Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра связей с общественностью
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________________ В.А. Шамахов
« ___» _____________ 2012 г.
|
Рабочая программа
учебной дисциплины «Имиджелогия»
по специальности 030600.62 – «Реклама и связи с общественностью»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры связей с общественностью
« 03» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой _____________________ С. Ю. Чимаров
Согласовано
Зам. директором ____________ Е. А. Китин
Программу составил(а,и) _________________ к.пед.н., доц. А.А.Стрелков Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание
Цели и задачи изучения дисциплины
Учебно-тематический план
Содержание дисциплины по темам
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Дополнительная литература
Планы семинарских занятий:
Вопросы к зачету
Темы контрольных работ
1. Цели и задачи изучения дисциплины Учебная дисциплина «Имиджелогия» в системе дисциплин, направленных на подготовку специалиста по связям с общественностью, является важным элементом в формировании основной гуманитарной составляющей подготовки специалиста с ориентацией на их будущую деятельность. Изучение имиджелогии имеет цели и задачи, предполагающие овладение студентами теоретическими знаниями в данной области, основными категориями, понятиями имиджелогии как науки, понимание специфики и особенностей предмета изучения, приобретение определенных навыков формирования имиджа в различных сферах общественной жизни.
Основная цель дисциплины: дать студентам знание теоретических основ имиджелогии, познакомить с современными представлениями об имидже, его роли и значимости в работе PR-специалистов, способах и методах формирования имиджа.
Задачи дисциплины: раскрыть специфику предмета и методов имиджелогии как учебной дисциплины; дать представление о типах имиджа, его структуре и основных составляющих; ознакомить с типологией средств создания имиджа, условиями и границами их применения, основными стратегиями и методиками формирования имиджа; сформировать понимание причинно-следственных связей формирования имиджа как психического образа, создаваемого в процессе субъект-субъектной коммуникации.
Освоение дисциплины должно содействовать: овладению методологическими основами научного понимания целей и задач, механизмов формирования и коррекции имиджа; изучению закономерностей создания различных типов имиджа — индивидуального, коллективного и предметного — как феномена массового сознания; освоению понятийного и категориального аппарата имиджелогиии как новой научной дисциплины стыке философии, психологии, социологии, культурологии, экономики, этики, эстетики и других дисциплин; систематизации знаний об основном инструментарии имиджелогии и его практике его использования.
Освоив данную дисциплину, студент должен:
- знать систему методов формирования имиджа и уметь их использовать как специалист по связям с общественностью; понимать механизмы, динамику и тенденции модели
рования имиджа, виды и способы восприятия информации, влияющей на формирование имиджа каждого типа субъекта (индивидуального, группового, корпоративного, системно-корпоративного и предметного имиджа); основные стратегии формирования имиджа - позиционирования, манипулирования, мифологизации, эмоционализации, форматирования, вербализации и визуализации;
- уметь анализировать конкретные технологии формирования имиджа всех типов субъектов - индивидуального, группового, корпоративного, системно-корпоративного и предметного имиджа; использовать технологии проектирования и построения желательного имиджа субъекта с учетом целей и особенностей имиджевой аудитории; приобрести навыки, позволяющие использовать полученные в области имиджелогии знания в своей будущей деятельности специалиста по связям с общественностью.
2. Учебно-тематический план
Очная/заочная форма обучения
Наименование тем
| Всего часов
| В том числе, час.:
| Формы контроля
| аудиторная работа
| самост. работа
| лекции
| семинары
| Тема 1. Имидж как историко-культурный феномен
| 4
| 2/2
|
| 2/6
| ОК
| Тема 2. Инструментарий имиджелогии
| 10
| 4/2
|
| 4/8
| ОК
| Занятие 1. Технологии управления имиджем
|
|
| 2/2
| -/8
|
| Тема 3. Имидж делового человека. Репу-тационная имиджелогия
| 10
| 2/2
|
| 4/8
| ОК
| Занятие 2. Имидж делового человека. Стиль и эффективное взаимодействие в формировании имиджа
|
|
| 2
| -/8
|
| Занятие 3. Визуальный имидж делового человека
|
|
| 2
| -/8
|
| Тема 4. Социальный имидж организации. Имидж товара
| 14
| 4
|
| 6/8
| ОК
| Занятие 4. Имидж организации
|
|
| 4
| -/8
|
| Тема 5. Системно-корпоративный имидж (имидж региона / территории / страны)
| 8
| 2
|
| 4/8
| ОК
| Занятие 5. Имидж страны и региона
|
|
| 2
| -/8
|
| Тема 6. Политический имидж
| 10
| 2/2
|
| 4/8
| ОК
| Занятие 6. Построение политического имиджа
|
|
| 2
| -/8
|
| Занятие 7. Формирование имиджа в политическом менеджменте
|
|
| 2/2
| -/8
| РК
| Рубежный контроль – КСР
| 3
|
|
| Реферат
| Итого
| 72
| 16/6
| 16/4
| 40/60
| ИК
| Итоговый контроль
| Зачет
| 3. Содержание дисциплины по темам Тема 1. Имидж как составляющая современной цивилизации
Объект и предмет имиджелогии. Теоретическая база имиджелогии. Концепция Т. Пар-сонса об информационном обмене взаимодействующих систем и подсистем; концепция социального действия Ю. Хабермаса; концепция информационного общества Э. Тоффле-ра; концепция коммуникации С. Московичи; концепция информации Ж. Дюрана; концепция маркетинга Ф. Коттлера; концепция «лидеров мнений» Э. Каца, П. Лазарсфельда. Теория образов; теория человеческих, межличностных отношений; теории личности; мо-тивационные теории; установочная теория имиджа; теория Ч. Осгуда; модель «информационной диффузии» и классификации сегментов общества Э. Роджерса; модели мифологической коммуникации. Образ в российской науке: И. М. Сеченов, Б. Г. Ананьев, Н. Н. Ланге, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн. Формирование представлений об имидже в культуре второй половины ХХ в. В. М. Шепель, Г. Г. Почепцов, Е. Б. Перелыгина, А. Ю. Панасюк, Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин.
Соотношение понятий «имидж», «образ», «представление», «мнение». История зарождения понятия имиджа. Структурный подход к формированию имиджа. Структура имиджа и его составляющие. Первичный имидж; вторичный имидж. Личностной имидж: внешний облик, социально-ролевые характеристики, имиджевая символика, индивидуально-личностные свойства. Типология имиджа, его виды. Зеркальный, текущий, желаемый, множественный и корпоративный типы. Типология A. И. Коханенко: внешний (габитар-ный); вербальный; кинетический; средовой; профессиональный и личностный.
Тема 2. Инструментарий имиджелогии
Реальный, информационный, символический миры современного человека: взаимодействие и барьеры между ними. Особенности человеческой психики: психологические механизмы восприятия, проекции, сублимации, вытеснения при формировании образа в сознании индивидов. Персонификация и идентификация как важная характеристика при создании образа. Понятие «привыкаемости» к имиджу, его устойчивости, запоминаемости. Превращение информации в мнение. Сознательная и подсознательная информация. Подсознание <-»■ сознание. Влияние подсознательной информации на возникновение мнения. Возникновение чувства мнения. Косвенная информация. Виды имиджформирующей информации. Способы восприятия имиджформирующей информации в процессе формирования имиджа.
Принципы технологии формирования имиджа. Имидж как объект моделирования. Требования к имиджу: управляемость; результативность; позитивность; гармоничность. Алгоритмы формирования имиджа: «метафора», «герой», «знак». Типология средств создания имиджа. Условия и границы их применения и т. п. Основные технологии формирования имиджа. «Способ убеждать» и «способ понравиться». «Грязные технологии». Технологии блокировки «плохой» кинетики и презентации «нужной» кинетики. Способы формирования психологического пространства. Стратегия формирования имиджа. Позиционирование как основная стратегия построения имиджа. Имидж в структуре коммуникативного пространства. Проектирование желательного имиджа с учетом личных целей и особенностей имиджевой аудитории; реализация желательного имиджа в деятельности и жизни; получение обратной связи, анализ, корректировка и дальнейшее развитие имиджа.
Тема 3. Имидж делового человека. Репутационная имиджелогия
Личностный и профессиональный имидж. Осознанное и неосознанное формирование имиджа. Профессиональные требования к имиджу. Репутация в формировании имиджа. Основные функции формирования имиджа делового человека: профессиональная, адаптационная, личностной реализации, аксиологическая, коммуникативная, эвристическая. Формы и методы создания имиджа персоны. Структура личности: внешние данные, психологические характеристики, биографические и социодемографические особенности. Составляющие имиджа личности: персональные качества, социальные характеристики, система идеологических взглядов, убеждений, представления личности о самой себе («Я-концепция»), стиль принятия решений, стиль межличностных отношений.
Проблемы формирования и поддержания персонального имиджа в бизнес-среде. Цель формирования имиджа делового человека. Аудитория имиджа делового человека. Определение наличия «проблемы имиджа» делового человека. Субъект-субъектное взаимодействие и формирование имиджа. Самопрезентация и коммуникативная компетентность. Активность жизненной позиции; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.
Тема 4. Социальный имидж организации. Имидж товара
Имидж организации: основные структурные модели. Особенности формирования имиджа организации. Значение PR в формировании имиджа организации. Основные критерии привлекательности имиджа организации. Построение привлекательного имиджа организации. Визуальный стиль — внешняя составляющая имиджа организации. Целостность имиджа организации. Видение миссии. Корпоративный дизайн и организационная культура. Функции и основные элементы организационной культуры. Фирменный стиль организации. Имидж лидера и персонала организации. Самоидентификация персонала организации. Корпоративная гордость. Проблемы корпоративной идентификации. Имидж товара, продукта, услуги. Имидж и репутация. Паблицитный капитал. Социальные инвестиции. Позиционирование организации. Социально-ответственный бизнес и социально-этичный маркетинг.
Тема 5. Системно-корпоративный имидж (имидж региона / территории /
страны)
Системно-корпоративный имидж как ключевой элемент стратегического паблицитного капитала. Основные характеристики территориальной индивидуальности. Имидж-потенциал региона. Картирование особенностей и ресурсов территории. Оценка рынка «потребителей территории». Инструменты формирования имиджа территории. Программы продвижения имиджа территории. Основные составляющие положительной репутации региона. Эмоциональная привлекательность. Особенности региональной экономики и развития социальной инфраструктуры. Инвестиционная привлекательность. Инновационная активность. Качество отношений с партнерами. Руководство территории. Социальная ответственность территории. Финансово-экономические показатели. Модель «гексагона» национального имиджа С. Энхольта: характеристики, активы и компетенции нации. Четырех-компонентная модель имиджа государства. Базовые параметры имиджа РФ, по В. В. Путину: «уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом».
|