Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса





Скачать 57.86 Kb.
НазваниеЯ. П. Краевский Омский государственный институт сервиса
Дата публикации22.05.2015
Размер57.86 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ

Повышение эффективности деятельности образовательных учреждений
на основе описания бизнес-процессов

1.Я. П. Краевский


Омский государственный институт сервиса

Омск

or_anchorite@mail.ru

Российская система образования давно считается одной из самых лучших. Однако часто учебные заведения представляют из себя не единое целое, а раздробленный на куски (кафедры, факультеты, структуры и т.д.) организм. Один из способов собрать воедино этот механизм – ознакомить руководителей образовательных структур с системами описания бизнес-процессов и применить их в своем заведении.

Бизнес-процессы – это кирпичики, из которых построена деятельность любого предприятия (от завода до учебного заведения). Если один из этих процессов не соответствует ожиданиям, бизнес начинает испытывать затруднения. Автоматизация бизнес-процессов позволяет минимизировать риски, лучше контролировать процессы и в то же самое время уменьшить связанные с этим издержки.

Системы описания бизнес-процессов (такие как ERwin Process Modeler, Rational Rose Data Modeler и др.) очень часто применяются предприятиями в своих нуждах. Использование таких продуктов позволяет решать следующие задачи:

  • Проведение стратегического анализа (описание миссии, целей и стратегии предприятия).

  • Проектирование и оптимизация бизнес-процессов (построение системной модели бизнес-процессов компании и детальное их описание; формирование положений и регламентов; функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов).

  • Анализ и оптимизация организационной структуры (распределение ответственности, формирование положений о подразделениях, отчетов о должностях, должностных инструкций, штатного расписания и т.д.).

  • Автоматизированное формирование отчетов на основе диаграмм бизнес-процессов.

  • Построение системы менеджмента качества (СМК) и др.

Технологии управления бизнес-процессами предоставляют решения для понимания, анализа и воспроизведения моделей бизнес-процессов. Компании внедряют эти технологии, чтобы упорядочить сделки, снизить сверхрасходы, уменьшить объемы неконтролируемых покупок, сократить количество бумажных проводок и лучше контролировать управление бизнесом. Конечной целью является превращение предприятия в организацию, полностью управляемую при помощи автоматизированных бизнес-процессов, выраженных в виде стратегии, планирования, осуществления и текущих операций.

Внедрение таких систем в работу предприятий – не единственная возможность их использования. Перспективным направлением применения продуктов описания бизнес-процессов является внедрение их в образовательные учреждения, тем самым повысив эффективность работы последних.

Преимущества, получаемые учебными заведениями при использовании подобных продуктов:

  • возможность видеть и оптимизировать разнообразные задачи и цели вуза;

  • руководители образовательных заведений будут четко представлять, из каких структурных звеньев состоит организация, которой они управляют, и как эти звенья взаимодействуют;

  • возможность видеть и оптимизировать разнообразные задачи и цели вуза;

  • каждое структурное звено будет иметь представление о должностной иерархии;

  • каждое структурное звено будет четко представлять роль, которую оно играет во всем образовательном процессе учебного заведения (будет знать свою зону ответственности, свои цели и задачи, должностные инструкции, бизнес-процессы, в которых они участвуют, а также видеть результат, к которому стремится вуз) – обеспечение прозрачности работы учреждения;

  • описание регламентов бизнес-процессов заведения и  технологических инструкций (эти документы фиксируют порядок выполнения работ, отражают важные моменты взаимодействия отдельных сотрудников и подразделений, содержат правила, которые выполняют все участники процесса);

  • возможность быстро и наглядно визуализировать любой уровень организационной структуры, состав и иерархию бизнес-процессов;

  • автоматизированное формирование отчетов на основе диаграмм бизнес-процессов на каждом уровне организации;

  • внедрение процессной системы управления и построение СМК вуза, что позволит повысить качество предлагаемых образовательных услуг, а также профессионализм педагогического и управленческого состава и т.д.

Все это создает единую картину и используется для последующего анализа и совершенствования деятельности образовательного учреждения, позволяет определить приоритеты развития учебного заведения.

Постоянные изменения в общественном производстве, которые все больше опираются на знания, настоятельно требуют корректировки и уточнения имеющихся у специалистов знаний и компетенций, а также получения недостающих. Это означает массовую востребованность, доступность, открытость высшего образования [1].

Важнейшее направление в стратегии развития образовательных процессов (исходя из потребности широкого распространения научных знаний) – формирование условий, обеспечивающих переход вузов к полномасштабному электронному образованию (применение образовательных мультимедийных программ, учебных курсов и электронных учебников; дистанционное обучение и интернет-образование; создание электронной библиотеки). То есть основным направлением использования информационных технологий в образовательных процессах становится развитие разнообразных форм полноценного электронного обучения на основе реформированных образовательных бизнес-процессов, способного реализовать массовую доступность высшего образования.

Сфера образования является потенциально благодатной почвой для использования информационных технологий, поскольку образовательные бизнес-процессы представляют собой разнообразные процессы передачи и накопления знаний, а также их преобразование в квалификационные характеристики специалистов. Использование информационных технологий в вузах для совершенствования и автоматизации бизнес-процессов позволит образовательным учреждениям быть более конкурентоспособными.

В качестве одной из систем описания бизнес-процессов можно рассмотреть систему «Бизнес-инженер», разработанную российской консалтинговой компанией БИТЕК.

Система программных продуктов бизнес-моделирования «Бизнес-инженер» – профессиональное инструментальное средство моделирования деятельности предприятия, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью бизнеса, которое на сегодняшний день является одним из наиболее современных, многофункциональных, мобильных и доступных средств моделирования для предприятий любого масштаба [2].

«Бизнес-инженер» – модульная система, что позволяет настроить продукт под свои нужды, не приобретая ненужные модули, которая сочетает в себе 11 наиболее часто применяемых на практике нотаций процессного описания, а также 6 распространенных графических бизнес-моделей, которые используются для моделирования организационной структуры, стратегических целей, ключевых показателей и других аспектов деятельности организации (т.е. при описании различных бизнес-процессов не придется переключаться с одного программного продукта на другой).

Система позволяет разрабатывать бизнес-модели двумя взаимосвязанными способами: графическим и табличным, позволяет создавать многоуровневые графические модели, а также эффективно поддерживает технологии быстрого описания бизнес-процессов.

В настоящее время технологии быстрого описания бизнес-процессов были успешно применены для совершенствования и повышения эффективности бизнеса в сотнях российских и западных компаний. Расширив область применения продуктов описания бизнес-процессов и внедрив их в образовательные учреждения, можно повысить эффективность работы вузов, тем самым подняв их конкурентоспособность на мировом рынке. Особенно полезным такие продукты будут для образовательных учреждений, в которых за короткие сроки силами самих руководителей и сотрудников, без привлечения сторонних специалистов, требуется описать, регламентировать и улучшить операционную деятельность. Это позволит вузу представлять из себя образовательное учреждение, способное постоянно совершенствовать и развивать ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями рынка образовательных услуг, опираясь на собственные интеллектуальные ресурсы.
Библиографический список

  1. Казанцев А. К., Мешкис Д. К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий // Журнал «Инновации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.itpor
    tal.ru/zip-doc/52001159516620210000001401599093-Z.zip

  2. О системе Бизнес-инженер // Бизнес-инжиниринговые технологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.betec.ru/index.php?id=18&sid=01


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconИтоги XI межвузовской научно-практической конференции студентов и...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconСинтез антенных решеток в условиях многолучевого распространения радиоволн
Работа выполнена на кафедре «Радиоэлектроника» гоу впо ростовский институт сервиса Южно-российского государственного университета...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconБакинский государственный университет (Азербайджан) Государственный...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
С информацией по данному вопросу выступил руководитель мо марковской В. А. Он сказал
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconКазанский государственный медицинский университет
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Автор: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американистики вгуэс шинковский М. Ю
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Составитель: доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и американского регионоведения вгуэс шинковский...
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Я. П. Краевский Омский государственный институт сервиса iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Ооп по направлению подготовки 080400. 68 Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе фгос впо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск