Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования





Скачать 406.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования
страница1/4
Дата публикации11.08.2015
Размер406.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Методические рекомендации по изучению дисциплины
Б3.В.9 КЛАСС ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

И ЧТЕНИЯ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР

Подготовки бакалавра по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование

профиль «Музыка»

(заочная форма обучения)
Пояснительная записка.

Цели освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»:

- в условиях индивидуальных занятий сформировать у студентов основные знания, умения и навыки управления хоровым пением детей и взрослых, подготовить к практической работе с хоровым коллективом и научить трансформировать знания, умения и навыки, полученные на всех учебных дисциплинах музыкально-педагогического цикла в области дирижирования и чтения хоровых партитур.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-1: разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • - знать общие вопросы дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки;

  • основные функции и принципы дирижерской техники;

  • хоровой репертуар (лучшие образцы русских и зарубежных композиторов);




  • - уметь самостоятельно работать над хоровой партитурой;

  • убедительно и выразительно трактовать музыкальный материал;

  • читать с листа хоровые произведения различной степени сложности;

  • дирижировать учебным хором;




  • - владеть исполнительскими умениями и навыками; методикой репетиционной работы с хором.


Цель курса - в условиях индивидуальных занятий сформировать у студентов основные знания, умения и навыки управления хоровым пением детей и взрослых, подготовить к практической работе с хоровым коллективом и научить трансформировать знания, умения и навыки, полученные на всех учебных дисциплинах музыкально-педагогического цикла в области дирижирования и чтения хоровых партитур.

Изучение курса «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» осуществляется в форме индивидуальных занятий на протяжении одного года. Такая форма занятий дает возможность педагогу учитывать индивидуальные особенности, уровень специальной подготовки каждого студента и создает условия для его музыкально-эстетического и профессионального развития.

Задачи курса - средствами хорового искусства:

  • способствовать всестороннему развитию и духовному расцвету будущего бакалавра музыки;

  • формировать образное мышление и стимулировать развитие музыкальных способностей;

  • обучать методам освоения вокально-хорового произведения, интерпретации образного содержания, моделирования в мысленном представлении хорового звучания и поиска дирижерского жеста, адекватно отражающего созданный в представлении «внутренний хор»;

  • совершенствовать различные виды деятельности дирижера (вокальное и инструментальное исполнение, дирижирование, вербальная характеристика художественного замысла авторов музыки и литературного текста, композиторских и исполнительских средств выразительности);

  • разрабатывать планы репетиционной работы с хором и анализировать ее результаты;

  • накапливать репертуар для будущей вокально-хоровой деятельности;

  • учить студентов видеть, слышать, понимать певцов хора и внушать им эмоциональное состояние, адекватное художественному образу произведения и исполнительской концепции дирижера.



Структура курса в каждом периоде обучения предусматривает:

  • работу над хоровой партитурой;

  • развитие мануальной техники;

  • изучение школьного репертуара;

  • подготовку к хоровому практикуму;

  • контрольные мероприятия;

  • работу с методической литературой;

  • работу с учебным репертуаром.



Место курса в общей системе подготовки бакалавров. Дирижирование и чтение хоровых партитур является важным элементом подготовки бакалавра музыки. Условия обучения данному предмету позволяют избирательно сосредоточивать внимание на отдельных компонентах дирижерской деятельности:

  • музыкально-теоретическом аспекте, развивающем аналитическое мышление, устную и письменную речь;

  • музыкально-исполнительском аспекте (игра на фортепиано, пение), способствующем моделированию хорового звучания;

  • дирижерской технике, создающей гибкий и пластичный аппарат;

  • педагогическом аспекте, позволяющем наиболее успешно реализовать задачи каждой конкретной репетиции;

  • реализации исполнительской концепции, стимулирующей творческое развитие бакалавра музыки.

Курс охватывает широкий круг видов деятельности в сфере хорового исполнительства. Все, чем предстоит заниматься бакалавру музыки в плане хорового пения, должно быть разобрано и усвоено в классе дирижирования и чтения хоровых партитур на необходимом уровне.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • общие вопросы дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки;

  • основные функции и принципы дирижерской техники;

  • хоровой репертуар (лучшие образцы русских и зарубежных композиторов).

Студент должен уметь:

  • самостоятельно работать над хоровой партитурой;

  • убедительно и выразительно трактовать музыкальный материал;

  • показать владение методикой репетиционной работы с хором;

  • читать с листа хоровые произведения различной степени сложности;

  • дирижировать учебным хором.


Содержание разделов дисциплины.
I КУРС

Работа над хоровой партитурой

Строение хоровой партитуры. Размещение вокальных партий в хоровой партитуре. Обозначение хоровых партий в партитуре. Акколады. Ключевые обозначения хоровых партий в партитуре. Виды хоровых партитур (изучаются по мере включения их в учебный план студента). Партитурная запись хоровых партий для однородного хора в одно-, двух-, трех- и четырехголосном изложении. Партитурная запись партий для смешанного хора в двух-, трех-, четырехстрочном изложении. Партитурная запись произведений с инструментальным сопровождением. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Вокальная группировка. Использование лиг в хоровой музыке (по мере их появления в учебном репертуаре).

Выразительная, эмоциональная игра партитуры на фортепиано. Связное ведение звука одновременно в разных голосах. Удобное и рациональное распределение пальцев на клавиатуре в каждом конкретном произведении. Совмещение в одной руке двух и более голосов. Использование технических приемов подкладывания первого пальца, перекладывания пальцев, подмены пальцев. Педализация. Пение партий сольфеджио и со словами с одновременным тактированием одной рукой или игрой хоровой партитуры на фортепиано. Работа над развитием внутреннего слуха (беззвучное пропевание хоровых партий, задавание тональности с помощью камертона). Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический текст на уровне музыкально-теоретических знаний, имеющихся у студентов в данный период. Возможные противоречия между структурами музыкального и поэтического текста и способы их преодоления. Устный анализ изучаемого произведения по следующему плану:

  • сведения об авторах музыки и текста,

  • музыкально-теоретический разбор (образная характеристика, форма, основные средства выразительности),

  • хоровой анализ (состав хора, диапазоны его партий, особенности звуковедения, распределение дыхания, произношение поэтического текста),

  • исполнительский план.

Чтение хоровых партитур проводится на учебном репертуаре по дирижированию.

Изучение партитурных обозначений и приемов их исполнения на фортепиано. Звуковедение non legato, staccato и другие; колористические приемы (пение закрытым ртом, глиссандо и другие), имеющие место в изучаемых произведениях. Темповые обозначения словесные и метрономические и способы их нахождения с метрономом и без него. Динамические обозначения постоянные переменные. Разные виды акцентов и способы их исполнения. Обозначения сокращений. Все обозначения изучаются и прорабатываются по мере их появления в учебном репертуаре. Дальнейшее совершенствование игры хоровой партитуры на фортепиано, пение хоровых партий со словами и сольфеджио при тактировании одной рукой и игре хоровой партитуры с пропуском партии, исполняемой голосом. Пение аккордов по вертикали в начале и конце разделов партитуры, пение темы и подголосков в полифонических эпизодах. Пропевание партий с помощью внутреннего слуха. Умение дать настройку с помощью камертона в начале каждого построения. Устный анализ изучаемого произведения с учетом вновь приобретенных знаний по всему циклу музыкально-теоретических дисциплин. Вокально-хоровой анализ на основе знаний в области хороведения, хорового класса и сольного пения. Моделирование хорового звучания и прогнозирование возможных трудностей для хора и возможных способов их преодоления. Исполнительский план должен обобщить все элементы анализа и выстроить их в единую исполнительскую концепцию дирижера.

Чтение хоровых партитур проводится на учебном репертуаре по дирижированию.
Работа над техникой дирижирования

Содержание предмета, его значение в подготовке учителя музыки и требования к его выполнению. Дирижерский аппарат и его возможности в отображении исполнительского образа произведения. Основные части дирижерского аппарата (корпус, руки, голова, ноги) и их роль в дирижировании. Три начальных элемента дирижерского жеста: внимание, дыхание, вступление. Основные элементы: стремление к доле; точка, фиксирующая долю; отскок от доли, определяющий ее протяженность, или отдача, переходящая в подготовку (ауфтакт) к следующей доле. Жест снятия звука. Принципы дирижерских движений: точность, экономность, ритмичность, ощущение сильных и слабых долей. Компоненты музыкального звучания, воплощающиеся в дирижерском жесте: темп, метр, характер звуковедения, сила звучания, ритм, начало и окончание музыкального звучания, фразировка и интонационное развитие. Дирижирование в размерах 3/4, 4/4, 2/4. Дирижирование в умеренных темпах при характере звуковедения legato, marcato. Динамика mf, f. Приемы вступления с разных долей такта. Снятие на разных долях такта. Дробленые вступления на разные доли такта. Функции правой и левой руки. Способы передачи ритмического рисунка. Освоение пунктирного ритма. Зависимость амплитуды дирижерского жеста от темпа и динамики. Фермата «снимаемая». Замедление темпа в конце произведения или его эпизода. Показ дыханий между фразами.

Совершенствование знаний и навыков, полученных на 1 курсе. Развитие эластичности кисти, пластичности движений, большей эмоциональной выразительности. Дирижирование в размерах 2/4, ¾, 4/4 в более сложных динамических, ритмических и темповых условиях. Усложнение форм изложения партитуры. Приемы дирижирования при звуковедении non legato, staccato и других штрихах, которые встретятся в учебном репертуаре. Фермата «неснимаемая». Самостоятельное движение каждой руки в соответствии с разными ритмическими рисунками хоровых партий. Изучение размеров 6/8 и 6/4 в 6- и 2-дольной дирижерской схеме, 9/8 и 9/4 в 9- и 3-дольной схеме. Переменные размеры в несложных сочетаниях. 12/8 и 12/4 в 12- и 4-дольной схеме. Подвижная динамика (crescendo, diminuendo), акценты, синкопы, смены темпов. Медленные темпы. Фермата на паузе и на тактовой черте.
Изучение школьного репертуара

Исполнение песни под собственный аккомпанемент. Требования к исполнению: чистота интонирования, вокальные навыки, точность метроритма, осмысленная фразировка, ясная и грамотная дикция, передача художественного образа в его развитии (ясный исполнительский план), ансамблевые навыки пения и инструментального сопровождения. Ознакомление с репетиционным жестом и приемами совмещения игры на фортепиано вокальной партии и дирижирования.

В течение 3-го и 4-го семестров исполняются под собственный аккомпанемент 4 песни для 3 и 4 класса или среднего хора с несложным двухголосием. Дальнейшее совершенствование самостоятельного движения рук (игра и дирижирование) и репетиционного жеста (утрированно ясный характер звуковедения, изменение уровней показа в соответствии со звуковысотностью мелодического движения, четкая передача метра и ритма мелодии, выразительность фразировки, ясность ауфтактов и снятий звука). Мимические показы вступлений хора при исполнении аккомпанемента песни.
Работа над школьной песней

Исполнение четырех песен под собственный аккомпанемент для 5 и 6 классов или старшего хора (двух- и трехголосных). При дирижировании многоголосием необходимо овладеть следующими приемами: пение и дирижирование одного голоса с одновременной игрой других на фортепиано, пение и дирижирование одного голоса с одновременной игрой всей партитуры, вокально-исполнительский анализ песен, представленных на экзамен, вступительная беседа к песне.
Подготовка к хоровому практикуму. Проверка знания выбранной партитуры. Выстраивание исполнительской концепции. Работа над дирижерским жестом. Составление репетиционных планов. Анализ результатов каждой репетиции.
Контрольные мероприятия. Дирижирование двумя разнохарактерными произведениями (с сопровождением и без него, в разных размерах). Устный ответ: характеристика хорового творчества композитора, образные характеристики исполняемых произведений, средства музыкальной выразительности, состав хора, пение отдельных партий наизусть с тактированием. Исполнение одной школьной песни под собственный аккомпанемент с выразительной артикуляцией и мимикой (наизусть) и дирижирование, совмещенное с игрой вокальной партии на фортепиано. В семестре, не имеющем официальных контрольных мероприятий (экзамен или зачет), можно рекомендовать проведение кафедрального просмотра всех студентов, дирижирующих одно произведение, по усмотрению педагога. Контрольные мероприятия:

  • дирижирование двумя произведениями (с сопровождением и без сопровождения),

  • игра партитуры без сопровождения,

  • устный опрос по двум произведениям (характеристика хорового творчества композитора, образная и исполнительская характеристика экзаменационных произведений, пение голосов и аккордов с камертоном, знание всех обозначений в партитуре, письменный анализ на одно экзаменационное произведение в полном объеме).

Исполнение под собственный аккомпанемент и показ репетиционным жестом любой из двух представленных на экзамен песен.

На экзамен выносится одно произведение крупной формы и одно a cappella. На экзамене студент должен:

  • исполнить на фортепиано хоровое произведение без сопровождения наизусть;

  • дирижировать произведениями;

  • ответить на вопросы по данным хоровым произведениям, по курсу хороведения;

  • представить развернутую аннотацию на одно произведение (желательно без сопровождения).


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(Номер в конце произведения соответствует номеру в последующем сборнике хоровых произведений)
I КУРС

Размер ¾

Хоры без сопровождения:

  1. Вебер К., рус. текст В.Фогельсона. «Ночная песня». (8)

  2. Ипполитов-Иванов М., сл. М.Михайлова (из Гейне). «О, край родной». (66)

  3. Кюи Ц., сл.И.Белоусова. «Всюду снег». (8)

  4. Латвийская нар. песня в обр. Юрьяна. «Вей, вей, ветерок».

  5. Моцарт В., перелож. А.Луканина. «Вечерняя песня». (34)

  6. Словацкая нар. песня, рус.текст М.Заринской. «Певчая птичка». (86)

  7. Свиридов Г., сл.С.Есенина. «Ты запой мне ту песню». (90)

  8. Чешская нар. песня, обр.Н.Можайского. «Камышинка». (8)

  9. Шуберт Ф. «Липа». (30)

Хоры с сопровождением:

  1. Верди Дж. Хор придворных дам из оперы «Эрнани». (19)

  2. Гендель Г. «Слава лету». Заключительный хор из оперы «Пор». (6)

  3. Мокроусов Б., сл.С.Острового. «Песня о Волге».(90)

  4. Польская нар.песня,обр.В.Иванникова. «Висла».(44)

  5. Чесноков П.,сл.Г.Гейне. «Лотос». (99)

Размер 4/4

Хоры без сопровождения:

  1. Бородин А.,сл.А.Бородина. «Слава Кириллу и Мефодию».(13)

  2. Кюи Ц.,сл.Н.Некрасова. «На родине».(78)

  3. Парцхаладзе М.,сл.Е.Авдиенко. «Снова осень».(87)

  4. Сметана Б.,сл.Сладека, пер.Э.Александровой. «Моя звезда».(86)

  5. Шведская нар. песня, рус.текст М.Заринской. «Веселый путешественник».(24)

  6. Финская нар. песня, обр.В.Акульшина. «Роза в долине».(37)

  7. Флярковский А., сл.В.Татаринова. «Осинка-грустинка».(86)

Хоры с сопровождением:

  1. Бетховен Л., перелож.Л.Шохина, пер.Т.Сикорской. «Походная».(85)

  2. Глиэр Р., сл.И.Никитина. «Здравствуй, гостья - зима».(20)

  3. Глиэр Р., сл.А.Плещеева. «Травка зеленеет».(20)

  4. Гречанинов А., сл.Н.Некрасова. «Урожай».(31)

  5. Кюи Ц., сл.С.Надсона. «Заря лениво догорает»(31)

  6. Лагидзе Р., рус.текст М.Лаписовой. «Весенняя песня».(87)

  7. Русская нар. песня, обр. Пономарькова. «Ивушка».(95)

  8. Серов А. «Застонало сине море», хор из оперы «Рогнеда».(42)

  9. Шостакович Д., сл.К.Алемасовой, перелож. Г.Ковалевой. «Новороссийские куранты».

Размер 2/4

Хоры без сопровождения:

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconПресс-релиз
Горьковской-Нижегородской хоровой капеллы и хорового колледжа, создателя муниципального камерного хора «Нижний Новгород», многие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconКрасноярская государственная академия музыки и театра
С 12 по 17 ноября 2012 года кафедра хорового дирижирования и кафедра сольного пения и оперной подготовки кгамиТ проводит Краткосрочные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconУчебно-методический комплекс «Класс хорового дирижирования и чтения...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск