Скачать 120.1 Kb.
|
Методические рекомендации по проектированию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для обеспечения качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме. Плешанова Т.М. (учитель математики МБОУ РСОШ №2) Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ и ГИА как формы его проведения сегодня нет. Основной целью государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по математике (в новой форме) и ЕГЭ является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников, обладающей широкими дифференцирующими возможностями, результаты которой будут непосредственно учитываться при формировании профильных классов старшей школы и при поступлении в вузы. Основательная и разносторонняя проверка знаний, умений и навыков на базовом уровне – это существенная и принципиальная особенность рассматриваемых экзаменационных материалов. Объем и содержание базовой подготовки наряду с овладением минимальной техникой (владение простейшими алгоритмами математических действий, преобразований и логических рассуждений) включает также идейно-понятийную и практико-ориентированную составляющие. При неоднозначном отношении к ЕГЭ и ГИА вместе с тем можно понять, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы с применением инновационных образовательных технологий. Единый государственный экзамен по математике, а также государственная аттестация выпускников 9 класса в новой форме, привнесенные в российское образовательное пространство, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ и ГИА, особенностях процедуры проведения. Эта информация важна в первую очередь для учителя, который учит школьников и готовит их к экзамену. ЕГЭ И ГИА помогают решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать не только базовый уровень своих знаний, но и более высокий. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие: - информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); - предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); - психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). В информационной деятельности по подготовке к ЕГЭ выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями. Содержание информационной работы с педагогами. 1) Информирование учителей на производственных совещаниях: - о нормативно-правовых документах по ЕГЭ; - о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области; 2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов: - проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ; - творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы); - выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся); 3)Посещение семинаров и курсов по вопросам ЕГЭ. Содержание информационной работы с учащимися. 1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; - расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет). Важно ознакомить учащихся с критериями по оцениванию заданий с развернутым ответом, со шкалой перевода баллов в отметки. 2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА и ЕГЭ, демонстрационный вариант КИМ. 3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам. Содержание информационной работы с родителями учащихся 1) Родительские собрания: - информирование родителей о процедуре ГИА и ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о ресурсах Интернет; о результатах пробного внутришкольного контроля. 2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог). Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету т.е. предметная готовность. Поэтому подготовка к ГИА и ЕГЭ по математике должна проводиться на протяжении всего периода изучения математики в школе. В первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса, и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должны быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. Наряду с печатными пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по предмету, можно использовать тестовые задания «КМ-Школы», которые включены в состав каждого урока. В 9 и 11 классах подготовка к ЕГЭ по математике должна строиться по тематическому принципу. Мониторинг качества включает следующие параметры: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ГИА и ЕГЭ. После проверки работ рекомендуется выписать все допущенные каждым обучающимся ошибки, зафиксировать их на листе учета и контроля знаний. Пример: Лист учета и контроля знаний.
Затем учителю необходимо составить план ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся. Это обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускных ГИА и ЕГЭ. Результативность работы зависит во многом от дифференцированного подхода к подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Приёмы дифференцированного обучения особенно необходимы на уроках, когда каждый ученик преодолевает небольшой участок собственной образовательной траектории. При этом необходимо выявление личного опыта ученика, раскрытие его особенностей и возможностей, определение «индивидуальной зоны ближайшего развития».Ученикам, которые имеют удовлетворительные знания по математике, дают задания, включенные в 1 часть работы, обращая их внимание на ошибки и недочеты. Те ученики, которые имеют хорошие оценки, получают задания из всех частей. Задания, которые вызывают затруднения, обсуждаются и решаются совместно всеми учениками. Дифференцировать учебную деятельность на уроках математики позволяет использование компьютерных технологий в обучении, технологию развития критического мышления. При этом одна из основ успеха -групповая работа . Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самоценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности. Дает большой эффект подготовки к ЕГЭ и ГИА организация многоуровневого обучения по математике. Технология многоуровневого обучения включает:
При работе с выпускниками не следует забывать о системе дополнительного образования. Система дополнительного образования содержит:
Продуктивным будет использование следующих ресурсов:
Одним из принципов построения методической подготовки к итоговой аттестации считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С. Психологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам. Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах: - системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически); - гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся). Подготовка ученика к сдаче экзамена не сводится к зазубриванию правильных ответов, а направлена на самостоятельную кропотливую работу по предмету, поиск и нахождение ответов на поставленные вопросы, расширение и систематизацию имеющихся знаний по сдаваемому предмету. Прочные знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволят учащемуся на экзамене быстро сориентироваться в предложенных вопросах и качественно выполнить задания экзамена. Приложение Перечень ресурсов Интернета
|