Скачать 138.42 Kb.
|
Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотекиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лебединская средняя общеобразовательная школа Утверждаю: директор школы __________ Ягудин И.М. Проект “Мама, Папа и Я - читающая семья” Сроки реализации проекта: 2012-2015 годы Руководитель проекта: Давлетшин Нияз Мухаматнурович. Автор проекта: Ипполитова Марина Геннадьевна. 1. Паспорт проекта.
Сводный список исполнителей Заместитель директора по воспитательной работе - руководитель программы, заведующая школьной библиотекой - автор программы, школьный психолог - участник программы, учителя начальной школы - участники программы, учащиеся начальной школы - участники программы, родители учащихся начальных классов . 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА 1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д. Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”. В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на Всемирном Конгрессе Чтения “Читающая страна – основа конкурентоспособного общества”, прошедшем в г. Астане, было обращено особое внимание на программы по приобщению детей и молодежи к чтению. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. 1.2. Обоснование проекта Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления, электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку: - интеллектуальное и эмоциональное развитие; - развитие языка; - социальное и образовательное развитие; - влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. 1.3. Цели и задачи проекта Цель проекта: - создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье. Задачи проекта: - организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь” - возрождение традиции семейных чтений; - повышение культуры чтения в семье; - приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки. 1.4. Ожидаемые результат реализации проекта Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников. 1.5. Календарный план реализации проекта
Приложения к проекту Комплект участника проекта: Приложение 1. Правила участия в программе Приложение 2. Путевка участника программы Приложение 3. Буклет юного читателя Приложение 4. Памятка для родителей Приложение 5. Анкета для родителей Приложение 6. Карта путешественника Приложение 7. Маршрутный лист путешественника Правила участия в программе
В НАРОДЕ ГОВОРЯТ: «Золото добывают из земли, а знания из книги» Читайте, читайте, Творите, мечтайте Найдете удачу в пути. Читайте, читайте, Страницы листайте Свой мир открывайте, В нем все впереди. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский
участника программы Мама, Папа и Я – читающая семья» Я_________________ ______________КЛАСС мама_______________ папа________________ «Вам, юные любители чтения» Юный читатель! Ты уже научился немного читать, и теперь сам сможешь прочитать свои первые книжки. Я, библиотекарь, помогу тебе открыть тайны волшебной страны под названием «Читалия». Путешествие по этой удивительной стране будет очень простым, но интересным. Во время путешествия ты встретишься с новыми литературными произведениями: сказками, рассказами и стихами; вспомнишь то, что уже читал. Путешествуя по «Книжному океану», ты будешь не только читать, но и рисовать, решать кроссворды, записывать в своем «Дневнике юного читателя» то, что тебе особенно понравилось и запомнилось. Начиная читать новый для тебя текст, настройся, сосредоточься, чтобы ничто тебя не отвлекало. Читай вдумчиво, старайся понять каждое слово. Если что-то тебе будет непонятно, обратись к папе или маме, они тебе объяснят. Чем чаще ты будешь приниматься за чтение, тем быстрее научишься бегло и легко читать любые тексты. А если какие-то строки из прочитанных произведений ты захочешь запомнить, заучи их наизусть. Чаще читай вслух, читай выразительно, так, чтобы всем было интересно тебя слушать. Итак, дорогой друг, счастливого плавания по «Книжному океану». Книжный океан Долина Дружбы Литературный залив Озеро смеха Мыс Россия П-ов цветочный |
План работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного... Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | План работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | ||
План работы школьной библиотеки на 2013/ 2014 учебный год Основные задачи библиотеки Создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, аудиовизуальные,... | План работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс | ||
Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы,... Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | План работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный... Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий | ||
Пояснительная записка Руководство чтением как приоритетное направление... Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | План работы школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. Задачи школьной библиотеки Обеспечение участников образовательного процессов – обучающимся, педагогическим работникам (далее – пользователям) – доступа к информации,... | ||
Программа развития школьной библиотеки В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.... | Анализ работы школьной библиотеки моу полетаевской сош за 2012/2013 учебный год Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями... | ||
Тематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности» Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки... | Задачи школьной библиотеки Организовать активом библиотеки работу по бережному отношению и сохранности учебников | ||
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно... Сегодня новые задачи образования, рост информационных потоков, развитие телекоммуникационных технологий побуждают школьные библиотеки... | Семейное чтение эффективное средство развития интереса ребёнка к чтению Проблема чтения и воспитения через чтение одна из самых серьёзных и актуальных в нашей стране | ||
План работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год I Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе | Педагогическая практика содействия развитию критического мышления в условиях библиотеки Введение. Роль и значение школьной библиотеки в условиях модернизации образовательных учреждений |