Скачать 6.47 Mb.
|
Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества Международная Ассамблея столиц и крупных городов Министерство связи и массовых коммуникаций РФ Министерство регионального развития РФ Правительство Москвы Всероссийский Совет местного самоуправления «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГОРОД» и ГОРОЖАНЕ ОТВЕТЫ НА 150 ВОПРОСОВ О ТОМ, ЧТО ДАЕТ ГОРОЖАНАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ, В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Москва, 2011 УДК 316.334.56:004 ББК 60,59+32.97 Э45 Рецензенты: Вершинская О.Н. - заведующая лабораторией проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук. Калмык С.А. - первый заместитель проекта «Электронное правительство» ОАО «Ростелеком». «Электронный город и горожане» / Международная Ассамблея столиц и крупных городов; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ; Министерство регионального развития РФ; Правительство Москвы; Всероссийский Совет местного самоуправления - М.: Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ), 2011.- 448 с. ISBN 978-5-9902654-1-7 Книга «Электронный город и горожане» посвящена самому важному аспекту информатизации -ее практической пользе, как для каждого жителя страны, так и для государственно-муниципального управления и ведения бизнеса. Уникальность данной книги в том, что в ней впервые доступно и на конкретных примерах объясняется, почему и с какой целью формируется информационное общество, зачем государством на эти цели тратятся столь значительные бюджетные средства. Предназначена книга для широкого круга читателей. Прежде всего, она адресована работникам социальных служб и органов городского управления. Книга призвана стать настольным пособием для журналистов, освещающих различные стороны современной жизни, атрибутами которой все чаще становятся ИТ-технологии. Эта книга весьма полезна руководителям всех уровней, которых, в силу их профессиональной занятости, интересуют не только сами ИТ-технологии, сколько получаемые населением услуги за счет их практического использования. Подготовка издания инициирована Международной Ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ) и осуществлена при поддержке Правительства Москвы. Проект реализован при участии и поддержке Исполкома СНГ, ЕврАзЭС, Минрегиона России, Минкомсвязи России, Всероссийского Совета местного самоуправления, межгородских объединений и организаций, СМИ, оказавших организационное и консультативное содействие, а также обеспечивших информационное сопровождение проекта. УДК 316.334.56:004 ББК 60,59+32.97 ISBN 978-5-9902654-1-7 © Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) © Правительство Москвы СОДЕРЖАНИЕ Обращение редакционной коллегии книги «Электронный город и горожане» к читателям 15 Введение 18 ЧАСТЬ 1. КРУПНЫЙ ГОРОД XXI ВЕКА НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 21 Глава 1. Информационное общество и его «электронные правительства» 22 I Что такое информационное общество? 22 I Можно ли считать Россию состоявшимся информационным обществом? 24 I С какой целью Президент России утвердил «Стратегию развития информационного общества»? 25 I Что предлагает России, ее населению и бизнесу «Стратегия развития информационного общества»? 27 I Что такое «электронное правительство»? Как оно формируется в России? 28 I Как реализуются идеи формирования «электронного правительства» за рубежом? 31 I Что означает определение «электронный» по отношению к администрациям, библиотекам, образованию, почте и т.п.? 32 I Для чего принималась и чем закончилась федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»? 33 I Чего ждут и чего опасаются люди от информационного общества? 35 Глава 2. Города России: информационные вызовы нового времени 36 I Что такое информационное пространство и насколько единым и сплошным оно является в России? 36 I Сколько и каких городов, поселков и сел имеет современная Россия? .... 37 I Почему крупные города стали средоточием всех современных проблем и почему в этих городах они наиболее успешно решаются? 39 I Почему именно в крупных городах особенно высока потребность в ресурсах информационного общества? 41 I Готовы ли горожане к использованию этих ресурсов? 43 I Как лучше организовать информационное пространство крупного города? 45 I Какие категории горожан являются основными потребителями электронных информационных ресурсов крупного города? 46 I В чем различие информационных потребностей постоянных жителей, «маятниковых» мигрантов и гастарбайтеров, работающих в крупных городах? 47 I В чем специфика пожилых горожан как потребителей электронных и информационных ресурсов крупного города? 49 I Есть ли целесообразность и возможность создания единой информационной системы крупного города? 50 Глава 3. Информационный потенциал крупного города и его использование населением, бизнесом и городскими властями 53 I Из чего складывается огромный информационный потенциал современного города? 53 I Что представляет электронная часть информационного потенциала современного города? 55 I Какую полезную информацию можно найти на веб-сайте городской администрации? 56 I Какую полезную информацию можно найти на веб-сайте общественных организаций города? 59 I Как городской web-сайт помогает оперативности решения экстренных проблем горожан? 61 I Что могут понять городские власти из информации о посещении их сайтов? 61 I Что можно узнать из информационных сайтов предприятий и организаций о вакансиях, ценах, тарифах и т.п.? 63 I Что в первую очередь интересует жителей крупного города и откуда они получают необходимую информацию? 64 I Может ли каждый житель города войти в «электронное общение» с городской администрацией, больницей, магазином и т.п.? 64 I Почему в крупном городе недоиспользуются его электронные информационные ресурсы? 65 Глава 4. Информационные потребности и возможности определения перспектив крупного города. Конкретные примеры 67 I Для чего и как необходимо планировать и прогнозировать развитие городов? 67 I Какими официальными документами регламентируется перспективное развитие российских городов? 69 I Как информационно-коммуникационные технологии используются при текущем управлении и перспективном планировании пространственного развития городов? 71 I На основе какой информации и с помощью каких геоинформационных систем и моделей принимаются конкретные планировочные решения? 73 I Как реализуется информационное обеспечение и контроль реализации положений перспективного планирования города на практике? 75 I Каким образом житель города получает информацию о перспективах своего микрорайона, района, всего города? Как он может повлиять на эти перспективы? 77 I Как в идеале должен осуществляться общественный контроль и учет общественного мнения при разработке и реализации перспективных планов развития городов? 78 I Для чего жителям крупного города нужно знать о том, что будет представлять их город через 3, 5, 1 0, 20 лет? 80 I Для чего знание перспектив развития города необходимо крупному и малому бизнесу, его руководителям и работникам? 82 I Почему было столько различных мнений относительно нового Генерального плана Москвы? 83 Глава 5. Москва - информационная столица и первый «электронный город» России 85 I Что позволяет называть Москву информационной столицей России? .... 85 I Какова миссия Москвы в российском информационном пространстве? ... 86 I Можно ли Москву считать настоящим «электронным городом» России? .... 87 I Как элементы «электронного правительства» уже функционируют в Москве? 89 I Как в Москве организован процесс информатизации? 91 I Какими документами регламентируется развитие информационно-коммуникационных технологий в Москве? 94 I Можно ли на московских улицах увидеть примеры использования новых информационных технологий? 95 I Как при помощи информационно-коммуникационных технологий в Москве решаются «традиционные» коммунальные проблемы (например, очистка улиц от снега)? 97 I Как в Москве внедряются и используются технологии глобального позиционирования на основе системы ГЛОНАСС? 98 I Каковы ближайшие перспективы и приоритеты развития информационно-коммуникационного сектора в Москве? С какими трудностями предстоит столкнуться? 99 ЧАСТЬ 2. «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГОРОД» В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 103 Глава 1. «Электронный город»: цели и содержание 104 I Что означают слова «электронный город»? 1 04 I Что может внести «электронный город» в качество жизни горожан? .... 105 I Не уничтожит ли «электронный город» его культурное разнообразие? . . 1 Об I Может ли статус «электронного города» повысить его конкурентоспособность? 107 I С чего начинается создание «электронного города»? 109 I Существуют ли социальные барьеры на пути к «электронному городу»? ..110 I Существуют ли административные барьеры на пути к «электронному городу»? 111 Глава 2. Федеральная политика и местные инициативы 114 I Где сформулирована федеральная политика «информатизации общества»? 115 I В чем различие первоначальной и современной целей программы «Электронная Россия»? Что ожидают получить от реализации этой программы? 116 I Что такое «электронное правительство» России? 118 I Что сделано для доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления? 121 I Что означает «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде»? 123 I Что такое электронная цифровая подпись? 125 I Расширяют ли возможности «электронного города» региональные и муниципальные нормативно-правовые акты? 126 I Что должны содержать Интернет-сайты органов местного самоуправления? 128 I Перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями 131 Глава 3. «Электронное правительство» города 135 I Зачем нужно создавать на городском уровне «электронное правительство»? 135 I Можно ли уже сейчас наладить в городских органах власти электронный документооборот и делопроизводство? 136 I Есть ли примеры более широкого решения задач создания городского электронного документооборота? 137 I В чем можно увидеть позитивные результаты городского электронного документооборота? 139 I Что такое информационно-правовые системы города? 141 I Используются ли информационные системы в кадровом делопроизводстве? 142 I Что дает городу информатизация в бюджетном процессе? 143 I Что изменяют информационные технологии в системе предоставления муниципальных услуг и как это влияет на качество жизни горожан? .... 144 I Для чего в городах создаются многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг? 147 I Что представляют собой интернет-сайты городов? 149 Глава 4. Инфраструктура «электронного города» 154 I Насколько важны качественные линии связи? 155 I Зачем нужно приобретать новую компьютерную и другую технику? .... 155 I Какая электронная техника помогает городскому транспорту? 156 I Может ли программное обеспечение быть одновременно современным и доступным? 157 I Может ли российский производитель обеспечить потребности «электронного города»? 1 58 I Кто может получить доступ к информационно-коммуникационным услугам «электронного города»? 160 I Можно ли обеспечить безопасность городских информационных систем? 161 Глава 5. Обучение жизни в «электронном городе» 163 I Как нужно подготавливать управленческие кадры к работе в «электронном городе»? 1 64 I Сколько в России пользователей Интернета? 167 I «Электронный гражданин» - кто он? 1 68 I «Электронный гражданин»: что показал опыт пилотных регионов? 171 I Какими должны быть городские программы обучения населения жизни в «электронном городе»? 174 ЧАСТЬ 3. ЧТО УЖЕ ПОЛУЧАЮТ ЖИТЕЛИ «ЭЛЕКТРОННОГО ГОРОДА». ОПЫТ МОСКВЫ И ДРУГИХ ГОРОДОВ 177 Глава 1. Здравоохранение в «электронном городе». Повышение доступности и качества медицинских услуг 178 I Изменится ли в «электронном городе» отношение горожан к походу по врачам? 179 I Электронная запись к врачу - главный резерв экономии времени? .... 180 I Электронные медицинские карты - перспективный путь в обслуживании населения? 182 I Помогут ли базы данных пациентов профилактике заболеваний? 184 I Как телемедицинские консультации улучшают качество лечения? 185 I Зачем нужна прозрачность в использовании медицинской техники? ... 187 I Могут ли информационно-коммуникационные технологии сделать лекарства более доступными? 188 I Как информационно-коммуникационные технологии повышают эффективность работы скорой медицинской помощи? 190 I Зачем нужен электронный учет медицинских кадров? 192 I Как информационно-коммуникационные технологии улучшают деятельность медицинских учреждений? 192 I Можно ли с помощью информационно-коммуникационных технологий упростить ведение медицинской статистики? 1 94 I Как информационно-коммуникационные технологии взаимодействуют с другими сферами общественной жизни города? ... 195 I Готовы ли российские города стать «электронными» в здравоохранении? 196 Глава 2. Образование в «электронном городе». От детского сада до университета 198 I Насколько качественнее и доступнее становится образование в «электронном городе»? 199 I Поможет ли использование информационно-коммуникационных технологий попасть в детский сад? 201 I Готовят ли в дошкольных учреждениях к обучению в школе «электронного города»? 202 I Электронный дневник - ужесточение контроля или новые возможности? 203 I Реальна ли смена школы без вороха бумаг? 205 I Каковы новые возможности дистанционного получения школьного образования? 205 I Зачем начата информатизация библиотечной системы? 206 I Что дает школьнику электронная учебная литература? 208 I Почему необходимо уделять специальное внимание информатизации образования детей-сирот? 208 I Улучшает ли информатизация организацию учебного процесса в школах? 209 I Для чего нужно совершенствовать школьный курс обучения по информатике? 210 I Можно ли с помощью информационно-коммуникационных технологий повысить квалификацию школьных учителей? 212 I Какова роль информационно-коммуникационных технологий в организации дополнительного образования детей? 212 I Что дают информационно-коммуникационные технологии для подготовки к обучению после школы? 213 I Что такое «электронный университет»? 214 I Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в повышении отдачи от внедрения Болонского процесса? .... 21 6 I Готовы ли образовательные учреждения и население к информатизации образования? |
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный... | О московском городском конкурсе мультимедиа Цель конкурса – поддержать деятельность педагогов, направленную на активное использование информационно-коммуникационных технологий... | ||
Комплекс показателей (критериев) и индикаторов соко моу гимназии №18 ... | Современные методы развития познавательной активности с использованием... Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,... | ||
Реферат Использование информационно-коммуникационных технологий в... Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы | Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический... | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых... | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка | ||
Тема недели «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка | ||
Сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий... Хнологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших... | Гбоу спо «Волгоградский социально-экономический техникум» Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по учебной дисциплине «химия» | ||
Справка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных... В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется... | «Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование... Бартош Д. К., зав кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения (сто) иия гоу впо мгпу, к п н., доцент |