Скачать 140.6 Kb.
|
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств. Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится новая задача: она должна подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям. Это требует: - во-первых, создания такой среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве; - во-вторых, создания условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Таким образом, именно проблема подготовки развивающейся, конкурентоспособной личности, обладающей умением активного, творческого поиска, получения и восприятия знаний, является главной для современной школы. Ученик должен быть готов к продуктивному, осмысленному действию в любой сфере жизни, иметь качества, выгодно отличающие его на рынке труда. Критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание. Данные представления о выпускнике заставляют меня задуматься о необходимости создания такой образовательной среды, при которой у учащихся появляется мотивация на самореализацию через творческую и практическую деятельность, на удовлетворение собственных познавательных интересов и на конструирование собственных знаний. Для этого требуется применение новых образовательных технологий развивающего обучения, обновление методик преподавания, обретение но-вого качества результатов деятельности. На данный момент в учебный процесс активно внедряются различные технологии, основанные на принципах личностно-ориентированного обучения. На основе педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина я использую такие формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе, когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения. На своих уроках я опираюсь также на концептуальные положения технологии В. В. Фирсова, в которых главное: уровневая дифференциация; предупредить, а не наказать незнание; признать право ребенка на выбор уровня обучения; психологическая установка – «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»; ученик должен испытывать учебный успех. Очень важен для меня опыт учителей – практиков В. Сидоренкова, С. Лысенковой, которые много внимания уделяли проблеме активизации познавательных способностей детей на уроках русского языка. Актуальными и значимыми считаю психолого-педагогические диагностики Т. А. Каплунович и А. М. Фридмана, с помощью которых определяю личностные качества учащихся, осуществляю контроль за развитием познавательных процессов учеников. Цель моей педагогической работы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникативными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат. Задачи, которые я перед собой ставлю: 1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций; 2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития; 3) изучать и распространять опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности по предмету; 4) воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютерных технологий, Интернета; 5) вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке и во внеурочной деятельности по предмету; 6) повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ. Для реализации поставленных задач я выделила доминирующие технологии. Это: - личностно – ориентированные (Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова); - технологии развивающего обучения (С. Н. Лысенковой, С. В. Иванова); - информационно – коммуникативные технологии (компьютерные обучающие программы; мультимедиа-технологии; технологии дистанционного обучения (кейс технологии, Интернет – технологии) т. д.); - технологии исследовательской и проектной деятельности. Я считаю, что применяемые мною технологии могут дать значительный результат в развитии личности обучающегося. На мой взгляд, новизна моей работы в том, что, опираясь на теорию личностно ориентированного обучения, теорию творческого развития индивидуума, идеи «педагогики сотрудничества», я применяю их на практике через информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ позволяет: - осуществлять разноуровневое, дифференцированное обучение учащихся; - овладевать коммуникативными навыками и умениями на высоком уровне; - развивать память, внимательность, логическое мышление; - воспитывать информационную культуру учащихся; - стимулировать творческую инициативу, познавательную деятельность учащихся; - достигать высоких образовательных результатов; - построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; - прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; - поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка и литературы необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я применяю следующие направления: 1. Работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher). 2. Создание презентаций к урокам. 3. Работа с Интернет-ресурсами, ЭОР, ЦОР. 4. Работа с интерактивной доской. 5. Использование различных тестов, тренажеров 6. Использование готовых обучающих программ, таких как «Энциклопедия русской литературы», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 7. Разработка и использование собственных авторских программ. Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: · повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; · увеличивает объем использования наглядности на уроке; · экономит время учителя при подготовке к уроку. Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: · обогащает урок эмоциональной окрашенностью; · психологически облегчает процесс усвоения; · возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор учащихся; · повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, буклета и т.д. Она используется для: · оформления результатов групповой работы; · выпуска газеты, информационного листка. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критичес-ких статей, рефератов и т.д. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчаты с использованием её различных средств и возможностей и т.д. Я работаю с интерактивной доской StarBoard, на своих уроках использую следующие приемы ее использования: 1. В режиме белой доски можно писать и чертить. Записанное на доске можно распечатать или сохранить в отдельный файл. Интерактивный режим интересен учителю русского языка тем, что в нем имеется возможность создать линованное поле, выбрав наиболее удобную ширину строчек. 2. Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. Самые элементарные упражнения – на вставку букв, расстановку знаков препинания, раскрытие скобок. 3. Следующая разновидность упражнений – тестовые упражнения. Они рассчитаны на подготовку учащихся к ЕГЭ. Пользуясь сборниками упражнений для подготовки к ЕГЭ, можно создать огромное количество подобных упражнений по всем изучаемым разделам. 4. В настоящее время почти в каждой школе имеются тренажеры с тестовыми упражнениями по русскому языку («КМ», «Фраза», «1С: Репетитор. Русский язык»). Их также можно использовать для работы на интерактивной доске, что позволит оперативно проконтролировать изученный материал и сэкономить время на уроке. 5. Еще одна группа упражнений – заполнение недостающих элементов схем и таблиц. 6. Словарно-семантическая работа. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. 7. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся. 8. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. 9. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. 10. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. 11. Эффективен контроль в форме тестов 12. Интерактивная доска удобна также при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. 13. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах. 14. Использование интерактивной доски очень удобно на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок). На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят в историческую среду; фотоэтюды, портреты в единстве со словом педагога помогают создавать образ или представить персонажей. Поэтому применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: · создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; · увеличение количества учащихся, желающих участвовать в олимпиадах по литературе; · повышает качество обучения; · усиливает интерес к изучению предмета; · позволяет рационально распределять время урока; · помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. В «Стандартах второго поколения» сказано, что одной из основных целей изучения русского языка в школе должно быть «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста)», а литературы – «комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст». Таким образом, современный учитель-словесник должен учить школьников не только грамотному письму и речи, а развивать умения: - добывать информацию во всех современных источниках, - критически воспринимать полученную информацию, - анализировать информацию, исследуя ее истинность или ложность, - развивать умение делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации. Все это необходимо потому, что в «Стандартах второго поколения» указано на то, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Использование информационно-коммуникационных технологий, я думаю, в полной мере способствуют развитию исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов: 1. Информационные источники различных образовательных порталов. 2. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 3. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах для учителей и учащихся. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, репродукциями картин, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями. При работе с данными ЦОРами предполагаются следующие варианты исследовательских заданий: - создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации); - решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир); - смоделировать «портрет эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя» (учащиеся приобретают знания в области живописи, а также получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления); - создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы); - исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе (учащиеся учатся исследовать, обобщать полученный материал, соотносить его с поставленными целями); Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы. Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания: - найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения с позиций восприятия на позицию литературоведческого прочтения); - на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; - сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой. Метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное. Продуманное использование ИКТ во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе способствует достижению положительных результатов:
На мой взгляд, ценность информационно-коммуникационных технологий в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть «целостного человека». Воспитательные возможности также значительны: установление эмоциональных контактов между учащимися, учит работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников. Использование ИКТ способствует развитию у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружества учеников и учителей; формирует у учащихся отношение к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах. |
Об использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных... Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад) | План проведения районного семинара учителей истории и обществознания... Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,... | ||
О проведении районного конкурса цифровых образовательных ресурсов Провести районный заочный конкурс цифровых образовательных ресурсов «Современный урок географии» для педагогов оу в сроки с 01. 02.... | Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах | ||
Российской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9 Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе | ||
Мониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных... Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений | Использование современных образовательных технологий в деятельности... Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики | ||
Т ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении... Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики | Примерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной... Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования | ||
Краткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных... Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование современных образовательных приемов, методов и технологий для развития профессионального мастерства при реализации... | ||
«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных... Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных... | Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку | ||
Электронных образовательных ресурсов Использование электронных образовательных ресурсов (эор) в образовательной деятельности обучающихся ипкиппро | Список цифровых образовательных ресурсов |