Скачать 77.09 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №7 Согласовано Утверждено на заседании приказом директора №_________ школьного методического совета от «_______»________________2013 г. протокол №__________ от «______»__________ 2013 г. Рабочая программа кружка «Информационная грамотность» для учащихся 9 классов (2 часа в неделю, всего 70 часов) Учитель русского я зыка и литературы: Гончаренко Лидия Петровна 1 квалификационная категория г.Тавда 2013г. Пояснительная записка В сегодняшних условиях жизни каждый человек испытывает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Все это связано с потреблением информации. Информатизация современного общества делает особо актуальной задачу формирования информационной культуры личности. Традиционная система образования не рассматривала в качестве неотъемлемой составной части учебной деятельности формирование информационной культуры учащихся. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения, но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию, удовлетворяя свои информационные потребности. Эти навыки формирует представляемый курс кружковой работы с учащимися. Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена из расчета 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю. Освоение курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Некоторые темы курса изучаются с использованием компьютера. Однако содержание курса не сводится к знакомству с компьютером и сетью Интернет. Цель курса – формирование информационной культуры личности. В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
Программа курса обеспечивает следующие основные требования: 1. полученные знания должны иметь практическую ценность и соответствовать реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности; .2 обучение самостоятельному поиску и выбору информации, формирование умения пользоваться различными информационными источниками, что должно стать составной частью повседневной учебно-воспитательной работы. Учащиеся должны уметь: - классифицировать информацию; - характеризовать отдельные типы и виды документов; - ориентироваться в структуре, справочном аппарате и вспомогательных указателях носителя информации; - перерабатывать первичные документы; - использовать формализованный метод свертывания информации; - использовать ПК для обработки информации; - вести адресный, фактографический и тематический поиск информации и составлять запросы необходимой формы; - составлять алгоритмы по информации, анализ и синтез информации. Учащиеся должны иметь представление:
Учебно-тематический план.
Содержание программы. 9 класс 70 часов. Введение. Цели и задачи курса. Исходные понятия курса. Понятие «информационной культуры». Многозначность понятия «информация». Классификация информации. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества. Определение понятия «документ». Характеристика отдельных видов и типов документов. Документы на новейших носителях информации. Персональный компьютер как основа новых информационных технологий. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки. Понятие о структуре и конструктивных особенностях учебной, научной, справочной литературы. Ориентация в структуре учебника. Справочный аппарат изданий. Виды вспомогательных указателей в книге. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации. Основные виды аналитико-синтетической переработки информации. Формализованный метод подготовки вторичных документов. Объекты и цели формализованного свертывания информации. Подготовка аннотаций, рецензий, отзывов на книгу. Сходство и отличие аннотации и реферата как вторичных документов. Обзор литературы как наиболее сложный вид аналитико-синтетической переработки текстов. Технология подготовки реферативного обзора литературы. Определение понятий «обзор», «обзорная информация». Особенности составления обзора, его сущность, назначение, отличительные особенности. Алгоритм поиска литературы по теме обзора. Составление списка литературы по теме исследования. Структура и правила оформления обзора. Основные этапы и технология работы над докладом, рефератом по заданной теме. Поиск и обор литературы. Анализ документов. Оформление переработки информации в виде выписок, конспекта и др. правила оформления реферата, списка литературы. Компьютер как средство обработки различных информационных массивов. Структура ЭВМ. Прикладные программы обработки текстовой, табличной, графической информации. Библиотеки как системы организации информационных ресурсов общества. Информационные задачи, ресурсов общества. Ведущие библиотеки. Современный информационный и библиотечный сервис. Информационные продукты и услуги. Библиотека как информационно-поисковая система. Структура библиотеки. Назначение абонемента, читального зала и других отделов. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. Определение «адресный запрос».основные поисковые элементы. Алфавитный каталог. Алгоритм поиска. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Понятие о фактографической информации. Справочные издания как источник фактографической информации. Основные типы справочных изданий. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Перспективные информационные технологии и производство новых видов информационных продуктов и услуг. Понятие «искусственный интеллект». Литература для учащихся 1.Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. – м.: Молодая гвардия, 2000. 2.Семеновкер Б.А., Уткин В.Г. Занимательная библиография. М.: Кн. Палата, 0998. Литература для учителя 1.Гендина Н.И., Колкова Н.И.Формирование информационной культуры школьников: программа и результаты исследования// Школьная библиотека. – 2000. 2.Гендина Н.И. Дидактические основы формирования культуры личности в условиях образовательных информационно-библиотечных учреждений. Кемерово, 2001. 3.Полякова Т.И.Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях. – Школа Герценовского университета. |
Рабочая программа «Литературное чтение» для 4 класса уровень базовый Их них на внутрипредметный модуль «Информационная грамотность» (работа с текстом)- 14 часов | Информатика и информационные технологии в образовании Информационная грамотность основа для развития и деятельности современной личности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная задача кружка «Компьютерная грамотность» обучить детей навыкам работы на компьютере | Информационная грамотность в начальной школе России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе... | ||
Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | Рабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная... Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона... | ||
Рабочая программа кружка «За страницами учебника физики» На занятиях кружка используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая беседа, разрешение... | Программа информатизации муниципального бюджетного общеобразовательного... Ь информационная культура и компьютерная грамотность учащихся. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных... | ||
Календарно-тематическое планирование по информатике для 10-х класс Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система | Программа кружка «Химия в задачах» Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка | ||
Рабочая программа кружка дополнительного образования культурологической... Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального... | Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | ||
Программа кружка Маленький мастер ... | Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | ||
План основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года № Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда» | Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» 1 класс Руководитель... Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... |