КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
социально-педагогической направленности
Журналистика
для детей 11-18 лет
срок реализации: 3 года
Программу составили:
С.С. Большаков,
В.Г. Данилова,
Е.А. Ткачева,
педагоги дополнительного
образования
Рассмотрена и рекомендована к
реализации решением
методического совета МАОУ
ДОД ДТД и М
«20» сентября 2010 г. Протокол № 1
Калининград
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВключение детей и юношества в систему средств массовой информации, выпуск самодеятельных и авторских изданий является одним из средств обеспечения права детей на свой образ жизни, мировоззрение, утверждение своих идеалов и принципов, записанного в Международной Конвенции ООН о правах ребёнка; предоставляет большие возможности для раскрепощения социальной энергии подростков, формирования личности, способной созидать жизнь на основе собственных интересов, устремлений и общечеловеческих ценностей.
Кардинальные политические и экономические изменения в России последнего десятилетия XX века, достижения в области развития компьютерной и полиграфической техники не могли не сказаться на положении средств массовой информации в современном обществе. Суть этих изменений сводится к следующим основным позициям:
Свобода средств массовой информации, их учреждения, производства и распространения, отмена цензуры и монополии государства на СМИ и полиграфию, провозглашенная Законом о СМИ 1992 года, привела к широкой демократизации, развитию гласности и свободы творчества, что, в свою очередь, стало причиной роста числа изданий самой различной тематики и направленности, рассчитанных на самую различную аудиторию, в том числе на детей и подростков.
Эта свобода в настоящее время ограничивается с одной стороны, политическими мерами, выразившимися в нарушении прав граждан в отношении СМИ со стороны органов власти всех уровней и экономическим кризисом, сказавшимся на всех сферах жизни современного общества, в том числе и на СМИ.
Противоположные тенденции, описанные выше, – свобода СМИ и ограничение свободы, информатизация современного общества – привели к росту популярности, престижности профессии журналиста, пробуждению интереса к этому роду занятий, прежде всего в детско-юношеской среде, который часто остаётся невостребованным, в связи с отсутствием в нашей области достаточного внимания к обучению по специальности «журналистика».
Развитие технического прогресса привело к принципиально новым методам организации деятельности редакций и выпуска СМИ. Появление компьютерных настольных издательских систем в редакциях, конечным результатом которых является создание оригинал-макетов и электронных макетов, переход большинства газет на офсетный способ печати, появление полноцветной печати, доступ к Интернету – всё это повысило оперативность СМИ, их полиграфическое исполнение, с одной стороны, и потребовало от журналиста навыков в обращении с компьютерной техникой. Экономические условия требуют от журналистов также знаний в области политологии, экономики, маркетинга и менеджмента, рекламной деятельности.
Анклавность Калининградской области затруднило в последние годы участие в российских и межрегиональных фестивалях, встречах юных корреспондентов и начинающих журналистов.
Все это, а также отсутствие типовой программы для коллективов начинающих журналистов, учитывающей возрастные особенности школьников и современные условия функционирования средств массовой информации в России, и послужило причиной разработки и совершенствования данной программы.
Обучением основам журналистики пресс-центр Калининградского Дворца творчества детей и юношества занимается с 1983 года. На протяжении этого срока программа совершенствовалась на основе анализа деятельности коллектива пресс-центра в предыдущие годы, а также изучения учебно-тематических планов подобных коллективов, работающих во внешкольных учреждениях Московской, Ленинградской, Киевской, Минской, Алма-Атинской. Тверской, Челябинской, Свердловской областей, исследований в области детской журналистики Московского, Санкт-Петербургского, Уральского государственных университетов, Центра социологических исследований Гостелерадио России, методических служб детских центров «Артек», «Орленок», «Океан», детско– юношеского агентства «Юн-пресс», Лиги юных журналистов России. Ассоциации клубов начинающих журналистов, подразделения Министерства национальных издательств Франции по работе с юношеством, «КЛЕМИ»; программы Центрального Совета Союза Пионерских Организаций – Федерации детских организаций «Свой голос».
В последние несколько лет резко возрос интерес школьников Калининградской области к обучению в школе журналистики. В учебных группах очного отделения занимаются не только калининградские школьники, но и их сверстники из ближайших населённых пунктов – городов Гурьевска, Светлого, Полесска, Светлогорска, Балтийска, Зеленоградска, посёлков Южный, Васильково, Луговое, Донское, Низовье, Добрино и других. Среди учащихся школы журналистики с каждым годом растёт число учащихся 11 классов, студентов вузов и людей более старшего возраста.
В 1996-1999 годах были предприняты попытки открыть при школе журналистики заочное и очно-заочное отделение для жителей дальних районов области. Были выпущены учебные пособия для учащихся 1 цикла, велась работа над созданием учебных пособий для 2-4 циклов. Развивалась материальная база, что позволило в 1999-2000 учебном году ввести преподавание компьютерного набора, вёрстки и графики. Участие в выставках «Реклама и полиграфия», «Компьютеры и оргтехника» в г. Калининграде и Вильнюсе, подключение к Интернету позволило познакомиться с современной полиграфией и осовременить спецкурс «Производство газеты». Требования к современному журналисту потребовали введения принципиально новых спецкурсов, таких как «Научная организация труда журналиста», «Зарубежная журналистика», «Реклама в журналистике». Возросли требования к практической деятельности учащихся школы журналистики, учебной базой которой является областная газета детей и подростков «Радуга».
В 1992/1993 учебном году школа журналистики впервые работала по первому варианту подобной программы. С учетом изменений, происходящих в обществе и развитием технологий, она претерпела изменения в 1996, 2004 и 2007 годах. Настоящий, четвертый вариант программы представляет собой попытку обобщить накопленный опыт и наметить перспективы развития школы журналистики.
Основной целью деятельности школы журналистики является, интеллектуальное и творческое развитие школьников, воспитание активной жизненной позиции, уважения общечеловеческих ценностей, развитие гласности и свободы творчества среди детей и подростков.Для реализации данной цели необходимо работать над решением следующих
задач:
создать условия для максимального раскрытия индивидуальных качеств личности, творческого осмысления действительности, профессионального роста, реализации принципов свободы творчества и уважения общечеловеческих ценностей, создания новых средств массовой информации с оригинальными концепциями;
продолжить работу над учебными пособиями и учебником по журналистике;
совершенствовать материальную базу школы журналистики;
совершенствовать работу заочного и очно-заочного отделения;
установление сотрудничества с высшими учебными заведениями, готовящими журналистов.
Программа базируется на знаниях, полученных детьми и подростками в общеобразовательной школе на уроках русского языка, литературы, рисования, черчения, основ государства и права, информатики; расширяет знания, умения и навыки учащихся в области политологии, экономики, лексики современного русского языка, стилистики, особенностей публицистического стиля и стиля художественной литературы, культуры и развития устной и письменной речи, логического мышления, техники рисунка.
Программа способствует повышению общего интеллектуального уровня, интереса к изучению компьютерной техники, искусства и гуманитарных наук: философии, литературы, филологии, истории, логики.
Программа имеет
интеллектуально-познавательную направленность.Для обеспечения реализации программных задач школа журналистики располагает следующей
материальной базой:
кабинет для учебных занятий, настольная издательская система, включающая в себя компьютеры для набора текста, работы с графикой и сканеры, принтеры;).
Возраст обучающихся в школе журналистики – от 11 до 18 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 3 года. Занятия проходят в учебных
группах 2 раза в неделю по 3 часа в форме лекций, дискуссий, ток-шоу, практических занятий, деловых игр, обсуждения материалов, написанных учащимися.
Количественный состав учащихся:
15 человек – группы 1 года обучения,
12 человек – группы 2 года обучения,
10 человек – группы 3 года обучения.
Обучение делится на
3 этапа:
допрофессиональная подготовка – курсы «Введение в журналистику» и «Деловая игра «Газета» – 1 год обучения,
начальная профессиональная подготовка – курс «Основы журналистики – 2 год обучения,
практикум по выпуску газеты «Радуга» – 3 год обучения.
С целью проверки знаний, умений и навыков по итогам каждого периода обучения проводятся зачеты, в конце каждого года – конкурс «Юнкор года». Учащиеся участвуют в городских, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах по журналистике, организуют деятельность Калининградского отделения Лиги юных журналистов России, публикуются в газете «Радуга» и организуют деятельности ее редакции, оказывают помощь в выпуске многотиражных газет образовательных учреждений. В конце 3 года обучения учащиеся сдают квалификационные тесты и экзамены, по итогам которых получают свидетельства.
Ожидаемым результатом обучения в школе журналистики является получение знаний в области теории и истории журналистики, жанров, стилистики и редактирования, производства газеты, журналистского мастерства и навыков по написанию, редактированию, компьютерной верстке, которые выпускник школы журналистики сможет проявить в качестве:
литературного сотрудника газеты;
студента факультета журналистики одного из российских вузов (успешное прохождение творческого конкурса);
учредителя периодического печатного издания;
нештатного корреспондента средства массовой информации.
Срок реализации данного варианта программы – 2010-2015 годы, после чего в нее будут внесены коррективы с учетом требований времени
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 год обучения Тема
| Количество часов
|
Теория
| Практика
| Всего
|
Организационное занятие.
| 2
| 1
| 3
|
Работа журналиста над материалом
|
Алгоритм работы над материалом.
| 2
| 1
| 3
|
Идея материала.
| 1
| 2
| 3
|
Тема материала.
| 1
| 2
| 3
|
Методы сбора материала.
| 1
| 2
| 3
|
Композиция материала.
| 1
| 2
| 3
|
Заголовок.
| 1
| 2
| 3
|
Основные газетные жанры
|
Заметка и информация.
| 2
| 4
| 6
|
Опрос.
| 1
| 2
| 3
|
Интервью.
| 3
| 6
| 9
|
Аналитические материалы.
| 5
| 10
| 15
|
Художественно-публицистические материалы.
| 4
| 8
| 12
|
Стилистические и логические ошибки
|
Стилистические ошибки.
| 3
| 6
| 9
|
Логические ошибки.
| 2
| 4
| 6
|
Учреждение многотиражной газеты
|
Алгоритм учреждения многотиражной газеты.
| 4
| 2
| 6
|
Состав редакции.
| 2
| 7
| 9
|
Устав редакции.
| 1
| 5
| 6
|
Алгоритм выпуска газеты.
| 3
| –
| 3
|
Основы редактирования. Виды правки.
| 2
| 4
| 6
|
Знаки корректуры.
| 2
| 4
| 6
|
Макетирование.
| 2
| 7
| 9
|
Деловая игра «Газета»
|
Редакционная летучка.
| –
| 24
| 24
|
Редактирование материалов.
| –
| 15
| 15
|
Составление макета и верстка.
| –
| 15
| 15
|
Корректура.
| –
| 12
| 12
|
Итоговые и зачетные занятия
|
Конкурс «Юнкор года».
| –
| 3
| 3
|
Итоговые и зачетные занятия.
| –
| 21
| 21
|
ИТОГО
| 45
| 171
| 216
|