Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА по обществознанию
|
Поскольку любой девятиклассник должен сделать выбор двух экзаменов, кроме обязательных, определённая часть учащихся, без сомнения, выберет предмет «обществознание».
1) Часть выбирающих руководствуется, как правило, профориентационным мотивом (предмет в дальнейшем нужен для поступления в вуз, необходимо будет сдавать ЕГЭ, поэтому сейчас уже буду пробовать)
2) Вторые выбирают по рекомендации родителей
3) Третьи- «по нему я хоть что-то знаю, а по другим предметам- я полный профан».
Сложность для учителя в связи с этим будет заключаться в необходимости так организовать работу этой разноуровневой группы выпускников по подготовке к ГИА, чтобы
ü Минимизировать временные собственные затраты
ü Добиться 100% успешной сдачи ГИА
ü Подвести учащихся средне-высокого уровня подготовленности к пониманию, что возможное их использование в качестве консультантов, будет для них полезным, ибо «повторение- мать учения!».
Исходя из собственного опыта подготовки учащихся к ГИА, проанализировав опубликованную литературу по ГИА, я пришла к следующим выводам:
1) Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете);
2) В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме. В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А- 10 заданий, уровень В- 4-5 заданий, уровень С- 4 задания. Время написания работы - 120 минут;
3) Во время обучения учащимся предлагается набор элективных курсов, которые работают на предпрофиль и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений;
4) Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;
5) Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ГИА и ЕГЭ;
6) Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, учитель должен проанализировать Информационные письма по итогам сдачи ГИА в текущем году. В них он найдёт множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание;
7) Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;
8) Изучение нового содержания по программе продолжается вплоть до конца мая, однако последний раздел целесообразно на занятиях по подготовке к ГИА изложить блочно, чтобы позже на уроке ребята, готовящиеся к ГИА, только бы повторили уже известный им материал;
9) Большую помощь при подготовке к ГИА может оказать работа учащихся с компьютерным тестирование с использованием программы «My Test», которая предоставляет учителю возможность самостоятельно заполнить тестовую базу содержания в выбором 1 и более верных ответов, с самостоятельным заполнением учащимся цифр, в необходимой последовательности (как в уровне В в тексте ГИА). Преимущества очевидны с точки зрения независимой оценки и проверки знаний. Программа сама считает количество верных ответов, время выполнения, выставляет оценку и фиксирует для учителя результаты выполнения теста конкретным учащимся.
10) Чтобы приучить учащихся к эффективному распределению времени на подготовку заданий уровня А и В, учитель может использовать компьютерную программу «My Test», выставив в ней предельно возможное время, которое учащийся может потратить на выполнение заданий уровня А.
11) При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.) изученное на уроках, гораздо эффективнее будет давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий), рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА.
12) При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы. При составлении теста учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).
13) Важную роль в процессе подготовки к ГИА играет оперативность контроля, поэтому помощником может стать обмен информацией учитель-ученик посредством электронной почты (имеется возможность прикреплять достаточно большие файлы для учителя, а учитель может просто подчёркивать или обводить те места в материалах ученика, которые вызывают сомнения или требуют доработки).
14) Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся.
15) Используйте возможности школьного сайта:
1) Создайте свою страницу на нём как учитель и систематически обновляйте её содержание.
2) На данной странице обязательно разместите все памятки по выполнению заданий, которые Вы выдавали учащимся.
3) Поместите на данную страницу рабочие ссылки на бесплатное он-лайн тестирование (предварительно пройдите его сами, чтобы убедится в качестве предлагаемых тестов).
Список использованной литературы:
1 Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
2 ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.
3 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.
Автор материала: Лобова Светлана Анатольевна
| |