Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду





Скачать 313.73 Kb.
НазваниеОрганизация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду
страница1/3
Дата публикации21.03.2015
Размер313.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.[1,5]

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

1.1 Физиологические механизмы закаливания организма

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов детского организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.[2,28]

Что же такое закаливание?

Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное закаливающее действие, например обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

При охлаждении тела или частей тела, например рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Ребенок при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.[4,68]

Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1 С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного ребенка в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1 С составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8 С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.[9,51]

Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.[7,15]

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного ребенка теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека, то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое обоснование системы закаливания по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что все вышеприведенные крупные исследования и открытия в науке осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

Таким образом, в настоящее время наука - физиология, гигиена, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.[11,75]

1.2. Принципы и методы закаливания

 В результате применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.[12,55]

Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается скожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как

закаливающего средства является то, что они доступны людям различного

возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и

страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний

эти процедурыназначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение укрепления здоровья имеют прогулки.Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонусанервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаютсяпроцессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой идыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в нейповышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание насвежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние наэмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексноговоздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления искорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человекаоказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями,содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17-21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние нарецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодныевоздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладныевоздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурамвнешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающихтерморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередьтренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитногобарьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают

положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна

оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От

относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с

поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит

значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха

способствует потере организмом влаги.Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижностьвоздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силыи скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилениютеплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Холодные ванны могут принимать только закаленные дети. Их

продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чемчерез 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приемапищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе являетсяношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускатьсвободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловымдействием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла ворганизме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез иувеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширениеподкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а этоулучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное

облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказываютпреимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большимбиологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряетобменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продуктыбелкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшениюсостава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым

сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционнымзаболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на всефункции организма.

Кожа разных детей обладает разной степенью чувствительности к солнечномуоблучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжениякожи и способностью её к пигментации.

Закаливание водой

Наиболее действенный вид закаливания – закаливание водой. Начинают его с обтираний и обливаний отдельных частей тела, не вызывающей холода, а затем постепенно снижают ее температуру. В начале для детей раннего возраста используют умывание лица, шеи, рук до локтя, снижая температуру воды с 30 С до 20 С. Детям в возрасте 1 – 3 лет температура может быть 18 С – 20 С, 4 – 6 лет – 16 С - 18 С.

Купаниев открытых водоемов можно начинать с 2-х – 3-хлетнего возраста. Оно создает радостное настроение, улучшает обмен веществ, тренирует деятельность разных органов, повышает аппетит.

Купание требует предварительной подготовки и тщательного врачебно-педагогического контроля.

Это средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом,так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чемвоздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха.Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Еслив начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то этоговорит о положительном воздействии, следовательно, физиологическиемеханизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция коживыражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означаетнедостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды илиувеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильногохолода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надоуменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить времяпроцедуры.

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной

температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при болееглубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи садаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожастановится красной, снижается артериальное давление, активируются тучныеклетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки свысвобождением биологически активных веществ, в том числе синтерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшениемсамочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) -исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазмсосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фазасокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступилатретья фаза. Водные процедуры делятсяна традиционные и нетрадиционные, илиинтенсивные.

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды переддругими средствами закаливания заключается в том, что водные процедурылегко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при примененииводы: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае,постепенно снижая ее.

Таким образом, основными принципами закаливания можно считать: принцип систематичности, последовательности и комплексности.

В дошкольном учреждении наиболее доступными являются три основных метода: закаливание водой, воздухом и солнцем. Именно доступность их использования дает возможность добиться хороших результатов в процессе закаливания детей.[13,15]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconУрок классического танца в детском саду
В рамках реализации образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду» 21 ноября...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconЭлектронные версии журналов
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconСайты для педагогов доу
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду icon«Программа развития и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
Совершенствовать знания педагогов в формировании личности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconУтренняя гимнастика в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Списочный состав детей в детском саду на начало года составлял 220 человек, на конец года 218. Функционировало 11 групп, из них 3...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По результатам обследования детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду 16 детей испытывают «двигательный дефицит»,...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
«Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду icon«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии...
...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПоложение о районном конкурсе конспектов занятий «Современные образовательные...
Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду icon«Экологическое воспитание детей в детском саду»
«Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» (Карточки для занятий в детском саду и дома)
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconРабочая программа специализированной практики По дополнительной квалификации...
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПрограмма развития речи детей дошкольного возраста в детском саду...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополёк» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Негневицкая Е. И., Андрочникова Г. М. «Иностранный язык в детском саду»: Программа обучения иностранному языку детей дошкольного...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду iconСистема закаливания в детском саду
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск