Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине





НазваниеРуководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине
страница1/4
Дата публикации14.07.2013
Размер0.53 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»г. Северодвинска

Руководство по написанию научно – исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине.

Составила:

Безрукова Надежда Владимировна,

учитель II квалификационной категории

Северодвинск, 2012

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Глава 1.Выбор темы, формулировка цели и задач исследования……………..4

Глава 2.Структура научной работы. Требования к обзору литературы……....9

Глава 3.Объект и предмет исследования. Понятие о выборке. Методы исследований……………………………………………………………………..13

Глава 4.Статистическая обработка результатов исследований………………18

Глава 5.Представление результатов исследования……………………………24

Глава 6.Осуждение результатов. Выводы……………………………………...28

Глава 7.Оформление работы. Доклад и презентация. Выступление на конференции……………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………………42

Пояснительная записка

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие учебно-исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.

Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях, считаю целесообразной организацию учебно-исследовательской работы школьников как средства повышения качества образования.

Данное пособие предназначено для учителей естественного цикла, школьников и их родителей. В работе рассмотрены все вопросы, связанные с написанием и оформлением научно – исследовательской работы.

Глава 1 Выбор темы, формулировка цели и задач исследования

Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию.

(Фредерик Жолио-Кюри)

В науке, как и в любой сфере деятельности, приняты определенные правила и требования. Большинство ошибок и недочетов в работах школьников обусловлено, в первую очередь, незнанием этих норм. Специалисты, ежегодно рецензирующие работы на конференциях и конкурсах, называют одни и те же ошибки, типичные для работ в области естественных наук:

  • Неудачный выбор темы исследования

  • Некорректное название работы

  • Неправильная формулировка цели и задач исследования

  • Несоответствие структуры работы принятым нормам

  • Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы.

  • Отсутствие статистической обработки результатов.

  • Неправильное представление результатов.

  • Отсутствие раздела «Обсуждение результатов», некорректная интерпретация результатов.

  • Неграмотная формулировка выводов.

  • Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы.

  • Неправильное оформление списка литературы

Любое исследование начинается с выбора темы и планирования этапов работы. Научная работа вначале тщательно продумывается и планируется. Наиболее общий план проведения исследования можно представить так:

  • Выбор конкретной темы.

  • Изучение литературных источников по теме.

  • Формулировка гипотезы исследования (какие результаты предполагается получить)

  • Проведение экспериментов (сбор данных), статистическая обработка и анализ результатов.

  • Обсуждение результатов исследования и формулировка выводов.

  • Оформление работы, подготовка научного доклада и компьютерной презентации.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.

Предложить тему ученику может школьный учитель.Некоторые школьники могут сами придумать тему или выбрать область исследования. Необходимо учитывать, что выбор темы работы зависит от интересов, возраста и уровня подготовки исполнителя, а также от технических возможностей (наличие приборов, реактивов, методик).

Многие учителя считают, что в наших не слишком богатых школах невозможно проводить серьезные исследования. Но это не так. Даже не имея лабораторного оборудования, сложных и дорогостоящих приборов и реактивов, можно выполнять объемные, интересные исследования. Но для этого необходимо нарабатывать опыт подобной деятельности, иметь фантазию и понимание, что постоянно надо развиваться самому - читать научную литературу, подбирать и осваивать методики, не стесняться консультироваться со специалистами.

Бывает, что школьник хочет выполнять работу по псевдонаучной тематике – память воды, поиски снежного человека, паранормальные явления и т.д. Такие «темы», к сожалению, есть в любой науке. Учителю не следует поощрять подобные занятия. Надо объяснять школьникам, что подобные «исследования» не имеют никакого отношения к науке.

Возможные направления исследований в области биологии, экологии и медицины:

  1. Изучение биоразнообразия территорий.

  2. Экологическая характеристика видов грибов, растений и животных.

  3. Изучение искусственных и естественных экосистем.

  4. Изучение охраняемых территорий и видов.

  5. Экологический мониторинг, биоиндикация состояния воздуха, воды и почвы.

  6. Оценка санитарно-гигиенического состояния помещений.

  7. Наблюдения и исследования поведения животных.

  8. Исследования анатомо-морфологических показателей, функционального состояния организма и здоровья школьников.

  9. Влияние различных факторов на физиологическое состояние организма.

  10. ​ Исследования заболеваемости, мер профилактики.

  11. ​ Изучение психофизиологических показателей.

  12. Определение состава, качества пищевых продуктов.

  13. Исследования в области генетики, селекции.

  14. ​ Исследования в области растениеводства и животноводства.

Основные требования к выбору темы исследования:

1. Тема работы должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность (на уровне своего класса, школы, населенного пункта). Школьник не обязан совершать научные открытия. Для ребенка, особенно в младших или средних классах важнее научится планировать и проводить работу, уметь анализировать результаты и делать выводы.

2. Тема работы должна быть интересной и оригинальной. Можно сравнить детей из классов разного профиля, городских и сельских, проследить возрастную динамику и т.д. Во всяком случае, редкие, необычные темы имеют преимущества по сравнению с типичными вариантами. И это характерно для любой области науки.

3.Тема работы должна быть достаточно конкретной, а не слишком объемной. Например, гораздо полезнее изучить видовой состав растений в районе своего города, а не описывать все охраняемые виды растений России. 4. Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения работы.

Название работы

Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. При выборе названия юные исследователи (или их руководители) не учитывают существенные различия художественного произведения, публицистической статьи и научной работы. В первом случае название часто играет роль рекламы, а в научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя. Слишком бойкие, типичные для рекламных статей названия в науке считаются проявлением дурного вкуса. Они говорят о том, что автор не знает общепринятых правил. Подобные названия встречаются и в хороших по уровню и содержанию работах. Пока что они не влияют на оценку работы, но вызывают примерно такую же реакцию, как человек, пришедший в пляжном костюме на официальный прием.

Типичные ошибки при формулировке названий:

  • Слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная;

  • Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы;

  • Не соответствующее содержанию работы;

  • Слишком «бойкое», журналистское.

«Журналистские формулировки»:

  1. Алкоголизм и курение – скажи «Нет!»

  2. Быстрое питание – скорое заболевание.

  3. ГМО – панацея или бич божий.

  4. Досье на витамин С.

  5. Еда или Е-да?

  6. Заливается звонок - начинается урок, (о психологических особенностях учеников

  7. Курильщик – сам себе могильщик.

  8. Наше здоровье – в наших руках.

  9. От жажды умирая над ручьем (фито индикация качества воды)

  10. Пища Франкенштейна или что мы едим.

  11. Победы в спорте – победы в жизни.

  12. СПИД – катастрофа 21 века.

  13. Таинственный мир пиявок.

  14. Хорошо вижу – хорошо учусь.

  15. Чистота – залог здоровья.

Такие названия затрудняют работу , так как по ним невозможно понять, на какую секцию надо представлять подобные работы.

Общие, неконкретные формулировки:

  1. Влияние света на живые организмы.

  2. Влияние атомных станций на здоровье человека.

  3. Врожденные пороки и наследственные заболевания.

  4. Диеты и их последствия.

  5. Исследование белок Таймыра.

  6. Исследование состояния воздуха.

  7. Курение и подрастающее поколение.

  8. Лечебные свойства музыки.

  9. Проблемы веса.

  10. Связь стресса и почерка.

Формулировка цели и задач исследования.

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение.

(Джон Бернал)

Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.

Цель – это:

  • формулировка основной проблемы исследования,

  • ответ на вопрос, заданный в названии работы,

  • предвидение результатов исследования.

Рекомендуется формулировать предложение с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать.

Задачи исследования:

  • это этапы работы, способы достижения цели,

  • они не могут повторять цель или быть крупнее цели,

К задачам научного исследования не относятся учебные задачи – изучение литературы по теме, освоение методов, подготовка презентации и т.д.

Цель работы должна быть одна, задач может быть несколько!

Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений.

Рабочая гипотеза обычно формулируется на первых этапах исследования. Это предположение о возможных результатах исследования, которые подлежат экспериментальной проверке. Рабочие гипотезы используются для выработки предварительного плана научного исследования. Они могут, как подтвердиться, так и не оправдаться в ходе работы.

Глава 2 Структура научной работы. Требования к обзору литературы.

Наука есть не что иное, как вышколенный

и организованный здравый смысл.

(Томас Гексли)

Научные работы имеют типичную структуру, которую надо строго соблюдать.

1.Введение. В небольшой работе (10-15стр.), что и рекомендуется школьникам, введение занимает не более 0,5 - 1стр. В нем надо четко обозначить основную проблему исследования и его актуальность (то есть смысл работы, для чего ее выполняли, какие данные предполагается получить), дать краткую предварительную информацию по теме, сформулировать цель и задачи работы. По введению читатель обычно судит о том, интересна ли ему эта работа и стоит ли читать ее полностью.

Типичные ошибки во введении:

  • Общие рассуждения на отвлеченные темы

  • Неправильные формулировки цели и задач исследования

  • Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы)

  • Включение в число исследовательских задач сугубо учебных - изучение литературы, освоение методик

2.Состояние проблемы исследования или литературный обзор.

Задача данного раздела - познакомить читателя с современным состоянием данной области науки. Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей ее решения.

Кроме краткой истории вопроса в обзоре необходимо осветить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на данных из научных литературных источников, описать наиболее известные и интересные факты, показать, что было сделано в этой области до начала вашего исследования. В итоге надо подвести читателя к пониманию актуальности и значимости именно вашей работы.

Типичные ошибки в этой части работы:

  • Отсутствие обзора литературы в тексте работы.

  • Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).

  • Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.

  • Использование информации и авторских текстов (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.

3. Материалы и методы исследования.

В этом разделе необходимо описать:

  • Объект исследования: в случае биологических объектов - их биологические особенности, систематическую принадлежность, количество исследованных особей, образцов и т.д. При изучении каких-либо показателей у людей необходимо дать полную характеристику испытуемых (количество человек в группах, пол, возраст, при необходимости – состояние здоровья, образование, социальное положение и другие, важные для конкретного исследования параметры). Но в тексте работы (в том числе и в Приложении) никогда не приводят Ф.И.О. и личные данные участников исследования.

  • Оборудование — перечислить использованные приборы, установки с указанием их названий и фирм – изготовителей.

  • Материалы и реактивы – необходимо перечислить все использованные реактивы, указать фирму – изготовитель, степень чистоты.

  • Методы исследований — требуется дать достаточно подробное описание, по которому читатель может понять суть метода, оценить его адекватность для данной работы и при необходимости воспроизвести методику. Обязательны ссылки на литературные источники, из которых заимствованы использованные в работе методики.

Типичные ошибки данного раздела:

  • Отсутствие или слишком краткое описание объектов исследования.

  • Неполное описание методов.

  • Отсутствие ссылок на методическую литературу.

  • Отсутствие благодарностей (в случае, если были предоставлены аппаратура, реактивы, результаты, полученные другим человеком).

4. Результаты.

В данном разделе подробно описываются и анализируются полученные данные и выявленные закономерности. Этот раздел – основной в исследовательской работе, так как ее выполняли для получения результатов и новых фактов, а не для изучения литературы или освоения методов. Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы в соответствии с планом, задачами работы. В идеале описание и анализ данных должно развиваться, как сюжет интересного, почти детективного рассказа. Анализируют не первичные результаты, (например, количество семян в каждой из 20 исследованных шишек или индивидуальные показатели роста всех учеников класса), а только статистически обработанные и обобщенные данные. Они должны быть представлены в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм. Полученные результаты доказывают или опровергают выдвинутые ранее гипотезы.

Типичные ошибки в оформлении результатов:

  • Представление исходных первичных данных, не обработанных статистическими методами.

  • Отсутствие графического представления данных.

  • Оформление таблиц, диаграмм, графиков не соответствующее требованиям.

5. Обсуждение результатов.

В небольших работах этот раздел можно объединить с главой «Результаты». Раздел содержит анализ собственных результатов в сопоставлении с данными других авторов, полученными из литературных источников. Обсуждать нужно основные, наиболее интересные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые будут сформулированы в выводах. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности полученных результатов, их согласованности с данными аналогичных или близких по тематике работ других авторов, научной новизне и перспективах применения (использования) установленных фактов и закономерностей. Если данные не согласуются с известными фактами, результатами других авторов не стоит их подгонять, как ответ школьной задачи или замалчивать. Это может оказаться самым интересным в вашей работе.

Типичные ошибки:

  • Отсутствие данного раздела в подавляющем большинстве работ школьников.

  • Отсутствие анализа собственных результатов.

  • Неправильная интерпретация результатов

  • Неумение сопоставить свои данные с результатами других работ.

6. Выводы.

В качестве выводов кратко констатируются самые главные результаты исследования и выявленные закономерности. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы. Большое число выводов или излишне подробные формулировки говорит о неумении автора выделить главное в своих результатах. В необходимых случаях данный раздел может дополняться разделом «Заключение», в котором кратко подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы.

Типичные ошибки в формулировках вывода:

  • Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.

  • Дублирование разделов (в работе есть и «Выводы», и «Заключение»)

  • Общие рассуждения вместо констатации конкретных результатов работы.

  • Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».

8. Список литературы

Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы читатель мог найти сам источник, а в нем нужную информацию. Принято ссылаться только на источники, которые действительно читал автор), а не переписывать подходящий список литературы из другой работы или статьи научного руководителя.

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы. Существуют два варианта нумерации работ - по алфавиту на основании фамилии первого автора, (если несколько источников одного автора, то по фамилии следующего соавтора или по дате издания) или по порядку цитирования в тексте. Более предпочтителен вариант нумерации в алфавитном порядке.

Типичные ошибки в оформлении списка литературы:

  • Отсутствие списка литературы.

  • Малое количество ссылок.

  • Ссылки на слишком сложную для школьника литературу – некоторые научные журналы, диссертации, иностранные источники.

  • Неправильное оформление ссылок.

  • Ссылки на электронные источники только с указанием сайта без упоминания авторов и названия статьи, книги и т.д.

Описанная структура работы должна строго соблюдаться. Не следует проявлять самодеятельность (вернее, незнание правил), менять порядок разделов или называть их по своему разумению.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconМетодическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к...
От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» среди учителей химии, биологии и экологии проводится...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине icon1. Терминология научно-исследовательской работы
Они содержат советы и рекомендации по написанию научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconМетодические указания по написанию и оформлению рефератов кострома 2014
Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студен­тов
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconМетодические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы Выбор темы
«История театров Царицына, Сталинграда, Волгограда», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconРуководство по тибетской медицине лхан-тхабс разделы ка, кха Главы...
С18 Санчжей Чжамцо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха. Пер с тиб. Улан-Удэ, 1997. 240 с
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconРекомендации по написанию и оформлению учебного реферата
Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предмета "Информатика и икт". Данный...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический...
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconОтчет о научно-исследовательской работе
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений
Руководство по написанию научно исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине iconОтчет о научно-исследовательской работе
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск