Скачать 102.8 Kb.
|
Парфёнов С.Ю. ШГПИ, г. Шадринск Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» Роль педагогов-психологов на современном этапе развития образования становится все более значимой, поскольку они призваны обеспечить сохранность психического, соматического и социального благополучия учащихся в процессе воспитания и обучения, выявление отклонений поведения и развития, корректировку психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностико-аналитическая деятельность является значимой частью их работы. В последние годы в практической работе педагогов-психологов произошли коренные сдвиги. И связано это, прежде всего, с тем, что значительно увеличился вес использования компьютерного психодиагностического инструментария по сравнению с традиционными тестовыми методиками «карандаша и бумаги». Такое положение дел создаёт определённые трудности для педагогов-психологов и ставит перед ними новые задачи. Знание компьютера, информационных технологий, умение подбирать, а иногда и разрабатывать самостоятельно качественный инструментарий становится актуальным ещё и в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности сети Интернет, позволяющей скачивать любую информацию, в том числе непрофессиональные психологические тесты. Вместе с тем анализ государственных образовательных стандартов психологических специальностей в педвузе показывает:
Таким образом, усматривается несогласованность, состоящая в том, что в процессе информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов не затрагиваются профессионально значимые вопросы диагностико-аналитической деятельности, а в ходе изучения этих вопросов в дисциплинах профессиональной подготовки не происходит обращения к возможностям современных информационных технологий сбора, представления и обработки данных психологических исследований. Решением проблемы могло бы быть введение дополнительной дисциплины: «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов», которую целесообразно было бы изучать на старших курсах, когда имеется необходимая база, как по специальным предметам, так и по дисциплинам, связанным с информационными технологиями. Основным критерием отбора учебного материала в предлагаемую дисциплину является принцип профессиональной значимости. Для изучения были отобраны только те компьютерные технологии, применение которых может повысить производительность и качество труда педагогов-психологов. Другим условием отбора учебного материала является принцип достаточности. В связи с этим некоторые значимые вопросы информационных технологий не затронуты, так как они не столь значимы для психологической диагностики. Также учтены общепедагогические принципы доступности и научности. Данная дисциплина содержит следующие блоки:
На этапе первичного сбора информации педагоги-психологи применяют различные методики. Несмотря на все различия, общим оказывается то, что многие из них можно свести к применению метода тестирования или опроса. Проанализировав большое количество тестовых заданий, мы установили, что, какими бы разными они не казались, их можно свести к шести типам:
Следует учитывать, что не все «бумажные» тестовые задания могут быть реализованы на компьютере в силу технических особенностей, например, задания на свободную форму ответа. Ответ может состоять не более чем из двух-трёх слов, т.к. компьютер обрабатывает его посимвольно и варианты «четыре», «Четыре» и «4» считаются различными. Таким образом, если предполагаемый ответ будет содержать большее количество слов, то его практически нельзя будет обработать. Психофизиологические особенности восприятия информации человеком являются ещё одним важным фактором при работе с компьютерными тестами: яркостные и пространственные характеристики, характеристики цветового восприятия, требования, предъявляемые к текстовой и графической информации, а также к видео и звуку, могут отразиться на достоверности психологических исследований, например вызвать повышенную утомляемость или раздражительность. Интерактивность – возможность пользователя взаимодействовать с программой, в контексте компьютерного тестирования означает набор функций по регистрации, возможности вывода результата, перехода от одного задания к другому или прекращению работы с тестом; также существенно сказывается на удобстве работы с готовым приложением и, следовательно, на достоверности тестирования. На сегодняшний день существует немало компьютерных программ, при помощи которых можно разработать тест и подготовить результаты тестирования к виду, удобному для дальнейшей статистической обработки. На основании анализа существующих приложений был сделан вывод о том, что подготовку педагогов-психологов к применению компьютерных тестовых систем в своей профессиональной деятельности целесообразнее всего проводить на примере программы Macromedia Authorware. Система Macromedia Authorware – мощное средство, при помощи которого можно создавать обучающие программы, электронные учебники, презентации и различные виды тестовых заданий, которые объединяются в единый тест с дальнейшей возможностью записи его на диск или публикации в сети Интернет. Также программа обеспечивает механизмы регистрации пользователей, используя технологии баз данных (ODBC), сетевые технологии (LMS, FTP) или в обычный текстовый файл. Основной задачей курса является не подготовка педагогов-психологов к работе с конкретными приложениями, а обучение их принципам работы в любых подобных системах. Приложение Macromedia Authorware полностью удовлетворяет этому подходу. Работа с тестом осуществляется в два этапа, также как и во многих других программах, например в среде Magister 2000, разработанной в Уральском государственном педагогическом университете. На первом этапе осуществляется общая настройка теста: устанавливается количество тестовых заданий, определяются способы регистрации испытуемых и методы записи результатов. Также на этом этапе разработчик должен указать вид каждого тестового задания, используя анализаторы ответов. На втором этапе осуществляется настройка конкретных тестовых заданий: определяются вопрос и варианты ответов. Многие психологические тестовые задания содержат в себе графическую информацию. Система Authorware позволяет использовать графику во всех типах тестовых анализаторов, однако задания на выбор области в изображении или одного изображения из нескольких, а также задания на установку соответствия не предполагают возможности текстовой реализации. В силу этих причин целесообразно изучить средства по подготовке изображений к использованию их в компьютерных тестах. Сделать это лучше всего до рассмотрения указанных типов тестовых заданий. Для использования графических изображений в компьютерных тестовых заданиях необходимо и достаточно знать:
Со всеми этими задачами можно справиться средствами графического редактора Ms Paint, который имеется на каждом компьютере с установленной с настройками по умолчанию операционной системой от компании Microsoft любой версии, начиная с Windows 95. Функциональные возможности среды Macromedia Authorware значительно превосходят те, которые необходимы для подготовки тестов. Работа с тестами – всего лишь один из блоков программы. Основной задачей приложения Authorware является создание электронных обучающих систем. Это ещё одна причина выбора именно этой среды, так как в случае необходимости изучение остальных возможностей программы не составит особого труда, потому что принципы построения обучающих курсов в среде Authorware точно такие же, как и у тестов, таким образом, остальные функции могут быть изучены самостоятельно при помощи рекомендуемых источников. В то же время это не нарушает принципа достаточности, т.к. разработка теста представляет собой практически независимую задачу. Таким образом, содержание блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» представлено в следующем виде: Лекция № 1. Понятие о компьютерном тестировании. Достоинства и недостатки применения компьютерного тестирования в психологической диагностике. Лекция № 2. Виды компьютерных тестовых заданий. Понятие анализатора ответа, типизация анализаторов. Технические ограничения, накладываемые на компьютерные тестовые задания. Лекция № 3. Требования, предъявляемые к компьютерным тестам:
Лекция № 4. Используемая терминология и обзор основных возможностей системы Macromedia Authorware. Лекция № 5. Стандартные средства тестирования программы Macromedia Authorware, настройка компонентов:
Лекция № 6. Элементы компьютерной графики. Лекция № 7. Регистрация данных о работе испытуемых:
Лабораторная работа № 1. Подготовить тестовую психологическую методику к реализации на компьютере. Лабораторная работа № 2. Знакомство с интерфейсом программы Macromedia Authorware. Создание и оформление титульного кадра. Работа со стилями. Лабораторная работа № 3. Настройка компонентов Quiz, multiple choice question, short answer question, single choice question, true-false question. Лабораторная работа № 4. Простейшие способы работы в графическом редакторе MS Paint, сканирование изображений. Лабораторная работа № 5. Настройка компонентов hot object question, hot spot question. Лабораторная работа № 6. Настройка компонента drag-drop question. Лабораторная работа № 7. Настройка компонента Scoring. Публикация готового проекта. На основе трёхлетнего опыта преподавания дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического института было издано учебно-методическое пособие, в котором рассмотрены вопросы информационно-технологической подготовки педагогов-психологов к применению не только компьютерных тестовых систем, но и систем статистической обработки результатов исследований на примере Microsoft Excel; накопление информации об испытуемых с использованием технологии баз данных, на примере Microsoft Access; представление результатов психологических исследований средствами электронных презентаций (на примере Microsoft PowerPoint). Также были затронуты профессионально-значимые вопросы возможностей использования технологии экспертных систем при постановке психологических заключений. Особенности построения содержания других блоков дисциплины «Информационные технологии в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» будут изложены в последующих публикациях. По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ |
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального... | Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | ||
Доклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год... В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7 | Рабочая программа дисциплины информационные технологии в юридической... «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | ||
Самостоятельная работа 56 час. Всего 2 з е. Москва 2013 Паспорт фонда... Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:... | Программа по предмету «Музыка» Еменного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные... | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Построение учебников соответствует синтетическому взгляду на мир, свойственному младшим школьникам, и способствует постепенному освоению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Еменного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные... | Информационные технологии в профессиональной деятельности По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса института туризма, рекреации, реабилитации... | ||
Новые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины... | Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла | ||
Примерные темы курсовых работ для педагогов-психологов Специальность... Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах | Памятка для студентов групп скс- … по изучению дисциплины «Информационные... В 5 семестре начинается изучение дисциплины «Информационные технологии в сксиТ. Оргтехника». Будут рассмотрены следующие темы |