Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств





Скачать 140.6 Kb.
НазваниеИспользование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств
Дата публикации24.03.2015
Размер140.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится новая задача: она должна подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям. Это требует:

- во-первых, создания такой среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создания условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, именно проблема подготовки развивающейся, конкурентоспособной личности, обладающей умением активного, творческого поиска, получения и восприятия знаний,   является главной для современной школы. Ученик должен быть готов к продуктивному, осмысленному действию в любой сфере жизни, иметь качества, выгодно отличающие его на рынке труда.  Критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.

Данные  представления о выпускнике заставляют меня задуматься о необходимости создания такой образовательной среды, при которой у учащихся появляется мотивация на самореализацию через творческую и практическую деятельность, на удовлетворение собственных познавательных интересов и на конструирование собственных знаний. Для этого требуется  применение  новых образовательных технологий развивающего обучения, обновление  методик преподавания,  обретение но-вого качества результатов деятельности.

На данный момент в учебный процесс активно внедряются различные технологии, основанные на  принципах личностно-ориентированного обучения.

На основе педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина я использую такие формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе, когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения.

На своих уроках я опираюсь также на концептуальные положения технологии В. В. Фирсова, в которых главное: уровневая дифференциация; предупредить, а не наказать незнание; признать право ребенка на выбор уровня обучения; психологическая установка – «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»; ученик должен испытывать учебный успех. 

Очень важен для меня опыт учителей – практиков В. Сидоренкова, С. Лысенковой, которые много внимания уделяли проблеме активизации познавательных способностей детей на уроках русского языка.

Актуальными и значимыми считаю психолого-педагогические диагностики Т. А. Каплунович и А. М. Фридмана, с помощью которых определяю личностные качества учащихся, осуществляю контроль за развитием познавательных процессов учеников.  

Цель моей педагогической работы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникативными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.   

Задачи, которые я перед собой ставлю:

1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;

2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;

3) изучать и распространять опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности по предмету;

4) воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютерных технологий, Интернета;

5) вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке и во внеурочной деятельности по предмету;

6) повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Для реализации поставленных задач я выделила доминирующие технологии. Это:

- личностно – ориентированные (Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова);

- технологии развивающего обучения (С. Н. Лысенковой, С. В. Иванова);

- информационно – коммуникативные технологии (компьютерные обучающие программы; мультимедиа-технологии; технологии дистанционного обучения (кейс технологии, Интернет – технологии) т. д.);

- технологии исследовательской и проектной деятельности.

Я считаю, что применяемые мною технологии могут дать значительный результат в развитии личности обучающегося.

На мой взгляд, новизна моей работы в том, что, опираясь на  теорию личностно ориентированного обучения,    теорию творческого развития индивидуума, идеи «педагогики сотрудничества», я применяю их на практике через информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ позволяет:

- осуществлять разноуровневое, дифференцированное обучение учащихся;

- овладевать коммуникативными навыками и умениями на высоком уровне;

- развивать память, внимательность, логическое мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся;

- стимулировать творческую инициативу, познавательную деятельность учащихся;

- достигать высоких образовательных результатов;

- построить индивидуальные образовательные 

траектории учащихся;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка и литературы необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

 В своей работе я применяю следующие направления:

1.     Работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher).

2.     Создание презентаций к урокам.

3.     Работа с Интернет-ресурсами, ЭОР, ЦОР.

4.     Работа с интерактивной доской.

5. Использование различных тестов, тренажеров

6.     Использование готовых обучающих программ, таких как «Энциклопедия русской литературы», «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия». 

7.     Разработка и использование собственных авторских программ.

Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

·     повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

·     увеличивает объем использования наглядности на уроке;

·     экономит время учителя при подготовке к уроку.     

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point.  Она  приводит к целому ряду положительных эффектов:

· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

· психологически облегчает процесс усвоения;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор учащихся;

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Работа с программой Microsoft Publisher  позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, буклета и т.д. Она используется для: 

·        оформления результатов групповой работы;

·        выпуска газеты, информационного листка.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критичес-ких статей, рефератов и т.д. 

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчаты с использованием её различных средств и возможностей и т.д.

Я работаю с интерактивной доской StarBoard, на своих уроках использую следующие приемы ее использования:

1. В режиме белой доски можно писать и чертить. Записанное на доске можно распечатать или сохранить в отдельный файл. Интерактивный режим интересен учителю русского языка тем, что в нем имеется возможность создать линованное поле, выбрав наиболее удобную ширину строчек.

2. Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. Самые элементарные упражнения – на вставку букв, расстановку знаков препинания, раскрытие скобок.

3. Следующая разновидность упражнений – тестовые упражнения. Они рассчитаны на подготовку учащихся к ЕГЭ. Пользуясь сборниками упражнений для подготовки к ЕГЭ, можно создать огромное количество подобных упражнений по всем изучаемым разделам.

4. В настоящее время почти в каждой школе имеются тренажеры с тестовыми упражнениями по русскому языку («КМ», «Фраза», «1С: Репетитор. Русский язык»). Их также можно использовать для работы на интерактивной доске, что позволит оперативно проконтролировать изученный материал и сэкономить время на уроке.

5. Еще одна группа упражнений – заполнение недостающих элементов схем и таблиц.

6. Словарно-семантическая работа. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение.

7. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся.

8. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц.

9. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания.

10. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.

11. Эффективен контроль в форме тестов

12. Интерактивная доска удобна также при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание.

13. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах.

14. Использование интерактивной доски очень удобно на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят в историческую среду; фотоэтюды, портреты в единстве со словом педагога помогают создавать образ или представить персонажей.  

Поэтому применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

·     создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

·      увеличение количества учащихся, желающих участвовать в олимпиадах по литературе;

·     повышает качество обучения;

·     усиливает интерес к изучению предмета;

·     позволяет рационально распределять время урока; 

·      помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии.

Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

В «Стандартах второго поколения» сказано, что одной из основных целей изучения русского языка в школе должно быть «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста)», а литературы – «комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст».

Таким образом, современный учитель-словесник должен учить школьников не только грамотному письму и речи, а развивать умения:

- добывать информацию во всех современных источниках,

- критически воспринимать полученную информацию,

- анализировать информацию, исследуя ее истинность или ложность,

- развивать умение делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации.

Все это необходимо потому, что в «Стандартах второго поколения» указано на то, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».

Использование информационно-коммуникационных технологий, я думаю, в полной мере способствуют развитию исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления школьников, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности.

В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов:

1. Информационные источники различных образовательных порталов.

2. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

3. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах для учителей и учащихся.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, репродукциями картин, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями.

При работе с данными ЦОРами предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:

- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);

- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);

- смоделировать «портрет эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя» (учащиеся приобретают знания в области живописи, а также получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления);

- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы);

- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе (учащиеся учатся исследовать, обобщать полученный материал, соотносить его с поставленными целями);

Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации.

Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы.

Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания:

- найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения с позиций восприятия на позицию литературоведческого прочтения);

- на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов;

- сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.

Метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.

Продуманное использование ИКТ во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе способствует достижению положительных результатов:

  • повышение уровня внутренней мотивации к изучению русского языка и литературы;

  • улучшение качества обученности школьников;

  • развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы;

  • активизация проектной и исследовательской деятельности учащихся;

  • увеличение количества детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, в том числе всероссийских и международных;

  • включение школьников и педагога в современное информационное пространство, самореализация и саморазвитие личности ученика.

На мой взгляд, ценность информационно-коммуникационных технологий в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть «целостного человека». Воспитательные возможности также значительны: установление эмоциональных контактов между учащимися, учит работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников.

Использование ИКТ способствует развитию у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружества учеников и учителей; формирует у учащихся отношение к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconОб использовании современных образовательных технологий, информационно-образовательных...
Московский институт открытого образования по проведению диагностических и тренировочных работ (СтатГрад)
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconО проведении районного конкурса цифровых образовательных ресурсов
Провести районный заочный конкурс цифровых образовательных ресурсов «Современный урок географии» для педагогов оу в сроки с 01. 02....
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconКоллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconРоссийской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconМониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных...
Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconТ ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении...
Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconПримерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной...
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconКраткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных...
Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов....
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование современных образовательных приемов, методов и технологий для развития профессионального мастерства при реализации...
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств icon«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных...
Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных...
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку

Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconЭлектронных образовательных ресурсов
Использование электронных образовательных ресурсов (эор) в образовательной деятельности обучающихся ипкиппро
Использование современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и средств iconСписок цифровых образовательных ресурсов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск