Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования





Скачать 364.6 Kb.
НазваниеФормирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер364.6 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

БАЛАШОВА ЮЛИЯ СТАНИСЛАВОВНА

Формирование художественного творчества

и ручной умелости

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях дополнительного образования

Специальность 13.00.05. – теория, методика

и организация социально-культурной деятельности

(по всем уровням образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва

2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Зацепина Мария Борисовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Александрова Наталья Сергеевна,

НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», зав. кафедры педагогики;
кандидат педагогических наук,

Крамаренко Оксана Константиновна, ГБОУ ЦО №218 г. Москвы, учитель

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский

государственный университет»
Защита состоится « 27 » июня 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06. при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16–18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).
Автореферат разослан « » _________________________ 2013 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Геворгян Н.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем – к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и практические наработки в этом виде деятельности чаще связывают с детьми школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами.

Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:

  • искусство бисероплетения, которое издревле считается доступным не только взрослым, но и детям, не используется в практической деятельности с детьми дошкольного возраста;

  • несмотря на то, что общеизвестна ценность данного вида искусства, влияющего на формирование личности ребенка и его творчества, оно малодоступно из-за отсутствия научно обоснованной педагогической технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

  • искусство бисероплетения, являясь семейной народной традицией, которая нацелена на сближение поколений, на сотворчество, на проведение совместной досуговой деятельности не применяется в дошкольных организациях как форма работы по взаимодействию с семьей, как средство организации коллективной творческой деятельности.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Цель исследования – научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования – процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования – обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

  • организовано целенаправленное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность, основанную на приобщении детей к народному искусству бисероплетения, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

  • созданы оптимальные психолого-педагогические условия (творческо-развивающая среда; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей), учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5–7 лет;

  • применяется система усложняющихся творческих заданий (в рамках разработанной автором технологии) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением контроля уровня развития ручной умелости и художественного творчества;

  • организовано образовательное взаимодействие родителей и детей направленное на возрождение народной традиции организации совместного семейного досуга.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Проанализировать философские и психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности и сенсомоторного развития детей.

  2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование художественного творчества и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения с искусством бисероплетения.

  3. Выявить социально-педагогические возможности искусства бисероплетения как традиционного проведения совместного семейного досуга.

  4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить образовательно-воспитательную технологию, направленную на формирование художественного творчества и ручной умелости детей в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды по философии и психологии творчества (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.);

- исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).

- психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.).

- исследования по теории и методике дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, В.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, О.Е. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.).

Методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;

  • эмпирические – наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях; обобщение педагогического опыта;

  • социологические – беседы с родителями, педагогами, анкетирование, опрос, наблюдение;

  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

  • статистические – статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1768 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5–7 лет и 89 родителей.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов.

На первом этапе (2008–2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы.

На втором этапе (2009–2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка.

На третьем этапе (2010–2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правознайка. Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconКонспект занятия по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconТематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности...
Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconАналитическая записка
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconКонспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теории и технологии дошкольного образования. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск