Пояснительная записка
Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся
привить любовь и уважение к музыке, как к предмету искусства;
научить воспринимать музыку, как важную часть жизни каждого человека;
привить основы художественного вкуса;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);
обучить основам музыкальной грамоты
сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация данных задач программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевой, сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства)
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности. Используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Г.П. Сергеева, Т.С. Е.Д. Критская, Шмагина Т.С. – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерная программа «Музыка» для основной школы Министерства образования РФ;
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010.
Общие цели учебного предмета
Изучение музыки, как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Основные виды учебной деятельности школьников
слушание музыки
пение,
инструментальное музицирование,
музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений
музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуника-ционных технологий
Методы обучения.
Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа)
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация).
Практические методы обучения (упражнения).
Индуктивные и дедуктивные методы обучения (от частного к общему, от общего к частному).
Проблемно- поисковые методы обучения.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
(методы формирования познавательного интереса, познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении).
Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устного контроля, письменного контроля, самоконтроль).
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные:
наблюдение,
самостоятельная работа,
тест.
сиквейн
конкурс
викторина
творческая работа
сиквейн
Сроки реализации программы
Программа «Музыка 8 класс расчитана на 1 год-34 часа
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Особенности драматур-гии сценической музыки» и « Особенности драматургии»
камерной и симфонической музыки « При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе
Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов, в который войдут учебник, фонохрестоматия музыкального и литературного материала (на МР3) и пособие для учителя.
| Описание места учебного предмета
Количество часов в год- 34 ч
Количество часов в неделю -1ч
Количество часов в 1 полугодии -16ч
Количество часов во 2 полугодии-18ч
Контрольные уроки:
Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии сценической музыки».
Итоговый урок по темам: «Особенности драматургии сценической музыки», «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
|
| Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Систематизация и углубление полученных знаний
Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
Обогащение сферы художественных интересов учащихся
Активное развитие музыкального самообразования
Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» 7 класс
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
ИКТ-компетентности обучающихся:
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы;
использовать программы звукозаписи и микрофоны.
организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащийся научится:
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и заполнять различные определители;
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Предметные результаты
выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержпние учебного материала
№ п/п
| Название раздела программы
| Кол-во часов
| Краткое содержание
|
1
|
«Особенности драматургии сценической музыки»
|
16
| Классика и современность, В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля, Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны, В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва, Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов, В музыкальном театре. Мой народ американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля, Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора, Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени», Рок –опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы, Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь – сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюита». «Музыканты – извечные маги…».
|
2
| «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» – 18 ч.
|
18
| Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка, Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция, Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке, Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта, Симфоническая музыка. Симфония № 103(«С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича, Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина, Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.
|
|
| Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для педагога и обучающихся
Нормативные документы
Конституция РФ
Закон Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Концепция модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.
Примерные программы по музыке на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования
Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа « Музыка» для 1 – 7 классов. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева 2-е издание Москва. Просвещение 2009 г.
Музыка. Учебник для учащихся 7 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева Москва. « Просвещение», 2011 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка. 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2 СD, mp 3, Москва « Просвещение», 201 1 г.
Пособие для учителя к учебно-методическому комплекту « Музыка» для 7-го класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2-е издание. Москва « Просвещение», 2009г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2010г.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
«Музыка в 7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
Литература для учащихся
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2010г.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Таблицы признаков характера звучания
Таблица длительностей
Таблица средств музыкальной выразительности
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Транспарант «Симфонический оркестр»
Транспарант «Волшебный мир оперы»
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Компьютер
Экран
Мультимедиа проектор
Микрофоны
Интернет-ресурсы
Критерии и нормы оценки знаний По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
Кроссворды.
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Ведение творческой тетради по музыке.
Проектная деятельность.
Баллы
| Уровни усвоения учебного материала
| Слушание музыки
| Хоровое пение
| "5" - отлично
| дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
| -знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
| "4" - хорошо
| ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
| -знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
| "3" - удовлетворительно
| ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
| -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
| "2" – неуд.
| ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
| -исполнение неуверенное, фальшивое.
|
Тесты 1эСоотнесите средства музыкальной выразительности с их понятиями
№
| Средства муз. выразительности
| буква
| Определения средств муз. выразительности
| 1
| Мелодия
| а
| Закономерное чередование звуков различной длительности
| 2
| Ритм
| б
| Наука об аккордах и музыкальных созвучиях
| 3
| Динамика
| в
| Многоголосное музыкальное произведение
| 4
| Тембр
| г
| Скорость звучания
| 5
| Темп
| д
| Громкость звучания
| 6
| Полифония
| е
| Окрас голоса, звука
| 7
| Фактура
| ж
| Осмысленная, выразительная одноголосная последовательность звука
| 8
| Гармония
| з
| Способ изложения музыкального материала
| |