Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры





Скачать 297.38 Kb.
НазваниеСущность русского хорового пения как духовного феномена культуры
страница1/2
Дата публикации18.04.2015
Размер297.38 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

ШАРИПОВА АЛЬФИЯ РАФИСОВНА

СУЩНОСТЬ РУССКОГО ХОРОВОГО ПЕНИЯ

КАК ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ


Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Казань – 2010

Диссертация выполнена на кафедре культурологии и философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»



Научный руководитель:


доктор педагогических наук, профессор

Булгаков Вячеслав Данилович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор,

Волович Леонид Аркадьевич




доктор философских наук, профессор

Бессонова Людмила Александровна

Ведущая организация:

Татарский государственный

гуманитарно-педагогический университет


Защита состоится «25» мая 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.005.02 по защите докторских и кандидатских диссертации при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 3, ауд.302.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казанского государственного университета культуры и искусств.
Электронная версия автореферата размещена «23» апреля 2010 г. на официальном сайте Казанского государственного университета культуры и искусств. Режим доступа http://www.kazguki.ru

Автореферат разослан «23» апреля 2010 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент Р.К. Бажанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном российском обществе активизируется проблема возвращения к духовным истокам, в том числе и хоровым.

Во-первых, хоровое пение как генетический код нации со своими традициями несет в себе заряд духовности для отечества. Идеи гуманизма, изначально заложенные в хоровом пении, влияют на сохранение нации, культурного наследия для будущих поколений.

Во-вторых, русское хоровое пение как вид культуры сохраняется в наши дни в качестве чисто российского феномена, который является частью традиций русского народа. В нашей философской литературе не имеется убедительной концепции теории русского хорового пения, достаточно полно отвечающей его сущности.

В-третьих, в современной хоровой культуре открываются новые возможности для изучения ранее закрытого и искусственно изъятого из исполнительского оборота церковно-хорового наследия русского народа. Хоровое пение дореволюционной России, обусловленное религиозным мировоззрением и опытом церковного хорового пения, после Октябрьской революции было отвергнуто, при этом игнорировались значимые для истории хоровой культуры философские идеи, которые были заложены в церковно-хоровом пении. Культурно-историческое значение русского хорового пения, духовные и художественные ценности его произведений являются общепризнанными в мировой музыкальной культуре.

В-четвёртых, на современном этапе русский хоровой неоклассицизм тяготеет к переосмыслению хоровых форм в искусстве и становится мощным генератором развития нравственности в российском обществе. Феномен духовности русского хорового пения в культуре не отождествляется с церковными и религиозными формами хорового искусства, а понимается как феномен нравственного, этического и эстетического обогащения российского общества и личности.

В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования, специально посвящённые сущности русского хорового пения как духовного феномена культуры. Все это определяет необходимость усиления исследовательских поисков и обсуждения тех или иных теоретических конструкций, представляющих русское хоровое пение как объект философского осмысления.

Степень разработанности проблемы. Проблемы русского хорового пения только становятся предметом философско-культурологического анализа. Базу данного исследования составили труды ученых в области: философско-культурологического направления (Т.В.Адорно, Н.А.Бердяев, Ф.Ш.Бикчурина, О.Ю.Биричевская, Е.П.Борзова, К.Т.Гизатов, Т.Ю.Гордеева, Д.Е.Григорова, Т.П.Григорьева, П.С.Гуревич, В.Е.Давидович, В.Зарецкий, А.Я.Зись, С.Н.Иконникова, Л.Г.Ионин, М.С.Каган, Н.И.Кареев, Г.Г.Коломиец, А.В.Костина, А.Ф.Лосев, Е.В.Синцов, В.В.Медушевский, Г.П.Меньчиков, В.К.Суханцева, Ю.Н.Холопов, Г.В.Шкалина); философии искусства (В.Булычев, Д.С.Димитрин, В.Зарецкий, М.С.Каган, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова); духовной направленности (Н.В.Балуева, В.Булычев, В.И.Закутский, М.И.Катунян, Т.М.Лежнева, Д.С.Лихачёв, Е.В.Никитина, И.М.Усова). Большинство опубликованных работ отечественных ученых-хоровиков касались истории, методики, творчества и исполнительства, в которых авторы не достаточно полно рассматривали феномен русского хорового пения как философскую составляющую познания.

Значительное место в исследовании занимают труды в области: истории русской музыки (Т.Ф.Владышевская, А.И.Кандинский, Ю.В.Келдыш, О.Е.Леванова, Л.А.Рапацкая); традиций хорового пения и его глубоких связей с православием и церковной культурой (О.А.Антонов, В.Д.Булгаков, Н.С.Гуляницкая, А.В.Журавский, А.Н.Ипатов, И.В.Кошмина, В.А.Куроедов, В.В.Медушевский, К.К.Розеншильд, Л.Н.Романов, Н.Д.Успенский); истории русской хоровой культуры (В.Д.Булгаков, В.П.Ильин, В.И.Краснощёков, Д.Л.Локшин, В.А.Чернушенко); истории хорового исполнительства (А.Ершов, В.П.Ильин, Д.Л.Локшин); теории хорового исполнительства (В.Л.Живов, В.П.Ильин); вокально-хорового воспитания (К.Ф.Никольская-Береговская); хорового творчества (К.Н.Дмитревская); хорового стиля (Г.В.Григорьева, К.Б.Птица, С.А.Казачков, Ю.Паисов). Обзор научной литературы показывает, что данная тема в широком философско-культурологическом плане специально не исследовалась.

Проблемная ситуация свидетельствует о наличии следующих противоречий: 1) между имеющимся эмпирическим материалом по русскому хоровому пению и недостаточному его осмыслению как духовного феномена культуры в сущностном, системном и концептуальном аспектах; 2) между развитием музыкальной науки в целом, русского хорового пения в частности и неразработанностью философских аспектов развития современной отечественной хоровой культуры; 3) между потребностью современной отечественной хоровой школы в теоретическом обосновании русского хорового пения как духовного феномена культуры и отсутствием необходимых учебно-методических материалов по данной проблематике.

Выдвинутые противоречия на теоретико-методологическом уровне позволяют сформулировать научную проблему: какова сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Объектом диссертационного исследования является русское хоровое пение.

Предмет исследования – сущностные особенности русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Цель диссертационного исследования – раскрыть и обосновать сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Для реализации сформулированной цели исследования было необходимо поставить и решить следующие задачи:

  1. Выявить и систематизировать этапы эволюционного развития хорового пения в контексте философско-культурологического анализа.

  2. Проанализировать и обосновать сущностные, функциональные и структурные особенности русского хорового пения.

  3. Выявить и охарактеризовать духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества.

  4. Выявить и раскрыть современные тенденции развития отечественного хорового пения.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность раскрытия сущности русского хорового пения как духовного феномена культуры достигается, если в основу исследования русского хорового пения будет положен философско-культурологический подход; даны чёткие определения терминологических понятий хорового пения в философско-культурологическом контексте; выделен философский компонент содержания русского хорового пения, его сущностные, функциональные и структурные особенности; на базе исторических материалов дан объективный анализ предпосылок и особенностей развития русского хорового пения, его духовности.

Методологическую основу исследования составила философия культуры, концептуальный и методический аппарат которой формировался в процессе взаимодействия различных отраслей научного знания, комплексного и системного подхода к изучению предмета исследования. Философско-культурологический подход складывался на основе интеграции методов: аксиологического, феноменологического, историко-культурологического, а также искусствоведческо-музыковедческого.

С помощью аксиологического подхода (Б.В.Асафьев, А.А.Ивин, В.В.Ильин, Г.Г.Коломиец, С.Аверинцев, А.Я.Гуревич) изучены основные экзистенционально-ценностные составляющие русского хорового пения как объективного элемента духовной культуры России; историко-культурологический подход (Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, К.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачев, В.С.Соловьёв) позволил выявить динамику эволюционного развития русского хорового пения, ценностного взаимодействия составляющих компонентов хорового искусства; компаративный подход помог обосновать общее и особенное в характеристике хорового пения и массовой музыкальной культуры в постсоветском пространстве России. На основе феноменологического подхода (Э.Гуссерль, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, М.Хайдеггер) в анализе трудноартикулируемых сторон выразимого и невыразимого в живой жизни русского хорового искусства выявлены проявления хоровых форм и тенденции исполнительства в повседневности и в межличностном общении, искусствоведческо-музыковедческий подход (Т.В.Адорно, Б.В.Асафьев, И.В.Батюк, В.Д.Булгаков, В.Булычев, Д.С.Димитрин, Г.В.Григорьева, В.Зарецкий, В.П.Ильин, М.С.Каган, Д.Л.Локшин, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова) позволил выявить генезис русского хорового искусства как составного элемента культуры. Исследуя русское хоровое пение, мы обратились к характеристике общества, в котором оно функционировало.

Научная новизна диссертационного исследования:

– впервые дан понятийно-терминологический аппарат русского хорового пения философско-культурологического характера: русская хоровая культура – бытие деятельности человека, русское хоровое искусство – вид художественной деятельности, русская хоровая музыка – вид хорового творчества, русское хоровое пение – тип исполнительской деятельности, хоровая интерпретация – истолкование хорового текста;

– впервые рассмотрена сущность русского хорового пения как предмета философско-культурологического исследования. Проанализированы и обоснованы сущностные (онтологические, аксиологические, религиозные), функциональные (экзистенциально-этические, коммуникативные, воспита-тельные, исторические, познавательные, философско-мировоззренческие) и структурные (творчество, исполнительство, слушатель) особенности русского хорового пения;

– выявлены и охарактеризованы духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем общества (нравственных, эстетических, интеллектуальных, религиозных, преемственных);

– выявлены и раскрыты современные тенденции развития отечественного хорового пения: интеграция различных видов искусств (эстрадных, театральных, хореографических, декоративных) в русское хоровое пение; усиление сакральности жанров духовного хорового пения (литургии, церковных песен, всенощной); актуальность малых форм хорового исполнительства (вокально-хоровых ансамблей – квартетов, дуэтов, квинтетов, камерных хоров); востребованность русского певческого фольклора (этнических и обрядовых групп, народных ансамблей песни и танца); поиск новых средств выразительности (полиладовости, полижанровости, полистилистики) в академическом хоровом пении.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущностные (интеграция онтологической, аксиологической, религиозной граней), функциональные (экзистенциально-этические, коммуни-кативные, воспитательные, исторические, познавательные, философско-мировоззренческие) и структурные (творчество, исполнительство, слушатель) особенности русского хорового пения.

  2. Выявленные и охарактеризованные духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества (религиозные, нравственные, преемственные, эстетические, интеллектуальные).

  3. Современные тенденции развития отечественного хорового пения: интеграция различных видов искусств (эстрадных, театральных, хореографических, декоративных) в русское хоровое пение; усиление сакральности жанров духовного хорового пения (литургии, церковных песен, всенощной); актуальность малых форм хорового исполнительства (вокально-хоровых ансамблей – квартетов, дуэтов, квинтетов, камерных хоров); востребованность русского певческого фольклора (этнических и обрядовых групп, народных ансамблей песни и танца); поиск новых средств выразительности (полиладовости, полижанровости, полистилистики) в академическом хоровом пении.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении философии хорового искусства новыми материалами за счёт введения в научный оборот философско-культурологических подходов в русское хоровое пение. Впервые на основе различных методов исторического и культурологического анализа исследуется сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры, имеющая во многих отношениях базовый характер. Осмысление русского хорового пения в философско-культурологическом контексте позволило выявить некоторые закономерности его развития, объяснить специфику, функции, сущностное значение и место в системе культуры, а также расширить рамки его воздействия на современное социокультурное пространство.

Практическая значимость исследования определяется значительным фактологическим материалом, содержащимся в диссертационной работе. Результаты исследования способствуют: расширению исторических знаний об эволюционном развитии русского хорового пения, формированию у любителей хорового пения эстетических чувств, возрождению и развитию духовного хорового пения и воспитательных традиций, основанных на нравственных, эстетических, этических и религиозных идеалах; широкому использованию особенностей развития отечественного хорового пения в современной певческой практике; обновлению курса «Культурология» в средних специальных и высших учебных заведениях за счёт включения новых материалов автора: «Духовные традиции русского хорового пения в контексте современного философско-культурологического анализа», «Современные тенденции развития отечественного хорового пения».

Материалы исследования могут быть использованы в курсе истории русской духовной музыки и православной культуры, будут полезны хормейстерам академических хоров, поскольку знание основ русского хорового пения составляет чрезвычайно важный компонент их профессионализма.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения, результаты, выводы и рекомендации работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских конференциях, в реферативных сообщениях на кафедрах культурологии и философии, хорового творчества КГУКИ [международная научная конференция «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008); международная научно-практическая конференция «Фортепианная подготовка музыканта в современном культурном пространстве» (Казань, 2008); международный конгресс «Тюрко-Славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность» (Казань, 2009); всероссийская научная конференция «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2009); всероссийская научная конференция «Хоровое искусство в XXI веке: тенденции и перспективы» (Казань, 2009); аспирантские чтения «Молодёжь, наука, культура: прогностическая парадигма» (Казань, 2007)].

Материалы исследования отражены в статьях автора, предназначенных для студентов высших учебных заведений культуры и искусств, используются при чтении курсов «Культурология и история культуры», «Русская духовная хоровая музыка» в КГУКИ.

Основные материалы диссертации опубликованы в виде статей в научных изданиях, в том числе рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 2, 87 п. л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, в котором обоснована актуальность темы, раскрыт научный аппарат исследования, его новизна и основные положения, выносимые на защиту, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconКрасноярская государственная академия музыки и театра
С 12 по 17 ноября 2012 года кафедра хорового дирижирования и кафедра сольного пения и оперной подготовки кгамиТ проводит Краткосрочные...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconСтивен Б. Крофтс-Уилей переосмысляя понятие «нация» в контексте глобализации
«нация» и его сущность как социальной структуры и, следовательно, в то научное знание, которое основывается на традиционном понимании...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconXv. Взлет отечественной культуры XIX века как выражение национального...
Цессе, оказать огромное благотворное влияние на культурное «поле» Европы, на движение всего человечества вперед по пути социального...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 15 Класс сольного пения цели и задачи...
В нем органично сочетаются теоретические знания в области вокальной методики и практические навыки пения, техническая и художественная...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году», методических рекомендаций «Организация...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconКол-во часов
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников-...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconРабочая программа дисциплины Культурная антропология Направление...
Цели дисциплины – исследовать процесс взаимоотношения культуры и человека, становления человека как творца и феномена культуры, культурирования...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я с тем, что основную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся играют предметы гуманитарного цикла. Что, как не...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПресс-релиз
Горьковской-Нижегородской хоровой капеллы и хорового колледжа, создателя муниципального камерного хора «Нижний Новгород», многие...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconО подготовке и проведении всероссийского фестиваля «русский язык...
Федерации, а также позволяет выразить в различных формах и направлениях деятельности видение русского языка как национально-культурного...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры»
Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconВ современном мире культура приобретает особую социальную значимость...
Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие региона можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования
Цель освоения дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПояснительная записка Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной...
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников...
Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По мнению многих ученых, историческая связь культа (богослужения) и искусства (и шире, культуры), общие для культа и культуры черты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск