«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»





Скачать 99.98 Kb.
Название«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Дата публикации28.02.2015
Размер99.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


«Использование проектных технологий на уроках английского

языка «Портфолио ученика»

Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка МОУ СОШ №2 ст. Григорополисской Новоалександровского района.

28 лет я работаю учителем английского языка, после окончания Пятигорского Государственного педагогического института иностранных языков, в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» ст. Григорополисской.

Главная цель моей работы: развивать интеллектуальные и творческие способности учеников, с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Чтобы достичь этих целей, в представленную дидактическую систему я включила еще одно звено, а именно: формирование у школьников способности к объективной самооценке, рефлексии. Важно то, что мои ученики могут адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. У них сформирована школа ценностей, с которой они могут сверять свои собственные достижения в различных сферах деятельности. Учащиеся имеют полное представление о процессе деятельности, который приводит к успешному результату. В процессе познавательной деятельности, ребята учатся вести дискуссию, аргументируют собственные действия, принимаемые решения, умеют выслушать и услышать аргументы своих оппонентов, и при этом учащиеся способны сделать вывод о дальнейших действиях, о своих возможностях. Достичь определенных результатов, это уже самооценка.

  1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность;

  2. Моя роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении;

  3. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большей степени берут на себя.

Технологии, которые объединяются названием «Портфолио ученика» способствуют формированию необходимых навыков рефлексии.

Портфолио ученика - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся. Мною был разработан комплект документов, который предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфолио, анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика. Учащиеся по своему собственному выбору отбирают в свой портфолио работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные, самостоятельные работы, тесты, сочинения), домашние задания, проекты, рефераты, доклады, презентации по изучаемым темам на иностранном языке.

Портфель или отдельные работы предваряются комментарием ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика.

Я предлагаю отдельным ребятам или всей группе составить такой портфель по отдельной теме, разделу, подготовив в этом случае серию вопросов, заданий, структуру портфолио. Главное в такой работе - самооценка уч-ся в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Периодически, по истечению намеченного отрезка времени, ученик выставляет свой портфолио на презентации в классе, группе, на родительском собрании. На таком форуме школьники показывают продвижение в выбранной им или его учителем области знания, доказывает, что он приложил максимум усилий и, соответственно его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов.

И ученик делает выводы относительно своей дальнейшей познавательной и творческой деятельности в этой области.

Самое активное участие предусмотрено со стороны родителей. Они должны оценить работы сына или дочери, представленные в их портфолио, по определенным параметрам и критериям. Таким образом, я сформулировала такие принципы технологии:

  1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами коммуникативной деятельности, которая отражает владение учеником соответствующей лексики по теме устной речи, сформированность грамматического навыка, владение отдельными видами речевой деятельности. (Большей частью это письменные работы: тесты, домашние задания, эссе, письма зарубежному партнеру, исследовательские работы по проекту).

  2. Создала и использую в своей работе видеофильм, в котором показаны презентации работ учащихся по темам: «Британские праздники», «Английская еда», «Великобритания», «Как правильно накрыть стол», Достопримечательности Англии», показ школьной формы, инсценировка сказки «Волк и 3 котенка».

  3. Умения учащегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений (в проектах, самостоятельных письменных работах).

  4. Особенности коммуникативной способности школьника (при работе в группах сотрудничества, в проекте: участие в дискуссии, полилоге); умение аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал однокласснику. Предполагается также собственная оценка своей деятельности.

  5. Системность и регулярность самомониторинга. Если учащийся принимает решение проанализировать свои успехи в области иностранного языка, он начинает систематически отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает ' наиболее интересные с его точки зрения работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру. Задача ученика тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же школьник может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал.

  6. Структуризация материалов портфеля, логичность* и лаконичность всех письменных пояснений.

  7. Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфолио.

  8. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.

  9. Наглядность и обоснованность презентации портфолио ученика.

Привожу пример презентаций, выполненных учащимися 8-11 классов по темам: «Австралия», «США», «Нью-Йорк», «Спорт в России, США, Великобритании», «Великобритания», «Англия», «Россия», «Окружающая среда», «Я и мир, в котором я живу», «Как я провожу свободное время».

Я разработала требования к оформлению и содержанию портфеля:

    1. Титульная страница: название портфолио, имя и фамилия ученика, название предмета, период создания портфолио (дата начала и окончания работы над ним), имя учителя.

    2. Краткая история успехов ученика по иностранному языку. По крайней мере, на одной машинописной странице ученик анализирует собственные результаты по иностранному языку (что лучше получается, что вызывает затруднения, в чем состоят трудности, начиная с младших классов).

    3. Записи, доклады, домашние работы. Это восемь работ, по крайней мере, по четырем 'разным темам устной речи и чтения. Необходимо включить один пример, который показал бы индивидуальность учащегося, оригинальность его мышления. Желательно, чтобы пример содержал разные подходы к решению одной и той же проблемы.

    4. Контрольные, самостоятельные работы. Пять работ не менее чем по трем темам, в

, которой был бы показан подход ученика к исправлению ошибок и корректирования структуры, логики изложения материала в собственных творческих работах.

  1. Тесты. Четыре различных теста по трем темам. (Не менее)

  2. Использование информационных технологий. Два примера использования информационных технологий в работе по проектам, программному материалу.

  3. Групповой проект. Ученику предлагается описать детально групповой проект, в котором он принимал участие.

  4. «Моя любимая работа». Учащийся поясняет, почему он выбрал именно данный вид работы, мотивирует свой выбор.

  5. Оценка родителей/рецензента. Письменную рецензию готовят родители или независимый рецензент.

Предложила ребятам еще более конкретные рекомендации и вопросы по оформлению каждого из рекомендованных разделов.

    1. Какую работу вы провели для отбора материала в портфель?

    2. Что получилось, что вызвало затруднения?

    3. Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой портфель?

    4. Есть ли у вас образец, по которому вы действовали?

    5. Как вы организовали информацию? В чем состояли трудности?

    6. Можете ли вы изложить возникшую проблему более доступно?

    7. Какие слова при этом оказались наиболее значимыми? Почему?

    8. Насколько такая работа оказалась рациональной?

    9. Какие вопросы эта проблема затронула?

    10. Можете ли вы сформулировать проблему, близкую к данной?

    11. Что было наиболее трудным при решении данной проблемы?

    12. Что нового вы узнали, решая проблему?

    13. Можете ли вы представить жизненную ситуацию, в которой данная проблема могла 'бы быть использована?

    14. Единственный ли это возможный ответ?

    15. Как вы относитесь к работе в группе?

    16. Что вам нравится, не нравится при работе в парах, группах?

    17. Была ли это работа над портфелем полезна для продвижения в области овладения иностранным языком?

Вопросы для родителей, которые помогли бы составить письменную рецензию.

      1. Каково было ваше первое впечатление от портфеля?

      2. Что вас удивило в комментарии ученика?

      3. Что вызвало у вас чувство гордости?

      4. Что вы можете сделать, чтобы помочь школьнику в дальнейшем?

      5. Насколько аккуратно и логично организован материал портфеля?

      6. Насколько самостоятельно учащийся создавал свой портфель?

      7. Как часто он консультировался с вами или кем-либо еще?

      8. Какие дополнительные материалы технологии он использовал при оформлении портфолио?

Оцениваю работы учащихся следующим образом.

Полностью соответствует (!) Не полностью соответствует (-)

Неприемлемо (х) Отсутствует (0) Приемлемо (+)

^ Я считаю, что «портфолио ученика» демонстрирует умение школьника оперировать

грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей, решения

проблемных заданий; владение коммуникативными умениями, а также его возможности к

дальнейшему продвижению в области межкультурного общения и осознанию возможных t >

способов продвижения. Ясность и культура письменной речи - неотъемлемые качества портфолио.

При подготовке портфолио я рекомендую сосредоточить внимание на таких позициях: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода создания портфолио; взаимосвязь и взаимообусловленность лингвистических знаний, коммуникативных умений; отражение позиции учащегося на все представленные работы;

процесс решения проблем, рассуждений по поводу их решения; логичность и аргументация принимаемых решений.

Из опыта своей работы я убедилась, что подходы к созданию портфолио учащегося могут быть разными в зависимости от этапа обучения, уровня владения языком, сроков создания портфолио, возраста учащихся и т.п. Важно, что школьники учатся анализировать собственную работу. Собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность и ответственность за свой труд становятся более осознанными. Важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независимые эксперты. Таким образом, создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области.

Главная моя задача - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.

Я считаю, что развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. И вот таким являются создание портфолио. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». И для меня главным явилось то, что я нашла мой «рычаг», который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, вместе с тем и личности учащегося.

Поддержать у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным, радостным и увлеченным, активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно - вот моя задача.

Портфолио учеников обладает большим потенциалом для формирования у учащихся опыта творческой деятельности, позволяет создать такие условия, при которых учащиеся, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. Данная деятельность позволяет работать с каждым учеником или группой детей индивидуально, дает раскрыться каждому ученику, как на уроке, так и вне урока.

При работе с детьми я учитываю уровень развития каждого ребенка, прогнозирую результат и моделирую путь конкретного ученика в освоении материала урока. Система работы подтверждается стабильностью показателей обученности и качества знаний моих учащихся. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет изменения отношения к изучаемому предмету показал, что за последние время возросло количество учащихся, испытывающих интерес к изучению иностранных языков.

Большое внимание я уделяю работе с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке. Результатом этой работы является то факт, что среди моих учеников нет неуспевающих и второгодников.

Регулярно выступаю на заседаниях школьного и районного методических объединений: приняла участие в районном фестивале новых педагогических технологий (2005г.), «Роль иностранного языка в жизни школьников» (2006 г.), «О подготовке учащихся к ЕГЭ» (2007 г.), «Требования к оформлению и содержанию Портфолио» (2008 г.). Участвовала с открытыми уроками в проведении семинаров для учителей района: «Использование ИКТ на уроках иностранного языка» (2007 г.), день открытых дверей для родителей «Путешествие по Лондону» 2 класс (2008 г.)

Опыт моей работы по теме «Использование проектных технологий на уроках английского языка. Портфолио ученика» обобщен в г. Новоалександровске.

(27.08.07 г.)

Учитель английского языка: Топчиева В.В.




2



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование смарт-доски на уроках английского языка
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование современных педагогических технологий на уроках английского...
Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Выше названные технологии применяю при...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование информационных технологий на уроках английского языка...

«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При правильном сочетании информационных технологий...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» icon«Страна удивительных открытий»
Моу «Жужгесская сош» состоялся семинар учителей английского языка по теме «Использование интернет -ресурсов на уроках английского...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование интерактивной доски на уроках английского языка
Интернет. Конечно, интерактивная доска – это не только демонстрационный экран, но и инструмент для учителя и ученика, которым мы...
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconМуниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки»...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconПрограмма краткосрочного повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных...
Икт для совершенствования навыков и умений студентов в освоении английского языка
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconПрезентация результата работы. В ходе презентации автор не только...
Использование проектных технологий и активных форм обучения на уроках русского языка и литературы
«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика» iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск