Рекомендовано МССН
«Информатика»
ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Прикладные протоколы Интернет и www
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
010300 — Фундаментальная информатика и информационные технологии
(указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины является знакомство слушателей с современными прикладными протоколами Интернет, изучение методов организации межсетевого взаимодействия, которые используются для передачи данных пользователей, а также при управлении сетями связи.
В процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи: изучение технических аспектов протоколов прикладного уровня, изучение механизмов передачи электронной почты и данных сети Интернет, элементы обеспечения сетевой безопасности. Также в рамках курса рассматриваются основы веб-программирования и создания ресурсов Интернет.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Цикл, к которому относится дисциплина:
вариативная часть профессионального цикла Б.3., дисциплина по выбору
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента:
Требуется пройти обучение по дисциплинам: Архитектура вычислительных систем, Операционные системы, Компьютерные сети.
Знать:
концепции, базовые алгоритмы, принципы разработки и функционирования современных операционных систем (ПК-20);
теоретические и методические основы, функциональные возможности конфигурирования и использования операционных систем и сетей телекоммуникаций (ПК-25).
Владеть:
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
методами и навыками использования и конфигурирования операционных систем, платформенных окружений (ПК-24).
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Администрирование локальных сетей, Информационная безопасность, Курсовая работа, Выпускная квалификационная работа.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК: 12, 13; ПК: 1, 2, 4, 6-8, 20, 23-29
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
концепции, базовые алгоритмы, принципы разработки и функционирования современных операционных систем (П-20)
теоретические и методические основы, функциональные возможности следующих предметных областей: Архитектура и организация компьютеров, Конфигурирование и использование операционных систем, Разработка и принципы сетевых технологий (ПК-25)
теоретические основы и общие принципы использования следующих профессиональных областей: Системное администрирование, Управление информационными коммуникациями (П-26)
Уметь:
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)
применять в профессиональной деятельности современные электронные библиотеки и коллекции, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты сетевых технологий (ПК-1)
профессионально решать задачи производственной и технологической деятельности с учетом современных достижений науки и техники, включая: создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента (ПК-2)
применять в исследовательской и прикладной деятельности фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области сетевых технологий (ПК-4)
осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет, взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами, отслеживать динамику развития направлений области сетевых технологий (ПК-6)
применять на практике международные и профессиональные стандарты информационных технологий, современные парадигмы и методологии, инструментальные средства, относящиеся к сетевым технологиям (ПК-7)
квалифицированно применять в профессиональной деятельности современные электронные библиотеки и коллекции, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий (П-27)
решать задачи производственной и технологической деятельности на высоком профессиональном уровне, включая создание информационных ресурсов глобальных сетей (П-28)
оценивать процессы жизненного цикла информационных систем, сервисов систем информационных технологий (П-29)
Владеть:
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12)
базовыми сетевыми технологиями, эффективно применять их для решения научно-технических и прикладных задач, связанных с развитием и использованием информационных и сетевых технологий (ПК-8)
методами и навыками использования и конфигурирования сетевых технологий (П-23)
методами и навыками использования и конфигурирования операционных систем и платформенных окружений (П-24)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
№
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 5
| 1.
| Аудиторные занятия (всего)
| 68
| 68
|
| В том числе:
|
|
| 1.1
| Лекции
| 34
| 34
| 1.2
| Прочие занятия
| 34
| 34
|
| В том числе:
|
|
| 1.2.1
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| 1.2.2
| Семинары (С)
| -
| -
| 1.2.3
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34
| 34
| 1.2.4
| Из них в интерактивной форме (ИФ):
| 34
| 34
| 2.
| Самостоятельная работа студентов (ак. часов)
| 76
| 76
|
| В том числе:
|
|
| 2.1
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| 2.2
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| 2.3
| Реферат
| -
| -
| 2.4
| Подготовка и прохождение промежуточной аттестации
| 36
| 36
| 2.5
| Другие виды самостоятельной работы:
|
|
| 2.5.1
| Самостоятельная проработка дополнительных материалов по дисциплине и выполнение домашних заданий
| 40
| 40
| 3.
| Общая трудоемкость (ак.часов)
| 144
| 144
| 4.
| Общая трудоемкость (зачетных единиц)
| 4
| 4
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Интернет. Введение в понятие протоколов прикладного уровня
| Предпосылки возникновения Интернет. Структура Интернет, схема административного устройства. Координирующие сетевые организации. Документация, регламентирующая развитие и эксплуатацию сети Интернет. Адресация в Интернет: URI, URL. Представление информации в Интернет. Методология поиска информации. Поисковые машины.
| 2
| Сетевые службы. Прикладные протоколы Интернет.
| 2.1 Обзор протоколов прикладного уровня различных стеков.
2.2 Служба имен доменов DNS. Службы WINS, NetBIOS.
2.3 Протокол обмена гипертекстовой информацией (HTTP). Схема функционирования и область применения. Формат HTTP-сообщений. Динамические WEB-страницы. Шлюзы прикладного уровня. Взаимодействие HTTP-сервера с внешними программами.
2.4 Эмуляция удаленного терминала и удаленный доступ к ресурсам сети. Протоколы TELNET и SSH.
2.5 Протокол передачи файлов. Основные модули службы FTP. Схема функционирования: управляющий сеанс и сеанс передачи данных. Команды взаимодействия FTP-клиента и FTP-сервера. Поиск в FTP-архивах.
2.6 Электронная почта. Терминология: агент пересылки почты (MTA), агент доставки почты (MDA), почтовый агент пользователя (MUA), Mail retrieve agent (MRA). Почтовые серверы. Пользовательские агенты. Принципы передачи и форматы сообщений электронной почты. Протокол SMTP. Протоколы POP3 и IMAP. Шифрование почтовых сообщений: S/MIME, Open PGP
2.7 Протокол SNMP. Понятия SMI, MIB. Нотация ASN.1.
| 3.
| Языки разметки. WEB.
| 3.1 Языки HTML: основные теги, таблицы стилей.
3.2 XML. Синтаксические правила построения XML-документа. Структура XML-документа. Структурирование информации средствами языка XML. DTD схемы. Недостатки DTD схем. XDR схемы. Элементы и атрибуты XDR схем.
3.3 Язык SGML и его подмножества. Структурирование информации средствами языка SGML. XHTML. Таблицы стилей.
3.4 Введение в Jscript: типы данных, операторы, функции и объекты. Краткая характеристика VBScript. Java-апплеты. Программное взаимодействие с HTML документами на основе DOM API. Введение в JavaScript: изучение основ языка и его применения для автоматизации процесса разметки и добавления интерактивных возможностей веб-страниц.
3.5 WEB-интеграция. Подходы к WEB-интеграции. Интеграция на основе XML. WEB-сервисы. Сервис-ориентированная архитектура (SOA). Спецификация WSDL. Протокол SOAP. Стандарт DISCO. Спецификация UDDI.
| 4
| Разработка WEB-контента
| 4.1 Система управления контентом (CMS). Система управления WEB-контентом (WCMS). Типы WCMS-систем. WCMS Drupal.
4.2 Введение в технологию RSS. Изучение структуры RSS документов, их генерации и публикации.
| 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Администрирование локальных сетей
|
| +
| +
| +
| 2.
| Информационная безопасность
| +
| +
|
| +
| 3.
| Курсовая работа
|
| +
| +
| +
| 4.
| Выпускная квалификационная работа
|
|
| +
| +
| 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практические занятия и лабораторные работы
| СРС
| Всего
час.
| ПЗ/С
| ЛР
| Из них в ИФ
| 1.
| Интернет. Введение в понятие протоколов прикладного уровня
| 6
| -
| 4
| 4
| 6
| 16
| 2.
| Сетевые службы.
Прикладные протоколы Интернет.
| 16
| -
| 18
| 18
| 30
| 64
| 3.
| Языки разметки. Веб.
| 8
| -
| 12
| 12
| 30
| 50
| 4.
| Разработка веб-контента
| 4
| -
| -
| -
| 10
| 14
|
| Итого:
| 34
| -
| 34
| 34
| 76
| 144
| 5.4. Разделы дисциплин и виды интерактивных занятий
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тема интерактивного занятия
| Вид занятия
| Трудоемкость (час.)
|
| 1
| Поисковые системы Интернет. Организация поисковых запросов
| Лабораторная работа, выполняемая малой группой (2-3 чел.), творческое задание
| 4
|
| 2
| Сетевые службы. Прикладные протоколы Интернет.
| Лабораторная работа, выполняемая малой группой (2-3 чел.)
| 18
|
| 3
| Языки разметки. Веб.
| Лабораторная работа, выполняемая малой группой (2-3 чел.), творческое задание
| 12
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(час.)
|
| 1
| Поисковые системы Интернет. Организация поисковых запросов
| 4
|
| 2
| Установка и конфигурация операционной системы на виртуальную машину
| 4
|
| 2
| Настройка DNS-сервера
| 4
|
| 2
| Настройка DHCP-сервера и HTTP-сервера
| 4
|
| 2
| Установка и настройка почтового сервера
| 6
|
| 2, 3
| Программирование клиентских и серверных сценариев WEB-приложений. HTML, технология PHP и СУБД MySQL
| 6
|
| 3
| Форматирование и преобразование XML-документа с помощью XSL. XSLT-преобразование XML-документа
| 3
|
| 3
| Применение JavaScript для добавления интерактивных возможностей веб-страниц
| 3
|
| Итого:
|
| 34
| 7. Практические занятия (семинары) не предусмотрены
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Прикладные протоколы Интернет и www [Текст] : лекции/ А. В. Королькова, Д. С. Кулябов. — М. : РУДН, 2012. — 146 с. : ил.
Прикладные протоколы Интернет и www [Текст] : лабораторные работы / А. В. Королькова, Д. С. Кулябов. — М. : РУДН, 2012. — 135 с. : ил.
б) дополнительная литература:
Кулябов Д.С., Королькова А.В. Архитектура и принципы построения современных сетей и систем телекоммуникаций. - М. 2008.http://lib.rudn.ru/polnotekstovye-knigi/61-Kulyabov.pdf
Таненбаум Э. Компьютерные сети, 4 изд. // Спб.: Изд-во «Питер», 2007.
Семенов Ю. А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. Часть 1. Алгоритмы и протоколы каналов и сетей передачи данных. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г., 640 стр. - http://www.intuit.ru/department/network/algoprotnet/
Семенов Ю. А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. 3. Часть 2. Протоколы и алгоритмы маршрутизации в INTERNET. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г., 832 стр. - http://www.intuit.ru/department/network/pami/
Семенов Ю. А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. 3. Часть 3. Процедуры, диагностика, безопасность. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г., 512 стр. - http://www.intuit.ru/department/network/pdsi/
Олифер В. Г. , Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб: Питер, 2010. - 944 с.
Сычев А.В. Web-технологии. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний. http://www.intuit.ru/department/internet/webtechno/
Основы XML.Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний. http://www.intuit.ru/department/internet/xml/
Адамс Д.Р., Флойд К.С. Основы работы с XHTML и CSS. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний. http://www.intuit.ru/department/internet/xhtml/
Храмцов П.Б. Введение в JavaScript и CGI. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний. http://www.intuit.ru/department/internet/vinjscgi/
Джо Барнс Практикум по программированию на JavaScript. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний. http://www.intuit.ru/department/internet/jspractics/
в) программное обеспечение ОС Linux, ОС Windows, flash, java, Virtualbox, Drupal, WEB-редактор,
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы не требуются
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Москва, ул. Орджоникидзе, д.3, корп. 1, 5. Мультимедийная аудитория и оборудование лаборатории «Управление инфокоммуникациями». Лаборатория состоит из трех подразделений - учебного (ауд. 110), учебно-научного (ауд.116) и научного (ауд. 123), и оснащена современным сетевым оборудованием и компьютерной техникой (комплект жидко-кристаллический дисплей Sharp PNL702B, Монитор 24'' Acer V243HAOBD, системный блок (процессор Intel Core i7-2600 OEM <3.40GHz, 8Mb, 95W, LGA1155(Sandy Bridge)>, 16GB ОП, HDD 2 TB), проектор DMS800 с интерактивной доской Board 1077, HP xw7800, Intel Core2 2.4 GHz (8 шт. )). Лабораторная база позволяет осуществлять проекты по разработке прикладных средств инфокоммуникационной среды, проводить лекционные и лабораторные занятия с мультимедийными средствами обучения.
Дисплейные классы ДК3, ДК4, ДК6, ДК7, Intel Core i3-550 3.2 GHz – 60 шт.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Учебным планом на изучение дисциплины отводится один семестр. Промежуточный контроль знаний предусматривает: проведение контроля знаний (контрольного тестирования) в середине семестра, подготовку и сдачу лабораторных работ. В качестве итогового контроля знаний предусмотрен экзамен в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.
Примерный перечень вопросов текущего промежуточного контроля знаний:
Определение, область применения, примеры протоколов прикладного уровня.
Понятия URI, URL и URN
World Wide Web. История, причины возникновения, современное состояние. Схема административного устройства сети Интернет.
Разновидности протокола FTP.
Функции основных файлов настройки типового DNS-сервера под управлением Linux.
Основные функции протокола SNMP. Концепция MIB. Базовые правила обозначений метасинтаксиса ASN.1.
Основные протоколы передачи электронной почты. Концепция MIME. Схема типовой SMTP-системы. Основные функциональные элементы систем электронной почты.
Упрощенная модель протокола FTP. Режимы обмена данными по протоколу FTP.
Примерный перечень вопросов итоговых семестровых испытаний:
Схема задействования сервера-посредника в протоколе HTTP. Структуры ресурса и объекта в протоколе HTTP.
Основные методы доступа по протоколу HTTP.
Организация работы с CGI переменными окружения. Форма и схема передачи запроса шлюзу CGI
Взаимосвязь основных языков разметки. Концепция теговой модели документа
Основные особенности SGML, по сравнению с прочими языками разметки. Поясните понятие структуры текста в языке SGML.
Назначение и основные функции языка XML. Сравнение языков разметки SGML и XML. Принципы структурирования XML-документа
Концепция теговой модели документа в интерпретации HTML. Классификация групп тегов HTML. Оформление таблиц с помощью тегов HTML. Оформление кадров с помощью тегов HTML
Целевые фреймы HTML. Механизм представления текста с помощью CSS
Сравнительная характеристика языков XML и HTML
Разработчик:
доцент каф. прикладной информатики и теории вероятностей А.В. Королькова
Должность, название кафедры, инициалы, фамилия
Заведующий кафедрой
прикладной информатики и теории вероятностей К. Е. Самуйлов
название кафедры, инициалы, фамилия |