Скачать 37.71 Kb.
|
Первый русский печатный учебник математики – «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф.Магницкого. Ручной счет. Магницкий Леонтий Филиппович (1669, Осташковская слобода Тверской губ.- 1739, Москва)- педагог. Родился в семье крестьянина. Самоучкой выучился грамоте. В 1684 был послан крестьянами с рыбой в Иосифо-Волоколамский монастырь, где был оставлен «для чтения», а в дальнейшем отправлен в Симонов монастырь в Москве. В 1685-1694 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1694-1701 Магницкий жил в Москве, обучал детей в частных домах и занимался самообразованием, изучив немецкий, голландский, итальянский языки и математику. В 1701 году 22 февраля по по распоряжению Петра 1 Магницкий был назначен преподавателем Навигацкой школы и ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению. В 1703 Магницкий разработал рукописный курс по геометрии, тригонометрии и кораблевождению и выпустил в свет первый русский учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» тиражом 2400 экз..«Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и воедино собрана и на две части разделенная». Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала- таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам. Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как её принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только её половину. Т.е. коммутативность этих операций давалась сразу. После тройки первых задач на сложение следующие примеры содержат уже больше десятка слагаемых. В учебнике рассматривается и геометрия. Например, теорема Пифагора изучается на задаче, что есть башня некоторой высоты и лестница определенной длины. На сколько нужно отодвинуть нижний конец лестницы, чтобы её верх совпал с верхом башни? Изучается и геометрия окружности, вписанных многоугольников,… Все задачи, используемые в книге жизненные. Ну а заканчивается «Арифметика» конечно же приложениями изученного материала жизни. В частности, использованием логарифмических таблиц в навигационном деле. «Арифметика» Магницкого (1703) до середины 18 века была основным учебником математики в России. Наряду с систематическим изложением курса математики, в учебнике Магницкого значительное внимание уделяется общим рассуждениям на математические темы, изложенным в стихотворной форме; в тексте помещены также символические картинки. В книге строго и последовательно проводится одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, затем даётся его общая формулировка и, наконец оно закрепляется большим количеством задач. Магницкий сознавал, что математика в то время была нужна в первую очередь как орудие практической деятельности, поэтому все основные понятия излагаются в книге так, что ассоциируются у читателя с привычными житейскими образами, почти каждая задача облекается в практическую форму. Благодаря научным, методическим и литературным достоинствам «Арифметика» Магницкого спустя десятки лет, даже после появления других книг, более соответствующих новому уровню науки, продолжала пользоваться большим успехом. Содержание книги значительно шире её названия- «Арифметика». Помимо простого изложения арифметики, в ней содержатся необходимые для практики сведения по алгебре, приложения арифметики и алгебры к геометрии, практическая геометрия, понятия о вычислении тригонометрических таблиц и о тригонометрических вычислениях вообще, начальные сведения по астрономии, геодезии и навигации. Магницкий сознавал, что наука важна в первую очередь как орудие практической деятельности; это обстоятельство оказало существенное влияние на характер изложения, которое построено таким образом, чтобы читатель постоянно чувствовал, что сообщенные ему теоретические знания необходимы в его настоящей или будущей деятельности. Многие сведения из областей знания, охватываемых «Арифметикой», сообщались Магницким впервые в русской литературе. Книга Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России; по ней учился М.В.Ломоносов. Отголоски употребляющегося в старорусской школе ручного счета находим в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. Здесь имеется несколько задач, которые учащийся должен решить при помощи пальцев и суставов. Способ решения задач иллюстрируется примером умножения 7 на 7. Чтобы умножить 7 на 7, нужно прибавить к пальцам левой руки 2пальца правой руки, в результате получится 7. Таким же способом к пальцам правой руки прибавить 2 пальца левой руки, получится также 7. Соединив 2 пальца правой руки и 2 пальца левой руки, получили 4. Их следует принять за 40. Пальцы рук, что остались (3 на правой и 3 на левой), нужно умножить, получается 9. Сложение 40 и 9 дает результат 49. Л.Ф.Магницкий целые числа делил на «персты», «составы» (20, 3000, 4000 и т.д.) и «сочинения» из единиц разных разрядов. С жизнью и научными достижениями педагога, математика Л.Ф.Магницкого должны знакомиться учащиеся на уроках математики и внеурочной деятельности. В начальных классах, изучая тему «табличное умножение» знакомить и применять пальцевой счет при умножении. Вклад Л.Ф.Магницкого в науку и его научные достижения сыграли огромную роль в становлении математической науки. «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России; она являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. М.В.Ломоносов назвал книгу «вратами учености». Использованная литература.
|
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Уроке математики в 1 классе. Математика. 1 класс. Тема «Целое и Части» Устный счет на уроке математики с применением «Палитры. Карточки. Серия от 1 до 100» | ||
Урока математики в 1 2 классах Методы обучения: словесные (устный счет, работа над задачами, алгоритм сложения и вычитания, самооценка, итог урока); наглядные (презентация,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока (для учителя): сформировать представление о увеличительных приборах (световом микроскопе, ручной и штативной лупе), роли... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. М. Никольский, М. К. Потапов и др. Арифметика: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / М. Просвещение, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Учебник для общеобразоват учреждений. Авт. Е. А. Бунимович и др | ||
Урок математики в 4 классе Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами | Тема лекции: наука и научные исследования Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и... | ||
Анализ состояния и эффективности методической работы в школе. Цель анализа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тахтамыгда имени Н. К. Магницкого | Конспект урока математики в 5-м классе по теме: "Действия над десятичными дробями " ... | ||
Урок математики Цель: создание условий для формирования способности обучающихся к открытию способа решения задач нового вида за счет включения в... | Урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.... Открытый урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | ||
Конспект урока математики «Счет разрядными единицами и равными числовыми группами» Хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Урок для родителей по математике. 1 класс. Тема: «Счет предметов» Цель: познакомить родителей с особенностями программы обучения детей, проконсультировать родителей об оказании помощи первоклассникам... | ||
Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. ● Медков В.... Клочкова М. С. Демография: учебное пособие / М. С. Клочкова. – М.: Изд-во риор, 2006 | Конкурс рисунков «Веселый счет» «Веселый счет» (с помощью цифр нарисовать картину), формат а 4, отв классные руков |