Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности





Скачать 106.84 Kb.
НазваниеЗанятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности
Дата публикации02.08.2015
Размер106.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


Занятие 11.

Закаливание детей и подростков.

Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия.
Гигиеническая оценка организации закаливания

детей и подростков и оценка его эффективности
Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается - комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие проводятся на протяжении всей жизни ребенка: правильный режим дня, сбалансированное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональная одежда, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат.

Специальные закаливающие процедуры предусматривают: гимнастику, массаж, воздушные, световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Первыми закаливающими процедурами для ребенка являются воздушные ванны, они начинаются с 2-3 месячного возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушной ванны начинается закаливание водой (обтирание не ранее 2-3 мес., обливание с 3-4 мес.).

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и вследствие этого ограниченно используются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), другие требуют хорошей подготовки детей и приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, моржевание).

Воздушные ванны.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм, это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость его в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом (проницаемость кожи детей по отношению к газам существенно выше, чем у взрослых).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 часов, спустя 30-40 мин после еды. Проведение воздушных ванн для детей дошкольного возраста рекомендуется при температуре воздуха 17-18С и доведении ее до 12-13С для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры. Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Рекомендуется продолжительность сеансов: младшей группе ДДУ - 5 мин, средней - 10 мин, старшей и подготовительной - 15 мин. Максимальное время проведения воздушных ванн составляет 30-40 мин в младшей группе, 45 - в средней и 1 час в старшей и подготовительной группах.

Сначала дети дошкольного возраста принимают воздушную ванну в трусах, майках, носках, тапочках, через 2 недели - в трусах и тапочках. Дети ослабленные или перенесшие заболевание могут быть раздеты частично. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышенная температура у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны).

Световоздушные ванны показаны практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания, такой метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно световоздушные ванны проводить с 9 до 12 часов, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 до 3-х лет - 5 мин, 4 - 7 лет - 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 мин и более. Если у ребенка появляются признаки дискомфорта (ребенок перестает двигаться, "ежится" от холода, появляется "гусиная кожа", дрожь), процедуру следует прекратить.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания, повышенная температура, глубокая недоношенность.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. В качестве источников УФ лучей используют кварцевые лампы типа ПРК-2, ПРК-4, люминесцентные эритемные лампы ЛЭ-15, ЛЭ-30.

Процедуру облучения проводят в фотариях ДДУ и лечебно-профилактических учреждениях. Перед началом облучения детей раздевают до трусов и надевают очки. После истечения срока, требуемого для установки режима работы лампы, детей ставят или рассаживают на необходимом расстоянии.

Средняя биодоза (минимальная доза лучей, которая вызывает пороговую эритему) на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин. Начальная доза облучения равна одной четвертой биодоза и доводится до 2,5-3 биодоз.

В осенне-зимний период детям необходим назначать 1-2 курса облучения с перерывами 2 - 2,5 мес. Целесообразно сочетать УФ облучение с различными физическими упражнениями или просто движениями по кругу.

Водные процедуры.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливание, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур т.к. легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания.

Обтирания и обливания наиболее доступные процедуры для проведения в детских коллективов. Прием обтирания сводится к тому, что вначале обтираются дистальные отделы конечностей, затем проксимальные.

Влажные обтирания проводятся смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После обтирания кожа вытирается насухо.
Рекомендуемые температуры воды для обтирания детей


Возраст (годы)

Температура воды (С)




начальная


конечная

летом зимой

3 - 4

5

6 - 7

32

30

28

22

20

18

25

24

22


Через каждые 2-3 дня температура снижается на 1С.

Обливание голеней и стоп.

Обливание голеней и стоп начинают с температуры 28C и далее снижают ее из расчета 1С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 С, для детей 3-х и более лет - 18С.

Для детей раннего возраста продолжительность процедуры 15 - 20 секунд, более старших детей 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Использование других закаливающих процедур в организованных детских коллективах (плавание в бассейне, сауна и др.) ограничено, что обусловлено как отклонениями в состоянии здоровья детей, так и отсутствием технических возможностей в большинстве учреждений.

За последнее время широкое использование приобретает метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, осуществить закаливание всего коллектива детей вне зависимости от уровня их состояния здоровья, с другой - осуществить индивидуальный подход к детям. При этом может дозироваться: температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выполнения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.

Медицинский контроль за организацией закаливания

и оценка эффективности закаливающих процедур
Медицинский контроль при закаливании преследует цель обеспечения высокой его эффективности: повышение резистентности организма детей, снижение их заболеваемости. Он осуществляется медицинским персоналом в следующих направлениях:

1. Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития детей с целью определения показаний и противопоказаний к закаливанию.

2. Объективная оценка влияния на организм ребенка закаливающих процедур.

3. Санитарно-гигиенический контроль за местом проведения закаливающих процедур и условиями их проведения.

4. Санитарно-просветительная работа среди родителей, персонала образовательного учреждения.

Определение показаний и противопоказаний к закаливанию осуществляется врачом по данным углубленного медицинского осмотра. Как правило, детям первой и второй групп здоровья закаливание показано в полном объеме или с некоторыми ограничениями.

Закаливание противопоказано детям с повышенной температурой тела, острыми и хроническими воспалительными процессами, хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации (почек, сердца, легких).
Определение степени закаленности организма
Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методических приемов (исследование теплоощущений, сосудистых реакций на охлаждение, термоасимметрии, определение средневзвешенной температуры, иммунобиологической реактивности организма ребенка, изучения частоты простудных заболеваний).

Показатели закаленности зависят от индивидуальных особенностей организма, однако при динамическом наблюдении по их сдвигам можно судить о степени закаленности организма ребенка.

У закаленного ребенка средневзвешенная температура в заданных температурных условиях изменяется незначительно, у незакаленного - наблюдается ее значительное падение. В комфортных микроклиматических условиях средневзвешенная температура равна - 33-35С.

О степени закаленности организма ребенка (уравновешенности состояния теплообмена) можно судить по времени, в течение которого ребенок сохраняет хорошее тепловое состояние, и по температуре, при которой он в течение 30 мин. сохраняет хорошее теплоощущение.

Выраженное падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2-3C, ноги - на 6 и более градусов. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и 1 пальца ноги. При разнице температур до 6С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка; увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более, чем на 6С свидетельствует о нарушении теплового состояния - охлаждении; сближение показателей наблюдается при перегреве.

Исследование сосудистой реакции на охлаждение.

Чем более закален организм, тем совершеннее и адекватнее реакция его рецепторов (вазоконстрикторов и вазоделятаторов) на охлаждение. Для объективного исследования реакции вазомоторов используют холодовую пробу Маршака в модификации кафедры гигиены детей и подростков I ММИ имени И.М.Сеченова. Проба заключается в определении времени восстановления температуры охлажденного участка кожи. Холодовым раздражителем служит металлический цилиндр диаметром 3-5 см и толщиной стенок 1-1,5 мм, наполненный льдом. Лед в нем меняют по мере таяния. Микроклиматические условия в помещении, где проводят исследования, должны быть комфортными.

Несколько детей (5-6) раздеваются до пояса и спокойно сидят на стульях в течение 20-25 мин для адаптации к данным микроклиматическим условиям. Затем с помощью электротермометра у них измеряют температуру кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска. Измерения проводят до точного установления стрелки прибора. Затем к данному участку кожи на 3 сек., без нажима, прикладывают цилиндр, наполненный льдом. Как только цилиндр отнимают от кожи, с помощью того же электротермометра снова измеряют температуру данного участка и следят за процессом ее восстановления. Время восстановления температуры отмечают с помощью секундомера. В процессе закаливания организма время восстановления температуры охлажденного участка кожи уменьшается. У закаленного ребенка температура восстановливается не более, чем за 3,5 мин.

Исследование термоасимметрии.

Вегетативная асимметрия может быть выражена разницей температуры кожи на симметричных участках (предплечье, бедро, голень, подмышечная впадина и др.) от 0,2 до 1С и выше. Такая разница температур встречается у 70% практически здоровых людей. В процессе закаливания у детей с ранее наблюдавшейся термоасимметрией отмечается уменьшение или даже полное исчезновение ее за счет совершенствования общих механизмов терморегуляции. При исследовании термоасимметрии ребенку, раздетому до пояса, в подмышечной впадине устанавливается датчик электротермометра, который держится до точного установления стрелки прибора.
Оценка степени закаленности коллектива
Для определения эффективности проведенных в детском коллективе закаливающих процедур проводится изучение и анализ материалов по состоянию здоровья детей в динамике. При этом могут быть использованы следующие показатели:

- распределение детей по группам здоровья, особое внимание обращается на численность второй группы здоровья, в состав которой входят часто и длительно болеющие дети;

- индекс здоровья (число детей, не болевших в течение года, к общему числу детей в группе, выраженному в процентах);

- число часто болеющих детей (число детей, болевших на протяжении года 4 и более раз, к общему числу детей в группе, выраженное в процентах);

- общее число респираторных заболеваний в пересчете на 100 детей;

- средняя продолжительность одного заболевания;

- наличие осложнений после перенесенного заболевания;

- распределение детей в группе по степени закаленности, выраженное в процентах.
Самостоятельная работа.
Каждый студент должен решить задачи и написать реферативное сообщение по темам, представленным ниже.

Задача 1.

Определить средневзвешанную температуру кожи Саши В. И определить его закаленность.

С помощью электротермометра была измерена температура кожи в следующих точках:

Грудь 27,2° ; бедро -25,5°; голень- 21,0°; лицо – 20,0°, кисть – 18,0
Tcвк=0,50tгруди+ 0,18tбедра+0,20tголени+0,07 tлица+0,5tкисти
Задача 2.

В детском саду сформирована группа из вновь поступивших детей в возрасте 4—5 лет, ранее не закаливавшихся. По состоянию здоровья и физическому развитию дети находятся на одном уровне. Условия для проведения закаливающих процедур имеются. Дайте рекомендации по организации процесса закаливания.

Ответьте на вопросы и выполните здания.

  1. Что понимают под закаливанием?

  2. Что лежит в основе закаливания?

  3. Все ли дети могут подвергаться процессу закаливания?

  4. Укажите закаливающие факторы. В чем их специфичность?

  1. Какие принципы необходимо соблюдать при проведении
    процесса закаливания?

  2. Назовите организационные мероприятия перед проведением
    процесса закаливания в детских коллективах.

  3. Какие существуют закаливающие процедуры? Каков порядок
    их применения?

8. Назовите ориентировочные тесты оценки адекватности применямых закаливающих процедур.

Темы рефератов:

  1. Физиологическая сущность закаливания

  2. Воздушные ванны

  3. Водные процедуры

  4. Солнечные ванны

  5. Контрастные процедуры

  6. Хождение босиком

  7. Сауна и дети

Литература.



Гигиена детей и подростков: учебник для ВУЗов

Под редакцией

В.Р. Кучмы

М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. – 473 с.



Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям

Под редакцией

В.Р. Кучмы

М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 560 с.

3.

Учебник: Гигиена и основы экологии человека:

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.

М.: Академия, 2013 г.,

4.

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.


Пивоваров Ю.П., Королик В.В

М.: Академия, 1998 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconРаспространенность низкорослости и стг-дефицита у детей и подростков...
Работа выполнена в гоу впо «Казанский государственный медицинский университет» Росздрава
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconОстрая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция)
Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гигиена детей и подростков: предмет цель, задачи, этапы ее развития. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconРешение Об организации зимнего отдыха детей в каникулярный период...
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconО внедрении технологии предпрофильной подготовки детей и подростков...
Утвердить Положение о внедрении технологии предпрофильной подготовки детей и подростков из социально неблагополучных семей согласно...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности icon«Ангарский экономико-юридический колледж»
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности icon«…относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков,...

Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconКонкурса: Почитайте наставников своих и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших
В целях воспитания у детей и подростков духовности, патриотизма и гражданственности, формирования творческих способностей, развития...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconПроверки организационной и финансово-хозяйственной деятельности
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconЮбилей Студенческого Научного Общества в Самгму
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности icon«Информационная безопасность как условие формирования психологического...
Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconРеферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с...
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconОрганизация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду
«простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат снижение их заболеваемости и повышение полезной...
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconКурс «Консультирование детей и подростков» включает себя 110 часов,...
Цель: Получить теоретические знания и практические навыки по предмету Консультирование детей и подростков
Занятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные эффекты и возможные неблагоприятные последствия. Гигиеническая оценка организации закаливания детей и подростков и оценка его эффективности iconScience and Public Policy (spp) Наука и государственная политика
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск