Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1
Волоконовского района Белгородской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ Рябинина С.А.
Протокол № 6 от
«26» июня 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР МБОУ ВСОШ № 1
________ Алиева О. В.
«29» июня 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ ВСОШ № 1
_________ Горюнова А. Г.
Приказ № 413
От «30» августа 2013г.
| Рабочая программа Рыкаловой Елены Николаевны по учебному предмету «Музыка» 7 «А», 7 «Б» класс 2013 – 2014 учебный год
1.Пояснительная записка. Данная рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса МБОУ «Волоконовская СОШ № 1» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004г., авторской программы общего образования по музыке «Музыка. 5-7 классы» ( авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – Издательство «Просвещение», 2010) и учебника «Музыка. 7 класс» (автор Критская Е.Д. – М.:Просвещение, 2009)., инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году», методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического пения». Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основными задачами уроков музыки с приоритетом академического пения являются:
Образовательные:
вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального образования и самовоспитания;
научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении.
Развивающие:
развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять её для самореализации в сценической деятельности;
приобщить учащихся к «золотому» фонду народной, духовной, классической и современной хоровой музыки;
всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Воспитательные:
формировать художественный и эстетический вкус учащихся;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способность воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности на уроке;
создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Мотивационные:
сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретённые учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге (во внеурочной деятельности);
создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность учащихся.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Изменения в рабочую программу внесены с учётом методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического хорового пения»:
изменены основные задачи уроков музыки с учётом приоритета академического пения;
повысилась роль вокально-хоровой работы на уроках музыки для нормального развития и функционирования голосового аппарата, для охраны детского голоса.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
2.Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
3.Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 7 классе
№ п/п
| Дата проведения
| Тема учебного занятия
| Тип урока
| Оборудование
| Планируемые сроки
| Факт
| 1
| 02-07.09.13
| 7 а
7 б
| Первое полугодие: Особенности драматургии сценической музыки.- 17 ч. Классика и современность
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Презентация к уроку
Видео «Битлз»
| 2,3
| 09-14.09.13
16-20.09.13
| 7 а
7 б
| В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Входной контроль
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Фр.в/ф оперы
«Иван Сусанин»
Презентация к уроку
| 4,5
| 23-28.09.13
30-05.10.13
| 7 а
7 б
| Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря. Портрет половцев.
Плач Ярославны.
| Урок комплексного применения ЗУН.
| Презентация
| 6,7
| 07-12.10.13
14-19.10.13
| 7 а
7 б
| В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
| Комбинированный урок.
| Презентация к уроку
| 8
| 21-26.10.13
| 7 а
7 б
| Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
| Урок комплексного применения ЗУН
| Презентация к уроку
Фр.Видео«А.Невский»,«Князь Игорь»
| 9,10
| 28-02.11.13
11-16.11.13
| 7 а
7 б
| В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Презентация к уроку
Фр. ф-оперы «Порги и Бесс
| 11,12
| 18-23.11.13
25-30.11.13
| 7 а
7 б
| Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
| Урок расширения знаний.
|
| 13
| 02-07.12.13
| 7 а
7 б
| Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
| Урок расширения знаний.
| Презентация к уроку
| 14
| 09-14.12.13
| 7 а
7 б
| Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Презентация к уроку
| 15,16
| 16-21.12.13
23-28.12.13
| 7 а
7 б
| Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Рубежный контроль
| Урок расширения знаний.
| Презентация к уроку
Фр. ф/оперы «Иисус Христос
| 17
| 10-18.01.14
| 7 а
7 б
| » Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
| 18,19
| 20-25.01.14
27-01.01.14
| 7 а
7 б
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. – 18 ч.
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вводный. Расширение и углубление знаний.
| Презентация, сборник духовной и классической музыки
| 20,21
| 03-08.02.14
10-15.02.14
| 7 а
7 б
| Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
| Комбинированный урок.
Урок расширения знаний.
| Видеофрагмент
| 22,23
| 17-22.02.14
24-01.02.14
| 7 а
7 б
| Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
| Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
|
| 24,25
| 03-08.03.14
10-15.03.14
| 7 а
7 б
| Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
Урок-беседа
|
| 26 - 30
| 17-22.03.14
02-05.04.14
07-12.04.14
14-19.04.14
21-26.04.14
| 7 а
7 б
| Симфоническая музыка.
Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.
Симфония №40
В.Моцарта.
Симфония №1
( «Классическая») С.Прокофьева.
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Презентация, сборник классической музыки
| 31
| 28-03.05.14
| 7 а
7 б
| Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
Итоговый контроль
| Урок-лекция
| Портрет Дебюсси, презентация
| 32
| 05-10.05.14
| 7 а
7 б
| Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
| Комбинированный.
|
| 33
| 12-17.05.14
| 7 а
7 б
| Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.
Итоговый контроль.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Презентация
| 34,35
| 19-24.05.14
26-31.05.14
| 7 а
7 б
| Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.
«Пусть музыка звучит!»
| Комбинированный..
|
| 4.Содержание программы предмета Музыка» 7 класс.
|