Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Грязновская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области»
| "Согласовано"
Зам. директора по УВР МКОУ «Грязновская СОШ»
Советского района Курской области"
______________ /Е.Г.Сысоева/ «___» ___________ 2013г.
| "УТВЕРЖДАЮ"
Директор МКОУ "Грязновская СОШ»
Советского района Курской области
_______________ /В.П. Мазалова/
Протокол № ____
от «____» _________ 2013г.
|
Рабочая программа
по базовому курсу
«Информатика и ИКТ»
в 8 классе Кудаевой Любови Владимировны
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Количество часов всего: 35 ч.; в неделю – 1 ч.
Количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч.
Количество практических работ: 15
Количество контрольных работ: 4
1-я четверь: контрольных работ – нет, практических работ –3
2-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –4
3-я четверь: контрольных работ – 1, практических работ –4
4-я четверь: контрольных работ – 2, практических работ – 4
Планирование составлено на основе:
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы /авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 224 с. – (Образовательный стандарт).
Учебно-методический комплект для учителя:
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Обозначения:
У – учебник, П – задачник-практикум
Тематическое планирование составлено учителем: Кудаевой Л.В.
Цели обучения информатике и ИКТ:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень):
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование
№
| Наименование раздела программы
|
Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки учеников
| Вид
контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Д/З
| Дата проведения
| план
| фактич.
| 1
| Информация и информационные процессы.
| Информация и информационные объекты. Техника безопасности в кабинете.
Информация и информационные процессы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Информация. Информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей.
| Знать:
-правила работы за компьютером;
-виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации.
- иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.д.)
| Фронтальный опрос.
| Типологизация информационных объектов; функции информации в жизни людей; характеристика информации на основе ее свойств
|
Тема 1.
|
|
| 2
| Основные информационные процессы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Фиксирование аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
| Знать:
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации
Уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс
| Опрос по карточкам
| Зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека.
| Тема 3.1, 3.2.
|
|
| 3
| Количество информации
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
| Знать:
-единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-принцип дискретного (цифрового) представления информации.
| Выборочный опрос
| Мощность алфавита
|
Тема 2.3.стр.26-27 - контрольные вопросы
|
|
| 4
| Единицы измерения количества информации
| 1
| Урок проверки и коррекции знаний и умений.
| Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации.
| Уметь:
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-скорость передачи информации.
| Выборочный опрос
| Перевод из больших единиц информации в меньшие 1 Тбайт
| Тема 3.3., 3.4.
Стр.39-контрольные вопросы
|
|
| 5
|
| Основные компоненты компьютера и их функции.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение о характеристиках компьютера, выключение компьютера
| Знать:
-о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера;
-характеристики основных внутренних устройств компьютера.
| Письменный опрос по карточкам
| Характеристики основных элементов компьютера
|
Тема 19 тема 20.1
|
|
| 6
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| Программные принципы работы компьютера.
Практическая работа №1
Соединение блоков и устройств компьютера, оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме( изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)
| Знать:
-программный принцип работы компьютера;
-типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.
Уметь:
-выполнять приемы оперирования информационными объектами, используя графический интерфейс;
| Фронтальный порос
| Операционные системы и оболочки
|
Тема 14.1.
|
|
| 7
| Файловая система. Практическая работа № 2 Планирование собственного информационного пространства
| 1
| Комбинированный урок
| Данные и программы. Файлы и файловая система.
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях
| Уметь:
- создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях
| Письменный опрос по карточкам
|
|
Тема 14.2, 14.3
|
|
| 8
| | |