Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер





Скачать 148.25 Kb.
НазваниеЛ. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер
Дата публикации07.07.2015
Размер148.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ С ПОЗИЦИЙ БИБЛИОТЕЧНОГО ГУМАНИЗМА:

К ПРОДОЛЖЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Л.Е. Савич
Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интересов, сохраняющаяся в любых исторических условиях, мало у кого из представителей библиотечного сообщества вызывала и вызывает сомнения.

Вместе с тем, именно на библиотеках наиболее драматично отражаются реформы экономической и социальной сфер, которые зачастую радикально меняют позиции библиотек в обществе. Отсюда возникает необходимость рефлексии процессов, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов, оценки места и роли, направлений, содержания, технологий и форм работы, без чего библиотеки не смогут сохранить значимые позиции в системах массовых и документных коммуникаций, учреждений образования, воспитания и культуры, информационном и культурном пространстве в целом. Расширение возможностей библиотеки за счет внедрения новейших информационных = компьютерных технологий, в чем нас старательно убеждают технократы, не представляется в данном случае единственным решающим фактором.

Острота сегодняшних баталий вокруг вопроса о библиотечном гуманизме и шире - о роли и месте библиотеки в современном общественном и технологическом контексте совершенно очевидно подтверждает, что профессиональная общественность «созрела» не только для постановки новых вопросов, но и для и решения конкретных задач, что библиотечный гуманизм есть скорее действие, активная деятельность, а не только мировоззрение и некие теоретические построения,.

Одним из наиболее актуальных направлений библиотечно-информационной деятельности сегодня представляется участие в процессах формирования социального здоровья – своеобразного «барометра» жизни общества, поскольку процесс формирования социального в человеке, в том числе здоровья, тесно связан с проблемами социального развития, социальной активности, социализации, которые предполагают адаптацию к социальным параметрам среды и к инновациям.

Обращение библиотеки к проблемам формирования социального здоровья, выстраивание содержания и стратегии работы, сотрудничества с другими социальными институтами по этому направлению, дает библиотекам возможность выразить свою активную позицию. Не можем согласиться с тем, что библиотека не должна «формировать», способна лишь «содействовать» - в данном случае мы сами принижаем роль и значение, реальные и потенциальные возможности библиотеки в решении важнейших государственных вопросов, ограничиваем ее потенциальную активность. Мы видим библиотеку не просто социальным, информационным, образовательным, воспитательным, т.п. институтом, но и активно действующим, обладающим большим потенциалом звеном в системе социальной защиты населения, защиты его здоровья, сопровождения и поддержки индивида на всем жизненном пути.

Социальное здоровье на всех этапах развития гуманитарного знания выступало в качестве базовой категории, характеризующей сущность социальных аспектов процесса и результата культурного и информационного воздействия и взаимодействия, образования и воспитания. Именно с умения гармонизировать внешние и внутренние факторы жизнедеятельности человека для достижения состояния физического, душевного и социального благополучия практически во все исторические эпохи начиналась характеристика целей формирования личности.

Еще древние говорили, что нельзя лечить тело, не принимая во внимание состояние души. Одни люди испытывают трудности в коммуникации, другие – в самопознании и саморазвитии, у третьих доминирует агрессия, зависть и соответствующее поведение. Для многих характерны такие формы нарушения социализации личности, как неадекватные самооценка и уровень притязаний, которые важны не только для личностного, но и профессионального самочувствия. Но эти проявления характерны в большинстве случаев не больным, а нормальным личностям. Им нужна помощь в преодолении названных барьеров, и зачастую помощь не врача. Например, в мировой художественной литературе описано все, что с человеком было, есть и может произойти, как поступать в тех или иных ситуациях.

Актуальность проблемы обострилась в условиях «информационной цивилизации», когда лавинообразный рост информационных, в том числе документных потоков поставил государство и общество перед необходимостью создания и реализации концепции социального здоровья, культуры здоровья социума и личности.

В числе основных причин современного неудовлетворительного состояния здоровья соотечественников присутствуют проблемы информационного обеспечения – недостаточного либо избыточного для любого человека, независимо от возраста и статуса, которые в свою очередь влияют на такие характеристики личности как образованность, культура, социализированность, поведение, образ жизни и отношение к здоровью. Данная взаимосвязь и взаимообусловленность причин и следствий «болезней» позволяет прогнозировать /конкретизировать направления, методы работы библиотеки по их минимизации, в идеале - полного предупреждения.

Исходными посылками предпринятого нами исследования явилось то, что:

- библиотеки России как один из базовых элементов культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуры страны выполняют важнейшие социальные функции, вносят весомый вклад в ее развитие;

- здоровье есть социально-гуманитарный феномен;

- формирование предполагает обучение, информирование, воспитание, самовоспитание и саморазвитие [2], обеспечивая в комплексе педагогический аспект создания мотивации на здоровье и создания информационной базы индивидуального здоровья;

- валеология - интегративная область знания о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека [1], вводящая понятие здоровье в широкий социальный контекст;

- библиотечно-информационная деятельность в помощь формированию социального здоровья ее субъектов есть направление социальной поддержки1 в форме библиотечно-информационного сопровождения на протяжении всей социальной и профессиональной жизни личности;

- библиотечная валеология - научное направление, в комплексе представляющее теоретико-методологические основы библиотечно-информационной деятельности по формированию социального здоровья, проблемы и решения сохранения здоровья ее субъектов, детерминированные особенностями этой деятельности, обладающее значительным теоретическим и практическим потенциалом, основанном на понимании здоровья как социально-гуманитарного феномена, опирающееся на достижения наук о человеке и его здоровье. Своей основной целью библиотечная валеология позиционирует содействие формированию, сохранению и воспроизводству социального здоровья посредством интеллектуальных, документных, технологических, материально-технических ресурсов библиотечно-информационных учреждений.

Методологическая основа проведенного исследования обусловлена его междисциплинарным характером и комплексным теоретико-прикладным значением, что нашло отражение в интеграции принципов:

- антропоцентрического подхода, утверждающего непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, ставящего во главу угла цели, возможности и средства развития человека, позволяющего рассматривать субъектов библиотечно-информационной деятельности – библиотекаря и пользователя как носителей интеллектуального капитала, ресурс и резерв общественного развития и как объект влияния библиотечно-информационных учреждений, выступающих в качестве социально-информационной составляющей системы «Здоровье»;

- аксиологического подхода, определяющего место здоровья в числе высших человеческих ценностей, формулирующего исходя из этого задачи воспитания и образования;

- системно-синергетического подхода, рассматривающего науку и человека как сложные вероятностные системы открытого типа, способные при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию, в том числе созданию мотивации на здоровье; позволяющего обеспечить целостность представления объекта, предмета, целей, задач, методики библиотечной валеологии в теоретическом и прикладном аспектах;

- культурологического подхода, который в силу своей междисциплинарной природы позволяет:

-- позиционировать библиотечно-информационную деятельность в системе процессов создания, приумножения, сохранения и передачи культурных ценностей и традиций;

-- прогнозировать и экстраполировать социальные, в том числе культурные, процессы и факторы, влияющие на формирование и динамику информационных потребностей, читательских интересов, библиотечного спроса,

-- усилить междисциплинарность исследования проблем здоровья в гуманитарных аспектах медицины и здравоохранения, этнических и региональных культурах, литературе и искусстве;

- информационного подхода, утверждающего главенствующую роль информации в природе и социальных явлениях, определяющего и анализирующего наиболее характерные для них информационные аспекты, позволяющие системам саморазвиваться и самоорганизовываться, дающего новые возможности для исследования сложных объектов, процессов и явлений на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов, в данном случае процессов библиотечно-информационной деятельности, направленных на формирование здоровой в духовном и физическом отношении личности библиотекаря и пользователя;

- деятельностного подхода, поскольку формирование социального здоровья субъектов библиотечно-информационной деятельности и, соответственно, реализация положений библиотечной валеологии, осуществляется в этой деятельности, равноправными участниками которой являются библиотекари и пользователи;

- технологического подхода к анализу библиотечно-информационной деятельности, протекающей в социотехнической системе «библиотека», что позволяет произвести исследование производственной составляющей труда библиотекаря, его интеллектуально-информационного обеспечения (в первую очередь общепрофессиональных, специальных и социально-личностных компетенций), моделировать организацию и содержание библиотечно-валеологического сопровождения;

- а также положений теории социальных институтов, объектом рассмотрения которой являются базовые институты, образующие глубинные основания социальных взаимодействий людей по поводу совместного проживания в рамках единого социума, и теории институциональных матриц, позволивших построить институциональную матрицу как модель существования /взаимодействия /участия /места библиотек в системе институтов общества / государства, формирующих социальное здоровье.

В процессе обсуждения поднятой и развитой нами в публикациях [напр., 5,6,7] проблемы участия библиотеки в формировании социального здоровья возник ряд вопросов, на которые попытаемся ответить в данном материале.

В чем отличия социально здорового человека от человека социализированного?

Это понятия взаимодополняющие друг друга, во много пересекающиеся и взаимообусловленные. Более 50-ти лет назад А. Маслоу в своей книге «На подступах к психологии бытия» писал, что здоровым людям присущи, среди всего прочего, следующие общие черты: способность лучше воспринимать действительность, хорошо относиться к себе, другим и природе; естественность, спонтанность и простота; автономность и активность; они с уважением, радостью и удивлением относятся к основополагающим жизненным благам, признавая их ценность; обладают чувством солидарности; им присущ демократический склад характера; у них выраженные этические задатки; их юмор носит не язвительный, а философский характер; все здоровые люди без исключения склоны к творчеству [3]. Вряд ли можно лучше описать социально здорового человека. Очевидно, это и есть идеал, к которому должно стремиться общество, и достижение которого невозможно без участия библиотек.

Социализация, в свою очередь, - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Это не только процесс, но и условие, проявление и результат социального формирования личности. Кроме того, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

То есть социализация решает три основные задачи: интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; способствует взаимодействию людей вследствие принятия им социальных ролей; сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Таким образом, социализированный человек не может не быть здоров социально.

Применительно к библиотечно-информационной сфере следует отметить, что библиотека является традиционным институтом социализации личности, в силу чего способна решать и проблемы формирования социального здоровья личности и общества.

Каким видится влияние все более активизирующейся NBIC-конвергенции, включающей в том числе информационные и когнитивные технологии?

Динамично развивающиеся на наших глазах тенденции сближения, взаимовлияния и взаимоусиления информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки, которая получила название NBIС-конвергенции, представляет несомненный интерес с позиций библиотековедения и библиотечной валеологии как его научно-исследовательского направления является взаимовлияние иенно.

Сошлемся, например, на предложенную В. Прайд и Д. Медведевым [4] схему сети пересечений этих технологий, достаточно сложную по структуре и взаимосвязям элементов. Но именно эта схема привлекла наше внимание, поскольку она выстраивается вокруг треугольника, на вершине которого располагаются информационные технологии, обеспечивающие когнитивные, био- и нанотехнологии. Связи информационных и когнитивных процессов основаны на достижениях педагогики, психологии, экономики, права, политологии, медицины и рядом других информационно и технологически насыщенных отраслей, которые находятся в поле внимания библиотековедения и нашего исследования, в частности.

Ученые предполагают, что технологические возможности, раскрывающиеся в ходе NBIC-конвергенции, неизбежно приведут к серьезным культурным, философским и социальным потрясениям. В частности, это касается пересмотра традиционных представлений о таких фундаментальных понятиях, как жизнь, разум, человек, природа, существование. Следовательно, это неизбежно окажет влияние и на библиотечно-информационную сферу, ее субъектов. Представляется, что эта тенденция должна привлечь внимание библиотечно-информационных специалистов и исследоваться с наших профессиональных позиций.

Вызывает некоторое сомнение достаточность библиотечного обслуживания как информационной базы для моделирования и прогнозирования библиотечно-валеологической деятельности. Не следовало бы включить дополнительные информационные и методические инструменты в процесс моделирования?

Библиотечно-информационное обслуживание является конечным процессом в технологической цепочке библиотечно-информационной деятельности. Именно в нем кумулируются информационные, методические, интеллектуальные ресурсы не одной библиотеки, а сети, системы библиотек, информационно-коммуникационных и документных институтов. Кроме того, нами предложено новые содержательные и методические решения:

- библиотечно-валеологическое сопровождение читателя /пользователя как долговременная форма работы с ним, реализуемая поэтапно, по мере осознания сущности и ценности здоровья (знание – труд – привычка – опыт - ценность), что позволит библиотекарю формировать информационную и знаниевую базы каждого пользователя и всей аудитории библиотеки, корректирующие их поведение по сохранению здоровья, оказывать своевременную информационную поддержку самосохранительного поведения, содействовать поиску решений в ситуациях поддержания здоровья;

- валеологическое сопровождения профессиональной библиотечно-информационной деятельности, представляющие собой комплекс мероприятий по изучению, формированию, развитию, поддержке и содействию реализации личностного и профессионального потенциала человека, гармонизации его внутреннего состояния и внешних условий социально-профессиональной жизни, необходимой коррекции профессиональной деятельности, удовлетворению потребностей субъекта деятельности без потерь здоровья.

С какими организациями должна сотрудничать общедоступная библиотека для системного решения задач формирования социального здоровья?

Опыт российских библиотек, освещаемый в профессиональной прессе, обобщенный в методических материалах, демонстрирует использование комплексного подхода к работе по «пропаганде здорового образа жизни» в традиционном для нашей страны его физиологическом, в первую очередь, понимании, основанного на принципах дифференцированного подхода, преемственности, систематичности, целенаправленности, а также объединение усилий с медицинскими, образовательными, культурно-досуговыми учреждениями. Работа ведется с детьми (в дошкольных учреждениях и детских библиотеках), с учащимися школ и студентами (по месту их учебы), с работающим населением (по месту работы — в университетах и школах здоровья), с людьми пожилого возраста (по месту жительства, в «университетах третьего возраста») и т.д. В то же время здесь «суммируются» содержательные проблемы в деятельности каждой из включающихся в эту работу организаций по ориентации на здоровье наших сограждан.

Кроме того, представляется недостаточным использование даже совместный возможностей учреждений и организаций, в связи с чем для моделирования связей библиотеки по реализации рассматриваемой задачи – формированию социального здоровья - нами была использована теория институциональных матриц, позволяющая объединить в едином проблемном и информационном пространстве различные социальные институты, учреждения, информационные ресурсы, пользователей, а также их связи и взаимодействия [8].

Базовые институты – экономика, политика, культура, которые можно проследить практически во всех обществах от древности до наших дней, неизменно взаимосвязаны с библиотекой как социальным (информационным, коммуникативным, культурно-просветительным, образовательным, воспитательным, ценностно-ориентирующим, идеологическим и т.д.) институтом и оказывают на нее непосредственное влияние. Поэтому библиотека в нашей институциональной матрице выступает именно как социальный институт, реализующий значимую функцию – формирование социального здоровья, и, следовательно, для ее реализации будут значимы взаимодействия со всеми без исключения социальными институтами, участвующими в решении этой задачи, отсюда – со всеми учреждениями и организациями, представляющими в обществе эти институты. При этом вопрос приоритетов в построении этих связей зависит от конкретных условий (окружения), в которых находится библиотека, и от задач, которые она перед собой ставит.

Какие формы работы являются наиболее эффективными?

На наш взгляд, давать какие-то универсальные, однозначные оценки в данном случае будет не совсем корректным. Мы сознательно не предлагаем завершенные решения, поскольку выбор способов достижения названных целей в каждом случае будет зависеть от информационных потребностей пользователей библиотеки, ресурсов библиотеки, эффективности тех или иных методов и форм предоставления информации, организации коммуникации и т.п. в конкретной читательской аудитории, наконец, от квалификации библиотекаря. Все, что делает библиотекарь для читателя – рекомендации, пособия «В помощь…», выставки, обзоры, работа центров психологической помощи, патриотическое, нравственное воспитание, развитие познавательной активности, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, аналитические материалы – практически весь арсенал технологически отработанных форм библиотечно-информационной деятельности, наполненный соответствующим содержанием, будет способствовать социальному здоровью пользователя: формировать его жизненные мотивы и установки, его поведение, отношение к людям и окружающему миру, адекватное восприятие действительности, межличностные связи, комфортность в том или ином социальном окружении.

Информирование, образование, социализация, формирование личности читателя-пользователя имеющимся информационным, интеллектуальным, методическим, технологическим потенциалом, возможностями протяженного во времени информационного сопровождения пользователя, содействие благодаря этому «образованию через всю жизнь» есть не что иное, как участие в социальной деятельности государства, общества по формированию социально здоровой личности и социально здорового общества.
Использованные источники:

  1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. –208 с.

  2. Гликман И.З. Воспитание, формирование и обучение: о соотношении основных педагогических категорий //Инновации в образовании. – 2008. – № 7. – С. 4–10.

  3. Маслоу А. На подступах к психологии бытия //Маслоу А. Психология бытия [Электронный ресурс]. – М.: Рефл–бук; Киев: Ваклер, 1997. – Режим доступа: http://www.bim–bad.ru/docs/ maslow_toward_a_psychology_of_being.pdf

  4. Прайд В., Медведев Д. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru/content/ view/498/116/.

  5. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Л.Е. Савич; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012.- 340 с.

  6. Савич Л.Е. Здоровье в контексте социально–гуманитарного знания (междисциплинарные теоретико–методологические основы библиотечной валеологии) //Социально–гуманитарные дисциплины в творческом вузе: мировоззренческий аспект преподавания: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Луганск, 11–12 февр.2010 г.) /Луган. гос. ин–т культуры и искусств. – Луганск: Изд–во ЛГИКИ, 2010. – С.183–194.

  7. Савич Л.Е. Институциональная матрица: о возможности ее использования в библиотековедческом исследовании //Библиосфера. – 2013. - № 2. – С. 12-16.

  8. Савич Л.Е. Педагогика здоровья в деятельности библиотек //Публичная библиотека как институт социальной интеграции населения региона: коллектив. моногр. /А.Р. Абдулхакова [и др.]; Казан. гос. ун–т культур и искусств. – Казань, 2011. – С. 123–141.




1 Социальная поддержка определяется как ресурсы, обеспеченные другими людьми. Она включает в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты [Психология здоровья населения, с.16-18].


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconМинистерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет
Эта деятельность рассматривается, в первую очередь, как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наследие это слагается из биологических корней как в строении человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconРабота социального педагога по профилактике виктимного поведения...
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconРеферат: Государственный строй в понимании Платона
Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconРабочая программа дисциплины Культурная антропология Направление...
Цели дисциплины – исследовать процесс взаимоотношения культуры и человека, становления человека как творца и феномена культуры, культурирования...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 01 «Человек и его потребности (Сервисология)»
Изучение потребностей, мотивов, ценностей, ценностных ориентации человека как объ­екта индивидуального обслуживания
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconСущность русского хорового пения как духовного феномена культуры
Охватывает два других вида как бы извне и в то ж время пронизывает их изнутри. Слушатель «живёт» и в композиторе-творце, и в исполнителе,...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная цель биц: оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, повышение уровня информационной культуры...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер icon«Биологические науки»
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconЗагадки о речных рыбах
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconКак может выглядеть полидисциплинарная инновационная модель занятия,...
Требование современных программ обучения – учет индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников, формирование самостоятельности...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс “Графика в среде Adobe Photoshop” рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconУрок по теме «Эндемики Байкала»
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...
Л. Е. Савич Гуманистическая сущность библиотеки как социального института, ее направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интер iconВикторина назовите главных промысловых рыб
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск