Скачать 1.58 Mb.
|
Региональная общественная организация учёных БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Секция медицинского образования Научный выпуск ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ Вып. 92. – 2009 г. Современный медицинский вуз – важнейшие проблемы, перс-пективные направления преподавания и воспитания специалистов Иркутск 2009 1 Редакционная коллегия выпуска: Доктор психол. наук, проф. И.П. Волков; доктор мед. наук, проф. Ю.А. Горяев, канд. мед. наук, доц. А.Н. Калягин, доктор мед. наук, проф. И.В. Малов, канд. психол. наук., проф. И.Г. Станиславская, доктор мед. наук, проф. Л.Ю. Хамнуева, доктор мед. наук, проф. А.В. Щербатых Ответственный за выпуск – канд. мед. наук, доцент А.Н. Калягин Главная редакционная коллегия «Вестника Балтийской Педагогической Академии»: Главный редактор – проф. И.П.Волков. Зам. гл. редактора - проф. Д.Н. Давиденко, проф. А.П. Панфилова, проф. А.Г. Левицкий, проф. И.В. Курис, проф. А.Г. Комков. Уч. секретарь – проф. И.Г. Станиславская. Адрес редакции: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35. НГУ им. П.Ф.Лесгафта. Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни. Тел. (812) 714-6627; факс 550-0211 Е-mail: Volkov_bpa@rambler.ru Интернет-сайт: www.baltacademy.ru К17 © РООУ БПА – 2009 © Калягин А.Н. – 2009 Издаётся на средства авторов статей и взносы членов БПА ========================== «Вестник Балтийской Педагогической Академии» Научное издание. Сокращенно: «Вестник БПА» Основано 30.06.1995 г. в г. Санкт-Петербурге. Международная регистрация (Юнеско, Париж): ISSN 1818-6467 Подписано к печати 01.11.2009 г. Печать ризографическая. Зак. 02. Тир. 300. Формат бумаги 69х 90. Отпечатано и изд. РООУ БПА 2 СОДЕРЖАНИЕ: От редакции………………………………………………………… 5 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Погорелова И.Г., Жукова Е.В. Совершенствование подготовки спе циалистов медико-профилактического направления в рамках компетентностного подхода …… ………. 6 Калягин А.Н. Стандартизация обследования больного: подходы современного медицинского образования …… … 9 МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ Белялов Ф.И. Медицинский вуз в условиях перехода на Болонское соглашение…… …… …… 1 1 Щербаков Г.И., Щербатых Е.В., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н. Использование балльно-рейтинговой системы в оценке результатов производственной практики…… 16 ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Горяев Ю.А. Пути активации познавательной деятельности студентов на лекциях …… ……… ……… 181 Зобнин Ю.В., Седов С.К., Третьякова М.А., Черных Р.И., Дашеева Ц.Б., Суховский В.С., Калинина О.Л. Традиции в воспита нии и инновации в преподавании терапии …… … 22 Жукова Е.В., Погорелова И.Г., Калягин А.Н. Педагогическая техника как один из компонентов мастерства преподавателя высшей школы …… ……… ……… 27 Зобнин Ю.В. Преподавание клинической токсикологии: единство инновационного обучения и традиционного воспитания … 32 Семинский И.Ж., Непомнящих С.Ф., Гуцол Л.О. Особенности препо давания патологии у студентов очно-заочного отделения по специальности «Сестринское дело» …… …… 37 Суфианова Г.З., Минакина Л.Н., Усов Л.А. Ключевые вопросы дис танционного преподавания фармакологии у студентов по специальности «Сестринское дело» …… ……….. 39 Калягин А.Н., Жукова Е.В. Менеджерская производственная практика у студентов, обучающихся по спец.«Сестринское дело» …… 41 Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Казанцева Н.Ю.Инновационные направ ления обучения на очно-заочном отделении факультета подготовки медицинских сестёр-менеджеров медицинско го вуза …… ……… ……… …… 46 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ, ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Аснер Т.В. Воспитательная работа на кафедре пропедевтики внутрен них болезней …… ……… ……… 52 Калягин А.Н., Блохина Н.Н. Образ врача в творчестве Викентия Вересаева …… ……… ……… …. 54 Гузовская Е.В., Гуцол Л.О. Проблемы ранней профориентации как фактора повышения качества образования 65 Осипок Н.В. Развитие личностных качеств студентов-медиков во время прохождения производственной практики в должностях младшей медицинской сестры и медицинской сестры …… ……… ……… …… 67 Погорелова И.Г., Булнаева Г.И. Проблемы адаптации студентов 1 курса медицинского вуза в зависимости от региона проживания …… ……… ……… 70 Калягин А.Н., Горяев Ю.А., Поблинкова Е.И., Казанцева Н.Ю. Воспитательная работа со студентами по профилактике алкогольных пристрастий …… ….. 75 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…… ……… ……… 79 От редакции Многовековой опыт практической психологии преподавания медицинских дисциплин в сфере высшего медицинского образования учит продуктивным взаимоотношениям в системе «преподаватель – студент» по аналогии с системой «врач – пациент». Это дает возможность студентам быстрее и эффективнее усваивать научно-практические основы и методы работы с пациентами в своей будущей профессии врача, обязанного не только знать и понимать, но и управлять состояниями пациентов. На рубеже XXI века медицинская наука и практика стали развиваться стремительно – ежегодно разрабатываются и внедряются в медицинскую практику новые методы врачебной и функциональной диагностики, апробируются новые средства медикаментозного и инвазивного лечения, уточняются и пересматриваются рекомендации по ведению пациентов, совершенствуются методы деонтологической практики, крепнет связь практической медицины с психотерапией и психологической помощью больным, и др. Отечественная система высшего медицинского образования в России ныне переживает сложный период реформирования. Это есть следствие смены общественного устройства в России, повлёкшего к возникновению массового культа денег с одновременной девальвацией марксистско-ленинской идеологии и возрождением в России Православной веры. За последнее десятилетие произошли коренные изменения и в сфере организации медицинской помощи населению, что так или иначе уже отражается на учебном процессе в медицинских вузах. Во весь рост встали новые психолого-педагогические проблемы формирования сознания и профессионально-важных качеств личности будущего молодого специалиста-врача с учётом возникших новых социальных условий его труда и жизни. Современные реформы среднего и высшего образования в духе ЕГЭ и «Болонского процесса» поставили перед российскими медицинскими вузами много новых и пока ещё трудно решаемых психолого-педагогических и профессионально-этических проблем. В связи с вышеназванным настоящий выпуск «Вестника БПА» посвящен актуальным проблемам комплексного междисциплинарного подхода к осуществлению вузовскому медицинского образования в условиях его реформирования. Но не зависимо от всех этих новых реформ в образовании, навязываемых «сверху» министерски-волевым методом, общепризнано, что практический эффект любого обучения – это не проверка теоретических познаний учеников в их способности к воспроизведению заученного накануне материала, а демонстрация учениками умений пользоваться знаниями, полученными от опытных педагогов-инструкторов. Как учесть эти изменения в медицинском образовании и в профессиональной подготовке будущего врача? Как соотнести в педагогической работе со студентами принцип верности выпускника медвуза «Клятве Гиппократа» с личным отношением молодого врача к полученной профессии в условиях современных вызовов цивилизации с её культом денег, сексуальной свободной, массовой зависимостью населения от вредных привычек и внушающих эффектов СМИ? Как обучать будущих врачей в новых социальных условиях работать современно, эффективно, ответственно? В связи с этими и многими другими вопросами в данном периодическом издании представлены материалы специалистов, мыслящих комплексно, современно, с учётом сложившихся российских традиций в медицинском образовании. Редакция «Вестника БПА» просит читателей присылать свои отзывы на материалы данного выпуска по адресу: E-mail: Volkov_bpa@rambler.ru 5 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Е.В. Погорелова, Е.В. Жукова Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности Компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Согласно образовательной парадигмы, основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля» (концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года), то есть модель выпускника любого, в том числе медицинского, вуза должна содержать компетентности, характеризующие его, в первую очередь, как работника определенной сферы деятельности. Это компетентности:
Компетентностный подход к определению целей обучения в вузе по сути своей является развитием деятельностного подхода, поскольку компетентность личности проявляется в его деятельности. Этот подход подразумевает описание целей обучения через виды деятельности (профессиональные, познавательные и пр.), которые должен освоить выпускник ВУЗа. Необходимо отметить, что в последние годы существенно изменилась политика в области здравоохранения и высшего профессионального образования в Российской федерации. Кроме того, Болонский процесс также поставил перед европейской высшей школой, вообще, и Российской высшей медицинской школой, в частности, задачу дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в области профилактической медицины и общественного здоровья. Однако, наиболее существенное значение для совершенствования системы вузовской додипломной подготовки специалистов по специальности «меди-6 ко-профилактическое дело» имело реформирование основного заказчика медико-профилактических факультетов – службы Госсанэпиднадзора. Образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не только расширило функциональные обязанности специалистов, работающих в органах и учреждениях этой службы, но и потребовало внесения изменений и дополнений в содержание и организацию учебного процесса государственные образовательные стандарты, действующие учебные программы и планы. Кроме того, в настоящее время возросла социальная потребность в выпускниках, способных формулировать и реализовывать социально приемлемую и современную политику охраны здоровья, объединять усилия различных государственных и общественных институтов по укреплению общественного здоровья и профилактики заболеваний. Высока потребность в специалистах, владеющих основами управления санитарно-эпидемиологическим благополучием, права, экономики, организации социально-гигиенического мониторинга, широкого применения в надзорной и аналитической деятельности информационных технологий, умению проводить оценку риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и др. В связи с частичным изменением компетенции сотрудников Роспотреб-надзору стали требоваться выпускники, не только в полной мере владеющие профессиональными знаниями по гигиене питания, коммунальной гигиене, гигиене труда, гигиене детей и подростков, но и обладающие знаниями основ маркетинга, права и делопроизводства. Необходимы также специалисты по лабораторной диагностике инфекционных агентов, физических и химических факторов, санитарной токсикологии. Лечебной сети также нужны грамотные кадры для управления здравоохранением, подготовленные в вопросах общественного здоровья, госпитальные эпидемиологи. Таким образом, изменение на современном этапе социального заказа на качество подготовки выпускника по специальности «Медико- профилактическое дело» определило актуальность совершенствования подготовки по медико-профилактическому делу и основные направления модернизации додипломного образования выпускников медико-профилактических факультетов. Анализ показал, что в настоящее время требуется уточнение компетенций выпускников медико-профилактического факультета для разработки государственного образовательного стандарта. При этом под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В настоящее время очерчен круг компетенций, которые являются конечными целями додипломного этапа обучения и необходимы выпускнику медико-профилактического факультета в его будущей профессиональной деятельности в учреждениях Роспоребнадзора и сети практического здравоохранения:
7
Необходимо отметить, что успешная реализация компетентностного подхода для достижения конечных целей обучения возможна только при учете требований всех заинтересованных сторон. Так, например, государство имеет опыт разработки квалификационных характеристик, то есть четких перечней знаний и умений, значимых с точки зрения получения документа о высшем профессиональном образовании, в то время как для работодателей большое значение играют базовые компетенции, а также – наличие опыта работы по специальности. Выпускники и их родители в большей степени ориентируются на престижность соответствующего диплома и возможности профессионального роста. В связи с этим совершенно новой должна быть и система оценки компетентности или некомпетентности студента, проверка наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности. То есть, компе-тентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем к со-оцениванию при участии студентов и работодателей, что достигается участием потребителей в итоговой государственной аттестации выпускников, наличием обратной связи между факультетом и заказчиками, привлечением сотрудников Роспотребнадзора в учебный процесс, реализацией системы непрерывной подготовки специалистов: (довузовский этап – додипломная подготовка - послевузовское образование - дополнительное профессиональное образование). |
Вестник балтийской Педагогической Академии Агеевец В. У. Массовый футбол альтерантива наркотической, экранной и компьютерно-игровой зависимости молодёжи | Балтийской педагогической академии Бекасова с. Н. Справочная литература как источник обоснования понятия «потенциал» | ||
Балтийской педагогической академии Печатается на средства авторов выпуска и членские взносы участников секции управленческой деятельности | Доклад заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного... Педагогической академии последипломного образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Николаевича Найденко на тему:... | ||
Утверждено Ученым советом Академии 17 февраля 2006 г Автор-составитель доктор социологических наук, профессор, академик Международной педагогической академии, академик Академии литературы... | Программа по дисциплине «Основы медицинских знаний» Кандидат биологических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии И. Б. Ишмухаметов; кафедра основ медицинских... | ||
Профилактическая и клиническая медицина Орел В. И., Кутушев Т. Ш. Современные подходы к использованию информационных технологий в здравоохранении // Вестник Санкт-Петербургской... | Профилактическая и клиническая медицина Хажомия Р. К, Лучкевич В. С., Дармограй Н. В. Особенности социально гигиенического и медико-социального функционирования женщин репродуктивного... | ||
Президиум Российской Академии Естествознания приглашает Вас принять... Осенней сессии российской академии естествознания (приглашаются все желающие, не зависимо от членства в Академии) | Статьи (заглавными буквами) Дагестанской Государственной медицинской академии открыт рецензируемый журнал “вестник дгма”, который будет издаваться ежеквартально,... | ||
А38 академический вестник №2 (16) Академический вестник №2 (16) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: гаоу впо то «Тюменская государственная... | "Вестник иргту" это Вестник иргту" это: журнал, который включен в "Перечень вак"; разнообразие тематики, востребованная оперативная рубрика "Кафедра... | ||
"Вестник иргту" это Вестник иргту" это: журнал, который включен в "Перечень вак"; разнообразие тематики, востребованная оперативная рубрика "Кафедра... | Психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии юфу | ||
Вестник дгту. Технические науки. №11, 2008 Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Выпуск №11 / Махачкала, 2008 г. –178 стр | Книга вышла в издательстве "ВеГа" в 2009 году 269 стр с илл Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской... |