Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена





Скачать 38.52 Kb.
НазваниеИсследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена
Дата публикации01.03.2015
Размер38.52 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Информатика > Исследование
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена

Хохлова А.А.

студентка факультета информационных технологий

МГППУ, Москва, Россия

sat-concubine@yandex.ru

Научный руководитель – аспирант факультета ИТ МГППУ Мармалюк П.А.
Цель работы: исследование окуломоторной активности человека при прохождении матричного теста интеллекта Равена.

Гипотезы исследования: 1) существование связи между пространственно-временными характеристиками глазодвигательной активности человека и результатами выполнения теста; 2) существование связи между стратегиями движения глаз и стратегиями, заложенными в тесте.

Наш эксперимент проведен по аналогии с экспериментом, описанном в 2006 году в журнале Intelligence (Vigneau et al., 2006). В этой работе авторы проверяли гипотезу о существовании индивидуальных стратегий решения прогрессивных матриц Равена и изучали связь этих стратегий с успешностью решения. В работе был произведен анализ индивидуальных различий, выявлены как типичные взаимосвязи между скоростью решения задач и успешностью их выполнения, так и значимые показатели стратегий, связанные с успешностью решения.

Наш эксперимент по регистрации окуломоторной активности проводился в Московском государственном лингвистическом университете на кафедре психологии с помощью Eye-Tracking технологии с использованием трекера SMI RED. В эксперименте приняло участие 13 студентов 4 и 5 курсов дневного отделения МГЛУ. Для проведения эксперимента было отобрано 12 заданий из Прогрессивных матриц Равена.

Использованные параметры: Item Latency (IL) – общее время прохождения итема (задания теста) с момента появления задания до ответа; Total Test Latency (TTL) – сумма всех IL по тесту; Time-on-Matrix (ToM), Time-on-Alternatives (ToA) – суммарное время фиксаций взора на матрице и вариантах ответа соответственно; Proportional Time-on-Matrix (PToM), Proportional Time-on-Alternatives (PToA) – соответствующее время, деленное на соответствующие IL; Number-of-Toggles (NoT) – общее количество раз, когда испытуемый переводил взгляд с матрицы на альтернативы и наоборот; Rate-of-Toggling (RoT) – число переключений, деленное на IL; Result (R) – количество правильных ответов испытуемого; Relative Result (RR) – сумма набранных испытуемым баллов (правильных ответов), деленная на общее число заданий теста; Item Complexity (IC) – число испытуемых, правильно выполнивших конкретное задание, деленное на общее число испытуемых (интерпретируется как относительная сложность каждого конкретного задания); Mark (M) – оценка респондента преподавателем по трехбалльной шкале, где 1 - не очень успешная учеба, 2 - средняя успеваемость, 3 - высокая успеваемость.

Анализ и обработка данных проводились при помощи программ Microsoft Excel и StatSoft Statistica.

Критерий хи-квадрат Фишера показал (рис. 1), что значения показателя IL имеют приблизительное логнормальное распределение (p=0,08). Испытуемые решали задания быстро, а следовательно, в дальнейших экспериментах, необходимо увеличивать сложность заданий (следует отобрать более сложные задания из Прогрессивных матриц Равена). Значения показателя IL были прологарифмированы (чтобы получить нормальное распределение) и затем проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), где фактором является номер задания. Нулевая гипотеза о незначимости отличия средних значений параметра IL для различных заданий отвергается, следовательно, задания отличаются по времени выполнения. Из этого следует, что большинство заданий статистически значимо выполняются быстрее (p<0,01).



Рис. 1. Выборочное распределение значений показетеля IL.

Анализ распределения времени решения (IL) сложных и простых заданий (сложность заданий определяется соответствующими показателями IC) у испытуемых с низким и высоким показателем успешности прохождения теста (RR), показал, что испытуемые с высокими значениями RR дольше анализировали как сложные, так и простые задания. Сопоставление значений показателя IL и успешности решения задания (IC) показало, что над теми заданиями, которые были решены неправильно, респонденты думали дольше.

Результаты работы: в работе был проведен эксперимент по регистрации движения глаз при прохождении матричного теста интеллекта Равена, был зарегистрирован ряд важных показателей окуломоторной активности с привязкой к структуре теста, проведен предварительный анализ данных и выявлены ожидаемые взаимосвязи между скоростью решения теста и успешностью решения.

Планы на будущее:

1.Продолжение исследования глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена

2.Расширение выборки

3.Проверка гипотезы о том, что существует прямая связь между параметром, отражающим степень следования стратегиям, заложенным в тест, и итоговым результатом. Существует необходимость оценки информативности временных и пространственных характеристик глазодвигательной активности при их использовании для оценки степени успешности выполнения заданий и увеличения точности оценивания уровня способностей испытуемых

Литература

  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь. 2004

  2. И. Г. Переяслова, Е. Б. Колбачев, О. Г. Переяслова. Статистика. Ростов н/Д: Феникс. 2004 г.

  3. Балинова В. С. Статистика в вопросах и ответах. М.: Велби-Проспект. 2005 г.

  4. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 3: Стандартные прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр. 2002 г.

  5. Vigneau F., Caissie A., Bors D. Eye-movement analysis demonstrates strategic influences on intelligence. Intelligence. 2006. 34. 261-272.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconИзмерение коэффициента интеллекта и рисуночное тестирование детей...
Авторами проведено измерение коэффициента интеллекта детей с помощью пяти тестов [3], разработанных для детей от 5 до 11 лет, и с...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие творческих способностей: памяти, внимания, интеллекта, проявляя изобретательность и смекалку, быстроту мышления, воспитание...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconВ. К. Финн к структурной когнитологии: феноменология сознания с точки...
Ки и искусственного интеллекта – полигона экспериментальной проверки научных средств имитации рациональности и продуктивного мышления....
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconТема : основные углеводы организма
Распределите ферменты в порядке действия на крахмал и продукты его расщепления при прохождении по пищеварительной системе
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconИсследование кариозных полостей с использованием стоматологического зонда
Визуальное исследование при патологии полости рта, включая черепно-челюстно-лицевую область
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Передать знания, умения и опыт, путем демонстрации методов, приёмов по разделке теста, формованию изделий из дрожжевого сдобного...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconНаучная библиотека
Дипломное проектирование базируется на навыках,приобретенных при прохождении специальных дисциплин, преддипломной и других практик;...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconВ теста егэ по химии Общая характеристика заданий части в теста егэ по химии
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: обучения: формировать знания учащихся о видах теста, продуктах и инвентаре для приготовления теста, о значении мучных изделий...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена icon1. Показать развитие и классификацию однопроцессорных архитектур. 2
В чем суть матричного и векторно-конвейерного способов организации simd-архитектуры? 5
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типичные ошибки студентов педвузов на первых уроках при прохождении педагогической практики
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Изучение данной дисциплины базируется на прохождении школьной программы по литературе; на сведениях, получаемых при изучении различных...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconИспользуемых при прохождении курса «биология. Введение в общую биологию и экологию. 10 Класс»
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Исследование глазодвигательной активности при прохождении матричного теста интеллекта Равена iconУрок-соревнование. Тип: систематизация и закрепление знаний и умений....
Виды теста”; повторить и закрепить правила и приемы приготовления блюд по данной теме; повторить правила тб


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск