Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет





Скачать 147.81 Kb.
НазваниеИнформационные ресурсы социологии в русском секторе интернет
Дата публикации18.04.2015
Размер147.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


- -


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИОЛОГИИ

В РУССКОМ СЕКТОРЕ ИНТЕРНЕТ
Закиева Г.В.
Воркутинский филиал Ухтинского государственного технического университета, Воркута, Россия

В статье рассматриваются проблемы формирования и функционирования русскоязычных социологических ресурсов Интернета, дается их качественный и количественный анализ на основании авторского социолого-статистического исследования.
In clause the problem of a condition of Russian-speaking sociological resources in the Internet is considered and the technology of their qualitative and quantitative analysis is offered.
На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную.

В последнее время вследствие бурного развития информационных технологий появились нетрадиционные источники получения информации, представляющие принципиально новые возможности для потребителей. Это – информация из компьютерных сетей общего пользования, главным образом, из Всемирной компьютерной сети Интернет. Люди, обращающиеся за информацией в Интернет, имеют разносторонние интересы и предпочтения. Для удобства поиска, многие поисковые системы предлагают тематические каталоги, а существующие в сети порталы или крупные сайты, - подборки ссылок на соответствующие ресурсы.

В настоящее время российские социологи уже осваивают русскоязычное пространство Интернет. Сегодня уже можно говорить о формировании социологического информационного общества. На сегодняшний день, в Интернет содержится достаточно много информации социологического содержания. Она разнообразна как по качеству, так и по формам ее представления. Но сегодня нет ответа на вопрос, как полно представлена в Интернет эта область социологического знания, как полно отражены разделы этой науки и смежных с нею областей.

Что же предлагает сегодня русский сектор Интернет пользователям, ищущим информацию социологического содержания? А предлагает он достаточно много. Это сайты и страницы различных социологических объединений, центров социологического образования, факультетов, кафедр, исследовательских организаций, журналов, которые предоставляют доступ пользователям к учебным материалам, обзорам и каталогам других социологических ресурсов. Эта информация разнообразна как по качеству, так и по формам ее представления. Сегодня можно констатировать факт хаотичности ее приумножения с точки зрения разделов науки социологии и смежных с нею дисциплин. В настоящее время нет ответа на вопрос, как полно представлена в Интернет область социологического знания и каково ее количество. Решение задачи по определению количественного представления социологической информации в русскоязычном пространстве Интернет возможно следующим способом:

- определение реальных объектов для проведения статистической работы;

- проведение непосредственно статистической работы в Интернет.

В качестве реальных объектов предлагается использовать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология», утвержденный Министерством образования РФ 10.03.2000г. в части общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.01-ОПД.Ф.22. ГОС ВПО был разделен на критериальные понятия, отображающие в будущей процедуре исследования законченную смысловую тему запроса. Например, в разделе ОПД.Ф.01. История социологии было определено 42 критериальных понятия: развитие социологии, О. Конт, позитивизм и др. Таким образом, было определено 324 критериальных понятия, отражающих содержание ГОС ВПО по специальности «Социология».

Определенные критериальные понятия вносились в строку запроса поисковой системы «Яндекс». И, после выданного поисковиком результата, просматривались 100 первых ссылок. Если результат поиска был неудовлетворительным, подход к поиску изменялся, а именно: осуществлялся «поиск в поиске», изменялся текст запроса при сохранении смыслового значения критериального понятия. Эта работа осуществлялась с 10 апреля 2005 года в течение шести месяцев. На первоначальном этапе данной работы, просматривалось первых 200 ссылок. Однако, как показал практический опыт, при поиске социологической информации достаточно 100, поскольку уже в пределах этого количества, поисковиком выдавались ссылки на документы, имеющие ценность с точки зрения поставленной задачи и наблюдались многократные повторения одних и тех же электронных документов с указанием других Интернет-адресов. В большинстве же случаев, содержательные электронные страницы предлагаются в первых 30-50 ссылках.

Электронные страницы, соответствовавшие тематике запроса, фиксировались в разработанный для этой цели протокол. При этом определялась принадлежность Интернет-страницы к одной из категорий:

- рефераты;

- электронные газеты, журналы;

- сайты ВУЗов, научные;

- образовательно-информационные сайты;

- персональные;

- каталоги электронных библиотек;

- Интернет-магазины;

- ближнее зарубежье.

При фиксировании учитывался также год создания Интернет-ресурса, содержащего социологическую информацию.

Анализ полученных результатов исследования по разделам ГОС ВПО показал следующее.

ОПД.Ф.01. История социологии.

Наибольшее количество найденных электронных документов, содержащих информацию, относящуюся к данному разделу, представлено на страницах образовательно-информационных сайтов и рефератов. Примерно в два раза меньше, -это карточки электронных каталогов библиотек и Интернет-магазины, предлагающие купить литературу. Меньше всего найдено страниц электронных газет и журналов. Пик создания сайтов, на которых размещены электронные страницы, содержащие информацию по разделу «История социологии» приходится на 2003 год.

ОПД.Ф.02. Общая социология.

Наибольшее количество электронных документов представлено электронными каталогами библиотек, затем, примерно одинаковое количество – это рефераты, образовательно-информационные сайты и литература, предлагаемая Интернет-магазинами. Минимальное количество электронных страниц – всего 5 – это страницы электронных газет и журналов. До 1998г. сайты, содержащие информацию по данному разделу социологии единичны. С 1998г. отмечается ежегодное стабильное увеличение числа создаваемых ресурсов.

ОПД.Ф.03. Методология и методика социологического исследования.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и Интернет-магазинами. Наименьшее количество – страницы электронных газет и журналов. До 1999г. наблюдается единичный прирост создания ресурсов, а с 1999г. до 2003г. – увеличение количества сайтов. Однако в 2003-2005г.г. отмечается уменьшение динамики создания почти в два раза.

ОПД.Ф. 05. Социальная статистика.

Наибольшее количество информации по данному разделу содержат образовательно-информационные сайты и Интернет-магазины. Единичные страницы – электронные газеты и журналы, персональные сайты, сайты ближнего зарубежья. Увеличение создания электронных ресурсов отмечается с 1998г. При незначительном уменьшении в 2000г., пик приходится на 2003г. После чего наблюдается резкий спад.

ОПД.Ф.06. Социальная антропология.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов, несколько меньше, - это каталоги электронных библиотек, Интернет-магазины и сайты ВУЗов, научные. Наименьшее – сайты ближнего зарубежья. При плавном ежегодном увеличении количества вновь создаваемых ресурсов с 1998г., в 2003г. отмечено падение показателя.

ОПД.Ф.07. Социальная психология.

Наибольшее количество страниц, - это образовательно-информационные сайты и каталоги электронных библиотек. Наименьшее – электронные газеты и журналы. Наибольшее количество создания ресурсов приходится на 2002г., после чего наблюдается падение численного показателя до 2005г.

ОПД.Ф.08. Социология труда.

Наибольшее количество страниц, содержащих информацию по данному разделу представлено Интернет-магазинами и образовательно-информационными сайтами. Наименьшее количество - по три электронных документа - определено к категориям «персональные сайты» и «сайты ближнего зарубежья». Динамика создания ресурсов по годам отмечается плавной тенденцией на ежегодное не значительное увеличение с 1996г. ОПД.Ф.09. Социология организаций.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и Интернет-магазинами. Наименьшее количество – страницы электронных газет и журналов, персональные страницы. Динамика создания Интернет-ресурсов, содержащих информацию по данному разделу нестабильна.

ОПД.Ф.10. Социология коммуникаций.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами Интернет-магазинов. Наименьшее количество – страницы электронных газет и журналов и сайты ближнего зарубежья. Наибольшее количество создания ресурсов отмечено в период 2003-2005г.г.

ОПД.Ф.12. Социальная экология.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и Интернет-магазинами. Остальные категории представлены единичными электронными страницами. При этом не найдено ни одного документа по данному разделу среди электронных газет и журналов. Динамика создания Интернет-ресурсов, содержащих информацию по данному разделу имеет плавную незначительную тенденцию ежегодного увеличения с 2001г.

ОПД.Ф.13. Социология религии.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и Интернет-магазинами. Наименьшее количество – страницы электронных газет и журналов, персональные сайты. Не найдено ни одного документа по данному разделу среди сайтов ближнего зарубежья. С 1997г. по 2005г. наблюдается ежегодное чередование прироста и уменьшения создания ресурсов.

ОПД.Ф.14. Социальное прогнозирование и проектирование.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и каталогами электронных библиотек. Наименьшее количество – страницы электронных газет и журналов, рефераты, персональные сайты. С 1998г. по 2005г. наблюдается ежегодное чередование прироста и уменьшения создания ресурсов.

ОПД.Ф.15. Социологические проблемы изучения общественного мнения.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов. При этом, единичные страницы представлены такими категориями, как «рефераты», «электронные каталоги библиотек», «Интернет-магазины» и «сайты ближнего зарубежья». Страницы электронных газет и журналов, ВУЗов, научных и персональных сайтов, содержащих информацию по данному разделу, не найдены. Динамика прироста количества создаваемых ресурсов в период с 1997г. по 2005г. Незначительна.

ОПД.Ф. 16. Политическая социология.

Количество найденных электронных документов в категориях данного раздела не превышает десяти. При этом наибольшее количество страниц представлено рефератами, образовательно-информационными сайтами и Интернет-магазинами. Не найдено страниц электронных газет и журналов. Наибольшее количество создания Интернет-ресурсов по данному разделу отмечено в 2002г., после чего наблюдается спад в создании электронных страниц.

ОПД.Ф.17. Социология семьи.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов. В два раза меньше страниц у категории «электронные каталоги библиотек». Наименьшее количество страниц найдено в категориях «ближнее зарубежье» и «персональные сайты». Динамика количества создаваемых ресурсов в период с 1994г. по 2005г. имеет плавное ежегодное увеличение за исключение 1997г. и 2004г.

ОПД.Ф.18. Социология культуры.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов. Почти в три раза меньше страниц у категорий «сайты ВУЗов, научные» и «Интернет-магазины». Наименьшее количество страниц найдено в категориях «ближнее зарубежье» и «персональные сайты». Динамика количества создаваемых ресурсов в период с 1997г. по 2002г. имеет плавное ежегодное увеличение, после чего с 2003г. по 2005г. наблюдается незначительное снижение в общей тенденции увеличения вновь создаваемых ресурсов.

ОПД.Ф.19. Социология духовной жизни.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами электронных каталогов библиотек и рефератами. Наименьшее количество страниц найдено в категориях «сайты ВУЗов, научные» и «электронные газеты и журналы». Динамика количества создаваемых ресурсов в период с 1996г. по 2005г. имеет слабую тенденцию ежегодного увеличения.

ОПД.Ф.20. Социология международных отношений.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов и электронными каталогами библиотек. Наименьшее количество страниц найдено в категориях «ближнее зарубежье», «персональные сайты» и «электронные газеты и журналы». Динамика количества создаваемых ресурсов в период с 1997г. по 2005г. имеет картину плавного ежегодное увеличения.

ОПД.Ф.21. Этносоциология.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами электронных каталогов библиотек, ВУЗов, научных сайтов. Наименьшее количество страниц найдено в категориях «ближнее зарубежье», «электронные газеты и журналы» и «персональные сайты». Динамика количества создаваемых ресурсов показывает стабильное увеличение показателей в период с 1998 г. по 2003 г., после чего с 2004 г. по 2005г. наблюдается незначительное снижение в общей тенденции увеличения вновь создаваемых ресурсов.

ОПД.Ф.22. Теория и практика социальной работы.

Наибольшее количество информации по данному разделу представлено страницами образовательно-информационных сайтов. Почти в два раза меньше страниц у категории «электронные каталоги библиотек». Наименьшее количество страниц найдено в категориях «электронные газеты и журналы» и «персональные сайты». Динамика количества создаваемых ресурсов в период с 1995 г. по 2005 г. имеет плавное ежегодное увеличение, за исключением 1996 г. и 1999 г.

Рис.1. отражает общую картину полученных результатов исследования и дополнен расчетами процента от общего числа электронных документов и среднестатистическим показателем (отношению общего количества найденных электронных документов по разделу к количеству критериальных понятий раздела). Ось оХ – номера разделов ОПД.Ф., ось оУ – численное значение.

Рис.1. Количественные характеристики Интернет-документов

по разделам ГОС ВПО.

Как видно из Рис.1., наибольшее количество электронных документов, содержащих социологическую информацию, найдено по разделам: ОПД.Ф.01. История социологии – 15,9%, ОПД.Ф.03. Методология и методика социологического исследования – 10,1%, ОПД.Ф.02. Общая социология – 9,3%. Наименьшее количество: ОПД.Ф.15. Социологические проблемы изучения общественного мнения - 0,8%, ОПД.Ф.12. Социальная экология – 1,5%, ОПД.Ф.16. Политическая социология – 1,5%. Как было сказано выше, среднестатистический показатель представляет собой отношение общего числа найденных электронных страниц к количеству критериальных понятий данного раздела, т.е. является характеризующим показателем представления информации в Интернет по конкретному разделу ГОС ВПО. Несмотря на лидирующие позиции по количеству электронных документов у таких разделов как, «История социологии», «Методология и методика социологического исследования», «Общая социология», среднестатистический показатель представления информации в Интернет наибольший у разделов «Социология семьи» - 12,5, «Социология организаций» -12,4, «Общая социология» -12,1. Наименьший – «Социология духовной жизни» - 5,5, «Социологические проблемы изучения общественного мнения» -6,0, «Социальное прогнозирование и проектирование» -6,4 и «Этносоциология» -6,4.

Представление социологической информации по категориям представлено на Рис.2., где на оси оХ отмечены: 1 -рефераты; 2 - электронные газеты и журналы; 3 - сайты ВУЗов, научные; 4 - образовательно-информационные; 5 - персональные; 6 - электронные каталоги библиотек; 7 - Интернет-магазины; 8 - ближнее зарубежье, по оси Оу – численное значение в процентах от общего количества найденных документов.



Рис.2. Представление социологической информации в Интернет по категориям.

Как видно из Рис.2., наибольшее количество электронных документов, содержащих социологическую информацию, представлено страницами образовательно-информационных сайтов -29%. 18,9% и 17,9% - это страницы электронных каталогов библиотек и Интернет-магазины. Наименьшее количество электронных документов, содержащих социологическую информацию, представлено страницами электронных газет и журналов -3,0%.

Интерес представляет анализ динамики сайтов, содержащих социологическую информацию, в категориях по годам их создания. Первые электронные документы, содержащие социологическую информацию, принадлежат образовательно-информационным сайтам 1993 года создания. Появление первых электронных документов, принадлежащих к категориям «Рефераты», «Электронные газеты и журналы» отмечено на сайтах, созданных в1995 году. Первые сайты, содержащие социологическую информацию, относящиеся к категориям «Сайты ВУЗов, научные», «Персональные» датированы 1994 годом создания. Появление страниц сайтов, относящиеся к категориям «Электронные каталоги библиотек» и «Интернет-магазины» датированы 1996 годом. Электронные страницы, содержащие социологическую информацию, категории «Ближнее зарубежье» появились в 1997 году. С 1996-1997 годов отмечается ежегодное увеличение создания сайтов, содержащих социологическую информацию практически во всех категориях. Наибольшее количество создания сайтов в процентном соотношении приходится на 2000-2004 годы, а именно: «Рефераты» - первый пик приходится на 1998 год – 17,4%, второй – 2003 год – 22,5% от всех найденных; «Электронные газеты и журналы» - 2001 год – 18,2% от найденных; «Сайты ВУЗов, научные» - 2002 год -24,5%; «Образовательно- информационные» - 2002 год – 22%; «Персональные» - 2001 год -17,8%; «Электронные каталоги библиотек» - 2004 год -26,5%; «Интернет-магазины» - с 2000 года наблюдается ежегодное стабильное увеличение; «Ближнее зарубежье» - 2001 год- 23%. Интересно то, что во всех категориях сайтов, после максимального значения в какой-либо год, наблюдается уменьшение показателя ежегодного количества создания сайтов, за исключением категории «Интернет-магазины». Это связано, по всей видимости, с развитием в стране сектора электронной коммерции.

Для представления целостной картины развития сектора социологической информации в Интернет, количественные данные найденных Интернет-страниц были сгруппированы по признаку года создания Интернет-сайта (Рис.3.), где по оси оХ отмечены года создания сайтов, а по оси оУ – процентные показатели. Как видно из Рис.3., в период с 1993 по 2005г.г. прослеживается ежегодное стабильное увеличение количества сайтов, содержащих страницы социологической информации. Лишь в 1999г. отмечено небольшое падение показателя, а значение 2004г. можно условно считать равным значению 2003г. До 1997 г. прирост составлял лишь десятые доли процента в год, а с 1999г. он увеличивается от 1% до 4% в год.

Рис.3. Динамика развития сектора социологической информации

в русскоязычном Интернет.
В целом, обобщая все виды анализа, можно сказать следующее. В русскоязычном секторе Интернет имеются электронные документы по всем разделам ГОС ВПО по специальности «Социология». Такие разделы как «История социологии», «Методология и методика социологического исследования», «Общая социология» имеют набольшее количественное представление в Интернет. Меньше всего Интернет содержит социологической информации по разделу «Социологические проблемы изучения общественного мнения». Однако показатель обеспеченности (среднестатистическое значение) раздела электронными документами в Интернет, наиболее высок у таких разделов как «Социология семьи», «Социология организаций» и «Общая социология». По количеству найденных электронных страниц, преобладают следующие категории сайтов: «Образовательно-информационные», «Интернет-магазины». В целом, в период 1993-2005 гг., прослеживается стойкая тенденция ежегодного увеличения количества создаваемых сайтов, содержащих социологическую информацию. При этом, «количественный пик» приходится на 2002-2004 гг.

Ежедневно в Интернете появляются все новые и новые электронные страницы. Наращивание ресурсов и расширение доступа к ним, намного опережают освоение этих ресурсов. Хотя развитая система перекрестных ссылок на сайтах, разнообразные URL и поисковые машины образуют мощный поисковый аппарат, позволяющий применять множество стратегий ассоциативного поиска, лишь немногие из пользователей Интернет способны хорошо ориентироваться в этом информационном многообразии, преодолевая присущий ей «информационный хаос». Для того, что бы визуально отразить состояние социологических ресурсов русскоязычного сектора Интернет, облегчить поиск социологической информации, был создан сайт «Социология в Интернет» (http://sociology.vorkuta.com), доступ к которому открыт 01 апреля 2006г. Этот ресурс содержит 21 страницу, 20 из которых – страницы, отражающие разделы ГОС ВПО по специальности «Социология» в части общепрофессиональных дисциплин и содержащие определенные выше критериальные понятия, на основании которых осуществлялось исследование пространства Интернет и одну страницу – анкету для посетителей. Названия критериальных понятий интерактивны, т.е. содержат дополнительное окно с перечнем конкретных Интернет-адресов электронных документов, содержащих социологическую информацию по данной теме. В целом, сайт содержит 2263 ссылки. В перечень ссылок этого ресурса не включены ссылки на электронные каталоги библиотек и Интернет-магазины, а только ссылки на реальные текстовые документы, содержащие социологическую информацию.

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно утверждать, что сегодня еще есть возможность обозначить объем сектора социологической информации в русскоязычной сети, несмотря на быстрое увеличение количества электронных документов в Интернет. Пусть он будет не четким, с размытыми границами, но это можно будет считать условной точкой сравнения развития социологических ресурсов в последующие годы. Проведенное исследование может являться основой для разработки стратегии управления количественным насыщением Интернет социологической информацией, выравниванием, работой социологов на полноту ее представления.



Управление общественными и экономическими системами 2007 № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconИнформационные электронные ресурсы по орксэ интернет-ресурсы
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconТема урока: «Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина»...
Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconИнтернет-ресурсы для родителей
Украинский семейный ресурс. Посвящен вопросам рождения, развития и воспитания детей. Сайт сделан на русском языке
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconВ. дв. 3 Информационные ресурсы интернет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconПрактическая работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconН. А. Позднякова Кузбасская педагогическая академия, г. Новокузнецк
В статье определены понятия электронное обучение, информационные ресурсы системы образования. Рассмотрены структура, функции, содержание...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 2 Интернет технологии...
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconРабочая программа дисциплины в10 Интернет технологии и ресурсы образовательной...
Целью освоения дисциплины является: ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов сбора,...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconРабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconКаталог ссылок на образовательные интернет ресурсы
...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconПрактическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные...
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconВязовец н. В. Образовательные ресурсы сети интернет каталог
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconОбщеобразовательная учебная программа «Информационные Интернет-ресурсы...
Основной целью курса является формирование понимания законодательной и нормативной базы функционирования системы права и профессионального...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconЛитература: 19 Общие понятия информационных ресурсов Одним из ключевых...
«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному...
Информационные ресурсы социологии в русском секторе интернет iconРеферат- представляет на основе анализа, систематизации и обобщения...
Количество используемых литературных источников (наличие ссылок); наличие ссылок на Интернет-ресурсы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск