Скачать 365.01 Kb.
|
Использование компьютерных сетей для выравнивающе - развивающей технологии при обучении информатике Галина Леонидовна Кузнецова ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум» Ключевые слова: сети, мотивация, технология, тестирование, выравнивающее развивающее обучение, модуль. В настоящее время в России входит в мировое образовательное пространство, идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. • Традиционные способы информации - устная и письменная речь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками. • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
• от ориентации на усредненного ученика к индивидуализированным программам обучения; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Информация и информационные процессы стали одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Для того чтобы ориентироваться в потоках информации, понимать суть происходящих информационных процессов, быть конкурентоспособным в современном информационном обществе, человеку необходимы глубокие и прочные знания в области информатики и информационных технологий. Вместе с тем, многолетний практический опыт обучения выявил некоторые проблемы и противоречия, значительно усложняющие решение этих задач:
Для решения вышеизложенных проблем на протяжении нескольких лет апробировались различные технологии и методики обучения, изучались различные теории и практики, динамика их развития:
Результатом стала попытка создания такой технологии, которая могла бы решить обозначенные проблемы и противоречия и объединить в себе достоинства всех ранее изученных методик и технологий. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Анализ научной педагогической и методической литературы показывает, что имеются предпосылки для разработки выравнивающе - развивающей технологии обучения с применением локальных и глобальных сетей студентов СПО. Теория образования и развития личности учащегося в целом и организации образовательного процесса представлены: в работах по проблемам сознания в психологии поведения Л. С. Выготского, познавательные процессы и мотивация – в работах В. В. Давыдова, системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю. К. Бабанского, педагогические технологии в работах М. В. Кларина, проблемы содержания образования в исследованиях B. C. Леднева, синергетическая модель образования С. С. Шевелевой, деятельностный подход в обучении П. Г. Щедровицкого, проблемы научно-педагогических исследований в трудах А. Г. Гостева, проблеме обучения, ориентированного на учет уровня знаний, умений и навыков учащихся, индивидуализацию и дифференциацию обучения, посвящены работы Г. Д. Глейзера, В. М. Монахова, Е. С. Рубанского, И. Унт и др., а также исследования, учитывающие специфику предметной области «Информатика» (A. A. Амирханова, Е. С. Винокурова, О. Б. Богомолова, Н. Д. Есипова, A. JL Симонова и др.). В образовании сформировались различные технологии: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда), проектное обучение (Д. Дыои, М. Монтессори, Э. Л. Торндайк, С. Т. Шацкий), выравнивающее развивающее обучение (Андреева А. В. , Фалина М. Н. , Забродина О. М.). Методологическими основами исследования стали идеи организации педагогического процесса: технологического (Н. А. Алексеев, А. С. Белкин, Б. Блум) подходов; общей теории обучения (В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и др. ) и организации самостоятельной работы (Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, Р. А. Низамов и др. ); теория профессионального образования (С. Я. Батышев, АЛ. Беляева, А. Г. Гостев и др. ); концепция формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых (Л. Г. Вяткин, М. И. Махмутов, А. Я. Найн, Н. А. Половникова и др. ); общей концепции информатизации образования (А. П. Ершов, И. Г. Захарова, Г. А. Звенигородский и др. ) и формирования познавательной самостоятельности обучаемых (Л. Г. Вяткин, Н. А. Половникова, Т. И. Шамова и др. ); теоретические и практические разработки психолого-педагогических проблем использования современных информационных технологий в обучении (В. П. Беспалько, А. Г. Гейн, В. П. Зинченко, М. П. Лапчик, И. В. Роберт и др. ), принципы практического использования информационных технологий для развития творческих способностей студентов (Е. С. Полат, В. П. Тихомиров, А. В. Хуторской и др. ). Многими современными исследователями (Н. В. Апатова, Р. Вильяме, Б. С. Гершунский, С. Р. Доманова, И. Г. Захарова, Г. Клейман, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц и др.) доказано, что уход от жесткой схемы благодаря использованию новых информационных технологий, предоставляющих возможности для самостоятельного творчества обучающихся, способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний, овладения общими методами познания и стратегий усвоения учебного материала, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и способов обучения. В России созданы институты и центры развивающего обучения:
Цель института: объединение специалистов РО по дальнейшему совершенствованию и развитию наследия Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в области педагогической психологии и педагогике, подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в новых образовательных системах Основные задачи института:
1. Центр развивающего обучения «ИСТ». Научный консультант — доктор психологических наук, академик РАО В. В. Рубцов; директор — С. Д. Ковалев, Москва. 2. Центр «ИНТОР», НОУ «Школа развивающего обучения». Главный научный консультант — доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. В. Давыдов; директор — кандидат психологических наук В. А. Львовский, Москва. 3. Центр переподготовки работников образования «Развитие личности». Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А. К. Дусавицкий; ген. директор – А. Б. Воронцов, Москва, школа N 1133. 4. Свободный университет «Эврика». Ректор – А. И. Адамский, Москва. 5. Центр «Волга». Научный руководитель – кандидат психологических наук – В. В. Репкин; директор В. В. Мирошникова, Самара, школа N 114. 6. Муниципальная экспериментальная площадки МОУ СОШ №25 (http://school25. m-sk. ru) «Тьюторские технологии в образовательном процессе старшей школы», г. Междуреченск. 7. Сибирский институт развивающего обучения. Ректор – кандидат психологических наук В. В. Репкин; директор – О. Л. Тузов, г. Томск. 8. Центр альтернативной педагогики «Эврика-развитие». Главный научный консультант – доктор психологических наук Б. Д. Эльконин; директор – Т. М. Ковалева, Томск. 9. Лингвистическая школа развивающего обучения, г. Новосибирск. 10. Центр развивающего обучения института повышения квалификации г. Новокузнецка. В рамках Международной Ассоциации развивающего обучения центры проводят фундаментальные и прикладные исследования и разработки целостной концепции учебной деятельности в школе, а также соответствующих учебных курсов, учебников, методических пособий для преподавателей, диагностических методик, позволяющих проводить оценку развивающих эффектов обучения. Накоплен огромный опыт в рамках школьного образования. К сожалению, этот опыт практически не перенесен на систему образования СПО. В диссертационных исследованиях последних лет уделялось внимание решению следующих вопросов: педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа (К. Я. Вазина), методика выравнивающе-развивающего обучения информационным технологиям студентов ВУЗа в курсе информатики (О. М. Забродина), развивающее обучение учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения информатики (Ю. С. Лактионова), методика выравнивающего и развивающего обучения информатике в физико-математических классах (И. Н. Фалина), технология вариантов организации педагогического процесса в системе развивающего обучения (Л. Н. Лаврова), применение сетевых учебно-методических комплексов в условиях профессиональной подготовки специалистов (В. В. Шаравин), формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе сетевых учебно-методических комплексов (К. Е. Маринченко), психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения (Л. Г. Субботина). К. Я. Вазина в докторской диссертации «Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа» разработала концептуальную модель саморазвития человека и педагогические основы развивающих технологий, обеспечивающих непрерывное профессиональное саморазвитие человека. О. М. Забродина в своем диссертационном исследовании представила методические основы организации процесса выравнивающе-развивающего обучения информационным технологиям студентов вуза в курсе информатики, целевой, содержательный и процессуальный компоненты методики выравнивающе-развивающего обучения информационным технологиям студентов вуза в курсе информатики. По ее мнению методика выравнивающе-развивающего обучения информационным технологиям студентов вуза в курсе информатики предполагает вариативность целей, содержания, методов, средств и форм обучения информационным технологиям в зависимости от принадлежности студента к группе с низким, средним или высоким входным уровнем. Исследовательский опыт показывает, что это снижает изначально мотивацию студентов с низким входным уровнем. Если оцениваются знания на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, то практически ни у кого нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Ю. С. Лактионова в диссертации «Развивающее обучение учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения информатики» рассмотрела структурно-содержательную модель развивающего обучения старшеклассников в процессе изучения «Информатики и ИКТ». «Основные положения теории развивающего обучения, как методологической основы модели развивающего обучения «Информатике и ИКТ» мы видим в следующем: 1. В аспекте содержания, структуры и логики подачи материала: в содержании образования должны быть представлены элементы как духовной, так и материальной культуры общества; содержание образования должно учитывать возрастные особенности учащихся и требования (потребности) общества; идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); структурирование учебного материала (предполагает установление последовательности и взаимосвязи структурных элементов, важно, чтобы при этом обеспечивались: замкнутость, системность и логическая завершенность блока учебного материала с явными внутренними взаимосвязями); следование по принципу взаимоподчинения (от общего к частному); организация учебного процесса базируется на принципе проблемности; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); использование опорных конспектов.
Первый пункт модели в нашем исследовании дополнен использованием электронных пособий, портфолио студента, особой системой применения тестирования, особым алгоритмом работы, рефлексией, использованием информационных технологий и сетей. В аспекте отношения к учебному процессу в корне изменена роль педагога - обучающего на роль педагога – тьютера-консультанта. В аспекте методического обучения исключена методика дифференцированного обучения на методику выравнивания. За основу взяты следующие взаимосвязанные принципы (по Л. В. Занкову): обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп в изучении материала; осознание обучающимися процесса учения; целенаправленная и систематическая работа по развитию всех обучаемых на одном материале, включая и наиболее слабых. Сложились требования к организации развивающего обучения на уроках информатики:
Эффективное управление педагогическим процессом, предполагает в исследовании единство планирования подачи материала, учета и контроля, но не единства организации учебной деятельности. Субъекты образовательной деятельности в современных условиях ожидают, что в процессе обучения у студентов будут сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи до логического конца, принимать альтернативные решения, владеть инновационными способами деятельности в обучении. Принципами такой деятельности стали:
Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б. Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее своеобразие и сущность не в условии тех или иных знаний и умений, а в само изменении ребенком самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как само изменяющийся субъект учения. Принципы такой деятельности требуют от преподавателя несколько иной роли в образовательном пространстве, а именно роли тьютора. Функциями учителя-тьютора становятся:
«Тьюторство для меня – это одна из форм посреднического действия. Посредничество – это ядро, единица, зернышко, клеточка любой образовательной формы, в которой человек строит свой собственный образ» (Б. Д. Эльконин). Развитием тьюторского движения в России вот уже более 18 лет занимается межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация», объединяющая в своих рядах более 20 российских регионов и 2 страны ближнего зарубежья (Украина и Латвия). Ассоциация имеет свой сайт (thetutor.ru). Президент Ассоциации – Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук. Ежегодно в г. Томске (Школа «Эврика-развитие» - родина современного российского тьюторства) проводятся всероссийские тьюторские конференции. С 1 сентября 2010 года на базе МОУ СОШ № 25 (г. Междуреченск Кемеровской области) открыта Муниципальная экспериментальная площадка «Механизмы и формы внедрения инновационной практики тьюторского сопровождения образовательной деятельности обучающихся в образовательном процессе старшей школы». Основные механизмы и формы внедрения технологии тьюторского сопровождения, взятые из данного опыта, позволяют приблизить «такое содержание образования, субъектом которого является человек» (А.И.Адамский). И. Н. Фалина в ходе своего исследования определила дидактические основы построения выравнивающе-развивающей методики: любой элемент учебного процесса (лекция, практические занятия, система контроля) обладает развивающей функцией; реализация основных концептуальных положений методики выравнивающего и развивающего обучения информатике позволяет активизировать развивающий потенциал каждого элемента учебного процесса. Л. Н. Лавров в работе «Технология вариантов организации педагогического процесса в системе развивающего обучения» акцентировал внимание на эмоциональной стороне деятельности обучаемого при условии организации взаимосвязи эмоционального и рационального как важного механизма творческой деятельности. Положение о том, что вариативность сочетания педагогических технологий выступает условием оптимальной реализации целей развивающего обучения на современном этапе подтверждено на практике исследованиями автора данного реферата. В технологический процесс были включены: коммуникативное обучение, модульное обучение, тьюторское обучение, гуманно-личностная технология, мультимедийные технологии, сетевые технологии, технология индивидуализации обучения, метод портфолио, метод проектов. В применении модульного обучения, проблемного обучения, интегрированного обучения, метода проектов и метода портфолио в обучении важную роль сыграло участие в программе взаимодействия педагогов-апробаторов и членов ВНИКа «Мониторинг внедрения современных образовательных технологий и передовых педагогических методик в образовательный процесс учреждений НПО, СПО» в 2007/2008 учебном году, проводимого Кемеровским региональным институтом развития профессионального образования. Использованы работы авторов: Т. С. Паниной, В. И. Сахаровой, Л. Н. Вавиловой, Л. П. Вашлаевой, Н. В. Костюк, О. С. Рапоцевич. Особенно ценным оказался проектный метод обучения. Проектная деятельность прекрасно согласуется с принципами развивающего образования, такими как:
На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу обучающихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Модели и методическое обеспечение сетевого учебно-методического комплекса описаны в исследовании В. В. Шаравина «Применение сетевых учебно-методических комплексов в условиях профессиональной подготовки специалистов». В настоящее время считается неэффективным заниматься разработкой информационных ресурсов для каждой дисциплины с нуля. «Наличие огромного числа образовательных компьютерных курсов и программ освобождает преподавателя от необходимости создания электронного курса по дисциплине собственными силами. Использование готовых информационных ресурсов в учебном процессе позволяет студенту получить расширенную информацию по изучаемому предмету, увеличивает его образовательный потенциал, обеспечивает возможность получения непрерывного образования. Модульность образовательных ресурсов позволяет обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, гарантирует открытость структуры ресурса и возможность дальнейшего расширения его содержания. Такой модульный подход к созданию образовательных ресурсов стал особенно актуальным в связи с появлением сетевых учебно-методических комплексов. Они представляют собой новый качественный уровень использования телекоммуникаций в образовании и позволяют организовать учебный процесс на основе информационно-образовательных ресурсов, находящихся не только в распоряжении вуза, но также размещенных в глобальных сетях. Особенностью сетевых учебно-методических комплексов является, с одной стороны, их универсальность, гибкость, вариативность (на уровне дисциплины), а с другой стороны, детализация, содержательная завершенность (на уровне модуля). Переход к использованию сетевых учебно-методических комплексов в подготовке специалистов позволяет повысить качество образовательного процесса, производительность труда преподавателя. »[10] Исследование подтверждает следующие положения: - сетевые обучение представляет собой новое средство обучения, которое обеспечивает новый уровень образования; - при разработке сетевых учебно-методических комплексов учитываются принципы интерактивности, комбинированного использования различных форм обучения; - многоуровневая модульность позволяет организовать доступ к информационно-образовательным ресурсам наиболее оптимально; - сетевой обучение может быть использовано как основное и дополнительное средство в учебном процессе, позволяет повысить качество подготовки специалистов;
Модель сетевого учебно-методического комплекса и методика его использования в учебном процессе с целью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов разработана в диссертации К. Е. Маринченко «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе сетевых учебно-методических комплексов». Интеграция электронных ресурсов в учебный процесс поэтапно представлена в работе М. Н. Серединой (Интеграция электронного образовательного ресурса в учебный процесс, г. Междуреченск). Неотъемлемой частью сетевого учебно-методического комплекса является электронный учебник. Дидактические условия и методические основы использования электронных учебников представлены в исследованиях И. П. Мединцевой (Методика обучения математике с использованием электронного учебника в гуманитарном вузе: на примере раздела "Математическая статистика") и С. А. Баженовой (Использование образовательных электронных ресурсов при обучении информатике будущих социальных педагогов в педагогическом колледже). Практически значимая информация о мультимедийных средствах обучения и электронных пособиях для исследования получена из учебных пособий С. А. Дочкина «Использование мультимедиа при создании электронных учебных изданий», «Компьютерные тесты», «Разработка электронных образовательных ресурсов», В. Е. Быцановой, С. А. Дочкина «От презентации к электронному учебнику», Н. В. Балицкой «Информационные технологии как средство организации профессионально-ориентированного обучения в техническом училище и вузе», И. А. Буяковской «Подготовка будущего учителя информатики к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях», монографии сотрудников Республиканского мультимедиа центра по проблематике создания и применения электронных образовательных ресурсов. Значительный вклад в исследование вносит обмен опытом по внедрению информационных технологий на региональных и всероссийских конференциях. Интересны работы И. Л. Кожемяко (г. Мариинск) по созданию электронных учебников, Н. И. Барсуковой (г. Прокопьевск) по использованию ИТ в учебном процессе, Т. А. Заруцкой (г. Киселевск) по формированию информационной компетентности у студентов, Н. А. Русаковой по формированию компьютерной грамотности студентов университета. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович, её сотрудники и последователи долгое время изучают мотивы обучающихся. Исследуя отношения к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы. Организация учебного процесса данного исследования построена на актуализации внутренних мотивов путем особой технологии построения материала и системы тестирования. Базируясь на современных представлениях о мотивационной стороне деятельности, нужно признать, что выполнение, например, теста в принципе не может быть мотивировано. Мотивированной ситуация тестирования может стать, если она связана (например, включена составной и неотъемлемой частью) в деятельность более широкого плана. Тесты в сочетании с информационными технологиями могут использоваться скорее для обучения, чем для контроля. Тестовые задания создаваемой технологии классифицированы по значениям: понятийные, репродуктивные, деятельностные, аналитические. Соответственно этим заданиям структурировано электронное пособие. Такая технология работы дает ощущение полной занятости (умственной и физической), отсутствие боязни возможных ошибок и неудач, студент ощущает себя субъектом своей деятельности (т.е. ощущает, что от него многое зависит). Для отслеживания эффективности применяемой технологии реализована система входящего, промежуточного и итогового мониторинга. Структуру мониторинговой системы составляют следующие элементы: субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей; инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности; мониторинговая деятельность. Применение образовательного мониторинга целесообразен тогда, когда возникает необходимость отслеживания процесса реализации какого-либо проекта, развития каких-либо событий, явлений получение своевременной информации об этом процессе позволяет лучше понять его суть, а если возникают отклонения, - внести коррективы. Таким образом, мониторинг дает возможность своевременно вмешиваться в механизмы, закономерности образовательного процесса или развития личности. Только при таких условиях возможно компетентное управление ими. Анализ результатов мониторинга за 3 года показал, что в экспериментальных группах, благодаря применяемой технологии, подготовка выпускников приобрела устойчивую тенденцию к оптимальным и достаточным показателям. Этот же показатель у студентов контрольного учебного заведения гораздо ниже. Мониторинг качества учебной работы студентов показал, что в динамике по годам наблюдается снижение репродуктивного уровня работы и наоборот, повышение творческого уровня самостоятельной познавательной деятельности. Оценка проводилась экспертным путем на основе психолого-педагогических наблюдений и тестового контроля, а также методом самооценки. Инструменты психолого-педагогического мониторинга разработаны психологами КРИРПО. Статистический и математический инструментарии получены их диссертационных исследований Э. Э. Эльдяевой, Н. Л. Солянкиной, Е. Г. Чимитовой, Е. П. Бакай. Теоретико-методологической основой являются концепция управления качеством образования, программные и нормативно-правовые документы системы образования, методология структурного анализа и проектирования систем; методология и методы педагогического исследования и педагогической квалиметрии (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.П.Беспалько, Н.А.Селезнева, А.И.Субетто, В.П.Симонов); теория системно-структурного анализа и проектирования систем управления качеством образования (М.М.Поташник, В.П.Панасюк, А.О.Татур); организация и осуществление педагогического мониторинга (С.Е.Шишов, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос). |
Отчет гоу спо «Прокопьевский строительный техникум» о проведенной... Гоу спо «Киселевский горный техникум» 1 чел., гоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 3 чел., Гоу «крирпо» 1 чел.,... | Публичный доклад об итогах работы кгбоу спо "Каменский аграрный техникум"... Полное наименование образовательного учреждения: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального... | ||
Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной... Печатается по решению Методического совета гоу спо «Забайкальский техникум искусств» | Одобрена предметной (цикловой) комиссией Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж | ||
Одобрена предметной (цикловой) комиссией Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж | Гбоу рм спо (ссуз) «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор гбоу рм спо (ссуз) ПМ. 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий | ||
Классный час Вторник 00 45 первый урок Председатель Управляющего Совета гбоу рм спо (ссуз) «Дубенский аграрный техникум» | Гоу спо «Борзинское медицинское училище (техникум)» Отделение портфолио студента | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Гигиенические основы физического... Составитель (автор): Ламекина Я. А., преподаватель физического воспитания гоу спо мариинский педагогический колледж | Министр образования Иркутской области В. С. Басюк Иркутской области «Иркутский аграрный техникум», переименованного в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Бабич Е. Н, преподаватель гбоу спо нсо «Новосибирский аграрный техникум» | Рабочая программа учебной дисциплины экономика для специальности... Составитель: Тушенцова Ю. Г., преподаватель экономических дисциплин фгоу спо «Яранский аграрный техникум» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом государственное образовательное учреждение... | Отчет по самообследованию гоу спо «забайкальский техникум искусств» Фгос спо, изучение содержания фгт в системе дополнительного образования детей стали определяющими направлениями в работе техникума... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальности... Халтурина Н. И., преподаватель социально-экономических дисциплин когобу спо «Яранский аграрный техникум» | Роль обж в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени В. А. Демиденко, преподаватель физкультуры и обж фгоу спо «Острогожский аграрный техникум» |