Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии





НазваниеВозможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии
Дата публикации26.05.2015
Размер62.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии
Заведующая библиотекой МБОУ «Кировская гимназия»

(г. Кировск, Ленинградская обл.)

Мосина Е.В.
Сегодня новые задачи образования, рост информационных потоков, развитие телекоммуникационных технологий побуждают школьные библиотеки определять новые направления своей деятельности и способствуют их интеграции в информационно – образовательную школьную среду.

В нашей гимназии (МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова») реализована программа «ИКТ – насыщенная среда Кировской гимназии», в рамках которой все кабинеты гимназии, информационный центр, лекторий оснащены компьютерной техникой и мультимедиа аппаратурой. Кроме того у нас создана локальная компьютерная сеть, объединяющая 35 компьютеров и подключенная к сети INTERNET. Все классы перешли на электронный журнал, а взаимодействие педагогов и родителей осуществляется с помощью ресурсов сети «Дневник.ру». В рамках элективных курсов «Журналистика», «Основы медиакультуры» ведётся внешнее информационное взаимодействие с масс-медиа г. Кировска: каналом «Ладога - ТВ», газетами «Неделя нашего города», «Ладога». Только у нас, в гимназии, создан медиа-холдинг «Крупный план», в состав которого входит радио «IQ - FM», видеостудия «Неформат», редакция «Бегущей строки», школьная газета «МиГ». Мы выстраиваем образовательное пространство нашей школы как активную открытую многоуровневую систему, которая взаимодействует с внешней средой, состоящей из социальных, политических и экономических факторов, влияющих на процессы, происходящие в школе.

Библиотека гимназии с момента основания в 1998 году создавалась как информационный центр. Среди его основных задач можно выделить обеспечение учебно-исследовательской деятельности гимназистов и самообразования путём информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов; формирование у гимназистов навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и правильной оценке информации, совершенствование традиционных и освоение новых информационных технологий); а также повышение качества информационных услуг на основе использования оргтехники и компьютеризации информационных процессов, формирование банка информации на новых носителях.

Для полноценного выполнения поставленных задач соблюдены все необходимые условия. Во-первых, нормативно – правовая база: мы руководствуемся в своей работе Уставом гимназии, Положением об информационном центре и должностной инструкцией заведующей информационным центром. Во-вторых, кадровое обеспечение: работает специалист с высшим библиотечным образованием. И, конечно же, в-третьих, необходимое ресурсное обеспечение информационного центра. Книжный фонд составляет более 8 тыс. экземпляров, фонд учебной литературы почти 3 тыс. единиц хранения, мы ежегодно оформляем подписку на учебно-методические газеты и журналы. Создан аннотированный электронный каталог медиафонда, который включает 600 электронных образовательных ресурсов. У нас есть всё, чтобы читатель получил необходимую информационную услугу – компьютеры, сканер, ксерокс, СД и видеопроигрыватель, плазменный телевизор для просмотра дисков и кассет.

Особенность нашей гимназии в том, что она расположена в двух зданиях: в одном находится начальная школа, в другом - среднее и старшее звено. В здании начальной школы тоже есть библиотека со своими книжным и учебным фондами, компьютером и всей необходимой копировальной техникой.

В гимназии реализуется программа «Введение в интеллектуальную жизнь». Каждый гимназист в начале года должен выбрать тему академической работы, под руководством тьютора написать её, а затем представить на общественной защите. Для 5-х классов темы работ определены целевой творческой программой «Моя Родина Россия», для 6-х - «Живая этика», для 7-х - «Искусство мыслить», 8 классы готовят работы на тему «Диалоги культур», девятые классы пишут в рамках целевой творческой программы «Человек в центре общества». На завершающем этапе обучения вводятся спецкурсы: для десятиклассников — «Введение в научно-исследовательскую работу», для учащихся одиннадцатых классов — «Основы социального проектирования». Десятиклассники создают научный продукт с элементами собственного исследования, в 11 классе по данной работе гимназист создаёт свой социальный проект, направленный на решение актуальных задач современности. Всё это способствует формированию индивидуального стиля интеллектуальной деятельности учащихся гимназии. Одной из главных задач информационного центра является - оказание практической помощи в нахождении, выборе и использовании информации для написания академических работ учащимся. Библиотекарь не только подбирает нужные источники информации, но и помогает найти необходимую информацию, объединить её из разных источников, обработать, обучает навыкам записи информации, грамотному составлению библиографических списков. В информационном центре ведётся каталог академических работ, собран Золотой фонд академических работ с 1998 года, теперь он используется как часть фонда, с 2010 года работы создаются в электронном виде, работы–победители размещены на сервере локальной сети. В 2010 - 2011 учебном году в рамках пилотной площадки введения нового Федерального Государственного стандарта в программу включились и наши первоклассники, они показали потрясающие результаты на общественной защите своих проектов. Их работы размещены на ресурсе «Дневник.ру», где можно не только их прочитать, но и оценить.

В условиях информационного общества с всё возрастающим потоком информации пред школьной библиотекой (информационным центром) поставлена задача по привитию навыков информационной грамотности и культуры. В 1-8 классах проводятся уроки «Основы информационной грамотности» по трём разделам: книговедческий, библиотековедческий, операционно–технологический. Для гимназистов 9-х классов разработан элективный курс «Основы информационной культуры», основная цель которого - дать учащимся знания, умения, навыки информационного самообеспечения их учебной и самостоятельной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной деятельности (подготовка сочинений, учебных рефератов, докладов, академических работ)

В программе курса предусмотрено знакомство с информационным пространством, хранилищами информации, в том числе выходы в местные библиотеки города с практическими занятиями по поиску информации с помощью каталогов и картотек; ориентация в информационном пространстве, в том числе Интернет, и других нетрадиционных носителях информации; технологии работы с текстами: способы чтения и работы с текстами (цитаты, тезисы, конспекты), способы свертывания информации (конспектирование), оформление библиографических ссылок, аннотирование; зачетный курс.

Началась работа в автоматизированной информационно – библиотечной системе «MARK-SQL», но, на мой взгляд, АИБС не очень эффективна, так как она автономна, а для школьной библиотеки с её небольшим фондом в первую очередь важно взаимодействие с информационными учреждениями района в принятых форматах.

В помощь педагогам и учащимся создана и продолжает пополняться база аннотированных ссылок на образовательные ресурсы Интернет «Ресурсы Интернет»

Информационный центр решает задачи не только повышения качества образования, формирования информационной культуры гимназиста, доступа к глобальным информационным ресурсам, но и через телекоммуникационные проекты позволяет поднять работу с одарёнными детьми на новый уровень. Интернет даёт огромные возможности для общения, развития и творчества, главное уметь правильно подсказать ребёнку, где он может раскрыть свой талант.

Через газету «Библиотека в школе» мы знакомимся с различными международными и российскими проектами («NaNoWriMo», «Книгуру») привлекаем для участия в них наших творчески – одарённых детей.

С 2012 года гимназия вошла в «Школу цифрового века» - проект по комплексному обеспечению образовательных учреждений качественными предметно-методическими материалами издательства «1 сентября». Задача проекта — предоставить каждому педагогическому работнику доступ к цифровым материалам по соответствующей учебной дисциплине или школьной специальности, а также обеспечить их регулярное адресное получение. Надо отметить, что в информационном центре есть доступ ко всем изданиям «1 сентября», любой учитель может поработать с интересующим его журналом или газетой.

В настоящее время создана страница информационного центра на школьном сайте (www.gimn-keg.ru), где наиболее полно представлены электронные образовательные ресурсы различных уровней для разных категорий пользователей: администраторов, учителей, учащихся, будущих абитуриентов и других.

Стоит отметить, как хорошо налажена работа с Кировской детской библиотекой. Учащиеся гимназии совместно с библиотекарями участвуют в различных совместных мероприятиях, проектах Областной детской библиотеки, проводимых либо на базе городской библиотеки, либо в стенах гимназии. Кроме того мы проводим совместные мероприятия по продвижению детского чтения с Центром внешкольной работы г.Кировска.

В заключение хочется сказать, что за последние три года такие показатели информационного центра, как читаемость и посещаемость, остаются стабильными, и это подтверждает, что новые информационные технологии – мощный инструмент воспитания и образования. Сегодня мы используем новые технологии не вместо, а вместе с книгой!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПрограмма развития школьной библиотеки
В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития....
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной...
Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы библиотеки маоу «Ашапская средняя общеобразовательная...
...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconОтчет о работе библиотеки за 2012-2013 учебный год
Кроме того работа школьной библиотеки направлена на обеспечение воспитательного процесса методами библиотечного и информационно-библиотечного...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного...
ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки
Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconСемейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки
Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники,...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconАнализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф....
Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconОтдел информационно-библиографического обслуживания новые документы по библиотечному делу
...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. Задачи школьной библиотеки
Обеспечение участников образовательного процессов – обучающимся, педагогическим работникам (далее – пользователям) – доступа к информации,...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconАнализ работы школьной библиотеки боу «Кичменгско-Городецкая средняя...
...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconПлан работы школьной библиотеки моу ирмо «Ширяевской сош» на 2012-2013 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно – образовательной среде гимназии iconТематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности»
Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск