Приложение 3 Конспект урока информатики с применением практико-ориентированных заданий на тему «Информационные процессы»
Организационная информация
| Тема урока
| Информационные процессы
| Предмет
| Информатика
| Класс
| 7
| Методическая информация
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Цели урока
| Доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества
| Задачи урока
| Образовательная: сформировать понятие об этапах и способах обработки информации человеком
Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков работы с информацией
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание чувства уверенности в себе
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока
| Знания, которые ученики актуализируют в ходе урока: виды информации.
Знания, которые приобретут: основные виды информационной деятельности человека, роль технических устройств на всех этапах работы с информацией, назначение носителей информации.
Формирование
учебно-организационных умений и навыков: умение работать по алгоритму, умение оценивать деятельность свою и одноклассников;
учебно-информационных: умение читать схему, диаграмму;
учебно-коммуникативных: умение вести учебный диалог, участвовать в дискуссии, умение логически излагать свои мысли;
учебно-интеллектуальных: умение осуществлять анализ, синтез, обобщение; умение использовать знания в стандартной и нестандартной ситуациях; умений использовать знания из других учебных дисциплин
Формирование качеств в ходе урока: внимательность, наблюдательность, уверенность в себе, дисциплинированность, уважение к мнению учителя и одноклассников
| Необходимое оборудование и материалы
| ПК, мультимедиапроектор
| Подробный конспект урока
| Ход и содержание урока
| Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Вводное слово учителя: «Все люди от природы стремятся к знанию…», - говорил Аристотель, великий философ Древнего мира. А знания начинаются со сбора сведений.
Игровой фрагмент с беседой: Давайте поиграем в игру «Угадай реакцию» и вспомним, какую информацию мы получим в каждой ситуации, какой орган чувства нам в этом помог и какова будет ответная реакция нашего организма.
Ваш сосед по парте ест на перемене лимон.
Рядом с вами раздается громкий хлопок.
Прямо перед вашим носом с крыши падает сосулька.
Вы входите в квартиру, пахнет пирогами с капустой.
Вам объявляют, что уроков не будет.
Вашим рукам горячо.
Учитель: Итак, во всех этих случаях речь шла об обработке неосознанной информации.
Мотивационное начало урока
Беседа: а теперь давайте поговорим с вами, что мы можем сделать с информацией осознанно.
Что нужно сделать, что информация появилась? (создать, найти, собрать)
У вас есть некоторая информация в голове (текст письма, мелодия в «голове», код к сейфу). Что вы можете с ней сделать? (забыть, передать, использовать)
Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (получить)
Что нужно сделать с информацией, чтобы сложить два числа, перевести текст с одного языка на другой, сделать коллаж? (обработать)
С помощью чего вы передаете друг другу информацию? (бумага, диск, телефон и др.)
Изучение нового материала с одновременным закреплением изученного
Учитель: На этих примерах мы с вами убедились, что с информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем.
Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы» (Слайд 1) Пишешь ты письмо, рисуешь мелом на асфальте или просто хлопаешь в ладоши – ты создаешь информацию. (Слайд 2) Получать и собирать информацию нам помогают наши органы чувств и специальные приборы (Слайд 3) Человек не только получает информацию, он ее еще постоянно стремится кому-нибудь передать, используя для этого различные средства. (Слайд 4, далее ссылка «История средств передачи информации»)
В процессе передачи всегда кто-то выступает в роли источника информации, а кто-то в роли приемника. В случае если возникнут помехи, информация может быть искажена или может совсем не дойти до приемника Закрепление.
Задание 1. Прочитав задачи, назовите, что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы? (Слайд 5)
Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась.
Бабушка недоглядела за пирожками, которые жарились на кухне (играла за компьютером), и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.
Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, она знает, что мама за это погладит, но только не по голове.
Задание 2. Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью. (Слайд 6)
Задание 3. Могут ли быть источниками информации животные? явления природы? (Слайд 7) Учитель: После того, как человек создал или получил, он стремится ее сохранить (Слайд 8), используя для этого разнообразные средства.
Ребята, где вы храните информацию, например, о том, как вас зовут и сколько вам лет? (Слайд 8, далее «История средств хранения информации») Учитель: Ну и, конечно же, мы с вами постоянно обрабатываем информацию (Слайд 10), решая какие-нибудь информационные задачи. Закрепление.
(Слайд 11) Составьте по краткой записи задачу и решите ее.
(Слайды 12, 13) В начальной школе работают кружки: математический, художественного творчества и мягкой игрушки. На диаграмме 1 отражено распределение учащихся, посещающих кружки, по классам, на диаграмме 2 – распределение по кружкам. Каждый ученик посещает только один кружок. Из анализа двух диаграмм определите, могут ли учащиеся вторых классов посещать только кружок мягкой игрушки?
В процессе обработки информации мы получаем новую информацию или меняем форму ее представления (Слайд 14. Ссылка «Изменение формы представления»).
Одним из процессов обработки, в результате которого меняется форма содержания информации, является кодирование информации (Слайд 14. Ссылка «Кодирование»). Учитель: А теперь я вам хочу представить информацию в виде фотосюжета. (Слайд 43)
Посмотрите внимательно, подумайте, какую информацию вы можете получить, и в каком виде она представлена. (автодорожные знаки, реклама на стенде и реклама кинофильмов, информация с автомобиля (реклама автошколы, сигнал поворота, ученик за рулем, 35 северо-западный регион, символ А – служебная машина и т.д.)
Поднимите руки те, кому перечисленная информация была лично доступна первоначально. Вы хорошо информированные люди.
Итак, графическая информация была представлена в виде закодированных символов: буквы, цифры, рисунки, цвета, фигуры и даже светящиеся объекты. Но, чтобы исполнителю распознать информацию, необходимо знание правил кодирования некоторой кодовой таблицы.
Рассмотрим несколько примеров кодирования информации в жизни человека (Слайд 44). Объясните их (дорожные знаки, штрих-код товара, азбука немых, формула площади треугольника, ДНК, нотная азбука, «пляшущие человечки»). (Слайд 45) Дайте определение кодирования (операция преобразования информации из одной формы представления в другую).
Дайте определение процессу, обратному кодированию.
Объясните примеры фрагментов кодовых таблиц. (Русский и английский языки, арабские и римские числа, азбука Морзе.) (Слайд 46) Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию.
(Слайды 47, 48) Демонстрация способов кодирования: азбуки Морзе и флажковой азбуки.
Закрепление.
(Слайд 49). Одним из способов кодирования является ребус. Отгадайте, что зашифровано? (обработка)
(Слайд 50). Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?
(Слайд 51). По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя (пятачок)
(Слайд 52). По первым буквам написанных слов прочтите новое слово (кролик)
Подведение итогов урока
Итак, давай те подведем небольшой итог урока.
Что нового вы сегодня узнали? Где вам пригодятся эти знания?
Какой вывод из материала урока вы можете сделать (Слайд 53)?
Рефлексия
Домашнее задание
| Проверка и оценивание ЗУНКов
| Проблемные вопросы, требующие подключение жизненного опыта учащихся и интеграции знаний из смежных дисциплин.
Задачи занимательного содержания
Практико-ориентированные задания
Задачи на развитие логики, наблюдательности и внимания
В конце урока оцениваются наиболее активные ученики
| Рефлексия деятельности на уроке
| Учитель: (Слайд 54) Ребята, а можно ли закодировать эмоции?
(Слайд 55) Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу.
Учащиеся показывают свои смайлики.
| Домашнее задание
| В ближайший выходной наблюдать за своими родителями и составить отчет с подробным описанием их участия в основных этапах обработки информации
| В помощь учителю
| Использованные источники и литература
| Литература:
Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
Ресурсы Интернет:
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php
| |