Скачать 47.48 Kb.
|
Конспект открытого урока по дисциплине Информатика. Дата: 27.11.2007 Группа: 132 Тема урока: Моделирование как метод познания. Цели: - изучить понятия «модель», «моделирование»; - создать модели объектов в виде рисунка в графическом редакторе Paint. Задачи урока: - образовательные: вооружить студентов знаниями основных понятий по данной теме; сформировать умение создавать модель объекта по описанию с точки зрения определённого субъекта моделирования; - развивающие: развивать у студентов познавательный интерес и творческие способности; развивать навыки работы на компьютере; - воспитательные: воспитывать у студентов стремление к учебно – познавательной деятельности. Средства обучения: Технические: компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; электронная доска ActivBoard. Программные: программное обеспечение для электронной доски ActivStudio, графический редактор Paint. Наглядные: флипчарт по данной теме; муляжи и макеты различных объектов. Раздаточные: карточки с заданием; карточки с заданием для выполнения работы на компьютере. План урока
Ход урока
Запишите тему в тетрадь.
Человечество в своей деятельности (научной, технической, образовательной) призвано исследовать, узнавать окружающий его мир. Познание окружающей действительности происходит через исследование объектов реального мира. Что же такое объект? (на доске слайд 2) Расположите представленные изображения по группам предметы, процессы, явления. Запишите определение объекта в тетрадь. Объекты, которые нас окружают, делятся на: объекты мегамира, макромира, микромира (на доске слайд 3). Мы можем изучить, исследовать реальные объекты макромира (поставить перед собой, подержать в руках). Объекты мегамира и микромира, процессы в технике и обществе, явления в природе изучают через замену реальных объектов на другие объекты. Эти новые объекты называют моделями.
Рассмотрим понятие «модели». Перед вами несколько вещей. Ими вы пользуетесь на других занятиях. Это: - глобус (география); - географическая карта (география); - муляжи фруктов – яблоко, банан (изобразительное искусство); - геометрическая фигура – пирамида (математика); - молекулярная решетка метана (химия); - бюст человека (анатомия); - макет сердца человека (анатомия); - изображение молекулы метана в учебнике (химия);\ - изображение сердца человека в книге (анатомия). Это объекты? (Да). Это реальные объекты? (Нет). Это модели. Обратите внимание, модели отражают только некоторые, существенные свойства реальных объектов. С помощью моделей мы можем представлять не только предметы окружающего мира, а также процессы и явления (процесс получения бумаги и картона; электрическую цепь; солнечную систему; солнечную и пасмурную погоду). (на доске слайд 4) Запишите определение модели. (на доске слайд 5) Различные науки исследуют объекты под разными углами зрения и строят различные модели. Например, модель воды для химика – формула Н2О, для ребенка – изображение капли. А могут быть различные объекты описаны одной моделью? (Да). Например, в механике все материальные объекты обозначаются материальными точками. Запишите вывод в тетрадь. Выбор существенных свойств объекта зависит от субъекта моделирования. Субъект моделирования – это человек, создающий модель объекта. Представьте, что вы конструкторы. Перед вами стоит задача, создать модель поезда. Зададимся вопросом: «Для чего нужна модель поезда?». То есть ставим перед собой цели. (на доске слайд 6) Объект «поезд» имеет множество характеристик. Определим существенные из них в зависимости от субъекта моделирования. (на доске слайд 7) Разбейтесь на группы по два человека. Одна группа – эксперты. Их задача – дополнить ответы других групп. Остальные три будут определять модель и существенные свойства объекта, присущие данной модели. Три группы получают карточки с заданиями. В каждом задании выделен субъект моделирования. Все субъекты отличны друг от друга. Ваша задача: определить модель с точки зрения субъекта моделирования и записать существенные особенности этой модели и записать их на доске. Карточка № 1 СУБЪЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ: кассир по продаже билетов_________________ МОДЕЛЬ: _______________________________________________________________ СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА:___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Карточка № 2 СУБЪЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ: диспетчер________________________________ МОДЕЛЬ: _______________________________________________________________ СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА:___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Карточка № 3 СУБЪЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ: ребенок, играющий в поезд_________________ МОДЕЛЬ: _______________________________________________________________ СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА:___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Таким образом, мы можем сказать, что для каждого субъекта моделирования выделены свои, существенные свойства объекта. Запишите еще одно определение модели. (на доске слайд 8) Исходя из всего изученного выше, можем дать определение понятия «моделирование». Что такое моделирование на ваш взгляд? Запишите определение. (на доске слайд 9)
Для закрепления полученных знаний выполним работу на компьютере в графическом редакторе Paint. Задание. В соответствии с предложенной карточкой, на которой представлена информационная модель объекта, нужно изобразить объект с точки зрения указанного субъекта. Например, (на доске слайд 10) Таким образом, необходимо изобразить красно – синий мяч, большого размера. Результат выполнения задания таков: (на доске слайд 11) Задание понятно? Я приготовила для вас несколько карточек с заданиями. Присаживайтесь за компьютеры. 5. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями: модель, моделирование, составили модель предложенного объекта. Ответьте на вопросы. - что называют объектом? - что мы понимаем под моделью, моделированием? - что представляет собой субъект моделирования? - приведите примеры объекта и его модели. Задание на дом. Заполнить следующую таблицу для двух любых объектов. (на доске слайд 12) Спасибо за урок. |
Тема урока: «Моделирование лифа путем перевода нагрудной вытачки» Методы обучения: метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, частично проблемно-поисковый, метод упражнений | Решение кафедры Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием | ||
Урок по теме: «Моделирование как метод познания» Развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано... | Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт | ||
Тема урока Кол-во часов Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта (предмета,... Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Информационные модели. Методы моделирования | ||
Моделирование как метод познания Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности. И многовековой опыт... | Урок обществознания в 10 классе. Тема: Человек Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся... | ||
Тема урока: «Моделирование юбки» Моделирование – создание новой выкройки путем внесения изменений в выкройку основу | При правительстве российской федерации Сложно переоценить значимость такого метода теоретического познания как моделирование для развития экономикой теории | ||
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Тема урока Тип урока Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его... | ||
Урока по теме Тема урока Инструктаж по тб. Моделирование геометрических операций и фигур. Практическая работа №1 | Конспект урока тема урока «Метод сложения в решении систем линейных... Тема урока «Метод сложения в решении систем линейных уравнений с двумя переменными» |