Аннотация
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики в 9 классе по 2 часа в неделю (70 учебных часов).
Данный курс нацелен на формирование умений использования современных цифровых технологий самостоятельно и в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать информацию, проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессов, системах, технологиях и моделях;
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную деятельность и планировать её результаты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к информации, умения определять свойства информации;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем образовании.
Во время обучения предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (в основном подготовительный этап, не требующий использования компьютера) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течении нескольких недель.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель Заместитель руководителя по Руководитель МО
МБОУ «АСОШ №5» УВР МБОУ «АСОШ №5»
________/________ ________/________ ________/________
Протокол № ___от Протокол № ___от Протокол № ___от
«___»_______20 г. «___»_______20 г. «___»_______20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Владимира Викторовича Тигольских
По курсу «Информатика и ИКТ»
9 класс
2014-2015 учебный год
г. Абаза, 2014 год
1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики в 9 классе по 2 часа в неделю (70 учебных часов).
Данный курс нацелен на формирование умений использования современных цифровых технологий самостоятельно и в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать информацию, проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессов, системах, технологиях и моделях;
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную деятельность и планировать её результаты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к информации, умения определять свойства информации;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем образовании.
Во время обучения предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (в основном подготовительный этап, не требующий использования компьютера) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течении нескольких недель.
Учебно – тематическое планирование
№/№
| Наименование тем
| Количество часов
| 1
| Кодирование и обработка графической информации и мультимедийной информации
| 8
| 3
| Клавиатурный тренажёр
| 6
| 4
| Кодирование и обработка текстовой информации
| 8
| 5
| Кодирование и обработка числовой информации
| 8
| 6
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 7
| 7
| Моделирование и формализация
| 10
| 8
| Информатизация общества
| 5
| 9
| Компьютерный практикум
| 17
| 10
| Резерв
| 1
|
| Итого
| 70
|
Основное содержание учебной программы
Кодирование и обработка графической информации – 8 часов Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ. Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства. Практические работы:
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.
Клавиатурный тренажер – 6 часов Компьютерное представление о клавиатуре.
С помощью клавиатурного тренажёра, учащиеся должны научиться работать слепым методом на большой клавиатуре, проводить несложные вычисления на малой клавиатуре. Знать назначение клавиш, сочетание клавиш, знаки препинания. Работать с раскладкой клавиатуры как на русском, так и на английском языке. Практические работы:
Выполнить упражнения для каждого пальца.
Выполнить упражнения для слогов.
Выполнить упражнения со словами.
Выполнить упражнения словами и предложениями.
Контрольный тест на время.
Кодирование и обработка текстовой информации – 8 часов Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и редактирование текстовых документов (вставка, замена и удаление символов, работа с фрагментами текста). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастера и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта и абзаца. Создание списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст, создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Практические работы:
Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
Создание визитных карточек на основе шаблона. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.
Вставка математических формул.
Форматирование символов и абзацев.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.
Создание гипертекстового документа.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Сканирование и распознание текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации – 8 часов Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: число, текст, формула. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью калькулятора.
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Ввод математических формул и вычисление по ним.
Построение диаграмм и графиков.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 7 часов Алгоритм и его формальное исполнение. Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практические работы:
Создание простейшей программы на языке программирования Турбо Паскаль.
Моделирование и формализация – 10 часов Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Основные этапы разработки и исследования физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Компьютерный практикум – 17 часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать, понимать:
Основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;
Отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функции для обработки числовых данных;
Форматы растровых и векторных графических примитивов;
Понятие мультимедийного продукта;
Наиболее распространённые программы для подготовки мультимедийного продукта;
Этапы создания мультимедийного продукта;
Критерии оценивания мультимедийного продукта;
Типы БД;
Организация БД№
Методы поиска и сортировки данных;
Организация реляционных БД;
Принципы кодирования графической информации в компьютерной технике;
Особенности представления цвета в различных цветовых моделях;
Принципы векторного и растрового кодирования графической информации в компьютерной технике;
Принципы работы с временной шкалой.
Учащиеся должны уметь:
Создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе – электронные, в частности – в практических задачах домашней экономики);
Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
Интерпретировать результаты, получаемы в ходе моделирования реальных процессов;
Создавать и редактировать растровые и векторные графические объекты;
Представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;
Готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране;
Создавать и заполнять БД;
Пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать БД в различных областях профессиональной деятельности;
Осуществлять поиск, отбор и анализ информации;
Оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
Сканировать и кадрировать рисунки и фотографии;
Выполнять цветовую коррекцию изображений, а также коррекцию яркости и контрастности как всего рисунка, так и отдельных его областей;
Ретушировать отсканированные фотографии;
Создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
Работать с многослойными документами;
Создавать анимационные ролики;
Использовать звуковые файлы для сопровождения анимации.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер;
Проектор;
Модем;
Устройство для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
Программные средства:
Операционная система WindowsXP, Vista;
Интегрированный офисный пакет (текстовый редактор, электронные таблицы, программу разработки презентаций);
Растровый графический редактор AdobePhotoshop;
Программа для создания анимации AdobeFlash;
Мультимедиа-проигрыватель.
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса, 4-е издание, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. – 320 с.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, исправленное. Н.Д.Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с: ил.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие, 3-е издание – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. Составитель Бородин М.Н. – 4-е издание.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Поляков К.Ю. Уроки по AdobePhotoshop. Электронное учебное пособие, 2007 г.
Луций С.А. Изучаем Photoshop. – СПб.: Питер, 2005 г.
Луций С.А. Самоучитель Photoshop. – СПб.: Питер, 2005 г.
Поляков К.Ю. Уроки по AdobeFlash. Электронное учебное пособие, 2007 г.
Кирьянов Д., Кирьянова Е. AdobeFlash – это просто! Создаём Web-анимацию. СПб.: БХВ, 2007 г.
Вовк Е. Информатика: Уроки по Flash. – М.: Кудиц – Образ, 2005 г.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Дата
| Примечание
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
| 1
| Техника безопасности в кабинете информатики
| 1
| 02.09
|
| 2
| Пространственная дискретизация
| 1
| 04.09
|
| 3
| Палитры цветов в системах RGBи CMYK
| 1
| 08.09
|
| 4
| Растровая графика
| 1
| 11.09
|
| 5
| Векторная графика
| 1
| 15.09
|
| 6
| Растровая и векторная анимации
| 1
| 18.09
|
| 7
| Цифровое фото и видео
| 1
| 22.09
|
| 8
| Кодирование звуковой информации
| 1
| 25.09
|
| 9,
10, 11, 12, 13, 14
| Клавиатурный тренажер
| 6
| 29.09
02.10
06.10
09.10
13.10
16.10
|
| Кодирование и обработка текстовой информации
| 15
| Кодирование текстовой информации
| 1
| 20.10
|
| 16
| Создание документов в текстовых редакторах
| 1
| 23.10
|
| 17
| Ввод и редактирование документа
| 1
| 27.10
|
| 18
| Сохранение и печать документов
| 1
| 30.10
|
| 19
| Форматирование символов
| 1
| 10.11
|
| 20
| Форматирование абзацев
| 1
| 13.11
|
| 21
| Нумерованные и маркированные списки
| 1
| 17.11
|
| 22
| Таблицы
| 1
| 20.11
|
| Кодирование и обработка числовой информации
| 23
| Представление числовой информации с помощью систем счисления
| 1
| 24.11
|
| 24
| Арифметические операции в позиционных системах счисления
| 1
| 27.11
|
| 25
| Двоичное кодирование чисел в компьютере
| 1
| 01.12
|
| 26
| Основные параметры электронных таблиц
| 1
| 04.12
|
| 27
| Основные типы и форматы данных
| 1
| 08.12
|
| 28
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
| 1
| 11.12
|
| 29
| Встроенные функции
| 1
| 15.12
|
| 30
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
| 1
| 18.12
|
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 31
| Свойство алгоритма и его исполнители
| 1
| 22.12
|
| 32
| Блок-схемы алгоритмов
| 1
| 25.12
|
| 33
| Выполнение алгоритмов компьютером
| 1
| 29.12
|
| 34
| Линейный алгоритм
| 1
| 12.01
|
| 35
| Алгоритмическая структура «ветвление», Алгоритмическая структура «выбор», Алгоритмическая структура «цикл»
| 1
| 15.01
|
| 36
| Переменные: тип, имя, значение
| 1
| 19.01
|
| 37
| Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках программирования
| 1
| 22.01
|
| Моделирование и формализация
| 38
| Окружающий мир как иерархическая система
| 1
| 26.01
|
| 39
| Моделирование как метод познания
| 1
| 29.01
|
| 40, 41
| Материальные и информационные модели
| 2
| 02.02
05.02
|
| 42, 43
| Формализация и визуализация информационных моделей
| 2
| 09.02
12.02
|
| 44, 45
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
| 2
| 16.02
19.02
|
| 46
| Построение и исследование физических моделей
| 1
| 26.02
|
| 47
| Приближенное решение уравнений
| 1
| 02.03
|
| Информатизация общества
| 48, 49
| Информационное общество
| 2
| 05.03
12.03
|
| 50
| Информационная культура
| 1
| 16.03
|
| 51, 52
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
| 2
| 19.03
30.03
|
| Компьютерный практикум
| 53
| Практическая работа к главе 1.1
| 1
| 02.04
|
| 54
| Практическая работа к главе 1.2
| 1
|
| 55
| Практическая работа к главе 1.3
| 1
| 06.04
|
| 56
| Практическая работа к главе 1.4
| 1
| 09.04
|
| 57
| Практическая работа к главе 2.1
| 1
| 13.04
|
| 58
| Практическая работа к главе 2.2
| 1
| 16.04
|
| 59
| Практическая работа к главе 2.3
| 1
| 20.04
|
| 60
| Практическая работа к главе 2.4
| 1
| 23.04
|
| 61
| Практическая работа к главе 2.5
| 1
| 27.04
|
| 62
| Практическая работа к главе 3.1
| 1
| 30.04
|
| 63
| Практическая работа к главе 3.2
| 1
|
| 64
| Практическая работа к главе 3.3
| 1
| 07.05
|
| 65
| Практическая работа к главе 3.4
| 1
|
| 66
| Практическая работа к главе 3.5
| 1
| 14.05
|
| 67
| Практическая работа к главе 3.6
| 1
| 18.05
|
| 68
| Практическая работа к главе 3.7
| 1
| 21.05
|
| 69
| Практическая работа к главе 3.8
| 1
|
| 70
| Резерв
| 1
|
|
|
| Всего часов
| 70
|
|
| |