Урок математики





Скачать 123.03 Kb.
НазваниеУрок математики
Дата публикации15.09.2014
Размер123.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

http://www.o-detstve.ru/ 

Портал «О детстве»




Урок математики

2 класс

ОС «Школа 2100»

Тема урока:

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз в косвенной форме.



Автор-разработчик:

Грунина Светлана Анатольевна

учитель начальных классов 1 категории

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Когалым ХМАО – Югры Тюменской области, 2013 год


Урок математики разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Цель: создание условий для формирования способности обучающихся к открытию способа решения задач нового вида за счет включения в понятийную базу новых элементов.

Задачи:

  • содержательная:

с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися косвенную форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;

  • деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):

- формировать у обучающихся умения отличать косвенную и прямую формы задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;

- формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;

  • развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):

- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);

- проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Содержание учебного материала: задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Единица содержания образования: моделирование задач указанного типа; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.


Регулятивные  УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий, предложенных учителем).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • усвоить, что косвенную форму задачи можно преобразовать в простую форму путем составления обратного высказывания;

  • усвоить алгоритм решения задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение в несколько раз;

  • сделать первые шаги по применению полученного знания при решении задач.




Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения, работа в малых группах.



Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений. 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

  • карточки-задания для работы в группе.

Список литературы:

  • Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник. 2-й класс, часть 3. М.  Баласс, 2012;

  • Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. ФГОС. М. Баласс, 2012.

Проект урока:



Структурные элементы

Цели

Условия

Виды деятельности

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность путем формирования навыка продуктивного чтения

Предполагает осознанной вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.


Проверка задачи с отсроченной отгадкой.

2.

Создание ситуации успеха

Повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания».

Организация демонстрации владения старым способ.

Проверка истинности или ложности высказываний. Использование вспомогательных моделей для составления и решения задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.


3.

Создание ситуации «разрыва»

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Перед детьми ставится конкретно-практическая задача, которую нельзя решить старым способом

Составление задачи другого типа по предложенной модели.

4.

Фиксация места «разрыва» в знаково-символической форме

Обсуждение затруднения и выявление возможных гипотез.

Понятийное противоречие представлено через столкновение детских точек зрения в процессе дискуссии. Необходимость обеспечения детей инструментом, позволяющим удержать суть возникшей проблемы.

Побуждающий диалог.

5.

Формулирование учебной задачи обучающимися и учителем.

Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретно знания, умения, необходимые для решения задачи.

Обеспечение перехода отношений «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий сформулировать свой вопрос».

Побуждающий диалог.

6.

Реализация готового проекта – открытие новых знаний.

Устранение возникшего затруднения.

Обдумывание в коммуникативной форме способа устранения возникшего затруднения.

Практическая работа по предложенной учителем форме.

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



Проговаривание нового знания, комментирование.

Включение нового открытия в систему знаний.

Подведение итогов практической работы. Планирование решения задачи нового типа и самостоятельное составление плана решения задачи.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса.

Совершается рефлексия пути, движения урока, фиксируется и обосновывается результат собственных открытий.

Опрос-итог


Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Результат

1. Оргмомент. Мотивирование к учебной деятельности.


Проверка задачи с отсроченной отгадкой (задача была предложена на предыдущем уроке). Задача на слайде.

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. На третий день он пригласил в гости лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла. Правильно ли поступила лиса?

Проверим это на определении ложности или истинности высказываний.

Квадрат – это прямоугольник. Истинно? Составьте обратное высказывание.

(Прямоугольник – это квадрат.)

Истинно ли это высказывание? Ложно? Почему?

Луч – это часть прямой. Истинно? Составьте обратное высказывание.

(Часть прямой – это луч.)

Истинно ли это высказывание? Ложно? Почему?

Давайте сделаем вывод о проделанной работе.

Выслушивание всех мнений. Формулирование вывода.

Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.

Определение «истинности или ложности» высказываний, составление обратных высказываний и определение «истинности или ложности» полученных высказываний.

Вывод: составили обратные высказывания, то есть поменяли местами слова, а высказывания стали ложными.


Включение учащихся в деятельность путем формирования навыка продуктивного чтения.

Повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания».

2. Создание ситуации успеха.

Игра «День-ночь».


3
На слайде схема:


?


Составьте задачу к схеме. Определите тип задачи. Каким действием решается задача? Запишите выражение к задаче, найдите его значение.


3
На слайде схема:


?



?


Что изменилось в задаче? Определите тип задачи. Составьте задачу к схеме. Сколько действий в решении задачи? Запишите решение выражением, найдите его значение.

На слайде схема:


15



?


Составьте задачу к схеме. Определите тип задачи. Каким действием решается задача? Запишите выражение к задаче, найдите его значение.

Составляются задачи к предложенной схеме, определяют ее тип «увеличение числа в несколько раз», записывают выражение, находят его значение.

Обучающиеся определяют, что задача составная, определяют ее тип, составляют задачу к схеме, записывают выражение, находят его значение.

Составляются задачи к предложенной схеме, определяют ее тип «уменьшение числа в несколько раз», записывают выражение, находят его значение.


Повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания».

Демонстрация владения старым способ решения задач.

3. Ситуация разрыва.



15
На слайде схема:


?


Такая же схема? Это, наверно, моя ошибка? Ребята, выручайте. Может быть, можно составить другую задачу, которая бы подходила к этой схеме.

Учащиеся предполагают, что по аналогии с предыдущими задачами появится схема составной задачи. Но схема та же. Вызывает удивление, недоумение. Дети сразу указывают на «ошибку» учителя.


Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

4. Фиксация места «разрыва» в знаково-символической форме

Хорошо, если в ходе дискуссии учитель выступает только в роли слушателя, дети сами могут рассудить правильность составления задачи по схеме.


Выслушиваются все предположения детей. Предполагается, что это составная задача «на нахождение целого», «на сравнение», но в этом случае требуется преобразовать схему, а этого сделать нельзя. В ходе обсуждения может появиться предположение о косвенной форме задачи, может и нет.

(В ходе проведения предложенного урока гипотеза появилась, но она требовала проверки).

Обсуждение затруднения и выявление возможных гипотез.

5. Формулирование учебной задачи обучающимися и учителем.

Если гипотезы нет, то предлагается работа в группе.

Цель: провести практическую работу, сделать вывод и определить тип задачи, «спрятанной» за моделью.

Если гипотеза есть, то проверим предположение, и опять предлагается работа в группе.

Цель: доказать, что косвенная форма при решении задач на увеличении и уменьшении в несколько раз возможна.

(Карта для работы в группе прилагается.)

Обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину.


Обеспечивается переход отношений «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий сформулировать свой вопрос».

6. Реализация готового проекта – открытие новых знаний.

Практическая работа в группах.

Выслушиваются выводы групп.

Возвращаемся к нашей модели. Подтвердилось ли наше предположение?


Практическая работа по предложенной учителем форме.

Формулирование вывода: если одно число в несколько раз меньше другого, то можно говорить, что второе число в несколько раз больше первого.

По схеме видно, что второе число в 5 раз меньше первого, значит можно сказать, что первое число в 5 раз меньше второго, а это косвенная форма задачи.

Учащиеся составляют задачи в косвенной форме по предложенной схеме.

Устранение возникшего затруднения.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассматривается одна их составленных задач применительно к схеме для составления плана решения задач нового типа.

Проговаривается план решения задачи в косвенной форме:

- составить обратное высказывание по условию задачи;

начертить схему к задаче;

решить задачу по составленной схеме.

Планирование решения задачи нового типа и самостоятельное составление плана решения задачи.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Опрос-итог:

- Какую цель ставили на уроке?

- Удалось ли ее достигнуть?

- Каким способом?

- Где можно применить полученные знания?

- Что на уроке хорошо получилось?

- Над чем еще нужно поработать?

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса.

Совершается рефлексия пути, движения урока, фиксируется и обосновывается результат собственных открытий.


Задания для группы

1. Запиши, чему равно число треугольников и кругов.


Сравните количество треугольников с количеством кругов. Составьте высказывание.

Количество треугольников в ___раза ____________, чем количество кругов.

Составьте обратное высказывание. Проверьте, истинно оно или ложно?

Сделайте вывод.

Если количество треугольников в ____раза ___________, чем количество кругов, то количество кругов в _____ раза ____________, чем количество треугольников.

2. Приведите свой пример для проверки утверждения. (Подсказка: можно начертить отрезки.)

IV Всероссийский дистанционный конкурс
«Моя педагогическая инициатива»-2013





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Урок математики iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Урок математики iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок математики iconУрок математики
А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего...
Урок математики iconУрок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел
Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс
Урок математики iconУрок математики в 4 классе
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами
Урок математики iconУрок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района
Урок математики iconУрок математики, 5 класс
Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53)
Урок математики iconУрок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок»
Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош
Урок математики iconУрок математики в 8 классе 8вида
Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач
Урок математики iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок математики iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Урок математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики проведен на республиканском семинаре для учителей математики 25. 11. 2010
Урок математики iconУрок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип
Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др
Урок математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный
Урок математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – соревнование, как повышение качества по предмету математики (семинар учителей математики г. Казани)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск