Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов»





Скачать 102.8 Kb.
НазваниеОсобенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов»
Дата публикации16.08.2013
Размер102.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Парфёнов С.Ю.

ШГПИ, г. Шадринск
Особенности и принципы формирования содержания блока
«Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии
в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов»

Роль педагогов-психологов на современном этапе развития образования становится все более значимой, поскольку они призваны обеспечить сохранность психического, соматического и социального благополучия учащихся в процессе воспитания и обучения, выявление отклонений поведения и развития, корректировку психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностико-аналитическая деятельность является значимой частью их работы.

В последние годы в практической работе педагогов-психологов произошли коренные сдвиги. И связано это, прежде всего, с тем, что значительно увеличился вес использования компьютерного психодиагностического инструментария по сравнению с традиционными тестовыми методиками «карандаша и бумаги». Такое положение дел создаёт определённые трудности для педагогов-психологов и ставит перед ними новые задачи.

Знание компьютера, информационных технологий, умение подбирать, а иногда и разрабатывать самостоятельно качественный инструментарий становится актуальным ещё и в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности сети Интернет, позволяющей скачивать любую информацию, в том числе непрофессиональные психологические тесты.

Вместе с тем анализ государственных образовательных стандартов психологических специальностей в педвузе показывает:

  1. Весьма малый объем учебных часов, отводимых на изучение дисциплины «Математика и информатика» в цикле естественно-научных дисциплин, не позволяет освоить необходимую математическую базу и компьютерную реализацию статистических методов.

  2. В курсе «Аудиовизуальные технологии обучения», изучаемом в четвёртом семестре, рассматриваются психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком, а также дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; однако, изучение технологий компьютерного тестирования в данном курсе не предусматривается.

  3. Среди дисциплин предметной подготовки в рамках курса «Психолого-педагогическая диагностика» рассматриваются вопросы, связанные с организацией диагностической деятельности, предъявляемые к ней требования и необходимые средства. Государственным образовательным стандартом предусматривается изучение компьютерных технологий в психодиагностике. Библиографический анализ показывает, что методам психологической диагностики посвящено немало изданий. К наиболее популярным следует отнести книги Б.В. Кулагина «Основы профессиональной психодиагностики» и В.В. Гришина «Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе»; из изданий последних лет, безусловно, необходимо упомянуть замечательную книгу «Психологические тесты» под редакцией А.А. Карелина, а также учебник Р.С. Немова «Психология», третий том которого полностью посвящён методам психодиагностики. В них излагается суть многих методик и, что важно, рассматриваются способы их применения с дальнейшей обработкой экспериментальных данных. К сожалению, даже в изданиях последних лет все методики приводятся без ориентации на применение современных компьютерных технологий диагностики и обработки ее результатов.

  4. В рамках дисциплины «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» частично изучаются методы компьютерного контроля знаний учащихся, но не обсуждаются вопросы психологической диагностики и обработки результатов психологических исследований.

Таким образом, усматривается несогласованность, состоящая в том, что в процессе информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов не затрагиваются профессионально значимые вопросы диагностико-аналитической деятельности, а в ходе изучения этих вопросов в дисциплинах профессиональной подготовки не происходит обращения к возможностям современных информационных технологий сбора, представления и обработки данных психологических исследований.

Решением проблемы могло бы быть введение дополнительной дисциплины: «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов», которую целесообразно было бы изучать на старших курсах, когда имеется необходимая база, как по специальным предметам, так и
по дисциплинам, связанным с информационными технологиями.

Основным критерием отбора учебного материала в предлагаемую дисциплину является принцип профессиональной значимости. Для изучения были отобраны только те компьютерные технологии, применение которых может повысить производительность и качество труда педагогов-психологов.

Другим условием отбора учебного материала является принцип достаточности. В связи с этим некоторые значимые вопросы информационных технологий не затронуты, так как они не столь значимы для психологической диагностики.

Также учтены общепедагогические принципы доступности и научности.

Данная дисциплина содержит следующие блоки:

  • методы сбора первичной информации посредством различных систем конструирования компьютерных тестов и опросников;

  • анализ полученных данных с использованием специализированных средств статистической обработки информации;

  • способы постановки психологических заключений с применением технологии экспертных систем;

  • накопление информации об изучаемых объектах с использованием технологии баз данных;

  • представление полученных результатов исследований посредством электронных презентаций.

На этапе первичного сбора информации педагоги-психологи применяют различные методики. Несмотря на все различия, общим оказывается то, что многие из них можно свести к применению метода тестирования или опроса. Проанализировав большое количество тестовых заданий, мы установили, что, какими бы разными они не казались, их можно свести к шести типам:

  1. задания на установление соответствий. К ним, например, относятся задания из цветового теста Люшера, который предполагает назначение номера каждому из предложенных цветов в порядке их предпочтения;

  2. задания на выбор одного варианта ответа из нескольких предложенных; используются, например, при определении типа темперамента;

  3. на выбор нескольких вариантов ответа – на установление ведущих мотивов деятельности (игровые, позиционные и т.д.);

  4. на выбор одного варианта из двух – при определении уровня эмпатии или уровня сплоченности группы (предлагаются высказывания, необходимо согласиться либо не согласиться с ними);

  5. задания на определение областей: имеется изображение, необходимо указать в соответствии с заданием тот или иной фрагмент («горячую область»); применяется для измерения уровня развития мышления, внимания, воображения (задания типа «укажите лишний предмет»);

  6. задания, допускающие свободную форму ответа; используются для измерения уровня интеллекта, внимания (например, предлагается формула, необходимо вычислить ответ).

Следует учитывать, что не все «бумажные» тестовые задания могут быть реализованы на компьютере в силу технических особенностей, например, задания на свободную форму ответа. Ответ может состоять не более чем из двух-трёх слов, т.к. компьютер обрабатывает его посимвольно и варианты «четыре», «Четыре» и «4» считаются различными. Таким образом, если предполагаемый ответ будет содержать большее количество слов, то его практически нельзя будет обработать.

Психофизиологические особенности восприятия информации человеком являются ещё одним важным фактором при работе с компьютерными тестами: яркостные и пространственные характеристики, характеристики цветового восприятия, требования, предъявляемые к текстовой и графической информации,
а также к видео и звуку, могут отразиться на достоверности психологических исследований, например вызвать повышенную утомляемость или раздражительность.

Интерактивность – возможность пользователя взаимодействовать с программой, в контексте компьютерного тестирования означает набор функций по регистрации, возможности вывода результата, перехода
от одного задания к другому или прекращению работы с тестом; также существенно сказывается на удобстве работы с готовым приложением и, следовательно, на достоверности тестирования.

На сегодняшний день существует немало компьютерных программ, при помощи которых можно разработать тест и подготовить результаты тестирования к виду, удобному для дальнейшей статистической обработки.

На основании анализа существующих приложений был сделан вывод о том, что подготовку педагогов-психологов к применению компьютерных тестовых систем в своей профессиональной деятельности целесообразнее всего проводить на примере программы Macromedia Authorware.

Система Macromedia Authorware – мощное средство, при помощи которого можно создавать обучающие программы, электронные учебники, презентации и различные виды тестовых заданий, которые объединяются в единый тест с дальнейшей возможностью записи его на диск или публикации в сети Интернет. Также программа обеспечивает механизмы регистрации пользователей, используя технологии баз данных (ODBC), сетевые технологии (LMS, FTP) или в обычный текстовый файл.

Основной задачей курса является не подготовка педагогов-психологов к работе с конкретными приложениями, а обучение их принципам работы в любых подобных системах. Приложение Macromedia Authorware полностью удовлетворяет этому подходу. Работа с тестом осуществляется в два этапа, также как и во многих других программах, например в среде Magister 2000, разработанной в Уральском государственном педагогическом университете.

На первом этапе осуществляется общая настройка теста: устанавливается количество тестовых заданий, определяются способы регистрации испытуемых и методы записи результатов. Также на этом этапе разработчик должен указать вид каждого тестового задания, используя анализаторы ответов.

На втором этапе осуществляется настройка конкретных тестовых заданий: определяются вопрос и варианты ответов.

Многие психологические тестовые задания содержат в себе графическую информацию. Система Authorware позволяет использовать графику во всех типах тестовых анализаторов, однако задания на выбор области в изображении или одного изображения из нескольких, а также задания на установку соответствия не предполагают возможности текстовой реализации. В силу этих причин целесообразно изучить средства по подготовке изображений к использованию их в компьютерных тестах. Сделать это лучше всего до рассмотрения указанных типов тестовых заданий.

Для использования графических изображений в компьютерных тестовых заданиях необходимо и достаточно знать:

  • как изменять размер изображения;

  • как сделать изображение ярче или темнее;

  • как вырезать фрагмент из изображения;

  • как набрать текст и сохранить его в графическом формате;

  • как самостоятельно нарисовать несложный схематический рисунок, например карандаш, чемодан, самолёт и др.;

  • как работать со скриншотами (снимками экрана);

  • как отсканировать изображение.

Со всеми этими задачами можно справиться средствами графического редактора Ms Paint, который имеется на каждом компьютере с установленной с настройками по умолчанию операционной системой
от компании Microsoft любой версии, начиная с Windows 95.

Функциональные возможности среды Macromedia Authorware значительно превосходят те, которые необходимы для подготовки тестов. Работа с тестами – всего лишь один из блоков программы. Основной задачей приложения Authorware является создание электронных обучающих систем. Это ещё одна причина выбора именно этой среды, так как в случае необходимости изучение остальных возможностей программы не составит особого труда, потому что принципы построения обучающих курсов в среде Authorware точно такие же, как и у тестов, таким образом, остальные функции могут быть изучены самостоятельно при помощи рекомендуемых источников. В то же время это не нарушает принципа достаточности, т.к. разработка теста представляет собой практически независимую задачу.

Таким образом, содержание блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» представлено в следующем виде:

Лекция № 1. Понятие о компьютерном тестировании. Достоинства и недостатки применения компьютерного тестирования в психологической диагностике.

Лекция № 2. Виды компьютерных тестовых заданий. Понятие анализатора ответа, типизация анализаторов. Технические ограничения, накладываемые на компьютерные тестовые задания.

Лекция № 3. Требования, предъявляемые к компьютерным тестам:

  • определяемые психофизиологическими особенностями человека;

  • определяемые существующими стандартами в области создания интерактивных приложений.

Лекция № 4. Используемая терминология и обзор основных возможностей системы Macromedia Authorware.

Лекция № 5. Стандартные средства тестирования программы Macromedia Authorware, настройка компонентов:

  1. Quiz (настройка теста вообще).

  2. Drag-drop question (задания на установку соответствия).

  3. Hot object question (задания на выбор изображения).

  4. Hot spot question (задания на выбор участка на изображении).

  5. Multiple choice question (задания на выбор нескольких вариантов ответа).

  6. Short answer question (задания на свободную форму ответа).

  7. Single choice question (задания на выбор одного варианта из нескольких).

  8. True-false question (задания на выбор одного варианта из двух).

Лекция № 6. Элементы компьютерной графики.

Лекция № 7. Регистрация данных о работе испытуемых:

  1. Настройка компонента Login (регистрация пользователя).

  2. Настройка компонента Scoring (создание подсистемы определения итоговой оценки по группе тестов и формирования отчёта).

Лабораторная работа № 1. Подготовить тестовую психологическую методику к реализации на компьютере.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с интерфейсом программы Macromedia Authorware. Создание и оформление титульного кадра. Работа со стилями.

Лабораторная работа № 3. Настройка компонентов Quiz, multiple choice question, short answer question, single choice question, true-false question.

Лабораторная работа № 4. Простейшие способы работы в графическом редакторе MS Paint, сканирование изображений.

Лабораторная работа № 5. Настройка компонентов hot object question, hot spot question.

Лабораторная работа № 6. Настройка компонента drag-drop question.

Лабораторная работа № 7. Настройка компонента Scoring. Публикация готового проекта.

На основе трёхлетнего опыта преподавания дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического института было издано учебно-методическое пособие, в котором рассмотрены вопросы информационно-технологической подготовки педагогов-психологов к применению не только компьютерных тестовых систем, но и систем статистической обработки результатов исследований на примере Microsoft Excel; накопление информации об испытуемых с использованием технологии баз данных, на примере Microsoft Access; представление результатов психологических исследований средствами электронных презентаций (на примере Microsoft PowerPoint). Также были затронуты профессионально-значимые вопросы возможностей использования технологии экспертных систем при постановке психологических заключений.

Особенности построения содержания других блоков дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» будут изложены в последующих публикациях.

По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconАнализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных...
Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconДоклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год...
В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconРабочая программа дисциплины информационные технологии в юридической...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconСамостоятельная работа 56 час. Всего 2 з е. Москва 2013 Паспорт фонда...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconПрограмма по предмету «Музыка»
Еменного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconРабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках»
Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Построение учебников соответствует синтетическому взгляду на мир, свойственному младшим школьникам, и способствует постепенному освоению...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еменного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconИнформационные технологии в профессиональной деятельности
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса института туризма, рекреации, реабилитации...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии
Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconПримерные темы курсовых работ для педагогов-психологов Специальность...
Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах
Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» iconПамятка для студентов групп скс- … по изучению дисциплины «Информационные...
В 5 семестре начинается изучение дисциплины «Информационные технологии в сксиТ. Оргтехника». Будут рассмотрены следующие темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск