Г. Белгород Аннотация





Скачать 77.32 Kb.
НазваниеГ. Белгород Аннотация
Дата публикации12.08.2013
Размер77.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
информационные технологии на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования информационной компетенции младших школьников

Дворниченко Оксана Юрьевна

магистрант второго года обучения педагогического факультета

НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

г. Белгород

Аннотация: Школа должна способствовать формированию новой системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций. Одним из важных направлений модернизации российского образования является формирование информационной компетенции. Данная работа посвящена средствам формирования информационной компетенции младших школьников на уроках русского языка при изучении морфемики и словообразования – информационным технологиям.

Ключевые слова: информационные технологии, ключевые компетенции, компетентность, информационная компетентность, информационные технологии, информационная грамотность.

Цель нашего исследования: выявить, каковы возможности использования информационных технологий в эффективном усвоении учащимися разделов русского языка - состав слова и словообразование, выяснить, каким образом при помощи данных средств формировать информационную компетенцию младших школьников.

Основные полученные научные результаты, степень их новизны

Как уже было отмечено ранее, мы считаем, что необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс по русскому языку уроки, фрагменты и внеклассные занятия с использованием информационных технологий, направленные на формирование информационной компетенции младших школьников. Это такие уроки по теме «Морфемика и словообразование», на которых могут быть использованы различные информационные технологии, в том числе и компьютерные, благодаря которым, учащиеся могут как самостоятельно, так и под присмотром учителя добывать информацию, перерабатывать ее и применять в необходимой ситуации. Рассмотрим некоторые уроки.

Так, при знакомстве с темой «Родственные слова» во 2 классе на уроке русского языка мы рекомендуем использовать такие компьютерные технологии, как презентации в программной оболочке Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Интернет – сайты и т.п.

Слайдами сопровождаются все этапы урока. Изучение нового материала начинается с проблемной ситуации. Через мультимедийный проектор на экран или интерактивную доску проецируется видеофильм о ситуации, которая однажды произошла на лугу. Затем учитель с учащимися ведет беседу по видеофильму, дети выясняют, кто такие родственники, находят родственников из просмотренного видеосюжета. Когда учащиеся назовут такие слова как гусь, гусыня, гусята, они появляются на интерактивной доске. Учитель просит ребят назвать корни этих слов, затем корни выделяются. Далее дети рассматривают значение этих слов и делают самостоятельно вывод по опорной схеме, которую сделали на интерактивной доске, о том, что родственные слова – это слова с похожим лексическим значением и имеющие общую часть.

Для закрепления данного понятия дети еще раз повторяют по схеме определение «родственные слова».

На этапе закрепления изученного материала предлагается работа в малых группах. Класс делится на три группы, каждая группа должна подобрать словам «дом», «гриб» и «лист» родственные слова. На доске даны слова для справок: грибок, домик, грибник, листва, домище, грибница, листок, грибной, домашний. Кто быстрее остальных выполнит задание своей группы, тот выходит и распределяет их на интерактивной доске.

Помощником при выполнении данного задания служит опорная схема на доске, которую составили на предыдущем этапе.

Затем дети смотрят на интерактивную доску и сверяют, что у них получилось и как должно быть. 

Важно помнить, что современные технологии не должны заменять традиционные, поэтому на уроке необходимо проводить смену видов деятельности. Например, работой по учебнику, работой в тетради на печатной основе, на меловой доске и т.п.

Далее учитель предлагает на экране грамматическую задачу. Учащиеся хором ее читают и самостоятельно выбирают однокоренные слова, называют, проверяют на компьютере, правильно ли выполнили задание.

Для текущего контроля рекомендуем использовать тесты, заранее подготовленные в программах для тестирования, которые позволят учителю увидеть результаты всех учащихся.

На экран выводятся вопросы и варианты ответов (в данном случае мы составили бинарный тест), на которые дети самостоятельно отвечают. Учитель следит за выполнением задания. Правильные ответы выводятся на экран, затем дети проверяют, исправляют ошибки.

Мы видим, что наиболее эффективным будет обучение данной теме при использовании интерактивной доски, когда учитель образно, последовательно покажет учащимся образование однокоренных слов, учащиеся послушают видеозапись о «родственниках». А уже затем учащиеся самостоятельно смогут выделить на доске корень слов, сделать схему. По своему характеру упражнения на интерактивной доске по выяснению родственных слов и по выделению корня могут быть и такие:

1) даются ряды однокоренных слов, требуется выделить в них корень;

2) даются предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются родственные слова;

3) проводится работа над осмыслением корней слов;

4) проводится работа по образованию от данного корня однокоренных слов.

При выполнении подобных заданий все учащиеся будут вовлечены в учебную деятельность, каждый сможет выйти к доске и поработать с новым материалом, выбрать однокоренные слова, выделить корни и т.п., а компьютер сразу же отметит, правильно или ошибочно выполнено задание.

Внедрять компьютерные технологии с целью формирования информационной компетенции необходимо, на наш взгляд, и при изучении темы «Общее представление о приставках». Форма проведения урока может быть самой разнообразной. Мы выбрали урок-путешествие.

На данном уроке используются следующие технологии: презентация, интерактивная доска, проектор, аудиовизуальные средства: колонки и наушники.

Весь урок русского языка сопровождается презентацией, проецируемой на интерактивную доску. Это способствует как просмотру видеосюжетов, так и выполнению некоторых практических заданий.

Сообщение темы урока происходит через постановку проблемного вопроса, который в течение урока учащимися решается.

На этапе изучения нового материала детям предлагается картинно-словарный диктант с комментированием, выполненный в программе, предназначенной для интерактивной доски. Цель данного задания – образовать новые слова от данных на доске (лошадь, лист, лев, город и др.) с помощью суффиксов: -к-, -оч-, -ушк-, -ок-, -ищ-, -ик-.

После записи каждого слова на интерактивной доске эффектом анимации появляются иллюстрации к данным словам. Прием анимации иллюстраций будет являться наиболее эффективным средством обучения, учитывая то, что у детей в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление.

Затем предлагается учащимся правило о написании предлогов и приставок со словами в стихотворной форме.

На этапе закрепления изученного материала учитель дает задание образовать слова с приставками по-, под-, от-, о-, до- . Дается три слова: работать, бегал и смотрит, над которыми работают три ученика у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Проверка осуществляется на экране.

Далее ребята играют в игру «Угадай-ка». В данной игре необходимо, чтобы дети, прослушав аудиозапись стихотворения, могли из названных морфем составить правильное слово. После игры учитель подводит итог урока.

Также рекомендуем внедрять в учебный процесс и работу с информационными источниками, такими как школьные словари. Приведем пример использования различных словарей при изучении темы: «Правописание приставок».

Так, словари можно использовать как на бумажном носителе, так и в электронном варианте на сайте www.gramota.ru. Применять данную технологию рекомендуем как на этапе изучения нового материала, так и закрепления изученного, когда дети самостоятельно ищут ответы на свои заданные вопросы.

Важным на уроке является использование словообразовательного словаря, когда учащимся дается задание отметить приставки в отрывке из произведения. Затем перед учениками появляется проблемная ситуация: «Есть ли приставка в лове «спешит»?» Дети сразу ответить не могут, это требует обращения к словарю. Словообразовательный словарь говорит о том, что «с» является частью корня. Но не только на уроках, но и на внеклассных занятиях необходимо проводить работу, направленную на формирование информационной компетенции.

При проведении уроков как текущего, так и итогового контроля по русскому языку рекомендуем использовать программную оболочку TestMaker.

Рассмотрим, как можно использовать данное программное средство на контрольном уроке по теме «Состав слова и словообразование» во 2 классе.

Как правило, урок должен проходить в компьютерном классе, где каждый ученик будет работать индивидуально. Если большое количество учащихся, то можно проверять знания по группам.

В начале урока учитель проводит беседу или фронтальный опрос по изученной теме, с целью актуализации знаний школьников. Затем рассказывает алгоритм работы в программной среде Test Maker и учащиеся запускают программу тестирования. Каждый ученик должен обязательно впечатать свою фамилию, имя и выбрать тему тестирования. Далее учитель обращает внимание детей на то, что правильный ответ должен быть только один.

Далее второклассники отвечают на все вопросы. Ответив на последний вопрос, на экране автоматически появляется таблица, в которой указано количество вопросов, количество правильных ответов, процент правильно выполненных заданий и отметка по пятибалльной шкале.

Учитель просматривает результаты, если необходимо дает возможность еще раз проверить свои знания.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень формирования информационной компетенции, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мы считаем необходимым для формирования информационной компетенции по теме «Морфемика и словообразование» использование информационных технологий. Этому могут способствовать заранее подготовленные задания, которые будут выполнены с помощью интерактивной доски. Это поможет учащимся сразу увидеть свои ошибки, недочеты и в тот же момент их исправить, повторив правило.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно отметить, что информационные технологии на уроках русского языка призваны решить ряд проблем:

- содействовать формированию информационной компетенции учащихся;

- повысить интерес учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся и т.п.

Предполагаемое использование результатов, в том числе в учебном процессе: Разработанные нами уроки, отдельные задания могут использоваться в практической деятельности учителями начальных классов и студентами педагогических факультетов.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. – М.: Русский язык, 1985.

  2. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Культура и традиции, 1996. – 576с.

  3. Головина Л. И. Словообразовательный словарь русского языка для начальных классов и его использование на уроках// Актуальные вопросы русской лексикографии. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – С. 127-130.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Белгород Аннотация iconПашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального...
Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра
Г. Белгород Аннотация iconОформление рефератов, нир типовая структурная схема работы
Аннотация: заголовок нир, затем посередине слово «Аннотация», ниже текст аннотации: цель и задачи работы, методы и приемы, полученные...
Г. Белгород Аннотация iconБиблиография трудов
Л. И. Гетьман, Е. А. Володина, Л. С. Петроченко. – Белгород : Изд-во Белгсха, 2007. – 21 с
Г. Белгород Аннотация iconБиблиография трудов
Л. И. Гетьман, Е. А. Володина, Л. С. Петроченко. – Белгород: Изд-во Белгсха, 2006. – 44 с
Г. Белгород Аннотация iconПротокол №1 от
Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород»
Г. Белгород Аннотация iconПротокол №1 от
Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород»
Г. Белгород Аннотация icon20 29 октября 2003 года Белгород
«Совершенствование социально-нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей»
Г. Белгород Аннотация iconПротокол №1 от
Заместитель директора школы по увр мбоу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгород»
Г. Белгород Аннотация icon23 октября 1 ноября 2006 года Белгород
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Г. Белгород Аннотация iconПатентам и товарным знакам (19)
Белгород, ул. Костюкова, 46, бгту им. В. Г. Шухова, отдел создания и оценки объектов интеллектуальной собственности
Г. Белгород Аннотация iconАннотация дисциплины
Аннотация дисциплины «Искусство иконописи на Урале» для ооп направления 035400 «История искусств»
Г. Белгород Аннотация iconДоклад главы администрации городского округа «Город Белгород»
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Г. Белгород Аннотация iconКоллекция 038 Белгород
Это пример платной текущей распечатки бдкр, вместо контактных данных указаны только номера коллекций и
Г. Белгород Аннотация iconПечатные работы учителя
Кондратьева С. И. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения. Белгород:...
Г. Белгород Аннотация iconНоу сош «Искорка» г. Белгород Смоленская Т. Э. Исторический вопросник для 5 6 классов
«Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Г. Белгород Аннотация iconЕхнологическая инструкция по составлению аннотаций и рефератов в узлах ксмб
Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер (гост 9—95 (исо 21 4-76). Реферат и аннотация. Общие требования. — Взамен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск