Скачать 171.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭФ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Профили подготовки: Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Москва – 2010 Цель изучения дисциплины « Стратегическое планирование» в освоении научных основ методологии, моделей, методов и практических инструментов стратегического планирования деятельности предприятия, формирование умений и навыков принятия эффективных экономически обоснованных стратегических решений на предприятии. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина является дисциплиной по выбору студентов в вариативной части профессионального цикла Б.3вв образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика и управление на предприятиях и теплоэнергетики» направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Менеджмент», «Методы эффективного использования персонала», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли». Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции: 1. Предпосылки формирования методологии стратегического планирования. Факторы нарастания нестабильности экономической среды. Явление глобализации, воздействие ее на экономическую деятельность. Переход к новой парадигме эффективности. Понятие стратегии и стратегического менеджмента, его сущность и роль в управлении предприятием. Планирование как непрерывный процесс основная функция стратегического управления. 2. Эволюция концепций стратегического управления – «Школы планирования» Иерархия стратегий по уровням управления. Эволюция концепций стратегического управления организацией. Десять школ планирования: основные достижения, вклад в методологию, критика идей, взаимосвязь с развитием экономической среды.. 3. Принципы и основные этапы стратегического планирования. Основы методологии стратегического планирования: представление будущего, принятие открытой модели организации, использование ситуационного подхода, ориентация на экономическую эффективность в долгосрочной перспективе, учет синергетического эффекта. Стратегические Зоны Хозяйствования ( СЗХ ). 4. Формирование модели MOST. Исследование текущих и будущих проблем организации с использованием SWOT-анализа. Матрица организационных проблем. Системный подход к процессу целеполагания: взаимосвязь видения, миссии, целей. Роль миссии в стратегическом управлении предприятием. Методы формирования комплекса целей: дерево целей, Концепция BSC (Система Сбалансированных Показателей). Требования к целям. 5. Стратегический анализ макросреды. Оценка характера влияния стратегических факторов на предприятии: PEST-анализ, оценка профиля среды, определение критических точек. 6. Анализ микросреды. Отраслевой и конкурентный анализ. Модель М.Портера для оценки интенсивности конкуренции на отраслевом и товарных рынках. Анализ влияния стейкхолдеров. Модель Жизненного цикла отрасли, динамика изменения интенсивности конкуренции по стадиям Жизненного цикла. Определение Ключевых Факторов Успеха в отрасли. 7. Анализ внутренней среды. Управленческий анализ. Понятие и эволюция конкурентных преимуществ. Компетенции и динамические возможности. Модель «Цепочка ценностей» как инструмент выявления и создания конкурентных преимуществ. 8. Оценка стратегического потенциала Стратегический потенциал (экономический и организационный) понятие и методы оценки. Метод срезов. Табличный метод оценки ресурсного обеспечения. Бенчмаркинг: виды, методы проведения, использование результатов. 9. Трансформация организационных структур Влияние организационных структур на эффективность стратегического управления. Типология организационных структур: по взаимодействию с внешней средой, между подразделениями, взаимодействию с человеком, ориентацией на внутренние проблемы или потребителями. Новые типы организационных структур. Сетевые структуры. 10. Организационная культура Организационная культура: понятие, структура, содержание, типология. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия. Управление организационной культурой. 11. Эталонные стратегии организации. Эталонные стратегии экономического роста: типология. Рост за счет внутренних ресурсов. Диверсификация и интеграции. Конкурентные стратегии. Возможности и риски конкурентных стратегий. 12. Формирование стратегических альтернатив Стратегические альтернативы: понятие, подходы к формированию(системный, конкурентный, сценарный. на основе SWOT-анализа. Методы портфельного анализа: матричные, модель PIMS. 13. Формирование концепции развития организации и стратегического плана. Анализ действующей стратегии. Формирование системы критериев оценки и выбор стратегических альтернатив. Выбор стратегии на основе сопоставления с деятельностью фирмы-лидера. Формирование иерархии стратегий предприятия. Определение концепции развития предприятия. Основные разделы стратегического плана. Разработка инвестиционных программ и бизнес-планов. 4.2.2. Практические занятия. №1. Формулирование видения, миссии, построение «дерева целей». №2. Анализ внешней среды на основе применения PEST-анализа . Оценка профиля среды. Расчет критических точек. №3. Отраслевой анализ. Характеристика отрасли: структура отрасли, темпы роста, перспективы развития, структура издержек. №4 Конкурентный анализ. Построение диаграммы Исикава движущих сил. №5. Построение модели «цепочки ценностей». Анализ конкурентных преимуществ, возможности создания новых. №6. Оценка ресурсного обеспечения табличным методом. №7. Применение методов срезов для анализа организационной культуры и структуры. №8. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности СЗХ (матрица Мак-Кинзи). №9. Формулирование критериев и выбор стратегии компании. Формирование иерархии стратегий. Формирование основных разделов стратегического плана и инвестиционного плана. 4.3. Лабораторные работы. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены. 4.4. Расчетные задания. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций, в форме проблемных лекций. Практические занятия проводятся с использованием кейс-технологий, выполняется индивидуальная сквозная задача по разработке концепции и формированию основных разделов стратегического плана для предприятий разных отраслей, на занятиях проходит обсуждение проблемных ситуаций. Частично задачи решаются в форме домашних заданий. Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, письменным опросам и контрольным работам, подготовку к экзамену. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Текущий контроль: письменные опросы по отдельным разделам дисциплины. Аттестация по дисциплине – экзамен Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,25 (среднеарифметическая оценка за письменные опросы) + 0,25(среднеарифметическая оценка за контрольные работы) + 0,5 (оценка за ответы на экзамене). В приложение к диплому вносится оценка за освоение дисциплины за 7 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы: 1.Электронный журнал "Стратегическое планирование» ecsocman.edu.ru/db/msg/747 2. `Вестник стратегического управления` sitelist07.ru/index.php?site=20799 · 5 КБ 3. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" ww.mevriz.ru/articles/2005/6/2146.html 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 140100 Теплоэнергетика и теплотехника ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: Профессор каф.ЭКО Зубкова А,Г, К.э.н. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой ЭКО д.т.н., профессор Рогалев Н.Д. |