Вестник балтийской педагогической академии





НазваниеВестник балтийской педагогической академии
страница1/11
Дата публикации22.02.2015
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Региональная общественная организация учёных БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Секция медицинского образования

Научный выпуск
ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ

Вып. 92. – 2009 г.

Современный медицинский вуз –

важнейшие проблемы, перс-пективные направления преподавания и воспитания специалистов

Иркутск 2009

1


Редакционная коллегия выпуска: Доктор психол. наук, проф. И.П. Волков; доктор мед. наук, проф. Ю.А. Горяев, канд. мед. наук, доц. А.Н. Калягин, доктор мед. наук, проф. И.В. Малов, канд. психол. наук., проф. И.Г. Станиславская, доктор мед. наук, проф. Л.Ю. Хамнуева, доктор мед. наук, проф. А.В. Щербатых

Ответственный за выпуск – канд. мед. наук, доцент А.Н. Калягин

Главная редакционная коллегия

«Вестника Балтийской Педагогической Академии»:

Главный редактор – проф. И.П.Волков.

Зам. гл. редактора - проф. Д.Н. Давиденко, проф. А.П. Панфилова,

проф. А.Г. Левицкий, проф. И.В. Курис, проф. А.Г. Комков.

Уч. секретарь – проф. И.Г. Станиславская.

Адрес редакции:

190121, г. Санкт-Петербург,

ул. Декабристов, 35. НГУ им. П.Ф.Лесгафта.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни.

Тел. (812) 714-6627; факс 550-0211

Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru Интернет-сайт: www.baltacademy.ru

К17 © РООУ БПА – 2009 © Калягин А.Н. – 2009

Издаётся на средства авторов статей и взносы членов БПА

==========================

«Вестник Балтийской Педагогической Академии»

Научное издание. Сокращенно: «Вестник БПА»

Основано 30.06.1995 г. в г. Санкт-Петербурге.

Международная регистрация (Юнеско, Париж):

ISSN 1818-6467


Подписано к печати 01.11.2009 г. Печать ризографическая. Зак. 02. Тир. 300. Формат бумаги 69х 90. Отпечатано и изд. РООУ БПА

2
СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции………………………………………………………… 5

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Погорелова И.Г., Жукова Е.В. Совершенствование подготовки спе­
циалистов медико-профилактического направления в
рамках компетентностного подхода …… ………. 6

Калягин А.Н. Стандартизация обследования больного: подходы

современного медицинского образования …… … 9

МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Белялов Ф.И. Медицинский вуз в условиях перехода на Болонское

соглашение…… …… …… 1 1

Щербаков Г.И., Щербатых Е.В., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н.
Использование балльно-рейтинговой системы в
оценке результатов производственной практики…… 16

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Горяев Ю.А. Пути активации познавательной деятельности студентов

на лекциях …… ……… ……… 181

Зобнин Ю.В., Седов С.К., Третьякова М.А., Черных Р.И., Дашеева

Ц.Б., Суховский В.С., Калинина О.Л. Традиции в воспита­
нии и инновации в преподавании терапии …… … 22

Жукова Е.В., Погорелова И.Г., Калягин А.Н. Педагогическая техника
как один из компонентов мастерства преподавателя
высшей школы …… ……… ……… 27

Зобнин Ю.В. Преподавание клинической токсикологии: единство

инновационного обучения и традиционного воспитания … 32

Семинский И.Ж., Непомнящих С.Ф., Гуцол Л.О. Особенности препо­
давания патологии у студентов очно-заочного отделения
по специальности «Сестринское дело» …… …… 37

Суфианова Г.З., Минакина Л.Н., Усов Л.А. Ключевые вопросы дис­
танционного преподавания фармакологии у студентов по
специальности «Сестринское дело» …… ……….. 39

Калягин А.Н., Жукова Е.В. Менеджерская производственная практика
у студентов, обучающихся по спец.«Сестринское дело» …… 41

Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Казанцева Н.Ю.Инновационные направ­
ления обучения на очно-заочном отделении факультета
подготовки медицинских сестёр-менеджеров медицинско­
го вуза …… ……… ……… …… 46

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ, ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аснер Т.В. Воспитательная работа на кафедре пропедевтики внутрен­
них болезней …… ……… ……… 52

Калягин А.Н., Блохина Н.Н. Образ врача в творчестве Викентия

Вересаева …… ……… ……… …. 54

Гузовская Е.В., Гуцол Л.О. Проблемы ранней профориентации как

фактора повышения качества образования 65

Осипок Н.В. Развитие личностных качеств студентов-медиков во
время прохождения производственной практики в
должностях младшей медицинской сестры и медицинской
сестры …… ……… ……… …… 67

Погорелова И.Г., Булнаева Г.И. Проблемы адаптации студентов 1
курса медицинского вуза в зависимости от региона
проживания …… ……… ……… 70

Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Поблинкова Е.И., Казанцева Н.Ю.
Воспитательная работа со студентами по
профилактике алкогольных пристрастий …… ….. 75

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…… ……… ……… 79


От редакции

Многовековой опыт практической психологии преподавания медицинских дисциплин в сфере высшего медицинского образования учит продуктивным взаимо­отношениям в системе «преподаватель – студент» по аналогии с системой «врач – па­циент». Это дает возможность студентам быстрее и эффективнее усваивать научно-практические основы и методы работы с пациентами в своей будущей профессии врача, обязанного не только знать и понимать, но и управлять состояниями пациен­тов.

На рубеже XXI века медицинская наука и практика стали развиваться стреми­тельно – ежегодно разрабатываются и внедряются в медицинскую практику новые ме­тоды врачебной и функциональной диагностики, апробируются новые средства ме­дикаментозного и инвазивного лечения, уточняются и пересматриваются рекоменда­ции по ведению пациентов, совершенствуются методы деонтологической практики, крепнет связь практической медицины с психотерапией и психологической помо­щью больным, и др.

Отечественная система высшего медицинского образования в России ныне пе­реживает сложный период реформирования. Это есть следствие смены общественно­го устройства в России, повлёкшего к возникновению массового культа денег с одно­временной девальвацией марксистско-ленинской идеологии и возрождением в России Православной веры. За последнее десятилетие произошли коренные изменения и в сфере организации медицинской помощи населению, что так или иначе уже отражает­ся на учебном процессе в медицинских вузах. Во весь рост встали новые психолого-педагогические проблемы формирования сознания и профессионально-важных ка­честв личности будущего молодого специалиста-врача с учётом возникших новых со­циальных условий его труда и жизни. Современные реформы среднего и высшего об­разования в духе ЕГЭ и «Болонского процесса» поставили перед российскими меди­цинскими вузами много новых и пока ещё трудно решаемых психолого-педагогических и профессионально-этических проблем.

В связи с вышеназванным настоящий выпуск «Вестника БПА» посвящен акту­альным проблемам комплексного междисциплинарного подхода к осуществлению ву­зовскому медицинского образования в условиях его реформирования. Но не зависимо от всех этих новых реформ в образовании, навязываемых «сверху» министерски-волевым методом, общепризнано, что практический эффект любого обучения – это не проверка теоретических познаний учеников в их способности к воспроизведению за­ученного накануне материала, а демонстрация учениками умений пользоваться зна­ниями, полученными от опытных педагогов-инструкторов.

Как учесть эти изменения в медицинском образовании и в профессиональной подготовке будущего врача? Как соотнести в педагогической работе со студентами принцип верности выпускника медвуза «Клятве Гиппократа» с личным отношением молодого врача к полученной профессии в условиях современных вызовов цивилиза­ции с её культом денег, сексуальной свободной, массовой зависимостью населения от вредных привычек и внушающих эффектов СМИ? Как обучать будущих врачей в новых социальных условиях работать современно, эффективно, ответственно?

В связи с этими и многими другими вопросами в данном периодическом издании представлены материалы специалистов, мыслящих комплексно, современно, с учётом сложившихся российских традиций в медицинском образовании.

Редакция «Вестника БПА» просит читателей присылать свои отзывы на мате­риалы данного выпуска по адресу:

E-mail: Volkov_bpa@rambler.ru

5

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Е.В. Погорелова, Е.В. Жукова

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности

Компетентность – это качество человека, завершившего образование оп­ределенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Согласно образовательной парадигмы, основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля» (концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года), то есть модель выпускника любого, в том числе медицинского, вуза должна содержать компетентности, характеризующие его, в первую очередь, как работника определенной сферы деятельности. Это компетентности:

  • в узкой сфере (специальной) области профессиональной деятельности;

  • в широкой (инвариативной к различным специальностям) области про­фессиональной деятельности;

  • в общенаучной сфере, являющейся базой соответствующей профессии;

  • в сфере социальных отношений;

  • аутопсихологическая компетентность, готовность к критической само­оценке, постоянному повышению квалификации.

Компетентностный подход к определению целей обучения в вузе по сути своей является развитием деятельностного подхода, поскольку компетентность личности проявляется в его деятельности. Этот подход подразумевает описа­ние целей обучения через виды деятельности (профессиональные, познаватель­ные и пр.), которые должен освоить выпускник ВУЗа.

Необходимо отметить, что в последние годы существенно изменилась по­литика в области здравоохранения и высшего профессионального образования в Российской федерации. Кроме того, Болонский процесс также поставил перед европейской высшей школой, вообще, и Российской высшей медицинской школой, в частности, задачу дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в области профилактической медицины и общественного здоро­вья.

Однако, наиболее существенное значение для совершенствования систе­мы вузовской додипломной подготовки специалистов по специальности «меди-6

ко-профилактическое дело» имело реформирование основного заказчика меди­ко-профилактических факультетов – службы Госсанэпиднадзора.

Образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека не только расширило функциональные обязанности специалистов, работающих в органах и учреждениях этой службы, но и потребовало внесения изменений и дополнений в содержание и организа­цию учебного процесса государственные образовательные стандарты, дейст­вующие учебные программы и планы.

Кроме того, в настоящее время возросла социальная потребность в выпу­скниках, способных формулировать и реализовывать социально приемлемую и современную политику охраны здоровья, объединять усилия различных госу­дарственных и общественных институтов по укреплению общественного здоро­вья и профилактики заболеваний.

Высока потребность в специалистах, владеющих основами управления санитарно-эпидемиологическим благополучием, права, экономики, организа­ции социально-гигиенического мониторинга, широкого применения в надзор­ной и аналитической деятельности информационных технологий, умению про­водить оценку риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населе­ния и др.

В связи с частичным изменением компетенции сотрудников Роспотреб-надзору стали требоваться выпускники, не только в полной мере владеющие профессиональными знаниями по гигиене питания, коммунальной гигиене, ги­гиене труда, гигиене детей и подростков, но и обладающие знаниями основ маркетинга, права и делопроизводства. Необходимы также специалисты по ла­бораторной диагностике инфекционных агентов, физических и химических фак­торов, санитарной токсикологии. Лечебной сети также нужны грамотные кадры для управления здравоохранением, подготовленные в вопросах общественного здоровья, госпитальные эпидемиологи.

Таким образом, изменение на современном этапе социального заказа на
качество подготовки выпускника по специальности «Медико-

профилактическое дело» определило актуальность совершенствования подго­товки по медико-профилактическому делу и основные направления модерниза­ции додипломного образования выпускников медико-профилактических фа­культетов.

Анализ показал, что в настоящее время требуется уточнение компетен­ций выпускников медико-профилактического факультета для разработки госу­дарственного образовательного стандарта. При этом под компетенцией понима­ется совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отноше­нию к определенному кругу предметов и процессов.

В настоящее время очерчен круг компетенций, которые являются конеч­ными целями додипломного этапа обучения и необходимы выпускнику медико-профилактического факультета в его будущей профессиональной деятельности в учреждениях Роспоребнадзора и сети практического здравоохранения:

  • работа в системе органов и учреждений Роспотребнадзора и медико-профилактической помощи населению;

  • организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора;

7

  • оценка состояния здоровья населения;

  • оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, оп­ределяющих состояние здоровья населения;

  • установление и анализ взаимосвязи между состоянием здоровья и качест­вом среды обитания, производственной деятельностью с разработкой основ­ных профилактических мероприятий;

  • владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при неотложных состояниях и чрезвычайных состояниях на догоспитальном эта­пе;

  • осуществление воспитательной и педагогической деятельности;

  • самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).

Необходимо отметить, что успешная реализация компетентностного под­хода для достижения конечных целей обучения возможна только при учете требований всех заинтересованных сторон. Так, например, государство имеет опыт разработки квалификационных характеристик, то есть четких перечней знаний и умений, значимых с точки зрения получения документа о высшем профессиональном образовании, в то время как для работодателей большое зна­чение играют базовые компетенции, а также – наличие опыта работы по специ­альности. Выпускники и их родители в большей степени ориентируются на престижность соответствующего диплома и возможности профессионального роста.

В связи с этим совершенно новой должна быть и система оценки компе­тентности или некомпетентности студента, проверка наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности. То есть, компе-тентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем к со-оцениванию при участии студентов и работодателей, что достигается участием потребителей в итоговой государственной аттестации выпускников, наличием обратной связи между факультетом и заказчиками, привлечением сотрудников Роспотребнадзора в учебный процесс, реализацией системы непрерывной под­готовки специалистов: (довузовский этап – додипломная подготовка - послеву­зовское образование - дополнительное профессиональное образование).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вестник балтийской педагогической академии iconВестник балтийской Педагогической Академии
Агеевец В. У. Массовый футбол альтерантива наркотической, экранной и компьютерно-игровой зависимости молодёжи
Вестник балтийской педагогической академии iconБалтийской педагогической академии
Бекасова с. Н. Справочная литература как источник обоснования понятия «потенциал»
Вестник балтийской педагогической академии iconБалтийской педагогической академии
Печатается на средства авторов выпуска и членские взносы участников секции управленческой деятельности
Вестник балтийской педагогической академии iconДоклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного...
Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему:...
Вестник балтийской педагогической академии iconУтверждено Ученым советом Академии 17 февраля 2006 г
Автор-составитель доктор социологических наук, профессор, академик Международной педагогической академии, академик Академии литературы...
Вестник балтийской педагогической академии iconПрограмма по дисциплине «Основы медицинских знаний»
Кандидат биологических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии И. Б. Ишмухаметов; кафедра основ медицинских...
Вестник балтийской педагогической академии iconПрофилактическая и клиническая медицина
Орел В. И., Кутушев Т. Ш. Современные подходы к использованию информационных технологий в здравоохранении // Вестник Санкт-Петербургской...
Вестник балтийской педагогической академии iconПрофилактическая и клиническая медицина
Хажомия Р. К, Лучкевич В. С., Дармограй Н. В. Особенности социально гигиенического и медико-социального функционирования женщин репродуктивного...
Вестник балтийской педагогической академии iconПрезидиум Российской Академии Естествознания приглашает Вас принять...
Осенней сессии российской академии естествознания (приглашаются все желающие, не зависимо от членства в Академии)
Вестник балтийской педагогической академии iconСтатьи (заглавными буквами)
Дагестанской Государственной медицинской академии открыт рецензируемый журнал “вестник дгма”, который будет издаваться ежеквартально,...
Вестник балтийской педагогической академии iconА38 академический вестник №2 (16)
Академический вестник №2 (16) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: гаоу впо то «Тюменская государственная...
Вестник балтийской педагогической академии icon"Вестник иргту" это
Вестник иргту" это: журнал, который включен в "Перечень вак"; разнообразие тематики, востребованная оперативная рубрика "Кафедра...
Вестник балтийской педагогической академии icon"Вестник иргту" это
Вестник иргту" это: журнал, который включен в "Перечень вак"; разнообразие тематики, востребованная оперативная рубрика "Кафедра...
Вестник балтийской педагогической академии iconПсихологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии
Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии юфу
Вестник балтийской педагогической академии iconВестник дгту. Технические науки. №11, 2008
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Выпуск №11 / Махачкала, 2008 г. –178 стр
Вестник балтийской педагогической академии iconКнига вышла в издательстве "ВеГа" в 2009 году 269 стр с илл
Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск