Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска





Скачать 115.84 Kb.
НазваниеМаслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска
Дата публикации22.02.2015
Размер115.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Маслова Мария Леонидовна, директор

Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска
Внедрение мультимедийных средств в практику работы

библиотек МБС г. Северодвинска

Взрывной характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека. В последнее время все чаще вспоминают предсказание основоположника медиатеории Маршалла Маклюэна о «гибели галактики Гутенберга» и «наступлении эры слухо-визуальной чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники». И действительно, согласно последним исследованиям, для большинства людей основными средствами массовой информации стали телевидение, радио и Интернет. Очевидно, что библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и развивать целенаправленное и продуктивное внедрение мультимедийных продуктов, наряду с традиционными. Мы должны знать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучая меняющиеся потребности читателей и сохраняя лучшие традиции библиотечной практики.
Наш позитивный опыт внедрения медиаресурсов в библиотечную деятельность начался несколько лет назад с осмысления изменившейся ситуации и осознания необходимости ориентироваться в мире медиатехнологий, грамотно использовать их в профессиональной деятельности. В 2002 году наша ЦБ им.Гоголя получила грант Института «Открытое общество», на средства которого мы смогли существенно пополнить фонд CD-ROM, (приобрели около 300 экз.), выделить в структуре ЦБ им.Гоголя ИнформМедиазал, в задачи которого входило предоставление услуг, связанных с использованием электронных, видео, аудио изданий, Интернет-ресурсов. Проанализировав фонд на нетрадиционных носителях информации, с точки зрения его использования в образовании, мы подготовили и заключили социально-творческий договор с Инновационно-методическим центром ГОРУО, в рамках которого организовали и провели цикл семинаров по повышению квалификации учителей-предметников нашего города. На семинарах мы продемонстрировали учителям новые возможности библиотеки: имеющиеся в фонде библиотеки CD-ROMы, видеозаписи, аудиозаписи, которые можно использовать при проведении уроков, при освещении определенных тем, предоставили им возможность самостоятельно поработать с ними, пройти тестирование, оценить достоинства и недостатки электронных изданий и т.д. Некоторые семинары проводили по заказу несколько раз, так, например, трижды повторяли 6-часовой семинар для учителей русского языка и литературы, в программу которого были включены: компьютерный инструментарий к медиакурсу «Русский язык», консультация по медиакурсу «Русский язык: грамотное письмо», обзор-демонстрация «Коллекция СD-ROM – в помощь образовательному процессу», «Знакомьтесь, виртуальный репетитор» и т.д. Тем из учителей, кто не умел работать с ПК, помогли преодолеть барьер в общении с новой техникой и обучили на курсах «Компьютерная азбука» и «Интернет за 20 часов», организованных при библиотеке. Эффект оправдал наши ожидания: семинары помогли продвижению новых библиотечных услуг, учителя оценили неисчерпаемые возможности мультимедиа-технологий, стали стремиться использовать их в учебном процессе и тесно сотрудничать с библиотекой.

В течение последних лет мы проводим в помощь школьной программе циклы специальных медиа-, видео- уроков, с использованием имеющегося в библиотеках фонда на нетрадиционных видах носителей, ресурсов Интернет, создавая собственные мультимедийные презентации, которые соответствуют задуманной структуре урока и получаются запоминающимися и нестандартными. Эти уроки вызывают большой интерес, потому что на них наглядный чувственно-энергетический материал и знания сливаются в единое целое, увеличиваются возможности учащихся для многомерного и открытого восприятия знаний. Рассказ библиотекаря сопровождается показом на большом экране различных объектов: видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий, а также аудиоматериалами: музыкой, художественным чтением, документальными аудиозаписями, вокалом и т.д. Особой популярностью у школ пользуются следующие циклы и программы:

  • цикл «Мир русской классики 19 века» (уроки: «Пушкин в зеркале двух столетий», «Тема любви в романе Гончарова «Обломов», «Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание», «Война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и др.),

  • медиакурсы: «Волшебная палитра искусства», «Мир древнерусской иконописи»,

  • страноведческий курс «Мир моих открытий»: (Япония, Таиланд, Израиль, США, Франция, Норвегия и др.);

  • «Виртуальные экскурсии по музеям мира» и т.д.


Проводятся и отдельные тематические уроки по истории, мировой художественной культуре, праву, экологии. Например, «Песни, фотографии и плакаты периода Великой Отечественной войны» (проводили по заявкам много раз, в том числе и во время научно-практической конференции СФ ПГУ к 60-летию Победы), «Художественная культура России Серебряного века», «Художник Васнецов: сказочно-былинные сюжеты», «Государственные символы России», урок-обозрение «Итоги 2-й мировой войны в лабиринте взглядов» и многие другие.
Большинство занятий проводятся бесплатно, некоторые за небольшую плату, желающие имеют возможность выборочного и неоднократного просмотра материала для закрепления приобретенных знаний. Все эти мероприятия сопровождаются книжными выставками, которые всегда пользуются популярностью, так как разбуженный интерес к теме вызывает желание узнать больше. Таким образом, учащиеся привлекаются к чтению сверх школьной программы.
Часто старшеклассники для подготовки к сдаче единого государственного экзамена обращаются к электронным тренажерам, чтобы потренироваться и проверить свои знания по физике, по русскому языку, математике и другим предметам. С этой целью мы проводим для них специальные обзоры «Экзамен с мультимедиа «на отлично», на которых демонстрируются электронные учебники, решебники, энциклопедии, словари, CD-ROMы для самостоятельного изучения иностранного языка и др. Кроме того, при ЦБ работает Центр тестирования МГУ «Гуманитарные технологии», в котором желающие могут пройти компьютерное тестирование по комплексу «Телепрофориентация» (состоит из 3 блоков: сфера интересов, личностные факторы, факторы способностей), репетиционное тестирование ЕГЭ (все предметы, включая иностранные языки) и курсы дистанционного обучения для выпускных классов по всем предметам.
Не забыты и малыши, ведь им предстоит жить в информационном обществе. Мы провели семинар для заведующих, методистов и воспитателей детских садов «Муниципальная библиотечная система – дошкольникам», на котором рассказали об опыте работы библиотек-игротек «Гнездышко» и «Книжкин дом» по интеллектуальному развитию детей. В этих библиотеках создан особый мир детства, внедряются методики раннего развития детей, благодаря которым дети получают знания по истории, географии, биологии, искусству, творчески развиваются. В течение 5 лет при библиотеках работают интерактивные курсы видеоуроков «удивления» и компьютерных игр для дошкольников «Компьюложка». Учебный план составлен с использованием CD-ROMа «Семь чудес света», и включает в себя беседы об истории и культуре древнего мира (пирамиды Египта, сады Семирамиды и т.д.), видеоуроки, практикумы, познавательные игры и обучение первым навыкам общения с компьютером (их учат работать с мышкой, клавиатурой, вставлять компакт-диск) и др. Курс рассчитан на 20 недель – т.е. 5 мес.

На занятиях в развивающих группах компьютер используется с 3-х летнего возраста. Наиболее удачная программа для этого возраста, на наш взгляд, «Новости матушки Гусыни». С помощью компьютерных игр дети с удовольствием тренируются в различении форм, цвета, растений и животных. Развивающие компьютерные игры прекрасные помощники в обучении детей чтению и математическим навыкам: используются такие программы, как «Вундеркинд+», «Волшебный сон», «Веселая азбука», «Незнайкина грамота», «АБВГДейка», «Веселая математика» и др.

Для детей младшего школьного возраста в библиотеках «Кругозор», «Бестселлер» работает лицей «Всезнайка», проводятся занятия с использованием познавательных компьютерных игр CD-ROMов: «Веселое географическое путешествие», «Супер-Интеллект от 9 лет – суперголоволомки», «Математика на планете счетоводов», «ЛЕГО шахматы», «Алиса в стране чудес» (обучение английскому языку), «Путешествие по морям и океанам» (обучающая игра), «Пятачок сдает экзамен по анатомии», «Пятачок назад в будущее»: обучающая программ, «Башня знаний» и др. Родители охотно пользуются CD-ROMом «Тесты для детей и родителей», который помогает выявить особенности их детей. В дальнейшем они обсуждают результаты тестирования с психологом, работающим в библиотеке, и получают рекомендации по гармонизации семейных отношений. Конечно, все занятия сопровождаются чтением книг, демонстрацией слайдов, иллюстраций и музыкой.

В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически на всех направлениях деятельности МБС, без них не обходится ни одно крупное библиотечное мероприятие. Например, в клубе ЦБ - «Книга и культовое кино» («Пианистка»: роман Еленек и фильм Ханеке; «Крупным планом» («Фотоувеличение») рассказ Х.Кортасара «Слюни дьявола» и фильм М.Антониони; «Иваново детство» повесть В.Богомолова и фильм А.Тарковского, «Имя – Кармен» фильм Ж.-Л.Годара по мотивам новеллы Пр. Мериме и др.). На заседаниях клуба используются DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Мы заметили, что подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения. Она предполагает активное взаимодействие и, неслучайно, на занятиях клуба обсуждение художественных произведений часто переходит в злободневные дискуссии. Клуб хорошо развивается, выполняя свои задачи по продвижению книги и чтения, он пользуется большой популярностью у интеллектуалов. В других литературных клубах МБС: «Русский сюжет», «Литературная площадка», ФЭН-клуб, «Ключ» и др. библиотекари также стремятся эффективно задействовать на мероприятиях мультимедиаресурсы и возможности фонда на нетрадиционных видах носителей.
Сегодня невозможно себе представить проведение мероприятий по страноведению без слайд презентаций, CD-ROMов, видеофильмов, DVD, без любопытных сведений, добытых в Интернете. Конечно, все это требует много времени, необходима предварительная подготовка текстовой информации, фотографий, иллюстраций, звуковых комментариев (фонограммы), видеосюжетов, возможно, анимаций (мультипликационные вставки), но результат оправдывает все затраты. Мы получаем восторженные отзывы и наиболее понравившиеся читателям мероприятия проводим по заказу, на договорной основе. Поступают заказы от учебных заведений, от общественных организаций и национальных диаспор. Например, неоднократно проводились мероприятия о Германии (по заказу Немецкого общества, школ, ПТУ), такие как: «День Германии», «Великая музыка Германии», «Вечная сказка: культура и традиции Германии», «Немецкая культура в России»; «День Японии» (с участием японских дипломатов), «Туманный Альбион», «Холодный дом старой доброй Англии», «Норвегия – путь к Северу»: дни норвежской культуры и др. В 2005 г. в ЦБ для юношества была открыта Школа скандинавской культуры «Викинг», в программе которой мультимедиа-уроки скандинавской истории и культуры.
Молодежь охотно откликается на инициативу библиотеки, когда речь идет о продвижении новых знаний с использованием информационных технологий, мультимедиа-ресурсов. Вот уже три года, как МБС является соорганизатором (совместно с молодежным парламентом) и активным участником в проведении и подготовке ежегодного Фестиваля молодежных инициатив. Впервые в прошлом году в центральной библиотеке был проведен юношеский экологический фестиваль «Если не мы, то кто же?». В 2005 году при поддержке городской Администрации в нескольких библиотеках была реализована программа «Новая молодежь – новое правовое сознание». Для молодых людей уровень культуры отождествляется со знаниями, доступными для практического применения, все они ищут пути и методы самореализации, именно поэтому большим успехом у них пользуются программы Школы принятия решений «Лидер», и медиа-курсов практической психологии: «Секреты успеха» и, «Какой я?».

Очевидно, что использование новых технологий, демонстрация новых возможностей библиотеки повышают ее имидж в глазах всего местного сообщества. Хочется отметить, что демонстрация возможностей мультимедиа на библиотечных встречах стимулирует и людей старшего поколения к освоению компьютерной техники. Многие из читателей среднего и старшего возраста после наших мероприятий приходят на курсы «Компьютерная азбука» и «Интернет за 10 часов», где их обучают азам работы на компьютере и в сети Интернет, помогают преодолеть боязнь новой техники.
Особенно благодарным и перспективным направлением создания собственных презентаций, электронных изданий, мультимедиа продуктов является краеведение. Созданные в одной библиотеке, они могут тиражироваться, редактироваться и использоваться во всех остальных. В 2004-2006 гг. в МБС созданы такие краеведческие слайд презентации, как: «Приобщение к Северу: духовно-нравственный экскурс по монастырям Архангельской области», «Северные сокровища: о народном искусстве Русского Севера», «Столица Севера – Архангельск», «Ломоносов – гений земли русской», «С Севером навечно связан: К 85-летию Ф.Абрамова», «Светлая печаль Николая Рубцова", «Флотоводец: Н.Г.Кузнецов», «Есть такая сторонка на свете...: Поморское землячество», «Поморский новый год», «Жемчужины Севера: Эколого-краеведческая экспедиция по заповедникам Архангельской области» и др.
К 100-летию подводного флота России библиографом библиотеки «Кругозор» Пастуховой С.В. в 2006 г. создан собственный оригинальный мультимедийный продукт – Мультимедиа-обозрение «Флот во славу Отечества». В этой работе освещены следующие темы: особенности подводной лодки, как технического средства, история изобретения подводной лодки, история создания подводного флота России, вклад Северодвинска в подводное судостроение. В мультимедиа-обозрении использованы цветные иллюстрации, фотографии, уникальные кадры кинохроники, песни о корабелах Северодвинска, имеются файлы для лектора и файл для оператора показа, иллюстрированный список книг об истории подводной лодки. Сама форма подачи материала - обозрение – стимулировала непременное обращение к рекомендованным книгам. Эта работа получила высокую оценку, как коллег, так и читателей и неоднократно была использована. В 2005 г. библиографом ДЮБ Смирновой М.А. создан путеводитель по памятникам Северодвинска «Память в камне и бронзе», который в настоящее время существует только в электронном виде и активно используется во всех библиотеках. Ею также была подготовлена презентация этого издания с опорой на видеоряд, с использованием музыки и песен о Северодвинске.

На наш взгляд, мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим внедрять в библиотечную практику новые формы творчества, разнообразить методы работы. Библиотекарь или любой другой пользователь может воплотить свою идею, используя любой ресурс, объект, добавляя в него свои материалы, текст, звук, анимацию, ориентированные на конкретные задачи, и создать нечто особенное, оригинальное, неповторимое. Таков и наш путь: начав с использования готовых мультимедийных, аудио- и видео-продуктов, мы стали создавать собственные презентации для использования на библиотечных встречах, и в настоящее время подошли к новой форме художественного творчества, воплощению собственных идей, собственного видения, запечатленных на CD. В этом мы видим перспективы дальнейшего развития - создание собственных медиа-продуктов: библиографической продукции с анимацией для детей, краеведческих справочников, путеводителей, медиа-обзоров и презентаций к мероприятиям, более широкое использование возможностей потокового вещания и др.
Конечно, все это стало возможным только благодаря стремлению наших сотрудников овладеть современными знаниями, мы стараемся использовать любую возможность для обучения желающих, в том числе и в АОНБ, и на областных курсах повышения квалификации. Для повышения квалификации и компетентности библиотекарей в работе с мультимедиа, в течение последних лет для сотрудников МБС проводятся занятия в «Школе новых технологий» и «Школе профессионального мастерства». В апреле 2006 г. инновационно-методическим отделом МБС разработан информационно-образовательный модуль - «Медиатехнологии – путь в будущее современных библиотек», который включает в себя 3 части: Информационная: «Медиакомпетенция: компьютерная грамотность, мотивация, типология компетенций»; Когнитивно-практическая: «Медиакультура», Креативная: «Медиатехнологии: опыт, перспективы».
Конечно, у нас есть проблемы, как у всех это недостаточное финансирование. Как следствие этого: упущения в комплектовании фонда, недостаток оборудования, техники, ее быстрое устаревание и поломки. Недостаточно оперативно и полезно используется потоковое вещание и возможности «Культуры Comsat». Присутствует некоторая нерасторопность и неумение вести себя в условиях рынка, что позволяет перехватывать нашу инициативу и идеи конкурентам и др.
Выводы.
Использование мультимедийных продуктов в библиотеке:


  1. Способствует улучшению ее имиджа в глазах местного сообщества, она позиционирует себя современным учреждением, идущим в ногу со временем;

  2. Повышает привлекательность библиотеки в глазах потенциальных партнеров, и создает новые возможности для взаимовыгодных партнерских связей;

  3. Положительно влияет на востребованность библиотечных мероприятий, улучшает их качество, наглядность, эстетику и эффективность усвоения информации,

  4. Содействует образованию, развивает познавательные интересы читателей, продвигает чтение, стимулирует обращение к книге, как первоисточнику;

  5. Привлекает в библиотеку новых читателей, инициативную молодежь, помогает людям старшего поколения преодолеть недоверие к электронным изданиям;

  6. Обязывает персонал библиотек повышать свою профессиональную подготовку и компетентность, приобретать навыки работы с современными техническими средствами;

  7. Стимулирует развитие творчества, самовыражения, воплощение идей, обмен культурными и общественными ценностями.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconСавина Ольга Александровна мбоу «сош №12» г. Северодвинска
Практикум предназначен для студентов заочной формы обучения по специальности: 210404 Многоканальные телекоммуникационные системы
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconРуководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»г. Северодвинска
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconСчет на пальцах: за и против
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»г. Северодвинска
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconУчебник математики «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого. Ручной счет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»г. Северодвинска
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетными направлениями работы библиотек муниципального бюджетного учреждения культуры «Куединская мбс» в 2012 году были
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconИнститут О
Внедрение страхования интеллектуальной собственности в практику работы российских страховых компаний
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconРазработка и внедрение в медицинскую практику новых методов и средств...
...
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconРасписание «Методическое обеспечение библиотечной деятельности: информационные...
«Методическое обеспечение библиотечной деятельности: информационные технологии как основа модернизации библиотек»
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Ветеринарный врач» введение
Их разработка и внедрение в практику будет способствовать появлению современных нормативов как объективных оценочных средств для...
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Ветеринарный врач» введение
Их разработка и внедрение в практику будет способствовать появлению современных нормативов как объективных оценочных средств для...
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внедрение в практику работы педагогов технологии детского социального проектирования
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Внедрение комплекса технологий деятельностного типа в практику работы образовательного учреждения»
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconКонспект урока "Основные законы и явления Геометрической оптики"...
Основные законы и явления Геометрической оптики с использованием мультимедийных средств
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconРекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроке Презентация
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу г. Кургана «Лицей №12»
Маслова Мария Леонидовна, директор Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Внедрение мультимедийных средств в практику работы библиотек мбс г. Северодвинска iconОкружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных...
Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск