Скачать 0.53 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24»г. Северодвинска Руководство по написанию научно – исследовательской работы по биологии, экологии, химии и медицине. Составила: Безрукова Надежда Владимировна, учитель II квалификационной категории Северодвинск, 2012 Содержание: Пояснительная записка…………………………………………………………...3 Глава 1.Выбор темы, формулировка цели и задач исследования……………..4 Глава 2.Структура научной работы. Требования к обзору литературы……....9 Глава 3.Объект и предмет исследования. Понятие о выборке. Методы исследований……………………………………………………………………..13 Глава 4.Статистическая обработка результатов исследований………………18 Глава 5.Представление результатов исследования……………………………24 Глава 6.Осуждение результатов. Выводы……………………………………...28 Глава 7.Оформление работы. Доклад и презентация. Выступление на конференции……………………………………………………………………..33 Список литературы………………………………………………………………42 Пояснительная записка Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Организация и дальнейшее развитие учебно-исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности. Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях, считаю целесообразной организацию учебно-исследовательской работы школьников как средства повышения качества образования. Данное пособие предназначено для учителей естественного цикла, школьников и их родителей. В работе рассмотрены все вопросы, связанные с написанием и оформлением научно – исследовательской работы. Глава 1 Выбор темы, формулировка цели и задач исследования Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию. (Фредерик Жолио-Кюри) В науке, как и в любой сфере деятельности, приняты определенные правила и требования. Большинство ошибок и недочетов в работах школьников обусловлено, в первую очередь, незнанием этих норм. Специалисты, ежегодно рецензирующие работы на конференциях и конкурсах, называют одни и те же ошибки, типичные для работ в области естественных наук:
Любое исследование начинается с выбора темы и планирования этапов работы. Научная работа вначале тщательно продумывается и планируется. Наиболее общий план проведения исследования можно представить так:
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы. Предложить тему ученику может школьный учитель.Некоторые школьники могут сами придумать тему или выбрать область исследования. Необходимо учитывать, что выбор темы работы зависит от интересов, возраста и уровня подготовки исполнителя, а также от технических возможностей (наличие приборов, реактивов, методик). Многие учителя считают, что в наших не слишком богатых школах невозможно проводить серьезные исследования. Но это не так. Даже не имея лабораторного оборудования, сложных и дорогостоящих приборов и реактивов, можно выполнять объемные, интересные исследования. Но для этого необходимо нарабатывать опыт подобной деятельности, иметь фантазию и понимание, что постоянно надо развиваться самому - читать научную литературу, подбирать и осваивать методики, не стесняться консультироваться со специалистами. Бывает, что школьник хочет выполнять работу по псевдонаучной тематике – память воды, поиски снежного человека, паранормальные явления и т.д. Такие «темы», к сожалению, есть в любой науке. Учителю не следует поощрять подобные занятия. Надо объяснять школьникам, что подобные «исследования» не имеют никакого отношения к науке. Возможные направления исследований в области биологии, экологии и медицины:
Основные требования к выбору темы исследования: 1. Тема работы должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность (на уровне своего класса, школы, населенного пункта). Школьник не обязан совершать научные открытия. Для ребенка, особенно в младших или средних классах важнее научится планировать и проводить работу, уметь анализировать результаты и делать выводы. 2. Тема работы должна быть интересной и оригинальной. Можно сравнить детей из классов разного профиля, городских и сельских, проследить возрастную динамику и т.д. Во всяком случае, редкие, необычные темы имеют преимущества по сравнению с типичными вариантами. И это характерно для любой области науки. 3.Тема работы должна быть достаточно конкретной, а не слишком объемной. Например, гораздо полезнее изучить видовой состав растений в районе своего города, а не описывать все охраняемые виды растений России. 4. Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения работы. Название работы Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. При выборе названия юные исследователи (или их руководители) не учитывают существенные различия художественного произведения, публицистической статьи и научной работы. В первом случае название часто играет роль рекламы, а в научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя. Слишком бойкие, типичные для рекламных статей названия в науке считаются проявлением дурного вкуса. Они говорят о том, что автор не знает общепринятых правил. Подобные названия встречаются и в хороших по уровню и содержанию работах. Пока что они не влияют на оценку работы, но вызывают примерно такую же реакцию, как человек, пришедший в пляжном костюме на официальный прием. Типичные ошибки при формулировке названий:
«Журналистские формулировки»:
Такие названия затрудняют работу , так как по ним невозможно понять, на какую секцию надо представлять подобные работы. Общие, неконкретные формулировки:
Формулировка цели и задач исследования. Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. (Джон Бернал) Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования. Цель – это:
Рекомендуется формулировать предложение с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать. Задачи исследования:
К задачам научного исследования не относятся учебные задачи – изучение литературы по теме, освоение методов, подготовка презентации и т.д. Цель работы должна быть одна, задач может быть несколько! Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений. Рабочая гипотеза обычно формулируется на первых этапах исследования. Это предположение о возможных результатах исследования, которые подлежат экспериментальной проверке. Рабочие гипотезы используются для выработки предварительного плана научного исследования. Они могут, как подтвердиться, так и не оправдаться в ходе работы. Глава 2 Структура научной работы. Требования к обзору литературы. Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. (Томас Гексли) Научные работы имеют типичную структуру, которую надо строго соблюдать. 1.Введение. В небольшой работе (10-15стр.), что и рекомендуется школьникам, введение занимает не более 0,5 - 1стр. В нем надо четко обозначить основную проблему исследования и его актуальность (то есть смысл работы, для чего ее выполняли, какие данные предполагается получить), дать краткую предварительную информацию по теме, сформулировать цель и задачи работы. По введению читатель обычно судит о том, интересна ли ему эта работа и стоит ли читать ее полностью. Типичные ошибки во введении:
2.Состояние проблемы исследования или литературный обзор. Задача данного раздела - познакомить читателя с современным состоянием данной области науки. Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей ее решения. Кроме краткой истории вопроса в обзоре необходимо осветить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на данных из научных литературных источников, описать наиболее известные и интересные факты, показать, что было сделано в этой области до начала вашего исследования. В итоге надо подвести читателя к пониманию актуальности и значимости именно вашей работы. Типичные ошибки в этой части работы:
3. Материалы и методы исследования. В этом разделе необходимо описать:
Типичные ошибки данного раздела:
4. Результаты. В данном разделе подробно описываются и анализируются полученные данные и выявленные закономерности. Этот раздел – основной в исследовательской работе, так как ее выполняли для получения результатов и новых фактов, а не для изучения литературы или освоения методов. Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы в соответствии с планом, задачами работы. В идеале описание и анализ данных должно развиваться, как сюжет интересного, почти детективного рассказа. Анализируют не первичные результаты, (например, количество семян в каждой из 20 исследованных шишек или индивидуальные показатели роста всех учеников класса), а только статистически обработанные и обобщенные данные. Они должны быть представлены в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм. Полученные результаты доказывают или опровергают выдвинутые ранее гипотезы. Типичные ошибки в оформлении результатов:
5. Обсуждение результатов. В небольших работах этот раздел можно объединить с главой «Результаты». Раздел содержит анализ собственных результатов в сопоставлении с данными других авторов, полученными из литературных источников. Обсуждать нужно основные, наиболее интересные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые будут сформулированы в выводах. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности полученных результатов, их согласованности с данными аналогичных или близких по тематике работ других авторов, научной новизне и перспективах применения (использования) установленных фактов и закономерностей. Если данные не согласуются с известными фактами, результатами других авторов не стоит их подгонять, как ответ школьной задачи или замалчивать. Это может оказаться самым интересным в вашей работе. Типичные ошибки:
6. Выводы. В качестве выводов кратко констатируются самые главные результаты исследования и выявленные закономерности. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы. Большое число выводов или излишне подробные формулировки говорит о неумении автора выделить главное в своих результатах. В необходимых случаях данный раздел может дополняться разделом «Заключение», в котором кратко подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы. Типичные ошибки в формулировках вывода:
8. Список литературы Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы читатель мог найти сам источник, а в нем нужную информацию. Принято ссылаться только на источники, которые действительно читал автор), а не переписывать подходящий список литературы из другой работы или статьи научного руководителя. Источники должны быть упорядочены и пронумерованы. Существуют два варианта нумерации работ - по алфавиту на основании фамилии первого автора, (если несколько источников одного автора, то по фамилии следующего соавтора или по дате издания) или по порядку цитирования в тексте. Более предпочтителен вариант нумерации в алфавитном порядке. Типичные ошибки в оформлении списка литературы:
Описанная структура работы должна строго соблюдаться. Не следует проявлять самодеятельность (вернее, незнание правил), менять порядок разделов или называть их по своему разумению. |
Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к... От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» среди учителей химии, биологии и экологии проводится... | ||
1. Терминология научно-исследовательской работы Они содержат советы и рекомендации по написанию научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного... | Методические указания по написанию и оформлению рефератов кострома 2014 Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студентов | ||
Экологические особенности пустынь Африки Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос | Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы Выбор темы «История театров Царицына, Сталинграда, Волгограда», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь... | ||
Программа научно-исследовательской работы основной профессиональной... Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы | Руководство по тибетской медицине лхан-тхабс разделы ка, кха Главы... С18 Санчжей Чжамцо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка, кха. Пер с тиб. Улан-Удэ, 1997. 240 с | ||
Рекомендации по написанию и оформлению учебного реферата Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предмета "Информатика и икт". Данный... | Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический... Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | ||
Анализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве | Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений | Отчет о научно-исследовательской работе Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений |