Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор С.Н. Цыбусов
______________________________ «___» ______________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Гигиеническая оценка современных педагогических
технологий. Вариативная часть. Шифр дисциплины – С.3.10
Направление подготовки: 060105 Медико-профилактическое дело Квалификация (степень) выпускника - «специалист» Медико-профилактический факультет Форма обучения: очная
2013
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.08. 2010 г. № 847, Учебным планом по специальности 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «Специалист»), утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО НижГМАМинздравсоцразвития 24 июня 2011 г., Протокол № 7.
Составители Рабочей программы:
Богомолова Елена Сергеевна, д.м.н., заведующий кафедрой гигиены детей и подростков и гигиены питания, Котова Наталья Валерьевна, к.м.н., ассистент кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания (протокол № 5 от 13 марта 2013 г.). Заведующий кафедрой гигиены детей
и подростков и гигиены питания, д.м.н. ____________________ Е.С. Богомолова «___» ___________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии
по медико-профилактическим дисциплинам,
д.м.н. ___________________ Е.С. Богомолова «___» __________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ, д.м.н., профессор _______________________ Т.Е. Потемина «___» ___________ 2013 г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью дисциплины «Гигиеническая оценка современных педагогических технологий. Вариативная часть» является формирование готовности реализовать комплекс мер первичной и вторичной профилактики в предстоящей практической деятельности специалиста-гигиениста с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и укрепления здоровья детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Обучение по данной дисциплине своей целью имеет формирование знаний и умений, позволяющих студентам овладеть рядом профессиональных компетенций: ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-13,ПК-14,ПК-18, ПК-31 Задачи:
- усвоение теоретических основ дисциплины для правильного понимания взаимодействия организма ребенка с комплексом факторов среды обучения образовательных учреждений;
- овладение методами анализа функционального состояния организма детей и подростков, работоспособности, оценки факторов образовательного процесса и реакции организма на их воздействие;
- формирование у студентов практических знаний, навыков и умений проведения предупредительного и текущего надзора, в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в детских образовательных учреждениях, а также разработки оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости детского населения.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в образовательных учреждениях для детей и подростков;
нормативные, нормативно-технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
современные подходы к изучению и оценке показателей функционального состояния организма, работоспособности детей и подростков;
физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов образовательного процесса на организм;
Уметь:
самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;
самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей;
прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
Владеть:
навыками работы снормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению.
2. Место дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина «Гигиеническая оценка современных педагогических технологий. Вариативная часть» относится к профессиональному циклу дисциплин (С.3), разделу «Медико-профилактические дисциплины», необходима для последующей профессиональной деятельности.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Физика, математика:
Знания:
математические методы решения интеллектуальных задачи их применение в медицине;
основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
характеристики воздействия физических факторов на организм.
Умения:
пользоваться физическим оборудованием.
Информатика, медицинская информатика и статистика:
Знания:
теоретические основы информатики.
Умения:
пользоваться сетью Интернет для профессиональной деятельности;
производить статистическую обработку экспериментальных данных.
Навыки:
базовые технологии преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет.
Нормальная физиология:
Знания:
функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой.
Патологическая физиология:
Знания:
функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
Педиатрия:
Знания:
функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
Умения:
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека;
Психология:
Знания:
основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности человека, психологию личности и малых групп.
Общественное здоровье и здравоохранение:
Знания:
основные показатели здоровья населения;
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения;
Умения:
применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
делать обобщающие выводы.
Навыки:
работа снормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией;
методика сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений лечебно-профилактических учреждений, медицинских учреждений в целом; методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов.
Общая гигиена:
Знания:
основы взаимодействия человека и окружающей среды;
принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
основные принципы построения здорового образа жизни;
методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения.
Умения:
производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;
определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду.
Навыки:
методика сбора социально-гигиенической информации;
методика сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения
методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
Социально-гигиенический мониторинг:
Знания:
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения; основные официальные документы, регламентирующие санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения;
основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
основные принципы построения здорового образа жизни;
показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга;
методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
Умения:
применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения;
определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
делать обобщающие выводы.
Навыки:
навыки работы с нормативной, законодательной документацией в пределах профессиональной деятельности;
методика сбора социально-гигиенической информации, информации о состоянии здоровья населения;
методика сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения.
Последующая профессиональная деятельность.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/п
№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Оценочные средства
| знать
| уметь
| владеть
| 1.
| ПК-5
| владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга;
методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков;
| самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей;
прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности; использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность;
определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
| методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| 2.
| ПК-6
| способность и готовность к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека
| основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях для детей и подростков; нормативные, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков;
физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитатель-ного процесса в образовательных учреждениях;
| применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в своей профессиональной деятельности;
определять показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды на человека или среду;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
делать обобщающие выводы.
| навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;
методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| 3.
| ПК-10
| способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
| основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
| применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в своей профессиональной деятельности;
выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
| навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| 4.
| ПК-13
| способность и го-товность к прове-дению санитарно-эпидемиологичес-ких экспертиз, расследований, об-следований, иссле-дований, испыта-ний и токсиколо-гических, гигиени-ческих и иных видов оценок
| цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
нормативные, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
| самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
делать обобщающие выводы.
| навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| 5.
| ПК-14
| способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений
| основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения;
основные официальные документы, регламентирующие санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения;
цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях для детей и подростков;
физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
нормативные, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
| применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в своей профессиональной деятельности;
определять показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды на человека или среду;
выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
делать обобщающие выводы.
| навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| 6.
| ПК-18
| способность и готовность к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров
| основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;
современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков;
| самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;
| методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений лечебно-профилактических учреждений, медицинских учреждений в целом;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
|
| 7.
| ПК-31
| способность и готовность к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля
| основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей; теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения;
принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
| применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;
выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
| навыками работы снормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;
методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
| Собеседование по ситуационным задачам.
Компьютерное тестирование.
Письменное тестирование.
Реферат
| |