Скачать 66.73 Kb.
|
Васильева Лариса Дмитриевна, зам. директора по УВР, учитель информатики МОУ СОШ д. Кебячево Аургазинского района Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук.Урок информатики на тему: "Циклические алгоритмы"Раздел программы: "Алгоритмизация". Тема урока: "Циклические алгоритмы". Тип урока: урок с применением опорных конспектов. Вид: комбинированный урок. Технология: личностно – ориентированная. Класс: 5 Цели урока: 1.Обучающая цель: закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле с параметром в алгоритме и команды "повторить"; 2.Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей. 3.Воспитательная цель: развивать любознательность и познавательный интерес. 4.Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета. План урока:
Ход урока:1. Организационный момент. (1 мин)Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Дмитриевна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке вы узнаете очень много нового, интересного. Девизом нашего урока будут слова из песни «Если с другом вышел в путь», давайте споем 1 куплет этой песни Слайд №1 2. Мотивационное начало урока. (1 мин)Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Циклические алгоритмы», научимся составлять алгоритмы блок-схемой, в будущем вы научитесь составлять программы на языке программирования, а блок-схемы упрощают процесс составления программ. Может быть, кто-то из вас будет программистом. Закрепим умения выполнять алгоритм с ветвлением. Для достижения цели урока мы воспользуемся опорными конспектами, которые лежат на ваших столах. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. 3. Обобщение предыдущей темы. (10 минут)А теперь повторим материал прошлого урока. Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что в алгоритме могут встречаться действия, которые выполняются не всегда, а только при каком – то условии. Внимание. Вопрос: Как называется команда алгоритма, в котором проверяется условие? (Ответ: команда ветвления). Учитель: Она называется так потому, что в этом месте алгоритма возникает перепутье и нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это очень похоже на выбор, который делают богатыри в сказках. А сейчас прочитаем отрывок из русской народной сказки "Марья Моревна". (слайд №2) – Здравствуй, бабушка! – Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по – своей доброй воле аль по нужде? – Пришел заслужить у тебя коня – бегунца. – Изволь, царевич. У меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся... А теперь ответим на вопросы. Вопросы: 1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге? (Ответ: заслужить коня – бегунца). 2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти кобылиц три дня). 3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ: если убережет всех кобылиц). Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что команда ветвления полной формы записывается с помощью служебных слов "если…то…иначе..все". Работать будем по двое, воспользуемся опорным конспектом №1 (приложение 1) и впишем пропущенные команды алгоритма. Решение обсуждается вслух и демонстрируется на слайде №3 Учитель: Теперь внимательно рассмотрим опорный конспект №2 (приложение 1) и ответим на вопросы. Вопросы:
А теперь впишите недостающие команды в блок – схеме, работаем по двое. Проверяем (слайд №4) Вспомним башкирскую народную сказку «Карасай батыр» слайд №5 если унга барhaн то унырhын иначе улерhен все Молодцы, вы хорошо запомнили предыдущий материал, теперь перейдем к изучению новой темы. 4.Объяснение новой темы.Ребята, а теперь в тетрадях запишите число и тему урока «Циклические алгоритмы» Слайд №6 Ребята, для вас слово «цикл» незнакомое, поэтому давайте посмотрим его значение в словаре. Слайд №7 От греческого kyklos – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени (Новая иллюстрированная энциклопедия) Учитель: Ребята, я буду называть сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты, которые повторяются несколько раз. Если вы вспомните сказку, я спрашиваю, что в сказке повторяется и сколько раз. 1. Русская народная сказка "По щучьему велению". 2. "Репка". 3. "Колобок". По сказке «Колобок» слайд №8 Учитель: Ребята, обратите внимание на опорный конспект №3 (приложение 2). Так выглядит алгоритм событий в сказке. Вопросы: слайд №9 1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22) 2. Какие действия повторяются в одной и той же последовательности несколько раз? (Ответ: встречает, хотят съесть, поёт, убегает) 3.Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4 раза. В первый раз Колобок убегает от старика и старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя). А теперь, взгляните на опорный конспект №4 (приложение 2) и ответьте на вопросы. Вопросы: слайд №10 1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11) 2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким? (Ответ: Потому, что в нём появилось команда "повторить") Только команда "повторить" записана не полностью. Вопрос: А как можно назвать зайца, волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого из них можно назвать одним словом "зверь") Учитель: Давайте впишем это слово в команды 5 и 6: 5. Колобок встречает зверя 6. Зверь хочет съесть Колобка Учитель: Итак, назовите номера строк, которые повторяются (4,5,6,7). Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки 4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы). Список зверей в скобках означает, что при каждом очередном повторе слово "зверь" должно заменяться на очередное название из списка в скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким образом, команда "повторить" будет выполняться столько раз, сколько зверей перечислено в скобках. Слайд №11 Такие команды, которые создают повторение действий, называются циклом. Слово "зверь" является параметром цикла, а название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это значения параметра цикла. А сейчас, запишем в тетрадях определение цикла: (слайд №12) Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз. Затем учитель демонстрирует (слайд №13) (конспект №4) Решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением. Работа за компьютером Затем учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке. Приложение 3 (за компьютером) (слайд №14) Физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук). Разминка Ребята, угадайте слова с компьютерной «начинкой» Слайд №15 Ребята, а теперь закрепим полученные знания 5. Этап обобщения и закрепления изученного ( 6 минут)Работаем по сказке «Репка» (слайд №16) Учитель: Используя опорный конспект №5 (приложение 4) самостоятельно заполните опорный конспект №6 (приложение 4). Слайды №17,18, выполняют самостоятельно А теперь проверим слайд №19 Ребята, в окружающем нас информационном мире можно заметить очень много циклических алгоритмов. Например, вы все любите спорт, и смело можете повторять Пока я крепок и здоров Не вызываю докторов Слайд №20 Или Пословицы, в которых действия нужно выполнять много раз слайд №21 6. Подведение итогов, домашнее задание.Учитель: Итак, сегодня мы узнали, зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается команда "повторить" и в каком порядке выполняются команды цикла. Научились вставлять условия и команды в блок-схемы. Ещё раз повторим определение цикла. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз. Записывается домашнее задание: нарисовать блок – схему к сказке "Репка". Объявляются оценки ( с комментариями). Спасибо за урок! |
Тема: Циклические алгоритмы Выполнить дополнительное задание и задания без звездочки на листочке и принести на урок 14 ноября | Методическая разработка открытого урока по теме «Циклические алгоритмы» Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: комбинированный урок: закрепление изученных знаний и изучением новых понятий: линейные и циклические алгоритмы | Тема урока: Циклические алгоритмы Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | ||
Реферат по информатике и икт по теме: «Алгоритмы» Я выбрал тему учебно-методического комплекса «Алгоритмы», так как она является одной из главной тем в информатике | Реферат по информатике и икт по теме: “ Разветвляющиеся алгоритмы” Я выбрал тему: «Разветвляющиеся алгоритмы», потому что они очень часто применяются в алгоритмизации и программировании. Без знания... | ||
Методические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы» Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,... | Урок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.» Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения... | ||
Реферат на тему: Нечетко-логические модели и алгоритмы | Урок информатики в 9 классе (первый год обучения) Урок сопровождается слайдами презентации и мультимедийными фрагментами с cd-диска «Мир информатики» | ||
Республики башкортостан Повторение и обобщение материала по пройденным темам курса информатики (алгоритмы, кодирование, текстовый редактор, графический редактор,... | Конспект урока информатики на тему Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в» | ||
Урок по информатике в 10 классе Филимоненкова Л. В Поэтому при составлении программ по обработке массивов данных мы будем использовать знакомые уже вам циклические и ветвящиеся алгоритмические... | Реферат по дисциплине “Оценка недвижимости” на тему “Алгоритмы экономической... Алгоритмы экономической (кадастровой) оценки городских земель и территориально-экономического зонирования” | ||
Урок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса | Урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об однородных членах предложения” Ясной Поляне, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений, книги о доме-музее писателя,... |