Скачать 364.6 Kb.
|
На правах рукописи БАЛАШОВА ЮЛИЯ СТАНИСЛАВОВНА Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования Специальность 13.00.05. – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2013 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Зацепина Мария Борисовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна, НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», зав. кафедры педагогики; кандидат педагогических наук, Крамаренко Оксана Константиновна, ГБОУ ЦО №218 г. Москвы, учитель Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» Защита состоится « 27 » июня 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06. при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16–18. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4. Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru). Автореферат разослан « » _________________________ 2013 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Геворгян Н.Р. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития. Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе. Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и практические наработки в этом виде деятельности чаще связывают с детьми школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами. Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:
Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования». Цель исследования – научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы. Объект исследования – процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Предмет исследования – обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Теоретико-методологической основой исследования являются: - труды по философии и психологии творчества (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.); - исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.). - психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.). - исследования по теории и методике дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, В.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, О.Е. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.). Методы исследования:
База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1768 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5–7 лет и 89 родителей. Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов. На первом этапе (2008–2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы. На втором этапе (2009–2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка. На третьем этапе (2010–2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования. |
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правознайка. Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста | ||
Конспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста | ||
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи... Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг | Тематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности... Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Аналитическая записка «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | ||
Протокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего... Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теории и технологии дошкольного образования. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста | ||
Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... |