Критерии оценивания учащихся





Скачать 163.25 Kb.
НазваниеКритерии оценивания учащихся
Дата публикации22.01.2015
Размер163.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Критерии оценивания учащихся


Материал из Khabawiki

Перейти к: навигация, поиск

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

ОЦЕНКА «5»

ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зре-ния норм литературного языка.

ОЦЕНКА «4»

ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

ОЦЕНКА «3»

ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

ОЦЕНКА «2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, если ученик обнаруживает такие недостатки в знаниях, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА «1»

ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непо-нимание материала.

Критерии оценки проектов:

Целесообразность – из содержания заявки должно быть понятно, почему для реализации проекта необходимы портативные компьютеры – нетбуки. Автор заявки должен продемонстрировать понимание концепции мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» и особенности организации учебного процесса в ней.

Востребованность и масштабируемость – проект должен содержать четкую методику для возможности использования другими школами. Опыт и результаты, полученные в результате реализации проекта, должны предоставлять ценность для системы российского образования, быть востребованными педагогами других школ, и применимы в других образовательных учреждениях.

Инновационность – проект должен демонстрировать владение ее автором современными образовательными методами и умение использовать новейшие достижения информационно-компьютерных технологий в образовании.

Готовность – из текста заявки должно быть понятно, каким кадровым, организационным, инфраструктурным и методическим потенциалом, необходимым для реализации проекта, обладает заявитель, уровень владения учителями ПК, техническую оснащенность образовательного учреждения.

Результативность – заявка должна содержать описание ожидаемых педагогических результатов и средств мониторинга проекта.

Критерии оценки исследовательских проектов учащихся по информатике

  1. Объект оценивания. Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений (“суме” или “не сумел” учащийся решить поставленную проблему). Другие компоненты компетенции проявляют себя опосредованно, способствуя проявлению умений.

  2. Субъект оценивания. В традиционном случае полноценным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особо свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области – это необходимое условие и признак компетентности в данной области. Поэтому важнейшей задачей при введении компетентностного подхода становится обучения учащихся навыкам индивидуальной / коллективной самооценки.

  3. Критерии оценивания. Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:

  • субъективного – оценка учителем “на глазок” выполненной учеником работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и “со скидкой” на личностные характеристики ученика (“он так хорошо занимался весь год..” / “он весь год не занимался…”);

  • механистического – оценка определяется через число допущенных ошибок (в основном так оцениваются традиционные контрольные работы, диктанты и т.п.).

Оба варианта оценивания непригодны в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев (объективных показателей выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата).

При подготовке контрольно-измерительных материалов для экзамена по информатике для нас главной проблемой стало изменение подходов к обеспечению этих трех составляющих оценивания. Оценка работ “по мнению” (“на глазок”) не позволяет объективно оценить результат, предъявленный учеником, а ребятам качественно подготовиться к итоговой аттестации. Важным становится возможность построения критериальной базы, с помощью которой:

  • и учитель, и учащийся смогут однозначно ответить, соответствует ли предъявленный результат данному критерию (да / нет; сумел / не сумел; не соответствует / соответствует частично / соответствует полностью) – в противовес распространенным в нашем городе критериям оценки проектов учащихся на городской НПК (“до 40 баллов”, до “20 баллов” - а сколько это, снова рецензенты и учителя должны определять “на глазок”?);

  • сформулировать критерии так, чтобы учащийся по критериям смог провести предварительную самооценку своей работы, сверить ее с предварительной оценкой учителя (по этим же критериям), выявив тем самым “слабые места” работы и наметить пути коррекции – то есть для выпускника четко определяется “зона ближайшего развития”, он четко видит свои успехи и “белые пятна”, над которыми и строит работу при доработке исследования / проекта и непосредственной подготовке к экзамену;

  • учитель может четко очертить границы выставляемой за экзамен отметки (так же, как и на ЕГЭ – в строгом соответствии с КИМами);

  • можно будет работать учащимся 9-11 классов, что позволит учителю вести мониторинг их успешности в работе над исследовательскими проектами, причем не только в ходе итоговой аттестации.

Оценка реферата по информатике является комплексной, в состав которой входят 3 блока:

  • оценка реферата как документа;

  • оценка практической части реферата;

  • оценка защиты реферата на экзамене.

Каждая оценка дается в баллах, сумма которых переводится в 5-балльную шкалу:

Оценка

9 класс

11 класс

5 (отлично)

более 150

более 175

4 (хорошо)

от 120 до 149

от 150 до 174

3 (удовлетворительно)

от 100 до 119

от 125 до 149

Оценка “2” (неудовлетворительно) за реферат не выставляется, т.к. такая работа (менее 125 баллов) к итоговой аттестации не допускается.

Критерии оценки реферата как документа

Баллы

Качественный индикатор по показателю объекта оценки…

0

не прослеживается

1

прослеживается с ошибками

2

прослеживается нечетко

3

четко прослеживается

4

прослеживается на творческом уровне

 

Объекты оценки

Показатели

Качественные индикаторы

Введение

Выбор темы

Актуальность проблемы

Соотнесение со степенью разработанности темы в школьном курсе

Проблемность темы

Выделение проблемного звена в теме (субъективная новизна - для ученика)

Описание противоречия, лежащего в основе проблемы

Цель

Формулировка цели (возможно объекта, предмета, гипотезы) исследования

Задачи

Формулировка задач в соответствии с целью работы, их значимость, конструктивность

Ранжирование задач

Содержание

Структурное представление работы

Логика построения документа

Выделение основных структурных элементов

Основная часть

Понятийный аппарат

Умение сформировать понятийный аппарат

Полнота раскрытия понятийного аппарата

Теоретическая модель

Подбор литературы

Системность изложения

Практическая часть

Констатация, интерпретация, соотнесение и анализ фактов

Представление информации в формализованном виде (таблицы, формулы, схемы, диаграммы, фото и др.)

Приложение

Иллюстрация основных положений работы

Инструментарий исполнения

Заключение

Выводы

Завершенность работы

Самооценка полученных результатов

Работа в целом

Мнение руководителя

Степень самостоятельности

Индикатор, не вошедший в список

Мнение рецензента

Степень самостоятельности

Индикатор, не вошедший в список

Критерии оценки практической части работы

Баллы

Показатель объекта оценки электронной версии.

0

соответствует требованиям стандарта менее, чем на 50%

1

соответствует требованиям стандарта от 50% до 75%

2

соответствует требованиям стандарта от 75% до 100 %

 

Объекты оценки

Показатели

Оформление документа

Оформление текста

Оформление иллюстраций, формул

Оформление таблиц

Оформление структуры документа

Выполнение приложений

Реализация основных возможностей выбранного инструментария

Соответствие интерфейса назначению приложения / структурность представления

Работа в целом

Представление работы на носителе

Демонстрация практических навыков во время защиты

Критерии оценки защиты реферата на экзамене

Баллы

Качественный индикатор по показателю объекта оценки…

0

не прослеживается

1

прослеживается с ошибками

2

прослеживается нечетко

3

четко прослеживается

4

прослеживается на творческом уровне

 

Объекты оценки

Показатели

Качественные индикаторы

Компетентность

Эрудированность в рассматриваемой теме

Владение современным состоянием проблемы, знание различных точек зрения

Использование известных научных фактов и результатов, владение терминологией

Привлечение дополнительной информации по информатике

Привлечение информации из других областей знаний

Глубина раскрытия темы

Понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями

Аргументированность изложения материала

Достоверность выводов и результатов

Креативность

Интерпретация материала

Применение знаний по проблеме

Оригинальность раскрытия проблемы

Самостоятельность в суждениях по предмету изложения

Использование наглядности

Решение проблемных ситуаций

Понимание сути задаваемых вопросов

Умение вычленить проблему из предложенной ситуации, вопроса

Умение найти способы решения проблемы, ответа на вопрос

Алгоритмичность решения ситуации, ответа на вопрос

Оценка собственных достижений

Самооценка вклада в раскрытие темы

Перспективы использования результатов работы

Коммуникативность

Выступление

Логичность изложения материала

Точная, выразительная речь

Отбор информации

Ориентация в ситуации экзамена

Актуализация своей компетентности

Прогнозирование результатов своих действий

Умение оппонировать

Виды оценки
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
На различных этапах обучения используются различные виды оценки:
- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий,
- четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти,
- годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,
- выпускные и переводные экзамены.

Методы оценки знаний, умений и навыков
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

3. Письменная проверка.
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

4. Поурочный балл.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала
Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
5. Контрольные работы.
Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
6. Проверка домашних работ учащихся.
Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.Программированный контроль.
В системе проверки знаний учащихся
применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,
что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения
изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
Тестирование
По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.
2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть   абсолютно ясным.
3. Варианты ответов. Оптимальное их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки. Источник — «http://wiki.ippk.ru/index.php/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Критерии оценивания учащихся iconКритерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся конкурса «Умники и умницы»
Исходя из основных требований фгос к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, введены следующие критерии оценивания...
Критерии оценивания учащихся iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)
Критерии оценивания учащихся iconКритерии оценивания по предметным дисциплинам в международной общеобразовательной школе

Критерии оценивания учащихся iconНазвание образовательного учреждения
Критерии оценивания I тура Областной студенческой конференции «Боевая летопись Смоленщины»
Критерии оценивания учащихся iconБилеты, критерии оценивания ответов обучающихся
«Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
Критерии оценивания учащихся iconПоложение о балльно рейтинговой системе (брс) оценивания знаний учащихся в маоу сош №22
Настоящее Положение регламентирует порядок оценивания учебных достижений учащихся 8-11 классов, уровня их знаний, умений и навыков...
Критерии оценивания учащихся iconМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности,...
Критерии оценивания учащихся iconИнструкция учащегося по переходу на балльно рейтинговую систему (брс)...
Самостоятельно ознакомиться с Положением о балльно рейтинговой системе оценивания знаний учащихся на сайте школы
Критерии оценивания учащихся iconОтветы и критерии оценивания Часть 1
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Критерии оценивания учащихся iconКритерии оценивания заданий всероссийской олимпиады школьников по...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Критерии оценивания учащихся iconКритерии оценивания реферата
В соответствии с балльно-рейтинговой системой написание реферата учитывается при постановке зачётной оценки по итогам прохождения...
Критерии оценивания учащихся iconКритерии и порядок оценивания повседневной деятельности классов:...
Соревнование проводится открыто, с освещением результатов на доске «Лучший класс»
Критерии оценивания учащихся iconКурсов
Ировании и развитии систем химических понятий школьного курса как механизм достижения результатов фгос. Слушателями будут разработаны...
Критерии оценивания учащихся iconУчебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов....
Содержание заданий и критерии их оценивания по курсу «Тестирование в управлении персоналом»
Критерии оценивания учащихся iconТехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)....
Технология оценивания (ТО) образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования...
Критерии оценивания учащихся iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ (для студентов...
Даны рекомендации по методике работы над материалом и научной литературой, приведены требования к курсовой работе по содержанию и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск