Использование икт на уроках истории и обществознания





Скачать 116.36 Kb.
НазваниеИспользование икт на уроках истории и обществознания
Дата публикации29.06.2015
Размер116.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

Муравлянская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Сараевский муниципальный район,

Рязанской области.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Учитель I категории

Мысина Наталья Викторовна

Муравлянка 2014

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Работа по самообразованию учителя Мысиной Н.В.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.

Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке, так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения;

  • экономию времени при объяснении нового материала;

  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

  • постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:

  • знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии и др.);

  • уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом.

По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете.

На уроках истории и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использует готовые, находя их в Интернете. Помимо этого программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам.

Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагает учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

При подготовке к урокам велико значение использования возможностей Интернета. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

  • урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

  • комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

  • урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

  • защита рефератов и проектных работ учащимися.

  • оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные в электронном виде, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии дома компьютера);

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

  • Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

  • Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

  • Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).

Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 157 с.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Введение в обществознание: учеб. Для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.

  3. Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

Муниципальное образовательное учреждение

Муравлянская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Сараевский муниципальный район,

Рязанской области.

Конспект открытого урока обществознания в 9 классе по теме: «Долг и совесть»

Учитель I категории

Мысина Наталья Викторовна

Муравлянка 2014

Урок обществознания в 9 классе по теме
Долг и совесть

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Учащиеся должны знать:

1) Благодаря осознанию своего долга перед окружающими, а также голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познает и осознает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

2) Человеческое поведение определяется:

а) моральными требованиями;

б) естественными потребностями человека;

в) конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь.

Учащиеся должны представлять, что такое:

1) мораль;

2) долг;

3) совесть;

4) поведение.

Учащиеся должны уметь:

1) доказать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;

2) указывать ключевые слова в определении;

3) разъяснять смысл высказываний;

4) характеризовать общие черты людей.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Проверка домашнего задания. Слайд 1-5

1. Мораль – это:

а) общепринятое представление о том, что хорошо, а что дурно;

б) установленное самим человеком для себя представление о том, что хорошо, а что дурно.

2. Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным.

а) да;

б) нет.

3. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

а) да;

б) нет.

4. Человек определяется только врожденными качествами.

а) да

б) нет

5. Какое высказывание верно?

а) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

б) Только тогда станешь человеком, когда научишься ко всему живому относиться по-человечески.

II. Изучение нового материала.

Проанализируйте следующую ситуацию:

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа.

«Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.

Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?

Сегодня на уроке речь у нас пойдет о таких категориях этики, как долг и совесть. Слайд 6

Задание группам:

1. Запишите слова-ассоциации к слову «долг».

2.– Что же такое долг?

Ответить на этот вопрос поможет текст учебника в разделе «Что такое долг» и «Долг общественный и моральный».

Вывод: Слайды 7,8,9

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. В долге различают две стороны:

а) долг общественный;

б) долг моральный.

3. Общественный долг – это все объективные (независимые от нашего личного желания) обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

Задание группам:

I группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

II группа. Вы уже знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А как вы думаете, что такое формализм, формальное понимание долга? Дайте свою оценку этому явлению.

III группа. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?

Выслушиваются ответы.

Задание:

1. Запишите ассоциации к слову «совесть».

2. Попытайтесь дать определение понятия «совесть».

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

3. Как вы представляете себе совесть?

Организуется работа по тексту параграфа раздела «Совесть».

1) Прочитать сообщение о Януше Корчаке.

2) Ответить на вопросы:

а) Можно ли считать поступок Януша Корчака продиктованным педагогическим долгом?

б) Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть?

Задание:

I группа. «Совесть предупреждает нас как друг, прежде чем покарать нас как судья». Раскройте смысл слов Станислава Лещинского. Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

II группа. Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?

III группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

Вывод: Слайд 11

1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.

III. Закрепление. Слайд 12,13

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведенные позиции. С какой позицией вы согласны? Почему?

Слайд 13. Какое суждение верно?

А. Страх – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.

Б. Страх никогда не мешает человеку совершать достойные поступки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) неверны оба суждения

IV. Итог урока. Слайд 14

Д/з § 51. Напишите синквейн по теме «Долг»; «Совесть».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках истории и обществознания iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт на уроках истории и обществознания iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Использование икт на уроках истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование икт на уроках истории и обществознания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида
Использование икт на уроках истории и обществознания icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconМетодическая разработка На тему: «Использование игровых технологий...
На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»
Использование икт на уроках истории и обществознания iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconИспользование модульной технологии на уроках истории и обществознания
Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной,...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Использование икт на уроках истории и обществознания icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Использование икт на уроках истории и обществознания icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconОписание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской...
Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня...
Использование икт на уроках истории и обществознания iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск