Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф)





Скачать 171.93 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф)
Дата публикации05.04.2015
Размер171.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭФ)

___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профили подготовки: Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Цикл:

Профессиональный




Часть цикла:

Вариативная




дисциплины по учебному плану:

ИПЭЭФ; Б.3вв




Часов (всего) по учебному плану:

144




Трудоемкость в зачетных единицах:

4

7 семестр

Лекции

36 час

7 семестр

Практические занятия

18 час

7 семестр

Лабораторные работы

не предусмотрены




Расчетные задания, рефераты

не предусмотрены




Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

90 час

7 семестр

Экзамены

редусмотрен

7 семестр

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены






Москва – 2010

Цель изучения дисциплины « Стратегическое планирование» в освоении научных основ методологии, моделей, методов и практических инструментов стратегического планирования деятельности предприятия, формирование умений и навыков принятия эффективных экономически обоснованных стратегических решений на предприятии.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ( ОК-12);

  • способен понимать закономерности развития и анализировать экономические, социальные и технологические проблемы развития общества; (ПК-23)

  • находить нестандартные решения проблемных ситуаций с учетом противоречивости интересов заинтересованных сторон (ПК- 24);

  • способен собирать и анализировать прогнозную информацию, необходимую для разработки стратегического плана (Пк-25);

  • способен формировать стратегический фокус и разработать дерево целей предприятия с учетом угроз и возможностей со стороны внешней среды, а также слабых и сильных сторон предприятия (ПК- 26);

  • способен провести отраслевой и конкурентный анализ с учетом этапа Жизненного цикла отрасли и (ПК-27);

  • способен оценить текущий и стратегический потенциал предприятия и предложить способы достижения им необходимого уровня для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рассматриваемую перспективу (ПК-28);

  • способен критически оценить различные стратегии и разработать концепцию развития предприятия с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-29);

  • способен провести оценку стоимости бизнеса, разработать стратегический план управления стоимостью предприятия (организации) и его отдельных активов (ПК-21);

  • способен сформировать основные разделы стратегического плана предприятия.


Задачами дисциплины являются:


  • познакомить обучающихся с теоретическими основами стратегического планирования, включающие: формулирование миссии и целей, стратегический анализ внешней и внутренней среды, формирование стратегических альтернатив и выбор наиболее эффективной, разработка стратегического плана предприятия;

  • умения в области применения и понимания закономерностей развития методов стратегического планирования с учетом специфики отрасли;

  • сформировать навыки творческого использования теоретических знаний и умений формирования концепции стратегического управления предприятием на практике.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина является дисциплиной по выбору студентов в вариативной части профессионального цикла Б.3вв образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика и управление на предприятиях и теплоэнергетики» направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах:

«Микроэкономика», «Макроэкономика», «Менеджмент», «Методы эффективного использования персонала», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли».

Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:

  • основные разделы современной экономической теории, особенности микро- и макроэкономического анализа, основные субъекты экономики, многообразие экономических процессов в современном мире (ОК-1, ОК-2);

  • теоретические основы и закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ОК-14);

  • закономерности развития экономических систем, технологического базиса и социального развития общества (ПК-23);

  • сущность и значение информации в развитии современного информационного общества ( ОК-12).

Уметь:

  • самостоятельно анализировать социально-политическую и экономическую литературу (ОК-1, ОК-6);

  • формировать стратегический фокус и разработать дерево целей предприятия с учетом угроз и возможностей со стороны внешней среды, а также слабых и сильных сторон предприятия (ПК- 26);

  • провести отраслевой и конкурентный анализ с учетом этапа Жизненного цикла отрасли (ПК-27);

  • оценить текущий и стратегический потенциал предприятия с целью определения конкурентных преимуществ предприятия ( ПК-28);

  • сформировать стратегические альтернативы развития предприятия ПК-29);

  • обосновать выбор концепции стратегического плана развития предприятия (ПК-29);

  • сформировать основные разделы стратегического плана (ПК-30)..


Владеть:

  • культурой мышления, методами обобщения, анализа, восприятия информации, постановки целей и выбора путей ее достижения (ОК-1)

  • современными методами сбора, обработки и анализа прогнозной информации о развитии экономики и ее отраслей ( Ок-12, ПК-25);

  • методами формирования Матрицы организационных проблем предприятия (Пк-26 );

  • методами построения дерева стратегических целей (ПК-26);

  • методами определения Ключевых факторов успеха в отрасли (ПК-26);

  • методами определения ключевых компетенций предприятия (ПК-29);

  • методами портфельного анализа ( ПК-29);

  • методами оценки стоимости бизнеса ( ПК-30).



4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу сту4ентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

Пр

лаб

Сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Предпосылки перехода к стратегическому планированию

10

7

2

2




4




2

Эволюция концепций стратегического управления – «Школа планирования»

8

7

2

0




6




3

Принципы и основные этапы стратегического планирования

8

7

2

2




0

Письменный опрос

4

Формирование модели MOST

10

7

2

0




4




5

Стратегический анализ макросреды

10

7

2

2





4




6

Стратегический анализ микросреды

12

7

4

2




6

Контрольная работа

7

Стратегический анализ внутренней среды

12

7

4

2




4




8

Оценка стратегического потенциала

12

7

4

0




6




9

Трансформация организационных структур

6

7

4

2




2




10

Организационная культура

6

7

2

2




4

Письменный опрос

11

Эталонные стратегии организации

4

7

2

0




2




12

Формирование стратегических альтернатив

14

7

4

2




4

Контрольная работа

13

Формирование концепции развития и стратегического плана

6

7

2

2




2







Экзамен

30

7










30

Экзамен в устной форме




Итого:

144




36

18




90





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:
1. Предпосылки формирования методологии стратегического планирования.

Факторы нарастания нестабильности экономической среды. Явление глобализации, воздействие ее на экономическую деятельность. Переход к новой парадигме эффективности. Понятие стратегии и стратегического менеджмента, его сущность и роль в управлении предприятием. Планирование как непрерывный процесс основная функция стратегического управления.

2. Эволюция концепций стратегического управления – «Школы планирования»

Иерархия стратегий по уровням управления. Эволюция концепций стратегического управления организацией. Десять школ планирования: основные достижения, вклад в методологию, критика идей, взаимосвязь с развитием экономической среды..

3. Принципы и основные этапы стратегического планирования.

Основы методологии стратегического планирования: представление будущего, принятие открытой модели организации, использование ситуационного подхода, ориентация на экономическую эффективность в долгосрочной перспективе, учет синергетического эффекта. Стратегические Зоны Хозяйствования ( СЗХ ).
4. Формирование модели MOST.

Исследование текущих и будущих проблем организации с использованием SWOT-анализа. Матрица организационных проблем. Системный подход к процессу целеполагания: взаимосвязь видения, миссии, целей. Роль миссии в стратегическом управлении предприятием. Методы формирования комплекса целей: дерево целей, Концепция BSC (Система Сбалансированных Показателей). Требования к целям.
5. Стратегический анализ макросреды.

Оценка характера влияния стратегических факторов на предприятии: PEST-анализ, оценка профиля среды, определение критических точек.
6. Анализ микросреды.

Отраслевой и конкурентный анализ. Модель М.Портера для оценки интенсивности конкуренции на отраслевом и товарных рынках. Анализ влияния стейкхолдеров. Модель Жизненного цикла отрасли, динамика изменения интенсивности конкуренции по стадиям Жизненного цикла. Определение Ключевых Факторов Успеха в отрасли.
7. Анализ внутренней среды.

Управленческий анализ. Понятие и эволюция конкурентных преимуществ. Компетенции и динамические возможности. Модель «Цепочка ценностей» как инструмент выявления и создания конкурентных преимуществ.
8. Оценка стратегического потенциала

Стратегический потенциал (экономический и организационный) понятие и методы оценки. Метод срезов. Табличный метод оценки ресурсного обеспечения. Бенчмаркинг: виды, методы проведения, использование результатов.

9. Трансформация организационных структур

Влияние организационных структур на эффективность стратегического управления. Типология организационных структур: по взаимодействию с внешней средой, между подразделениями, взаимодействию с человеком, ориентацией на внутренние проблемы или потребителями. Новые типы организационных структур. Сетевые структуры.

10. Организационная культура

Организационная культура: понятие, структура, содержание, типология. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия. Управление организационной культурой.
11. Эталонные стратегии организации.

Эталонные стратегии экономического роста: типология. Рост за счет внутренних ресурсов. Диверсификация и интеграции. Конкурентные стратегии. Возможности и риски конкурентных стратегий.
12. Формирование стратегических альтернатив

Стратегические альтернативы: понятие, подходы к формированию(системный, конкурентный, сценарный. на основе SWOT-анализа. Методы портфельного анализа: матричные, модель PIMS.
13. Формирование концепции развития организации и стратегического плана.

Анализ действующей стратегии. Формирование системы критериев оценки и выбор стратегических альтернатив. Выбор стратегии на основе сопоставления с деятельностью фирмы-лидера. Формирование иерархии стратегий предприятия. Определение концепции развития предприятия. Основные разделы стратегического плана. Разработка инвестиционных программ и бизнес-планов.
4.2.2. Практические занятия.
№1. Формулирование видения, миссии, построение «дерева целей».

№2. Анализ внешней среды на основе применения PEST-анализа .

Оценка профиля среды. Расчет критических точек.

№3. Отраслевой анализ. Характеристика отрасли: структура отрасли, темпы роста, перспективы развития, структура издержек.

№4 Конкурентный анализ. Построение диаграммы Исикава движущих сил.

№5. Построение модели «цепочки ценностей». Анализ конкурентных преимуществ, возможности создания новых.

№6. Оценка ресурсного обеспечения табличным методом.

№7. Применение методов срезов для анализа организационной культуры и структуры.

№8. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности СЗХ (матрица Мак-Кинзи).

№9. Формулирование критериев и выбор стратегии компании. Формирование иерархии стратегий. Формирование основных разделов стратегического плана и инвестиционного плана.

4.3. Лабораторные работы. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

4.4. Расчетные задания. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены..
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций, в форме проблемных лекций.

Практические занятия проводятся с использованием кейс-технологий, выполняется индивидуальная сквозная задача по разработке концепции и формированию основных разделов стратегического плана для предприятий разных отраслей, на занятиях проходит обсуждение проблемных ситуаций. Частично задачи решаются в форме домашних заданий.

Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, письменным опросам и контрольным работам, подготовку к экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль: письменные опросы по отдельным разделам дисциплины.

Аттестация по дисциплине – экзамен

Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,25 (среднеарифметическая оценка за письменные опросы) + 0,25(среднеарифметическая оценка за контрольные работы) +  0,5  (оценка за ответы на экзамене).

В приложение к диплому вносится оценка за освоение дисциплины за 7 семестр.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Зубкова А.Г. Курс лекций по курсу «Стратегический менеджмент», электронный вариант, 2010.

  2. Зубкова А.Г. Практикум по курсу «Стратегический менеджмент», электронный вариант, 2010.

  3. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Уч. для вузов / Аналоуи Фархад .М.: ─Юнити-Дана 2005г. + 400с.

  4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2006.

  5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Серия учебников для программ МВА.-М.ИНФРАМ,2006-237с.

  6. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент, учебное пособие для Вузов.-МА. :ЮНИТИ, 2006-415с.

  7. Коробейников, В.А., Панов. А.И Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся направлению (080100) «Экономика и управление»/.Панов,– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с.

  8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004. – 415 с.

б) Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Питер Ком, 1999.- 416с.

  2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989.- 519 с.

  3. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2001.- 286 с.

  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.

  5. Портер М. Международная конкуренция/ пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

  6. Томсон А., Стрикланд Д. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1998.

Интернет-ресурсы:

1.Электронный журнал "Стратегическое планирование»

ecsocman.edu.ru/db/msg/747  

2. `Вестник стратегического управления`

sitelist07.ru/index.php?site=20799  · 5 КБ

3. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" ww.mevriz.ru/articles/2005/6/2146.html  
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

Профессор каф.ЭКО Зубкова А,Г,

К.э.н.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ЭКО

д.т.н., профессор Рогалев Н.Д.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Магистерская программа: Автономные энергетические системы. Водородная и электрохимическая энергетика
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
По завершению освоения данной дисциплины у студента будут сформированы следующие компетенции и он будет способен и готов
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Программа подготовки: Экономика предприятий. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятий
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) институт проблем энергоэффективности (ипээф) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Программа магистратуры: Электротехнологические процессы и установки с системами питания и управления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск