080801(351400) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов гуманитарных специальностей основам информатики и современных компьютерных... | Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов... Методические указания разработаны в соответствии со стандартом бнту по дипломному проектированию и отражают специфику специальностей... | ||
Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы... | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | «московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных... Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных... | Факультет информационный технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | Учебно-методический комплекс дисциплины высокоуровневые методы информатики... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств |