Возраст 6-8 лет
|
Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
Резко снижается количество движений
Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
| Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
| Не требовать от ученика переписывать по несколько раз работу заново
Не злоупотреблять однообразной тренировочной деятельностью
Через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке
|
Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
Мышление наглядно-образное
Велика значимость первой сигнальной системы
Расширяется смысловое значение слова
| Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
| Не злоупотреблять словесными формами обучения
Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
Использовать прием «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
|
Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
| Нежелательные защитные поведенческие реакции
Гасится положительное отношение к учебному труду
Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным
| Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребенком постоянных поручений
В процессе обучения создавать ситуацию успеха; так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам
|
Повышенная любознательность
Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
| Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать вое решение с заданным учителем образцом и правилом
| Не подавлять индивидуальности ребенка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определенное действие
Уделять больше внимания специальному обучению, сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов
|
Ребенок учится управлять самим собой
Переход из игровой в учебную деятельность
Осознание того, что учеба – это труд
Бурное развитие лингвистических способностей
Синзитивный период для музыкальных способностей
Умение доводить игру до конца
| Чувство страха перед ответом
Неумение обосновать свой ответ
Привязанность к одному учителю
Растерянность перед требованиями учебной деятельности
Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
Умение приспосабливаться к ситуации
| Вводить в учебную деятельность через игру
Использовать для объяснения материала тактильную память ребенка
Учить работать в коллективе
Снять страх перед любой деятельлностью
Психо-эмоциональное состояние на уроке должно быть положительным
|
Возраст 8-12 лет
|
Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
| Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
Становится невозможным управление отсталыми детьми
| Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
импульсивность одних надо притормаживать
неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
на уроках принимать специальные меры для снятия утомления
|
Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
| Затрудняется формирование и использование моторных умений
Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
| У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
|
Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
| Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
| На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
|
Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
| Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
| Включать ребенка в активную деятельность
Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию
При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
Не как надо бы делать, а как надо поступить
|
Осознание общих принципов классификации
Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение
| Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
| Создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке
Возможно использование приемов для снятия стрессов:
«оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков ребенка, только поощрять к рассказыванию
срочно включить ребенка в какую-нибудь активную деятельность
дать что-то съесть или выпить горячего чая
|
Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
| Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
| За совершенный поступок – вызвать у ребенка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказания не мог воспринимать как заслуженные)
|
Завершение формирования наглядно-образного мышления
Умение ставить перед собой цель
Умение выделять учебные задачи
Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
Уметь осознанно делать выводы
Уметь аргументированно отстаивать свое мнение
| Не воспринимает объяснения учителя на слух
Работа на механической памяти
Занижен темп чтения вслух
Нежелание развивать понятийное мышление
Ориентация на отметку
| Повышать мотивацию на учебную деятельность
Подтверждать свое объяснение наглядностью
Постоянно показывать алгоритм учебной деятельности
Повышать технику смыслового чтения
Психологически готовить ребенка к обучению в среднем звене
|
Интенсивный рост
Первый пубертатный период
Знакомство со своими способностями
Умение работать с планом,
тезисом,
конспектом,
схемой,
таблицей,
Управление своим вниманием
Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
Владение монологической речью, диалогом
| Частые заболевания
Неадекватные реакции на окружающих
Подавленное настроение
Бросают работу, если трудно или не интересно
Отказываются публично выступать
Не реагируют на отрицательные отметки
| Помнить, что ведущая деятельность – общение
Использовать на уроке личностные особенности ребенка
Учить ребенка преодолевать себя
Нельзя допустить, чтобы ребенок занимался только тем, что у него хорошо получается
|
Возраст 12-15 лет
|
Подростковый кризис, гормональная буря
Период неустойчивости и неуравновешенности
Нервная система находится в стадии активного формирования
Начало полового созревания
Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям
| Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
| Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка
Учебная деятельность через общение
|
Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
| В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке
Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
| Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
Повторно обратиться к алгоритму учебной деятельности
|
Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
Сравнение себя с другим
| Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
| Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
|
Становление стержневых избирательных интересов
Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)
| Устойчивость саморегуляции низкая
Общественные интересы неустойчивы
Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
| Выработка навыков саморегуляции
способности к достижению цели
потребности подростка в самовоспитании
Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения
|
Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
| Несформированность приемов мыслительной деятельности
Несформированность словарно-логического мышления
Неумение делать выбор
| Развивать и поощрять появление хороших черт
|
Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
Нет гармонии с самим собой
| Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
| Не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом
Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
Не снижать объем индивидуальной работы
Порекомендовать позаниматься с другими педагогами
|
Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
| Неумение составлять план ответа
| Давать задания творческого характера
Рекомендовать для работы словари и энциклопедии
|