Скачать 406.67 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.9 КЛАСС ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ И ЧТЕНИЯ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР Подготовки бакалавра по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль «Музыка» (заочная форма обучения) Пояснительная записка. Цели освоения дисциплины: Цель освоения дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»: - в условиях индивидуальных занятий сформировать у студентов основные знания, умения и навыки управления хоровым пением детей и взрослых, подготовить к практической работе с хоровым коллективом и научить трансформировать знания, умения и навыки, полученные на всех учебных дисциплинах музыкально-педагогического цикла в области дирижирования и чтения хоровых партитур. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО: ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ПК-1: разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы; ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен:
Цель курса - в условиях индивидуальных занятий сформировать у студентов основные знания, умения и навыки управления хоровым пением детей и взрослых, подготовить к практической работе с хоровым коллективом и научить трансформировать знания, умения и навыки, полученные на всех учебных дисциплинах музыкально-педагогического цикла в области дирижирования и чтения хоровых партитур. Изучение курса «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» осуществляется в форме индивидуальных занятий на протяжении одного года. Такая форма занятий дает возможность педагогу учитывать индивидуальные особенности, уровень специальной подготовки каждого студента и создает условия для его музыкально-эстетического и профессионального развития. Задачи курса - средствами хорового искусства:
Структура курса в каждом периоде обучения предусматривает:
Место курса в общей системе подготовки бакалавров. Дирижирование и чтение хоровых партитур является важным элементом подготовки бакалавра музыки. Условия обучения данному предмету позволяют избирательно сосредоточивать внимание на отдельных компонентах дирижерской деятельности:
Курс охватывает широкий круг видов деятельности в сфере хорового исполнительства. Все, чем предстоит заниматься бакалавру музыки в плане хорового пения, должно быть разобрано и усвоено в классе дирижирования и чтения хоровых партитур на необходимом уровне. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Содержание разделов дисциплины. I КУРС Работа над хоровой партитурой Строение хоровой партитуры. Размещение вокальных партий в хоровой партитуре. Обозначение хоровых партий в партитуре. Акколады. Ключевые обозначения хоровых партий в партитуре. Виды хоровых партитур (изучаются по мере включения их в учебный план студента). Партитурная запись хоровых партий для однородного хора в одно-, двух-, трех- и четырехголосном изложении. Партитурная запись партий для смешанного хора в двух-, трех-, четырехстрочном изложении. Партитурная запись произведений с инструментальным сопровождением. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Вокальная группировка. Использование лиг в хоровой музыке (по мере их появления в учебном репертуаре). Выразительная, эмоциональная игра партитуры на фортепиано. Связное ведение звука одновременно в разных голосах. Удобное и рациональное распределение пальцев на клавиатуре в каждом конкретном произведении. Совмещение в одной руке двух и более голосов. Использование технических приемов подкладывания первого пальца, перекладывания пальцев, подмены пальцев. Педализация. Пение партий сольфеджио и со словами с одновременным тактированием одной рукой или игрой хоровой партитуры на фортепиано. Работа над развитием внутреннего слуха (беззвучное пропевание хоровых партий, задавание тональности с помощью камертона). Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический текст на уровне музыкально-теоретических знаний, имеющихся у студентов в данный период. Возможные противоречия между структурами музыкального и поэтического текста и способы их преодоления. Устный анализ изучаемого произведения по следующему плану:
Чтение хоровых партитур проводится на учебном репертуаре по дирижированию. Изучение партитурных обозначений и приемов их исполнения на фортепиано. Звуковедение non legato, staccato и другие; колористические приемы (пение закрытым ртом, глиссандо и другие), имеющие место в изучаемых произведениях. Темповые обозначения словесные и метрономические и способы их нахождения с метрономом и без него. Динамические обозначения постоянные переменные. Разные виды акцентов и способы их исполнения. Обозначения сокращений. Все обозначения изучаются и прорабатываются по мере их появления в учебном репертуаре. Дальнейшее совершенствование игры хоровой партитуры на фортепиано, пение хоровых партий со словами и сольфеджио при тактировании одной рукой и игре хоровой партитуры с пропуском партии, исполняемой голосом. Пение аккордов по вертикали в начале и конце разделов партитуры, пение темы и подголосков в полифонических эпизодах. Пропевание партий с помощью внутреннего слуха. Умение дать настройку с помощью камертона в начале каждого построения. Устный анализ изучаемого произведения с учетом вновь приобретенных знаний по всему циклу музыкально-теоретических дисциплин. Вокально-хоровой анализ на основе знаний в области хороведения, хорового класса и сольного пения. Моделирование хорового звучания и прогнозирование возможных трудностей для хора и возможных способов их преодоления. Исполнительский план должен обобщить все элементы анализа и выстроить их в единую исполнительскую концепцию дирижера. Чтение хоровых партитур проводится на учебном репертуаре по дирижированию. Работа над техникой дирижирования Содержание предмета, его значение в подготовке учителя музыки и требования к его выполнению. Дирижерский аппарат и его возможности в отображении исполнительского образа произведения. Основные части дирижерского аппарата (корпус, руки, голова, ноги) и их роль в дирижировании. Три начальных элемента дирижерского жеста: внимание, дыхание, вступление. Основные элементы: стремление к доле; точка, фиксирующая долю; отскок от доли, определяющий ее протяженность, или отдача, переходящая в подготовку (ауфтакт) к следующей доле. Жест снятия звука. Принципы дирижерских движений: точность, экономность, ритмичность, ощущение сильных и слабых долей. Компоненты музыкального звучания, воплощающиеся в дирижерском жесте: темп, метр, характер звуковедения, сила звучания, ритм, начало и окончание музыкального звучания, фразировка и интонационное развитие. Дирижирование в размерах 3/4, 4/4, 2/4. Дирижирование в умеренных темпах при характере звуковедения legato, marcato. Динамика mf, f. Приемы вступления с разных долей такта. Снятие на разных долях такта. Дробленые вступления на разные доли такта. Функции правой и левой руки. Способы передачи ритмического рисунка. Освоение пунктирного ритма. Зависимость амплитуды дирижерского жеста от темпа и динамики. Фермата «снимаемая». Замедление темпа в конце произведения или его эпизода. Показ дыханий между фразами. Совершенствование знаний и навыков, полученных на 1 курсе. Развитие эластичности кисти, пластичности движений, большей эмоциональной выразительности. Дирижирование в размерах 2/4, ¾, 4/4 в более сложных динамических, ритмических и темповых условиях. Усложнение форм изложения партитуры. Приемы дирижирования при звуковедении non legato, staccato и других штрихах, которые встретятся в учебном репертуаре. Фермата «неснимаемая». Самостоятельное движение каждой руки в соответствии с разными ритмическими рисунками хоровых партий. Изучение размеров 6/8 и 6/4 в 6- и 2-дольной дирижерской схеме, 9/8 и 9/4 в 9- и 3-дольной схеме. Переменные размеры в несложных сочетаниях. 12/8 и 12/4 в 12- и 4-дольной схеме. Подвижная динамика (crescendo, diminuendo), акценты, синкопы, смены темпов. Медленные темпы. Фермата на паузе и на тактовой черте. Изучение школьного репертуара Исполнение песни под собственный аккомпанемент. Требования к исполнению: чистота интонирования, вокальные навыки, точность метроритма, осмысленная фразировка, ясная и грамотная дикция, передача художественного образа в его развитии (ясный исполнительский план), ансамблевые навыки пения и инструментального сопровождения. Ознакомление с репетиционным жестом и приемами совмещения игры на фортепиано вокальной партии и дирижирования. В течение 3-го и 4-го семестров исполняются под собственный аккомпанемент 4 песни для 3 и 4 класса или среднего хора с несложным двухголосием. Дальнейшее совершенствование самостоятельного движения рук (игра и дирижирование) и репетиционного жеста (утрированно ясный характер звуковедения, изменение уровней показа в соответствии со звуковысотностью мелодического движения, четкая передача метра и ритма мелодии, выразительность фразировки, ясность ауфтактов и снятий звука). Мимические показы вступлений хора при исполнении аккомпанемента песни. Работа над школьной песней Исполнение четырех песен под собственный аккомпанемент для 5 и 6 классов или старшего хора (двух- и трехголосных). При дирижировании многоголосием необходимо овладеть следующими приемами: пение и дирижирование одного голоса с одновременной игрой других на фортепиано, пение и дирижирование одного голоса с одновременной игрой всей партитуры, вокально-исполнительский анализ песен, представленных на экзамен, вступительная беседа к песне. Подготовка к хоровому практикуму. Проверка знания выбранной партитуры. Выстраивание исполнительской концепции. Работа над дирижерским жестом. Составление репетиционных планов. Анализ результатов каждой репетиции. Контрольные мероприятия. Дирижирование двумя разнохарактерными произведениями (с сопровождением и без него, в разных размерах). Устный ответ: характеристика хорового творчества композитора, образные характеристики исполняемых произведений, средства музыкальной выразительности, состав хора, пение отдельных партий наизусть с тактированием. Исполнение одной школьной песни под собственный аккомпанемент с выразительной артикуляцией и мимикой (наизусть) и дирижирование, совмещенное с игрой вокальной партии на фортепиано. В семестре, не имеющем официальных контрольных мероприятий (экзамен или зачет), можно рекомендовать проведение кафедрального просмотра всех студентов, дирижирующих одно произведение, по усмотрению педагога. Контрольные мероприятия:
Исполнение под собственный аккомпанемент и показ репетиционным жестом любой из двух представленных на экзамен песен. На экзамен выносится одно произведение крупной формы и одно a cappella. На экзамене студент должен:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (Номер в конце произведения соответствует номеру в последующем сборнике хоровых произведений) I КУРС Размер ¾ Хоры без сопровождения:
Хоры с сопровождением:
Размер 4/4 Хоры без сопровождения:
Хоры с сопровождением:
Размер 2/4 Хоры без сопровождения: |
Пресс-релиз Горьковской-Нижегородской хоровой капеллы и хорового колледжа, создателя муниципального камерного хора «Нижний Новгород», многие... | Красноярская государственная академия музыки и театра С 12 по 17 ноября 2012 года кафедра хорового дирижирования и кафедра сольного пения и оперной подготовки кгамиТ проводит Краткосрочные... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Учебно-методический комплекс «Класс хорового дирижирования и чтения... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... |