Скачать 225.28 Kb.
|
Департамент образования Вологодской области бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Череповецкий техникум сферы обслуживания» РЕФЕРАТна тему: «Информационные технологии в общественном питании» Выполнила студентка 263 группы Салагаева Т.А. Череповец 2014 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Информационные технологии плотно проникают в нашу жизнь. Сейчас сложно найти сферу человеческой деятельности, в которой не задействованы вычислительные системы. Приходя в ресторан или в дорогое кафе, мы видим, что возле барной стойки стоит компьютер, на котором официанты вводят заказ, который впоследствии передается поварам. Такая система очень удобна, она позволяет экономить рабочее время официантов и сократить простои поваров. Но возникает вопрос – почему данная система не применяется в других заведениях общественного питания, ведь приходя в обычную столовую, из всей электроники мы видим только кассовый аппарат? Ответ очень прост – внедрение такой системы требует значительных финансовых затрат. Цена на известные решения начинается от 25 тысяч рублей за одно рабочее место и это без учета последующего обслуживания. Однако, если изучить уже существующие системы, можно заметить, что они довольно сложны и громоздки для небольших столовых. Эти системы включают множество компонентов, которые никогда не будут использоваться в небольших заведениях. Одна из приоритетных задач, которые сейчас ставят руководители организаций общественного питания - чтобы система не только помогала обслуживать гостей, но и предусматривала возможности для развития заведения: возможность делать различные дисконтные программы, программы лояльности, обслуживание постоянных клиентов. В нынешнее время актуальность автоматизации ресторана или другого заведения общественного питания настолько велика, что это вопрос не престижа, а необходимости. Внедрение новых систем позволяет компаниям увеличить свою прибыль на 10-40%, что говорит о том, что автоматизация быстро окупает себя за несколько месяцев. Это становится возможным за счет правильно подобранного торгового оборудования и специализированного программного обеспечения. Готовая информационная система может активно применяться сотрудниками предприятий питания, что обеспечит быстрый и удобный доступ необходимым данным, а также для быстрого обслуживания клиентов. В разработанную информационную систему просто добавлять, удалять данные и модифицировать ее структуру. Также база данных может быть доработана соответствующим программным обеспечением, направленным на поддержание информационной безопасности данных и защите данных от несанкционированного доступа. Цель работы: изучить информационные технологии в общественном питании. Задачи: - рассмотреть и изучить литературу, соответствующую теме работы; - определить теоретические основы информационных технологий в общественном питании; - изучить многообразие информационных технологий в общественном питании; - рассмотреть информационные технологии в общественном питании; - выделить проблемы и перспективы информационных технологий в общественном питании. Предмет исследования: информационные технологии. Объект исследования: общественное питание. Теоретическую базу исследования составляют научная и учебная литература по данной теме, публикации в специализированной периодической печати. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в информационной системе, степени охвата задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области. Рассмотрим, связь между информационными системами и информационными технологиями. Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории). Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой. Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. Таким образом, информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия. Таблица 1 - Классификация информационных технологий.
Информационные системы содержат информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации или в окружающей среде. Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для пользователей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или в физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую пользователи могут понимать и использовать. По источникам поступления информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация состоит из директивных указаний вышестоящих органов, различных материалов центральных и местных органов управления, документов, поступающих от других организаций и предприятий-смежников. Внутренняя информация отражает данные о ходе производства на предприятии, о выполнении плана, о работе цехов, участков служб, о сбыте производства. Все виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Управление без информации невозможно. Существуют формальные и неформальные организационные информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования этих данных. Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться. Такие системы необходимы для жизни организации. К информационным технологиям они имеют весьма отдаленное отношение. Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером и компьютерной программой, с одной стороны, и информационной системой – с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры – только часть информационной системы.[11, с. 204] Современный сектор общественного питания - это не просто место, где продают еду и выделяют место для её поглощения, это и красивый способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению, требует соблюдения санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, за учетным процессом, а также анализа транзакций, учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей. Удобство автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями, очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда Современные ИТ, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных повседневных, специфических для этого бизнеса операций. Во-первых, ИТ берут на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов (произвольно и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников продуктов и блюд (список ингредиентов может включать в себя как продукты, так и другие блюда - с любой степенью вложенности). Во-вторых, современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому блюду, списывают нужное количество продуктов и рассчитывают себестоимость блюд, рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В большинстве ИС заложены возможности ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты. В-третьих, ИТ значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации. Наконец, ИТ позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд, марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и проч.). Кроме того, в последнее время, наиболее динамично развивающееся направление прием платежных карт в оплату товаров и услуг. Несмотря на то, что российские граждане сравнительно недавно стали пользоваться этим популярным во всем мире платежным средством, все большее количество потребителей предпочитают расплачиваться с помощью платежных карт, заранее выбирая предприятия, обеспечивающие такую форму оплаты. Наличие электронного терминала, предназначенного для совершения операций с использованием банковских карт, на сегодняшний день, стало такой же необходимостью для объектов общественного питания, как и наличие кассового аппарата. Популярность пластиковых карт обуславливается теми широкими возможностями, которые они предоставляют держателю карточки, сочетая в себе безопасность безналичных расчетов, удобство и возможность проводить финансовые операции в любое время, в любом месте, при помощи различных средств и каналов связи. Положительные стороны автоматизации организаций общественного питания: - ускоряется работа персонала; - официанту проще принимать заказы от клиентов; - бухгалтеру или менеджеру проще следить за складскими остатками, сводить отчеты, составлять калькуляционные карты; - возможность провести проверку в любой момент снижают различного рода махинации персонала. Таким образом, можно сделать вывод, что автоматизация в общественном питании - это не просто бездумная трата денег больших организаций, это осознанный и просто необходимый шаг для предприятия, которое хочет перейти на более качественный уровень. Уровень, где снижается влияние человеческого фактора при обслуживании клиентов, где анализ показателей позволяет вести плановую деятельность, правильно распределять средства и ресурсы. Все это, в конечном итоге, приводит к повышению доходов предприятия общественного питания.
Общественное питание одно из перспективно развивающихся отраслей индустрии гостеприимства. Люди приходят в ресторан, кафе, столовую не только отведать изысканные блюда, но и отдохнуть, получить эстетическое удовольствие и просто пообщаться друг с другом. Достижение успеха в развитии любого бизнеса, в том числе и ресторанного, зависит от множества факторов, одним из которых является использование информационных технологий. Современные информационные компьютерные технологии, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных, специфических для этого бизнеса операций. В настоящее время для автоматизации предприятий общественного питания используют следующие системы автоматизации: «R-Keeper», «IikoChain», «1С-Рарус», «UNISYSTEM Ресторан», ,«X-КАФЕ», «Microinvest Склад Pro» и другие. Современный ресторан кафе, бар, клуб, отель – это, прежде всего, красивый и комфортный способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга. Организация подобного процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению и требует: соблюдения санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, за учетным процессом, анализа транзакций, учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов. Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей. Удобство автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так как информационные системы позволяют более оперативно осуществлять расчеты с посетителями, очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми необходимыми ингредиентами. Например, внедрение систем оплаты по пластиковым картам и депозитно-дисконтных систем, позволяет резко расширить возможности заведения ресторанного хозяйства, организуя совместные акции с ведущими банками. Системы не просто поддерживают безналичную форму оплаты, но и ведут учет постоянных и корпоративных клиентов, позволяют управлять системой скидок и бонусов, поддерживать удаленный доступ клиентов для формирования заявок и заказов. Большой потенциал получают всякого рода программы по повышению лояльности клиентов (скидки, бонусы, специальные предложения и т.д.), формирование постоянной клиентской базы. Целью автоматизации ресторанного бизнеса является повышение эффективности управления предприятием питания, ускорение скорости и качества обслуживания гостей, минимизация злоупотреблений персонала. Программы для автоматизации ресторана должны быть многофункциональным системами для повышения прибыльности и снижения издержек предприятия, легкими во внедрении и простыми в обслуживании. Автоматизация ресторана с помощью программ компании «1С-Рарус» позволяет оптимально сочетать все функции, необходимые для эффективного управления рестораном, предоставляя высокую надежность и качество. Программа «R-Keeper» предназначена для автоматизации продаж, обслуживания клиентов, работы кухни и баров, накопления и анализа данных по продажам и сервису за различные промежутки времени на предприятиях общественного питания и центрах индустрии развлечений. Накопленные данные используются в системах складского учета и бухгалтерского учета. Продукт "1С:Предприятие 8. Ресторан" предназначен для автоматизации процессов обслуживания посетителей на предприятиях индустрии питания и гостеприимства. С помощью этого решения могут быть автоматизированы одиночные и сетевые предприятия любых форматов и концепций: рестораны, кафе, бары, столовые, гостинично-ресторанные комплексы, развлекательные центры и другие предприятия питания. Программный продукт «IikoChain» - это решение для успешного управления как отдельным рестораном или кафе, так и ресторанной сетью и корпорацией в целом. Данная программа позволяет осуществлять отчетность в разрезе по ресторанам и общую отчетность ресторанной сети по продажам, производству, персоналу и финансам, а также управление остатками и складскими запасами на уровне всех подразделений. Программный комплекс «UNISYSTEM Ресторан» осуществляет централизованный товарный и финансовый учет предприятия, ориентированный на глобальный контроль движения товара и денежных средств. Система мониторинга торгового зала позволяет отслеживать все операции по обслуживанию клиентов официантами. Автоматизация ресторанного бизнеса позволяет исключить потери прибыли по причине человеческого фактора, увеличить скорость обслуживания клиентов и даже выработать маркетинговую стратегию бизнеса. Таким образом, только при формировании грамотно разработанной концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса, одной из которых являются информационные технологии, гарантирован успех в развитии деятельности предприятий общественного питания.
Продукт «1С:ШкольноеПитание» предназначен для автоматизации процесса управления питанием в школах, организациях начального и среднего профессионального образования и других организованных коллективах (оздоровительные лагеря, спортшколы и др.). Программа поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет, в том числе и через веб-браузеры. Программа адресована:
Основные функциональные возможности программы:
Конфигурация является полностью открытой, не содержит защищенных участков кода и не использует аппаратную защиту. Дополнительные функциональные возможности:
Выходные формы:
Возможности и преимущества «1С: ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ 8»ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ• Разработка и оформление блюд и типовых меню.• Расчет заказа продуктов поставщику.• Предварительная калькуляция стоимости блюд.ПОВСЕДНЕВНАЯ РАБОТА С МЕНЮ• Оформление меню-требования с расчетом стоимости и пищевой ценности, заменой продуктов.• Оформление меню на возврат и дополнительную выдачу продуктов.• Составление меню, печать меню для потребителей.• Ведение бракеражного журнала готовой продукции.УЧЕТ ПРОДУКТОВ• Заказ продуктов поставщику и ввод прихода от поставщика.• Автоматическое списание продуктов по калькуляции, с возможностью ручного списания.• Ведение остатков продуктов и инвентаризация.• Партионный учет складских единиц измерения, сроков хранения и санитарных сертификатов.КОНТРОЛЬ РАЦИОНА ЗА ПЕРИОД• Ведение ведомости анализа стоимости питания.• Ведение накопительной ведомости по расходу продуктов.• Ведение сводки по пищевой ценности рациона.СВЕДЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЕКартотека блюд с нормами закладки • продуктов, описанием технологии приготовления, сведениями о пищевой ценности.• Состав продуктов, требуемых для приготовления блюд, включает следующие сведения: нетто, брутто, отход холодной обработки, потери при кулинарной обработке, выход продуктов, структура технологических процессов.• Номенклатура продуктов с нормами отхода при холодной обработке и пищевой ценностью.• Виды кулинарной обработки продуктов с процентами потерь пищевой ценности.• Категории питающихся, по которым ведется учет стоимости и пищевой ценности продуктов.• Перечень характеристик пищевой ценности, изменяемого состава.• Рационы и циклические типовые меню к ним.• Продуктовые группы для контроля натуральных норм потребления, с указанием состава продуктов.• Подразделения питающихся и количество питающихся в них, с точностью до дня.• Все ранее составленные меню (калькуляции).• Приходно-расходные документы по продуктам.• Заказы продуктов поставщикам.• Инвентаризации.• Записи бракеражного журнала готовых изделий.• Справочники: склады (места хранения продуктов), поставщики, правила замены продуктов, приемы пищи, виды блюд, виды движения средств, виды калькуляций, виды операций перемещения товаров, виды цен, возрасты, сезоны, должности, единицы измерения, источники рецептур, ценовые группы.• Бухгалтерский, технологический и диетологический учет питания.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ• Расчет норм отхода холодной обработки с оформлениемакта проработки.• Ведение календаря типового меню.• Расчет характеристик пищевой ценности блюд по продуктам.• Выгрузка данных меню-требования во внешний файл для сдачи в централизованную бухгалтерию.• Ведение суммового и/или товарно-материального учета контрактов с поставщиками и потребителями (учет госконтрактов).
Перспективы на будущее достаточно оптимистичны. Хотя численность населения в России и является самой высокой среди стран Восточной Европы, число предприятий общественного питания, например, в Польше составляет 96 тысяч, что почти в два раза больше, чем в России – 54 тысячи в 2010 году. В западноевропейских странах, таких, как Испания и Италия, этот показатель почти в шесть раз выше, чем в России – соответственно 305 и 312 тысяч предприятий общественного питания. Таким образом, российский рынок общественного питания еще далек от насыщения. По прогнозам, он продолжит демонстрировать уверенный рост, на него придут новые игроки. Как российские, так и международные операторы рынка будут активно развиваться, используя франшизу и создавая совместные предприятия. Ожидается, что к концу 2015 года емкость российского рынка общественного питания достигнет $ 14,4 млрд без учета инфляции. Заключение Бизнес в сфере общественного питания, особенно в больших городах, последние несколько лет переживает значительный подъем, и неоценимую помощь в решении задач учета, управления и анализа деятельности предприятия оказывают современные системы автоматизации. Выбирая систему автоматизации для этого бизнеса, нужно учитывать, что на рынке представлено большое количество решений, каждое из которых имеет свои достоинства и недостатки. Подтверждено, что выбрать наиболее эффективное решение, не будучи специалистом, очень сложно. Оценить все плюсы и минусы различных программных продуктов можно лишь в практической деятельности. Но то, что сетевой общепит не может нормально функционировать без централизованного автоматизированного управления, не вызывает сомнений. И самая главная задача – научиться эффективно работать с выбранной системой автоматизации и извлекать из нее максимум выгоды. Сфера общественного питания за последние годы претерпела существенные изменения и доказала в целом свою высокую мобильность и конкурентоспособность. список литературы
|
Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учёт в общественном питании», который составлен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и с учётом требований... | Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании пот рм-011-2000 Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании (в дальнейшем Правил), стандартов Системы стандартов безопасности труда... | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов по литературе... Количество часов для специальностей «Организация обслуживания в общественном питании», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»... | Реферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Вирусы и Антивирусы» Пути проникновения вирусов в компьютер и механизм распределения вирусных программ | ||
Реферат по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности на тему: «Принтер» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Реферат по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности на тему: «Принтер» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Реферат по дисциплине: информационные технологии на тему:"Автоматизированные... Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ис. В развитых западных странах происходит... | Реферат по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Паспорт Основной профессиональной образовательной программы по специальности... Основной профессиональной образовательной программы по специальности 100114 (43. 02. 01) Организация обслуживания в общественном... | Реферат по дисциплине "Компьютерные и информационные технологии в... Реферат раскрывает тему «Стандарты в области работы с документами и систем электронного документооборота». Предмет рассмотрения в... | ||
Реферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему «Влияние... Республике Хакасия на 2013 год, утверждённого постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 28 декабря | Реферат на тему: «Современные информационные технологии в системе охраны здоровья» Второе направление – повсеместное и поэтапное внедрение в медицину информационных технологий. Именно за информационными технологиями... | ||
Реферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально... Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления... | Отчет о самообследовании саратов 2014 Специальностей 100114 Организация обслуживания в общественном питании (базовая подготовка) | ||
Российской федерации постановление Утвердить Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании согласно Приложению | Исследовательская работа на тему: «Недостаток белка в питании подростков» Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей |