Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования»





Скачать 290.86 Kb.
НазваниеРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования»
страница1/2
Дата публикации06.08.2014
Размер290.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Демина Л.В./

__________ _____________ 2011_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

По направлению подготовки 073500.62 ДИРИЖИРОВАНИЕ
По профилю подготовки Дирижирование академическим хором
Кафедра Хорового дирижирования
Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Тюмень— 2011


Разработчик:

Доцент - Г.З. Зиганшина

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:

Профессор Профессор И.Н. Бибеева

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования»

    «_______» 201 г, протокол № .

    Зав. кафедрой________________/В.В. Петрова/

    Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии _________________________________

    «_______» 201 г, протокол №

    Председатель______________/В.В. Петрова/




Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б3.В.3.1

Гуманитарный, социальный

и экономический цикл






















Профессиональный цикл




+





Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Индивидуальные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


1,2

1-4

216

70

-

-

70

-

146

экзамен

Заочная


1,2

1-4

216

12

-

-

12

-

204

экзамен


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью и результатом занятий в классе вокальной подготовки должно стать технически свободное пение, способность стилистически верно интерпретировать музыкально-поэтическое содержание исполняемого произведения, воспитание правильного представления о вокальном звуке, умение анализировать свое пение и пение других исполнителей.

Развитие приобретенной вокальной техники предполагает координацию всех участков голосового аппарата, выработку правильного певческого дыхания, достижения свободного положения гортани, умение пользоваться головным и грудным резонаторами. Правильная работа голосового аппарата обеспечивает овладение кантиленой, высокой позицией звука, точности интонаций, хорошей дикцией и фразировкой. Раскрытие творческих способностей, развитие артистизма и образного мышления в процессе изучения музыкального произведений разных стилей. Эти знания приобретаются в процессе занятий над постановкой голоса одновременно с практической работой и подразумевает обязательный показ и объяснения преподавателем всех необходимых приемов голосообразования и голосоведения.

Задачи в области художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности: участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности, а именно: выступление в составе академического хора в качестве артиста или солиста хора; педагогической деятельности: преподавание в образовательных учреждениях РФ; развитие у обучающихся творческих способностей, осуществление профессионального и личностного роста; применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл профессиональных дисциплин

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (Из госстандарта (указываются в соответствии с ФГОС ВПО): способностью быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора; способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий.

    Знать: строение голосового аппарата, основы вокальной методики, специальную и учебно-методическую литературу, принципы вокального исполнительства, включающих произведения разных эпох и стилей, звуковедение, фразировку, способы устранения недостатков голосоведения и т.п.

    Уметь: самостоятельно анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения, прочитывать нотный текст во всех деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения, развивать у обучающихся творческие способности, самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения.

    Владеть: свободным и художественно выразительным исполнением произведений различных стилей и жанров на уровне достаточном для решения задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет _6_ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

216













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции
















Практические занятия, мелкогрупповые занятия
















Семинары
















Индивидуальные занятия

70

18

17

18

17

Самостоятельная работа (всего)

146













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.

216













6














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Iкурс

    В течение учебного года учащийся должен пройти:

  1. 2-3 вокализа;

  2. 4-5 несложных произведений с текстом;

  3. 1-2 несложных арии.

    Преподавателю необходимо всесторонне изучить общие профессиональные данные учащегося: музыкальность (слух, память, ритм), внимание, работоспособность, а также определить состояние его здоровья в связи с индивидуальными возможностями развития голоса; выявить основные недостатки голосообразования (горловое зажатие, напряженная или скованная нижняя челюсть, напряженный язык, носовой призвук, перенапряжение мышц лица, короткое дыхание, плохая дикция и т.д.).

    Перед учащимися стоят следующие задачи:

  • овладение навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округленного звучания голоса (в среднем регистре); развитие умения формировать певческие гласные и согласные, вначале в среднем регистре;

  • приобретение навыков самостоятельного разбора и разучивания вокализов и произведений, а также умения добиваться чистоты интонации.

    При подборе соответствующего уровню подготовленности учащегося репертуара преподаватель должен учитывать не только диапазон, тесситуру, интонационный строй, ритмику музыкальных образцов, но также в большой степени особенности их эмоционально-художественного содержания, причем на начальном этапе обучения в репертуар не следует включать эмоционально насыщенные произведения.

    Экзаменационные требования

    На зачете при переходе на П курс учащийся должен исполнить:

  1. 1-2 вокализа;

  2. арию;

  3. романс или народную песню (в обработке композитора).

    II курс

    В течение учебного года учащийся должен пройти:

    1-2 вокализов (более сложных, чем на 1 курсе);

    6-8 нетрудных вокальных произведений с текстом (арии, романсы, народные песни в зависимости от подвинутости ученика).

    Следует продолжить работу над развитием вокально-технических навыков, что предполагает:

  • расширение диапазона ряда правильно формируемых звуков в следующих пределах:

    сопрано до 1 - соль2

    меццо-сопрано си-бемоль 1 - ми2

    тенор до (м) - фа-диез1

    баритон си-бемоль (б) - ми 1

    бас соль (б) - до-ре1;

    - сглаживание регистров, выравнивание звучности гласных; ясное, четкое произношение согласных в сочетании с гласными звуками;

    - организацию дыхания, связанного с ощущением опоры звука;

    - гибкость, подвижность голоса.

    При изучении вокальных произведений с текстом усложняются музыкально-исполнительские задачи, включающие передачу содержания текста, общего настроения произведения; подчеркивание кульминации, логических ударений, акцентов в словах. При этом особое внимание следует уделять правилам орфоэпии, осуществляя связь с предметом «Русский язык и культура речи».

    При выборе вокального репертуара следует избегать широкого диапазона мелодии, слишком высокой или низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке звука.

    Экзаменационные требования

    На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

  1. романс (русского, зарубежного или современного автора);

  2. арию (на языке оригинала);

  3. народную песню (в обработке композитора).

10. Критерии оценки

    Критерии оценок выставляются в соответствии с требованиями Госстандарта и на основании заключения предметно-цикловой комиссии. На итоговом экзамене и переводном зачете оцениваются: вокально-технические навыки, приобретенные за время обучения; понимание художественной ценности исполняемого произведения и музыкально-исполнительских задач; а также свободное владение голосом, расширение диапазона, совершенствование вокального слуха.

    Оценка «5» – отлично, ставится, когда на экзамене студент показывает овладение навыками правильного певческого голосообразования, дыхания, свободного владения голосовым аппаратом. А так же полное раскрытие эмоционально-художественного содержания исполняемых произведений.

    Оценка «4» – хорошо, ставится, если в исполнении программы есть некоторые погрешности в технике не влияющие на общее впечатление от раскрытия образов исполняемых произведений.

    Оценка «3» – удовлетворительно, ставится, если на экзамене студент не проявил овладение вокально-техническими навыками, на уровне, предусмотренным на стадии завершения курса обучения вокальной подготовки для дирижера-хормейстера. Музыкальный и поэтический тексты должны быть исполнены наизусть.

    Оценка «2» – неудовлетворительно, ставится, если на экзамене студент не знает исполняемых произведений наизусть. Этот студент считается полностью неподготовленным к сдаче экзамена.

    Все оценки ставятся в зависимости от начальных вокальных данных студента.

    Примерные программы заключительного экзамена

    I

    Высокие голоса

    Сопрано

    I

    Ипполитов-Иванов М.Ариетта Агафьи Тихоновны из оперы «Женитьба»

    Украинская народная песня «Ой, не свiти мiсяченьку» в обр. Н.Лысенко

Шуберт Ф. «Блаженство»

    II

    Пуччини Дж. Ария Лауретты из оперы «Дженни Скикки»

    Танеев С. «В дымке-невидимке»

    Русская народная песня «Утушка луговая» в обр. П.Куликова

    III

    Хачатурян А. Романс Нины из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

    Григ Э. «Вдвоем в лесу»

    Русская народная песня «Ванечка, приходи» (обр. В. Гартевельда)

    IV

    Моцарт В. А. «К Хлое»

    Кюи Ц. «Коснулась я цветка»

    Финская народная песня «По ягоды» (обр. А. Вушкарева)

    Тенор

    I

    Римский-Корсаков Н. Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» из оперы «Садко»

    Булахов П. «Колокольчики мои»

    Русская народная песня «Прощай, радость» в обр. А.Михайлова

    II

    Делиб Л. Серенада Рюи Блаза из музыки к драме В. Гюго «Рюи Блаз»

    Варламов А. «Белеет парус»

    Русская народная песня «Родина» в обр. Н.Иванова

    III

Римский-Корсаков Н. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко»

    Глинка М. «Дивный терем стоит»

    Русская народная песня «Соловьем залетным» в обр. Н. Речменского

    IV

    Римский-Корсаков Н. Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста»

    Свиридов Г. «Подъезжая под Ижоры»

    Русская народная песня «Солнце красное» в обр. З. Левиной

    Средние и низкие голоса

    Меццо-сопрано

    I

    Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» («Как мать убили…»)

    Даргомыжский А. «Расстались гордо мы»

    Мексиканская народная песня «Челита» в обр. М.Феркельмана

    II

    Глюк Х. Строфы Орфея из оперы «Орфей»

    Гурилев А. «Сердце-игрушка»

    Чешская народная песня «Мне моя матушка говорила» в обр. Я.Малат

    III

    Гуно Ш. Куплеты Зибеля из оперы «Фауст»

    Григ Э. «С водяной лилией»

    Русская народная песня «Зачем сидишь до полуночи» в обр. М. Коваля

    IV

    Римский-Корсаков Н. 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»

    Чайковский П. «Не верь, мой друг»

    Испанская народная песня «Астуриана» в обр. М. де Фальи

    Баритон

    I

Кабалевский Д. Серенада Дон Кихота (на турнире) из му­зыки к кинофильму «Дон Кихот»

    Шуберт Ф. « К музыке»

Русская народная песня «Как во поле, по­люшке» в обр. Иванникова



    II

    Джордани Т. «Caro mio ben»

    Балакирев М. Обойми, поцелуй

    Украинская народная песня «Ой, на горi два дубки»

    III

    Верди Дж. Ариозо Жермона из оперы «Травиата»

    Дунаевский И. «Дорожная песня»

    Украинская народная песня «Добрий вечер тобi зелена дiброва» в обр. Н. Лысенко

    IV

    А.Рубинштей Второй романс Демона из оперы «Демон»

    Глинка М. «Попутная песня»

    Русская народная песня «Далеко, далеко степь за Волгу ушла» в обр. Е. Шендеровича

    Бас

    I

    Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

    Шереметьев А. «Я Вас любил»

    Венгерская народная песня «Близ деревни Бенедеки» в обр.Б.Бартока

    II

    Гулак-Артемовский С. Каватина Султана из оперы «Запорожец за Дунаем»

    Даргомыжский А. «Титулярный советник»

    Словенская народная песня «Хорошо весной!» в обр. М.Томца

    III

    Данкевич К. Рассказ Кривоноса из оперы «Богдан Хмельницкий»

    Даргомыжский А. «Я помню глубоко»

    Русская народная песня «Меж крутых бережков» в обр. Ю. Слонова

    IV

    Римский – Корсаков Н. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

    Глинка М. «Попутная песня»

    Украинская народная песня «Ой, на гору козак воду носит» в обр. Н. Лысенко


12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    1. Вопросы вокальной педагогики : сб. ст. / ред. Л.Дмитриев, А. Доливо, Д. Евтушенко. – Москва: Музгиз, 1962-1984. – Вып.1-7.

    2. Глинка, М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио / М. Глинка. – Москва: Кифара, 1997.

    3. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – Москва, 2000.

4. Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам / Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010.

5. Левидов, И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Электронное издание] / И. Левидов. – Режим доступа: http://www/belcantoschool.ru

    6. Менабени, А. Методика обучения сольному пению / А. Менабени. – Москва : Просвещение, 1987.

7. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. – Москва, 2002. – 496 с., ил.

8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – Москва : Изд-во ЛКИ, 2011. – 520 с.

    Нотная литература

1. Агин, М. С. Репертуарная вокальная энциклопедия. Арии / М. С. Агин. – Москва-Чебоксары, 2001. – 200 с.

2. Агин, М. С. Репертуарная вокальная энциклопедия. Романсы и песни / М. С. Агин. – Москва-Чебоксары, 2001. – 200 с.

    3. Ваккаи, Н. Metodo pratico di canto italiano per camera / Н. Ваккаи. – Италия: G. Ricordi & C., 2006.

    4. Вокализы для сопрано / сост. В.Томилина. – Москва, 1973. – Вып. 2

    5. Вокализы для тенора / сост. В.Томилина. – Москва, 1975. – Вып. 4

    6. Зейдлер, Г. «Искусство пения» ч. 1 и 2 Соч. 81 / Г. Зейдлер.– Москва, 1999.

    7. Конконе, Дж. 40 упражнений для баса и баритона с сопровождением / Дж. Конконе. – Москва, 1964.

    8. Конконе, Дж. Вокализы для сопрано и меццо-сопрано. Соч. 9 / Дж. Конконе. – Санкт-Петербург : Композитор, 2006.

    9. Ладухин, Н. М. Вокализы / Н. М. Ладухин. – Москва : Классика XXI, 2004.

    10. Мирзоева, М. Вокализы для высокого голоса с сопровождением / М. Мирзоева. – Екатеринбург, 2006.

    11. Панофка, Г. 24 этюда вокализа для контральто, баритона или баса с ф-п / Г. Панофка – Москва, 1961.

    12. Популярные русские романсы для голоса в сопровождении фортепиано: Сожженное письмо / авт.-сост. М.А. Шух. – Москва : Издательство АСТ; Донецк : «Сталкер», 2004. – 54 с. – Вып. 5.

    13. Прокофьев, С. Русские народные песни / С. Прокофьев. – Москва : Музыка, 1980.

    14. Романсы и песни для тенора в сопровождении фортепиано / сост. О.Далецкий. / Москва, 1978.

    15. Романсы и песни для баритона в сопровождении фортепиано / сост. О. Далецкий. – Москва, 1982.

    16. Соколовский, Н. 50 вокализов для среднего голоса / Н. Соколовский. – Москва, 1950.

    17. Соколовский, Н. 20 вокализов для сопрано / Н. Соколовский. – Москва, 1950.

    18. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано / сост. С. Фуки, К. Фортунатова. – Москва, 1971.

    19. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для тенора / сост. А. Кильчевская. – Москва, 1972.

    20. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для баса и баритона / сост. Г. Аден. – Москва, 1973.

    21. Человеческий голос как инструмент / Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: вокализы. Г. Зейдлер, Б. Лютген / сост. Е. И. Шевелева. – Москва: издательский дом «Композитор», 2006. – Вып. 2

    22. Песни, романсы, арии для женских голосов в сопровождении и без сопровождения фортепиано / хрестоматия для пения / сост. П. Понтрягин. – Москва, 1975.

    23. Песни, романсы, арии для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано / хрестоматия для пения / сост. П. Понтрягин. – Москва, 1977.

    24. Песни, романсы, арии для тенора в сопровождении фортепиано/ хрестоматия для пения / сост. П. Понтрягин. – Москва, 1979.

    25. Народные песни для высоких голосов в сопровождении фортепиано / хрестоматия для пения / сост. К. Тихонова, К. Фортунатова. – Москва, 1980.

    26. Хрестоматия вокальной музыки западноевропейских композиторов XVI-XX вв. / сост. А. Давыдова, Л. Дианова. – Москва: Кифара», 2005.

    27. Песни народов мира для голоса в сопровождении фортепиано/ хрестоматия для пения / сост. К. Тихонова, К. Фортунатова. – Москва, 1982.

    28. Хрестоматия для пения: в 2 ч. / сост. Т. М. Воеводина. – Кострома: Изд-во КГУ, 2000. – Ч. 1: Русские народные песни. – 73 с.

    29. Хрестоматия для пения: в 2 ч. / сост. Т. М. Воеводина. – Кострома: Изд-во КГУ, 2000. – Ч. 2: Народные песни зарубежных стран. – 72 с.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

    Класс (аудитория), оборудованный роялем, зеркалом. CD-DVD –проигрыватель для прослушивания аудио- и видеозаписей.


14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на певческое дыхание (костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, не перегруженным вдохом и экономным постепенным расходованием воздуха при фонации.

Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

Самостоятельная работа студента заключается в разучивании музыкального и поэтического текста, анализа вокального произведения. Для достижения наилучшего эффекта следует учить не только свою мелодическую линию, но и исполнять ее с аккомпанементом, для максимально точного слышания гармонии произведения. По возможности можно прослушать программу в исполнении известных исполнителей.

Отработка упражнений является обязательным для студентов, имеющих недостатки в работе голосового аппарата. Существуют специальные упражнения для преодоления определенных недостатков тембра голоса.

Студентам заочного отделения рекомендуется уделять особое внимание дыханию и положению гортани в пении. Гортань и дыхание в результате своей работы образуют звук певческого голоса, звук определенной высоты, силы и, частично, тембра. Здесь родятся основные отличительные качества певческого голоса, его вибрато, его металлический, звонкий оттенок – высокая певческая форманта.

Как вибрато, так и высокая певческая форманта, являющаяся наиболее существенной характеристикой звука певческого голоса, формируются в самой гортани в результате специально найденной координации в ее работе. Низкое положение гортани или оставление положение гортани в состоянии покоя обеспечивает свободное прохождение воздуха через голосовую щель, а также дает ощущение свободы мышц шеи, гортани, челюсти. Правильной атакой звука считается мягкая атака. Это, когда дыхание и включение в работу голосовых связок может происходить одномоментно и строго скоординировано, тогда получается так называемая мягкая атака.

Существуют общеизвестные правила организации певческого вдоха и выдоха. Для правильного вдоха используются разные типы дыхания (исключение составляет ключичное дыхание). Главное здесь, удобство. Например, если певцу нужно спеть длинную фразу диафрагматического типа дыхания может не хватить и нужно подключить также и грудное дыхание. Умеренно вдохнув, следует сделать краткую задержку дыхания, что позволит хорошо прочувствовать опору звука. На этой задержке вдыхательного состояния и надо атаковать звук, пользуясь тем видом атаки, который в данном конкретном случае наиболее целесообразен. Организация выдоха является очень важным моментом в голосоведении. Надо плавно подавать дыхание, не ослаблять его и не напирать, чтобы не разрушить найденной координации. Дыхание во фразе надо распределять так, чтобы звук все время был хорошо поддержан дыханием, и в конце фразы его было бы достаточно. После каждой спетой фразы хорошо сбрасывать остатки дыхания и только тогда начинать петь следующую фразу.

Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно распоряжается своим голосом. Под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильно опертое певческое голосообразование. Чувство опоры – субъективное ощущение и поэтому ощущается разными певцами по-разному. Одни считают, что это своеобразное ощущение как бы столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие же понимают под чувством опоры лишь определенную степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающую нужное воздушное давление голосовым связкам. У каждого певца индивидуальные ощущения опоры. Все зависит от путей контроля за звукообразованием.

В вокальной педагогике широко применяются термины «грудной и головной резонаторы». Голос при хорошем резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном – насыщен, «мясист». Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е. включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Но это не совсем правильно, т.к. хороший певческий звук предполагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или совершенно незначительное сообщение. Под головным резонатором следует понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски» (имеется в виду та часть лицевого скелета, которая прикрывается маскарадной маской). Головной резонатор – важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. Все пути через «мычание», «нычание», посредством гласного «и» и путем активизации смыкания связок – ведут к появлению головного резонирования.

В отношении грудного резонатора можно сказать, что грудное резонирование, т.е. ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все звукообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского голоса. Резонатором в акустическом понимании этого слова здесь могут быть трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно ощущаются певцом, если он приложит руку к любой ее части. Практически надо стремиться к такому звучанию, когда головной и грудной резонаторы отзвучивают одновременно.

Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более часа подряд. Во время урока делать небольшие перерывы. В занятиях следует использовать все факторы, способствующие снижению утомляемости: проводить урок интересно, творчески, увлекать музыкой, поддерживать высокий тонус занятия.

В процессе приспособления голоса к исполнению какой-либо хоровой партии, песни, романса или арии молодой певец не в состоянии пользоваться экономными, правильными и целесообразными движениями органов голосообразования. Чтобы при этом преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть звучности голоса, молодые певцы, не зная естественных возможностей своего голосового аппарата, часто насилуют и перегружают его. В результате они либо прямо срывают голос, либо, в лучшем случае, приобретают ряд вредных навыков, отрицательно отражающихся на качестве голосового материала. Сюда относятся тремолирование звука, напряженный, носовой или горловой его характер, гримасы лица при пении, напряженное состояние всего тела, набухание вен на шее, крикливость, плохая дикция и т.д.

Многие такого рода дефекты являются результатом неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте, в частности – у мальчиков во время мутации голоса, а также и в до- и послемутационном периоде. Будучи крайне восприимчивы и склонны к подражанию, дети часто перенимают у взрослых и старших товарищей их манеру пения, причем встречающиеся технические трудности преодолеваются ими в большинстве случаев путем вредных напряжений голосового аппарата или его отдельных частей. Дети обыкновенно стараются петь возможно более громко, значительно громче, чем это по силам их хрупкому голосовому аппарату.

В результате крикливого пения, исполнения непосильных вещей, а также «взрослой манеры» пения, дети вплетают в звучание своего голоса чуждые детской природе элементы. Таким образом, они приобретают ряд дурных вокальных навыков, портящих истинную природу голоса ребенка, его, так сказать, первичную основу.

Преподавателям пения в некоторых случаях удается путем голосовых упражнений достигнуть положительных результатов в смысле уменьшения тремолирования голоса и даже полного его исчезновения, то это, надо полагать, относится скорее к некоторым наиболее легким формам тремолирования. С другой стороны, этот факт нисколько не противоречит тому, чтобы считать тремолирование голоса за настоящую болезнь голосового аппарата: из литературы и наблюдений известно, что многие функциональные болезни голоса излечиваются благодаря правильной постановке голоса и рациональным упражнениям, так же как и то, что большое количество функциональных болезней голоса является результатом неправильного пения или нерационального метода обучения пению.

Присущую каждому голосу физиологическую вибрацию голоса изменить не удается, но уже сама работа в этом направлении, являясь насилием над голосом, очень вредно отражается на всем его звучании.

Выше уже было отмечено, что наиболее частой причиной заболевания голоса у детей является нерациональный голосовой режим детей: хрупкая детская гортань не в состоянии выдержать большую и неправильную нагрузку.

Участники хоровых самодеятельных коллективов, как и поющие дети, обычно не осматриваются ларингологом или фониатром со стороны состояния их голосового аппарата. Даже при поступлении в вокальные классы большинства специальных учебных заведений учащиеся далеко не во всех случаях подвергаются предварительному осмотру врача-специалиста (фониатра).

Среди профессиональных заболеваний голоса первенствующую роль, несомненно, играет фонастения (или нервные, функциональные болезни голоса). Под фонастенией принято обыкновенно обозначать болезни голоса, сопровождающиеся нарушением его функций без заметных, видимых глазу, объективных изменений в голосовом аппарате.

Причины, вызывающие такого рода болезни, очень разнообразны. На первом месте стоит неправильный голосовой режим: чрезмерное пользование голосом, перенапряжение голосового аппарата как следствие неправильной постановки голоса, злоупотребление крайним верхним и нижним диапазонами голоса, пение в несоответствующей голосу тесситуре, форсированное пение и т.д.

Дальнейшей причиной нервных расстройств голоса могут являться: нервные заболевания, нервные потрясения, истощение, малокровие, заболевания легких и верхнего отрезка дыхательных путей, ненормальности в области женской половой сферы, пение в менструальном периоде и т.п.

Функциональные расстройства голосового аппарата имеют особенное значение для певцов не только потому, что они количественно превалируют над иного рода болезнями голоса (например, заболеваниями воспалительного характера), но еще и потому, что они по самому своему существу являются крайне вредными для голоса и оказывают разрушающее действие на него.

В заключении нужно сказать, что певец сам является «музыкальным инструментом». Голос тогда звучит хорошо, когда человек здоров. Поэтому певец в жизни должен придерживаться определенного режима и выполнять правила общей гигиены. Прежде всего, следует беречь нервную систему. В зимне-весенний период необходимо следить за достаточной витаминизацией организма. В режим дня нужно обязательно включать физическую нагрузку: прогулки, неутомительный спорт. Зарядка и водные процедуры закаляют организм. Лучшая форма отдыха для певца – активный отдых на природе. Курение и алкоголизм – противопоказаны. Это яд для нервной системы, вызывающий, кроме того, местные реакции со стороны голосового аппарата.

Упражнения

    Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на legato, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без всякого напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без portamento («подъездов»), постепенно удлиняя и разнообразя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого. Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя технические возможности голоса. В ряду с вокально-техническими задачами, стоящими перед учащимися, - выразительное исполнение упражнений.

Вокальное упражнение преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития учащегося в процессе обучения с тем, чтобы они постоянно сопутствовали всей певческой деятельности вокалиста.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 9 Класс хорового дирижирования
Цель освоения дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования и народных инструментов»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования и народных инструментов»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Оркестрового дирижирования и народных инструментов»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconПресс-релиз
Горьковской-Нижегородской хоровой капеллы и хорового колледжа, создателя муниципального камерного хора «Нижний Новгород», многие...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconКрасноярская государственная академия музыки и театра
С 12 по 17 ноября 2012 года кафедра хорового дирижирования и кафедра сольного пения и оперной подготовки кгамиТ проводит Краткосрочные...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № …
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физика»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» icon«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» icon«Поликлиническая педиатрия»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Материаловедение»
...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» icon«лексикология»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Хорового дирижирования» icon«Иностранный язык»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры иностранных языков Ургпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск