На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия





Скачать 99.75 Kb.
НазваниеНа пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия
Дата публикации11.04.2015
Размер99.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия
Лапо Петр Михайлович,

директор Фундаментальной библиотеки

Белорусского государственного университета

Э-почта: lapo@bsu.by
Развитие информационного общества (ИО) является одним из национальных приоритетов Республики Беларусь (РБ) и рассматривается как общенациональная задача, решение которой – одно из условий устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшения качества жизни ее граждан, создания широких возможностей для удовлетворения их потребностей и свободного развития личности. В августе 2010 года постановлением Совета Министров РБ была утверждена «Стратегия развития информационного общества до 2015 года», разработанная на основе международных принципов, установленных Уставом ООН, и решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам ИО (Женева, 2003; Тунис, 2005). В Стратегии были определены основные направления построения ИО в Беларуси, приведена структура единой системы показателей развития ИО с целью мониторинга, анализа и оценки хода реализации стратегии, а также механизм ее реализации.

Организационно-распорядительный механизм реализации стратегии обеспечивается системой государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики. Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента РБ от 7 декабря 1999 г. В целях обеспечения устойчивого развития ИО в стране, совершенствования государственной информационной политики и регулирования рынка телекоммуникационных услуг Указом Президента РБ от 8 ноября 2011 г. создан Совет по развитию ИО при Президенте РБ. Председателем Совета является сам Президент Республики Беларусь.

Решающую роль в реализации Стратегии призвана сыграть Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на 2011-2015 гг. Основной целью Национальной программы является создание условий для ускоренного развития услуг в сфере ИКТ, содействующих развитию ИО на инновационной основе и способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, в том числе, формирование государственной системы оказания электронных услуг. Основным показателем успешной реализации Национальной программы станет повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН через вхождение в тридцатку ведущих стран мира. Заказчиком-координатором Национальной программы является Министерство связи и информатизации в лице Департамента информатизации.

Структурно Национальная программа состоит из девяти подпрограмм, соответствующих приоритетным направлениям Стратегии развития ИО в РБ. информационного общества: Национальная информационно – коммуникационная инфраструктура; Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии; Электронное правительство; Электронное здравоохранение; Электронная занятость и социальная защита населения; Электронное обучение и развитие человеческого капитала; Формирование национального контента; Электронная таможня; Безопасность информационно-коммуникационных технологий и цифровое доверие.

Сегодня благодаря реализации в рамках Национальной программы идей, заложенных в Стратегии развития ИО в РБ, достигнуты определенные результаты в плане создания единого информационного пространства в стране и предложения ее населению довольно широкого спектра электронных информационных ресурсов и услуг в различных сферах жизнедеятельности общества.

Вместе с тем, по мере развития ИО в стране все более актуальной и значимой становится задача перехода от информационного общества к обществу знаний. И если концепция «информационное общество» рассматривается в связи с идеями технологических инноваций, то концепция «общество знаний» включает такие аспекты, как социальная, культурная, экономическая, политическая и институциональная трансформации. В связи с этим, растет значение межсекторного (государство, бизнес, общественные организации) и международного (прежде всего, по программам ЮНЕСКО) взаимодействия, повышается роль социально-общественных и гуманитарных наук и исследований ими проблематики информационного общества, возникает необходимость разработки и реализации новых схем взаимодействия всех сторон, заинтересованных в успешном и устойчивом переходе от информационного общества к обществу знаний.

Процесс перехода от информационного общества к обществу знаний требует глубокой и всесторонней теоретической проработки. В последние годы в Беларуси прошел ряд научных конференций и семинаров, прежде всего, под эгидой ЮНЕСКО, на которых в большей или меньшей степени обсуждалась проблематика перехода от информационного общества к обществу знаний. Знакомясь с материалами данных научных мероприятий, с выводами, содержащимися в выступлениях ученых и их рекомендациях, можно обозначить четыре уровня обеспечения перехода от информационного общества к обществу знаний.

Самый нижний уровень – это уровень личности человека, гражданина, жизнь в обществе знаний от которого требует определенных компетенций, обобщенно называемых информационной культурой личности (ИКЛ) человека. В свою очередь, ИКЛ является составной частью общей культуры личности человека, которая, рассматривается как основной фактор обеспечения гармонии отношений в системе «человек-природа-общество». В условиях техногенной цивилизации в связи со стремительным нарастанием скорости изменений в области развития техники и условий существования человека, технологический прогресс начинает опережать свое гуманитарное осмысление, что порождает антропологический кризис, который, в свою очередь, приводит к глобальному экологическому кризису. Чтобы разрешить противоречия техногенной цивилизации необходимо сформировать у человека определенные духовные ценности, которые, как известно, предопределяют жизненные ориентиры человека и, тем самым, наполняют его жизнь определенным содержанием, то есть формируют систему установок, убеждений, предпочтений, находящих свое выражение в соответствующем его поведении. В этой связи, возрастает роль культуры в обществе, функции которой сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. а также на основе этого опыта продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Знание в обществе знаний будет востребовано человеком только тогда, когда одной из его духовных ценностей будет стремление приобщиться к знаниям, и обществу необходимо формировать, стимулировать эту гностическую потребность человека.
Второй уровень – это уровень организаций, обеспечивающих образование, воспитание и коммуникации в обществе знаний.

Здесь обращается внимание на то, что поскольку современное общество не может существовать без постоянных нововведений, то инновационная политика должна стать одной из важнейших составных частей научно-технической и социально-экономической политики в системе университетского образования. Кроме того, для современной науки характерны междисциплинарные стратегии, проявляющиеся во взаимодействии естественнонаучного, технического и гуманитарного знания, оказывающие влияние на подготовку специалистов в системе университетского образования путем возникновения новых «синтетических» научных направлений – синергетики, биофилософии, биополитики, биоэтики и др. и, таким образом, приводящие к гуманизации университетского образования. И более того, необходимо формировать общественные представления о науке как трансдисциплинарной, выходящей не только за рамки отдельных дисциплин, но и за рамки дисциплинарной науки вообще, в широкую общественную среду, поскольку без науки многие проблемы жизни общества, в силу их сложности, современная политическая практика не может даже сформулировать и актуальным является связать нормативные идеи политики с научными обоснованиями и усилить участие общественности в принятии решений в области научно-технических проектов за рамками научного сообщества. Парадигма трансдисциплинарности в отличие от парадигмы междисциплинарности базируется на подходах, интегрирующих порою трудно согласующиеся между собой экономические, политические, экологические, социокультурные, технические, социально-психологические и этические аспекты. В университетской подготовке необходимы новые ценностно-мировоззренческие и нравственные ориентиры цивилизационного развития, новое понимание научной рациональности как выходящей за рамки рациональности дисциплинарной и включающей в себя политическое, социальное, гуманитарное, философское измерение и систему ценностей, этическое отношение к науке и технике.

В связи с интенсивными и носящими глобальный характер информационными процессами необходима адаптация всей системы культуры и образования к установившемуся глобальному информационному пространству.
Третий уровень – это национальный (государственный) уровень. В выступлении Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Стратегия будущего» на Первом съезде ученых Республики Беларусь 1-2 ноября 2007 г. были определены основные стоящие сегодня перед наукой задачи, пути решения которых во многом будут влиять на формирование облика страны, который она приобретет через десять и более лет. Акцентировано внимание на том, что управлять процессами социально-экономических изменений в стране и участвовать в них будут только образованные люди. Отмечена важность для выработки стратегии научно–технического развития страны на десять и более лет таких гуманитарных наук, как история, филология, философия, педагогика, культурология, которые «особенно актуальны для нашего молодого государства, в котором многое еще формируется, находится в стадии становления». Гуманитариям надо больше внимания уделять объективному исследованию отечественной истории, выработке философских оснований белорусской модели социально–экономического развития, которая признана во всем мире, изучению ее политической составляющей, что требует от гуманитарных знаний критического пересмотра старых и выработки новых фундаментальных методологических принципов, на основе которых осуществляется деятельность и принимаются решения на различных уровнях организации общества. Отвечая на эти потребности, социально-гуманитарная наука должна начать систематическую работу по решению проблем методологии государственного строительства, социального управления, образования и воспитания, коммуникации, межкультурного взаимодействия и интеграции. Необходимо создание комплекса современных средств гуманитарного познания, которые раскрывали бы природу такой сложной, многоуровневой, динамичной социальной действительности как современное белорусское общество, а также исследовать характерные черты белорусской национальной культуры не только как системы материальных и духовных ценностей, но и как деятельности, направленной на сохранение, обновление и трансляцию принципов и норм мышления, основ мировоззрения и «живой» идеологии, которые составляют базис социально ответственной личности и гражданина.
Четвертый уровень – это межгосударственный уровень. На этом уровне в Беларуси уделяется внимание, прежде всего, совершенствованию механизмов интеграции на постсоветском пространстве, строительству Союзного государства Беларуси и России, проводится исследование особенностей функционирования национального государства в архитектуре глобальной безопасности, межэтнического, межкультурного, межконфессионального диалога. В качестве одного из главных направлений деятельности гуманитарных наук рассматривается консолидация белорусского и транснационального гуманитарного сообществ в поиске путей выхода из экономического и социального кризиса, кризиса духовности и традиционной культуры.
В настоящее время задачи каждого уровня решаются в рамках ведомственных подходов или государственных программ и проектов, имеющих различное целевое направление, не сфокусированных на получении синергетического эффекта от результатов их решения с целью успешного перехода от информационного общества к обществу знаний. В качестве примера можно привести задачу формирования информационной культуры личности, решение которой предполагает участие самых разных участников: образовательных и научных учреждений, общественных организаций, государственных структур, а в настоящее время решается, главным образом, сетью библиотек учреждений высшего образования, что нашло свое отражение в таких важных их документах как Миссия библиотеки и Цели в области качества системы менеджмента качества, а также в решениях Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования (декабрь 2011 г.).

Необходимо создать определенную инфраструктуру, которая бы координировала решение, осуществляла мониторинг решения и само решение задач, связанных с переходом от информационного общества к обществу знаний в Беларуси. Центральным звеном такой инфраструктуры представляется Национальная комиссия ЮНЕСКО, при которой на общественных началах может работать комитет, в состав которого будут входить подкомитеты по каждому направлению перехода от информационного общества к обществу знаний. С целью использования уже существующей международной инфраструктуры национальных комитетов ЮНЕСКО таким комитетом может стать национальный комитета ИФАП (“Information For All” Program) при национальной комиссии ЮНЕСКО в Республике Беларусь, поскольку направления программы ИФАП комплексно охватывают всю проблематику информационного общества (именно в «недрах» этой программы был «рожден» такой документ, как «Национальная политика информационного общества: примерное положение»). Поскольку эта программа является программой ЮНЕСКО, то она дает возможность обеспечивать работающие связи для взаимодействия таких уровней, как межгосударственный, национальный и уровень того или иного социального института, а также использовать концептуальные положения программы ИФАП и ее документы как платформу для объединения самых разных социальных институтов внутри страны с целью решения проблем перехода от информационного общества к обществу знаний.

В состав подкомитетов при национальном комитете ИФАП будут входить представители учебных и научных организаций, общественных организаций, коммерческих и государственных структур. За отправной документ в плане разработки нормативно-методической базы деятельности комитетов может быть взят Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005г.).

Представляется целесообразной разработка государственной стратегии и национальной программы по переходу от информационного общества к обществу знаний, а также обновление состава Совета по развитию ИО при Президенте РБ за счет включения в него ученых-гуманитариев.
Литература

  1. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Первом съезде ученых Республики Беларусь «Стратегия будущего» 1-2 ноября 2007 года http://congress.basnet.by/presidentspeech.html

  2. О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год // ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 августа 2010 г. № 1174 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21001174&p2={NRPA} Время доступа: 17.07.2013.

  3. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г.Минск, 12-13 ноября 2009 г. – Минск: Право и экономика, 2010. – 755 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconДоклад о реализации в Ханты-Мансийском автономном округе Югре в 2012...
Цель системы – использование современных технологий для роста качества оказания государственных и муниципальных услуг (включая услуги...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconПояснительная записка цель преподавания дисциплины
Понятие информационного общества. Особенности развития информационного общества в России. Критерии оценки уровня развития информационного...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconЧеловек и ресурсы Земли
Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconРегламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconПояснительная записка : Построение и развитие информационного общества...
Новая технологическая парадигма информационного общества базируется на электронике и генной инженерии, а её основой являются информационные...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью инициирования педагогов на творческий поиск новых форм проведения родительских собраний как эффективного средства организации...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconУчебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconЗаседание II «Перспективы развития информационного общества в Российской Федерации»
Всероссийский экспертный форум «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет»
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconКраткое содержание проекта Работа над проектом это поиск новых форм...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме «Правление княгини Ольги»
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconСистема взаимодействия власти и общества
Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ации общества, поскольку это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Данный процесс...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconКраткое содержание проекта Работа над проектом это поиск новых форм...
...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconРегламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconКонцепция информационного общества История появления концепции информационного общества
Информационное общество превращает наш мир в своеобразную «мировую деревню». Это имеет и свои плюсы, и свои минусы
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconИнформационное общество и компоненты информационного менеджмента
Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым...
На пути от информационного общества к обществу знаний: поиск новых приоритетов и форм взаимодействия iconТемы Вашего учебного проекта
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории в 6 и 10 классах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск