Скачать 243.79 Kb.
|
В случае захвата заложников предпринимаются срочные меры по задержанию преступников и освобождению людей, которые заключаются в следующем. Усиливаются КПП, оповещаются все органы местной власти, ФСБ, внутренних дел, прокуратуры и местное население, организовываются дополнительные маршруты патрулирования, устанавливается контроль на железнодорожных и автовокзалах, аэропортах, гостиницах и кемпингах, производится досмотр всего автотранспорта, организуется поиск. В особых случаях для блокирования тех или иных районов могут привлекаться силы и средства МО РФ. По линии агентурной сети и по другим каналам устанавливается местонахождение заложников, личности террористов и их требования. Если захват заложников произошел с выдвижением политических или экономических требований (захват больницы, школы, автобуса, самолета и т.п.), то освобождение заложников осуществляется путем проведения комплекса разведывательных, упредительных, режимных, следственно-оперативных мероприятий и оперативно-боевых действий силами органов внутренних дел и внутренних войск, спецподразделений ФСБ, МО и МЧС РФ под руководством Оперативного штаба по единому замыслу и плану. При этом может проводится специальная операция. Руководство силами и средствами подразделений специального назначения органов внутренних дел и подразделений специального назначения внутренних войск МВД России, привлекаемых для проведения операций по освобождению заложников осуществляется оперативными штабами МВД, ГУВД, УВД объектов Российской Федерации. В состав штаба могут входить представители ФСБ, МО, МЧС, прокуратуры и других органов государственной власти. В некоторых случаях (выдвижение политических требований или захвате в качестве заложников иностранных граждан и т.п.) руководство специальной операции возлагается на оперативный штаб ФСБ. Органы внутренних дел и внутренние войска в таких случаях оказывают ФСБ помощь. Действия по освобождению заложников. С поступлением информации о захвате террористами заложников немедленно принимаются меры по их освобождению и задержанию преступников. Информация о совершенном захвате заложников после проверки ее на достоверность немедленно докладывается руководству Оперативного штаба. Информируются также руководители местных органов государственной власти и прокуратуры. Главными задачами Оперативного штаба при проведении операции по освобождению заложников являются:
Оперативным штабом обеспечивается проверка информации о факте и обстоятельствах захвата заложников, организуется разведка, принимаются экстренные меры по сбору и приведению в готовность необходимых сил и средств, выдвижению их к месту проведения специальной операции, а также проводится рекогносцировка местности. Руководитель Оперативного штаба на основе анализа поступившей информации принимает решение на подготовку и проведению специальной операции по освобождению заложников. Это решение оформляется специальным приказом начальника Оперативного штаба с составлением плана специальной операции. Назначается руководитель проведения специальной операции по освобождению заложников. Порядок работы руководителя специальной операции по освобождению заложников. Получив задачу на проведение операции по освобождению заложников, руководитель операции:
Замыслом операции определяются: направление сосредоточения основных усилий, способы проведения операции, группировка сил и средств и их боевой порядок, порядок ведения переговоров с террористами, исходные районы, маршруты выдвижения, рубежи развертывания групп (элементов боевого порядка) и время начала действий по освобождению заложников с учетом возможных изменений обстановки. Об обстановке и принятом решении докладывает руководителю Оперативного штаба. Задачи исполнителям ставятся в форме приказа по пунктам:
Руководитель специальной операции в соответствии указаниями руководителя Оперативного штаба формирует соответствующие группы, на которые возлагаются следующие задачи: Группа ведения переговоров:
Состав группы - старший группы, 2 переговорщика, консультант (социолог, психолог, психиатр). Группа блокирования:
Группа выполняет свои задачи путем выставления заслонов. Заслон численностью 8 человек способен блокировать участок закрытой местности до 250 метров, открытой местности - до 350 метров. Заслон численностью до 32 человек на открытой местности блокирует участок до 2000 метров, на закрытой местности - до 1000 метров. В сложных условиях нормативы снижаются в 2 раза, а численность увеличивается на 10%. Группа захвата.
Группа формируется из расчета 3 человека на 1 преступника. Группа прикрытия и применения специальных средств:
Состав группы - 2-3 снайперские группы(4-6 человек), 2 человека для прикрытия действий группы захвата дымами, 2-4 человека для применения специальных средств, 3-6 человек для оказания помощи группе захвата. Группа разграждения:
Состав группы определяется в зависимости от возможного объема задач и наличия для этого технических средств. Группа конвоирования:
Численность группы в зависимости от числа задержанных. Группа эвакуации:
Группа состоит из 2-5 подгрупп численностью до 10 человек каждая. Группа документирования противоправных действий:
Численность группы определяется исходя из количества средств документирования и 7-8 человек прикрытия. Следственно-оперативная группа:
Группа может включать до 10 следователей, 10-15 опер.работников и группу прикрытия. Организационно-аналитическая группа:
Состав группы - до 5 человек. Группа взаимодействия со СМИ:
Группа создается на базе органов информации и общественных связей МВД РФ или ФСБ РФ, с включением при необходимости в ее состав представителей других министерств и ведомств РФ. Кроме того, в зависимости от обстановки могут создаваться группы ликвидации угрозы взрыва, пожаротушения, спасательных работ, помощи пострадавшим и другие. После принятия решения и постановки задач руководитель операции организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление. Взаимодействие организуется путем последовательной отработки порядка и способов действий сил и средств по задачам, рубежам, объектам, направлениям действий, месту, времени, этапам операции и способам выполнения задач, начиная с основных групп, в интересах которых организуется взаимодействие. При этом для организации взаимодействия может использоваться макет местности (объекта), карта и схема. Организация взаимодействия, как правило, осуществляется с использованием следующих методов:
Руководитель специальной операции при организации взаимодействия должен указать:
В ходе организации взаимодействия руководитель специальной операции добивается единого понимания всеми участниками специальной операции целей операции, боевых задач и способов их выполнения. Намечает и согласовывает варианты действий сил и средств группировки по обману террористов и обеспечению безопасности при освобождении заложников. Взаимное опознавание и целеуказание между группами обеспечивается (достигается) с помощью радиотехнических средств, использования единых сигналов взаимодействия, сигнальных средств обозначения, а также визуального наблюдения и поддержания надежной связи между взаимодействующими группами (элементами боевого порядка). Детальные вопросы взаимодействия отражаются в плановой таблице (схеме) взаимодействия, которая разрабатывается оперативным штабом и доводится до исполнителей. Порядок работы командира подразделения специального назначения при проведении специальной операции может быть следующий:
Действия при проведении операции по освобождению заложников. Операция начинается с переговоров с террористами, захватившими заложников. Перед началом переговоров руководитель специальной операции совместно с группой ведения переговоров намечает стратегию и тактику их ведения. При проведении переговоров необходимо руководствоваться следующими правилами;
В ходе переговоров следует убедить преступников в необходимости отказаться от их намерений. При получении отказа необходимо, частично удовлетворяя их требования (предоставление денег, средств защиты и т.д.), настаивать на освобождении заложников и, прежде всего, женщин, детей, престарелых и раненых. В зависимости от результатов переговоров, оценки и анализа сложившейся ситуации оперативный штаб отдает распоряжение на проведение силового этапа операции. Одновременно с ведением переговоров руководитель операции ставит задачу командиру специального подразделения на подготовку групп к применению силы на случай, если конечная цель не достигается ненасильственными способами. Проведение силовой операции при освобождении заложников - крайняя мера, когда все другие средства исчерпаны. Она проводится только при условии реальной опасности неминуемой гибели заложников, или если террористы начали уничтожение заложников. В случае принятия решения на продолжение операции силовыми методами руководитель операции докладывает о готовности всех сил и средств к проведению специальной операции в Оперативный штаб и запрашивает разрешение на ее проведение. По указанию руководителя операции группы (элементы боевого порядка) занимают рубежи и позиции, предусмотренные планом операции. Перед началом действий бдительность преступников должна быть максимально снижена вводом их в заблуждение отвлекающими и демонстративными действиями, а также группой ведения переговоров. Блокирование района операции проводится скрытно с использованием естественных укрытий. Войсковые наряды группы блокирования в зависимости от условий местности располагаются на возможно близком, но безопасном расстоянии от объекта, в местах обеспечивающих хороший обзор всех выходов из него, а также возможность ведения прицельного огня при побеге лиц, захвативших заложников. Руководством Оперативного штаба принимаются меры к установлению непрерывной радиосвязи с преступниками. Переговоры ведутся с преднамеренной (под различными предлогами) затяжкой времени в целях сдерживания дальнейшего развития преступления и выигрыша времени для проведения необходимых мероприятий. По возможности до начала или с началом активных действий сообщить заложникам порядок их поведения при проведении операции. С началом активной фазы по команде руководителя операции группа захвата осуществляет скрытный подход к объекту. При этом проводятся действия, отвлекающие внимание преступников, используются складки местности и естественные укрытия, а также "шокирующие" факторы (длинные очереди холостыми патронами, сирены специальных машин, взрывы имитационных гранат и т.п.), дымы и другие специальные средства для прикрытия действий группы захвата при занятии исходных позиций перед началом штурма. Штурм объекта группой захвата производится по команде руководителя операции. Он должен начинаться внезапно и неожиданно для террористов, осуществляться стремительно и напористо. В качестве сигнала к началу штурма целесообразно применять специальные средства, создающие звуковой эффект и отвлекающие преступников. В темное время суток, в целях ослепления преступников и лишения их возможности наблюдать за действиями оперативных групп, используются прожекторные установки. Одновременно усиливается разведка, уточняются секторы ведения огня и своевременно отдаются распоряжения на надежное огневое поражение активных узлов сопротивления в ходе штурма. Устанавливается визуальное наблюдение и радиоконтроль за взаимодействующими подразделениями и ходом специальной операции. Осуществляется контроль за временем и последовательностью занятия элементами боевого порядка определенных рубежей согласно замыслу операции. Проводится координация действий сил и средств в интересах групп, действующих на главном направлении. Определяются формы и методы взаимной поддержки при осложнении обстановки в ходе выполнения общей задачи, а также взаимозаменяемости. Проводится анализ докладов и поступающих донесений от командиров групп о выполнении ими поставленных задач. Проводятся мероприятия оперативной маскировки с целью введения террористов в заблуждение и достижения успеха в освобождении заложников. Предпринимаются меры по отвлечению внимания и усилий террористов от подразделения, попавшего в наиболее сложное положение. Своевременно оказывается медицинская помощь пострадавшим. Обеспечивается безопасность заложников. В случае, когда преступники в результате принятых мер покидают объект и пытаются скрыться, их задержание осуществляется силами групп захвата, прикрытия и блокирования. При этом действия групп при проведении специальной операции будут зависеть от условий обстановки и характера объекта, в котором укрываются преступники, захватившие заложников. Некоторые особенности действий при освобождении заложников:
возможность для наблюдения и ведения огня будет ограничена окнами и дверными проемами; ограниченность входов в помещение; готовность преступников к действиям войск с этих направлений; ограниченность в применении оружия из-за возможности рикошета и поражения заложников; осложнения для действий групп боевого расчета в многоэтажных зданиях. Положительные стороны: ограниченность по маневру для преступников границами помещения; ограниченность преступников по наблюдению за действиями войск; фиксированность и сравнительно небольшая площадь расположения преступников и заложников; возможность более тщательного планирования операции при наличии плана помещения; возможность психологического воздействия на преступников через телефон, радио, другие средства. При захвате заложников в отдельном здании количество групп захвата будет назначаться по 1-2 группы на каждый этаж. Расчет групп прикрытия будет подобный. Количество снайперов будет также увеличиваться. Для каждой группы будет назначаться участок здания для действий. Вход в здание может быть осуществлен через окна, двери, подземные коммуникации, путем высадки на крышу. В помещениях производственного типа, таких как цеха, склады, ангары, численность групп может быть увеличена в целях быстрейшей проверки всей площади помещения. Возможность входа в помещения такого типа имеется непосредственно через стены и потолочные покрытия в связи с их невысокой прочностью. 2. Препятствиями для действий войск при освобождении заложников захваченных на транспортных средствах будут: постоянное перемещение транспортного средства с преступниками и заложниками; как правило, исключена возможность скрытого и внезапного подхода к объекту на близкое расстояние для занятия исходного положения; необходимость до начала действий заставить объект остановиться; ограниченность или невозможность постоянного психологического воздействия на преступников; сложность держать объект под постоянным наблюдением и контролем; сложность в заблаговременном планировании действий; ограниченность в возможности перемещать своевременно все элементы боевого порядка за объектом. Наряду с недостатками имеются и некоторые положительные стороны: движение транспортных средств всегда ограничено границами дорог, железнодорожных путей, рек, наличием подготовленных аэродромов, аэропортов, а также велика зависимость от наличия топлива. Это дает возможность предугадать действия преступников, создать на дороге завал или затор, завести ж\д состав в тупик, где все элементы боевого порядка будут готовы к действиям, неожиданным для преступников. 3. Особенностью действий по освобождению заложников захваченных в ж\д вагоне будет то обстоятельство, что вход в вагон будет осуществляться через окна, т.к., скорее всего входы в вагон через тамбур будут под контролем преступников, а количество окон не позволит преступникам держать их все под контролем. Но вместе с тем количество личного состава, участвующего в штурме, необходимо увеличить для создания групп, входящих одновременно с 3-4 направлений. Попытку входа в вагон через двери тамбура можно провести в качестве отвлекающих действий. 4. Опыт освобождения заложников из ВС показывает, что условия воздушных судов не позволяют преступникам вести эффективное наблюдение за пространством вблизи объекта. Это дает возможность непосредственно сконцентрировать группы захвата и прикрытия возле самолета (вертолета), и начать штурм неожиданно для преступников. 5. Освобождение заложников на морских (речных) судах также имеют свою особенность. Она выражается в том, что подходы к судну будут затруднены из-за водного пространства и выдвижение к объекту придется осуществлять или с воздуха на вертолете или под водой, а так же начинать штурм с судна с которого будут вестись переговоры. Территория больших океанских лайнеров будет затруднять контроль за ней для преступников и может позволить в ночное время сконцентрировать силы на судне, перемещая их под водой. 6. При проведении операций на таких объектах как автомобиль или автобус следует учитывать то, что сравнительно небольшая площадь таких транспортных средств будет затруднять применение оружия, т.к. преступник (преступники) будет находится на близком расстоянии с заложниками и это потребует организации более четкого взаимодействия между группами боевого расчета и внутри самих групп. Преступники могут быть поражены огнем снайперов, подошедших на близкое расстояние. 7. Действия по освобождению заложников, находящихся на местности, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Сложность для действий будет представлять: возможность у преступников перемещаться в любом направлении; имеется возможность для захвата новых заложников; возможность укрытия для преступников и заложников; в некоторых случаях невозможность внезапного сближения с преступниками; сложность психологического воздействия на преступников. Исходя из этих факторов возможно увеличение района проведения операции. Положительными факторами будут являться: более широкая возможность применения снайперов, возможность для маскировки групп захвата и прикрытия, организация действий из засады; в определенных обстоятельствах, проводя демонстративные действия можно заставить двигаться преступников в нужном направлении или содержать заложников на нужном объекте; скорость движения пешим порядком с заложниками у преступников будет ограничена. Используя транспортные средства, руководство операции будет иметь возможность концентрировать необходимые силы и средства на нужном направлении заранее. Работа с местным населением. В ходе ведения боевых действий в районах чрезвычайных ситуаций успех во многом будет зависеть от умело организованной и продуманной работы с местным населением. Эта работа организуется и проводится всеми органами военного управления непрерывно и тем активнее, чем сложнее и напряженнее обстановка. Ответственность за состояние этой работы несет заместитель (помощник) командира (начальника) по воспитательной работе. Целью работы с местным населением является создание благоприятной обстановки для выполнения федеральными войсками поставленных задач в районах чрезвычайных ситуаций. Основными задачами этой работы являются:
Основные направления работы с местным населением:
Одним из основных направлений работы с местным населением является проведение целенаправленных информационно-пропагандистских акций. Информационно-пропагандистские акции проводятся в целях формирования общественного мнения в интересах действий наших войск. Основные мероприятия этой работы включают:
Эту работу организуют и проводят соответствующие органы государственного и военного управления совместно с воспитательными органами. Для проведения отдельных мероприятий могут быть задействованы специальные подразделения. В этом плане сильное эмоциональное воздействие на население может оказать распространение видеоматериалов и демонстрация по центральному и местному телевидению документальных фильмов, на кадрах которых зафиксированы жестокие страницы безумных и кровавых междоусобиц: изощренные действия фанатиков-националистов, трупы ни в чем не повинных детей, женщин, стариков, сожженные и разграбленные дома, бедствия людей в лагерях беженцев, уничтоженные посты и заставы, убитые и раненые военнослужащие и т.д. Важным направлением работы с местным населением является создание благоприятной информационной обстановки в регионе, общественного мнения и поддержки. Особое место в этой работе занимает взаимодействие с местными средствами массовой информации в интересах формирования позитивного отношения местного населения к нашим войскам. Эту работу организуют и проводят воспитательные органы совместно с органами местного управления, СМИ, военной печати и пресс-службами (пресс-центрами) группировок наших войск. Формы этой работы разнообразны. К числу основных относятся: обмен информацией, выпуск совместных теле радиопередач, информационных бюллетеней, публикаций и т.д. Информационно-психологическое противоборство (ИПП) - система мероприятий, осуществляемых в целях достижения превосходства над противником путем противодействия и защиты войск, местного населения от негативного информационного воздействия. Эту работу организуют и проводят соответствующие органы военного управления совместно с воспитательными органами в тесном взаимодействии со специальными подразделениями по подготовке и проведению ИПП. Командир (начальник), воспитательные органы, организуя ИПП должны учитывать, что эффективность противодействия будет выше, если осуществлять его с учетом определенных психологических рекомендаций:
Особое место в арсенале приемов и методов действий банд формирований занимает распространение слухов. Они становятся эффективным средством психологического воздействия, особенно в кризисных ситуациях, экстремальным проявлением которых являются вооруженные конфликты. Их цель - посеять недоверие, заставить усомниться, завести в заблуждение, сбить с толку и т.д. Командирам (начальникам), воспитательным органам целесообразно изучать, отслеживать реальные трудности и проблемы местного населения, предпосылки возможных конфликтов, тщательно выявлять все то, что может послужить питательной средой для распространения слухов и панических настроений среди местного населения. Своевременная объективная и четкая информация войск и населения о тех или иных трудностях складывающейся обстановки, объяснение причин и принимаемых мер, а также другая работа в этой связи позволяют упредить противника в его действиях. Чем больше справедливости, гуманизма, военной и социальной компетентности в действиях наших войск, тем меньше возможностей у боевиков эксплуатировать в своих интересах местное население. Мероприятия по выявлению зачинщиков беспорядков и их дальнейшая локализация проводятся совместно с органами военной контрразведки, в тесном сотрудничестве с местными правоохранительными органами и структурами ФСБ. |
Тринадцатая международная научно-практическая конференция Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации мвд россии | Приказ мвд РФ от 20 октября 2011 г. N 1090 "Вопросы информационно-правового... | ||
Нижегородская академия Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение... | Пакет документов по антитеррористической безопасности в образовательном учреждении Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих... | ||
Пакет документов по антитеррористической безопасности в образовательном учреждении Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих... | Р. С. Белкин криминалистическая энциклопедия Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных... | ||
Министерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних... | Расширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | ||
Теоретические и практические аспекты нового подхода к созданию потребительских... «Технология и товароведение пищевых продуктов и функцио-нального и специального назначения и общественного питания» | План: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их... «основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних... | ||
1. Начальники отделов анализа, планирования и контроля (в том числе... Территориальные органы мвд россии на районном уровне как основное звено системы мвд россии | Реформирование мвд россии, особенности профессиональной деятельности... Реформирование мвд россии, особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляют повышенные требования... | ||
Дальневосточный юридический институт утверждаю Специализация оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, административная деятельность органов внутренних дел | Выбирается сотрудником из настоящего сборника самостоятельно реферат... Темы рефератов для сотрудников органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации и обучающихся на тематических (специализированных)... | ||
Закон Кыргызской Республики «О гражданском контроле над соблюдением... Ия и освобождения от должности Комиссара по правам человека в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики, а также... | Департамент кадрового обеспечения Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы... |