Скачать 0.73 Mb.
|
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Программа курса (авторизированная) по изучению основ пользования компьютером «Мой друг - компьютер» (срок реализации – 3 года) Возраст детей: 8 – 10 лет педагог дополнительного образования Юдина Ольга Геннадьевна Пермский край, Александровский район, п. Яйва 2011-2014 уч. год СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира. Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы. Использование компьютерных технологий в начальной школе связано с решением двух основных задач: научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности и задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся. Компьютер занял почти чуть ли не главное место в жизни человека, уже везде используют ПК (персональные компьютеры) и это становится нормальным явлением в повседневной жизни. Несомненно, ПК является качественно новым техническим средством, распространение которого связано с качественной перестройкой основных видов человеческой активности, изменением системы социальных условий и требований к психическим особенностям человека. Обеспечить полноценную компьютерную грамотность школьников может лишь комплексный учебно-воспитательный процесс. Однако центральным звеном, которое создает основу для формирования всей системы психологических особенностей, определяющих грамотное использование ЭВМ, является развитие мышления учащихся. В настоящее время в нашей стране проводится эксперимент, цель которого — построить процесс обучения школьников основам информатики и вычислительной техники, соответствующий сегодняшним и завтрашним требованиям к выпускникам школы. Поэтому формирование компьютерной грамотности учащихся является одной из наиболее актуальных задач современной школы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня во всём мире идёт интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Несомненно, важной причиной явилось и то, что компьютер для ребёнка уже не только доступное средство для игры, но и важный помощник для получения информации. А также современные компьютеры и программы уже позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование, то есть использование его не только для игр, а задействовать компьютерные технологии в целях создания к урокам рефератов, докладов, создания презентаций, видеофильмов и т.д. Но это сделать невозможно, если ребёнок не владеет компьютерной грамотностью. Именно в наш век – компьютеризации – дети должны в большей степени овладеть первоначальной компьютерной грамотностью. Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и направлена на активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях, в написании исследовательских работ, рефератов, докладов. Цель программы – формирование у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления, умение работать с программными средствами учебного назначения. Задачи курса:
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее, и использовать свои знания в жизни. Ранее изучение информатике сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктующая образом жизни современного человека. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры. Задача моего курса состоит в том, чтобы показать, что это техническое устройство, может быть большим помощником в повседневной жизни и в учебе. Также данный курс поможет учащимся в среднем и старшем звене свободно использовать уже знакомые технологии на уроках, для выполнения домашнего задания, для создания презентаций, докладов, для поиска нужной информации, также в дальнейшем ребёнок может, опираясь на первоначальную компьютерную грамотность, на уроках информатики выполнять более трудные задания. Несомненно, этот курс может стать ступенькой и к выбору будущей профессии, которая может быть связана с информационными технологиями. Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания. На этом этапе происходит знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. Так как все же это ребята младшей возрастной группы, то основной формой обучения является урок – игра. Программа рассчитана на 3 года, возраст детей от 10 до 12 лет. Объём материал подобран из расчёта проведения занятий:
Продолжительность занятия 40 - 45 минут. Количество учащихся в группе:
На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером через изучение простейших программ Microsoft Word (создание рефератов), Microsoft Power Point (создание презентаций). Второй год обучения носит пользовательский характер, т. е. дети учатся пользоваться стандартными программами Microsoft Excel (создание таблиц, кроссвордов), Windows Movie Maker (создание картинных фильмов). На третьем году обучения учащиеся знакомятся с программами: Studio Version 9 (создания видеофильмов), «Генеалогическое древо» (создание своего генеалогического древа в компьютерной обработке), «Конструктор сайтов» (создание своего электронного портфолио). Предлагаемый курс рассчитан на 216 часов (1,2 и 3 год обучения). Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения, написание исследовательских работ, рефератов, создание презентаций, видеофильмов и т. д. Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований. Программа построена с учётом следующих принципов:
Занятия в объединении целесообразно проводить по подгруппам (6-8 человек). Причина – в классе всего 1 компьютер и за 2 часа все дети не успеют закрепить материал практикой. Ожидаемым результатом реализации программы является формирование грамотного, информационно развитого школьника, который по окончании всего курса сможет:
Для успешной реализации программы необходимо:
При разработке программы использованы идеи: Урсарий С.А., Демирчоглан Г.Г., Киселёвой И.Г., Козлицкой И.В., Левина А., Фомичёвой О.С. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
|
Конспект урока Тема «Мой первый друг, мой друг бесценный…» «Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,... | Петрова Г. Ю. Срок реализации программы: 1 год Данная программа разработана для детей членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности... | ||
А игры не будет, что ж тогда останется? А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,... | Интерактивная игра «Основы компьютерной грамотности» Краткое описание: Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний по изученным темам курса программы дополнительного образования... | ||
Программа курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года | «Информика» (срок реализации 3 года, возраст 7-10 лет) Руководитель кружка: Сенина С. А Основы компьютерной грамотности учащиеся получают на школьных уроках информатики. Внеклассная работа по предмету и вовлечение в нее... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»... Мбоу сош №1 программа определяет приоритеты образования в содержании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует... | Рабочая программа курса «Мировая художественная культура» 10-11 классы (срок реализации 2 года) Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат | ||
Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | Компьютерные и биологические вирусы Идея создания проекта возникла не случайно. Я, ежедневно работая с компьютером, неоднократно встречалась с вирусами, атакующими мой... | ||
Элективный курс 2 класс «Мой друг компьютер» Тарабутина Наталия Александровна Несомненно, важной причиной явилось и то, что компьютер для ребёнка уже не только доступное средство для игры, но и важный помощник... | Программа занятий кружка для 5-6 классов «Мой компьютер» 1 год обучения Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни. Ведь на самом деле, при разумном использовании компьютер оказывается таким замечательным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный... | Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Пояснительная записка. Настоящая программа предназначена для обучения... Маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства... | Программа по обучению детей плаванию Е. К. Воронова (срок освоения... «Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,... |